Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х годов
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, потому, что она обеспечивает людей материальными условиями их существования – продуктами питания, одеждой, жильем и иными
Период от середины 60-х до середины 80-х гг. ХХ в., когда политическое руководство страны возглавил Леонид Ильич Брежнев, обычно именуют временем застоя – упущенных возможностей.
Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы.
На октябрьском (1964) Пленуме ЦК КПСС после резкой критики политики Н.С. Хрущева и освобождении его со всех занимаемых постов в партийном и государственном аппарате произошла смена руководства партии и страны.
Первым секретарём ЦК КПСС был избран Леонид Ильич Брежнев.
Председателем Совета Министров СССР был назначен Алексей Николаевич Косыгин.
Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Николай Викторович Подгорный.
Новое «коллективное руководство» оказалось перед лицом серьёзных трудностей, которые в последние годы правления Н.С. Хрущёва множились в результате непродуманных административных действий. Первые шаги нового руководства были предприняты под девизом «исправление волюнтаризма» в управленческой области и сельском хозяйстве.
С декабря 1964 г., была восстановлена вертикаль партийной власти. Вновь обозначился поворот к некоторой поддержке личных подсобных хозяйств: разрешалось восстановить их прежний размер, а позже даже увеличить его в 2 раза (до 0,5 га). Был отменён налог с лиц, имеющих скот, и разрешена продажа кормов владельцам скота.
Однако к этому времени слой связанных с землёй рабочих и служащих, а также колхозников, желающих в свободное время работать ещё и в личном хозяйстве, был почти полностью розмыт в результате резких колебаний политического курса в отношении крестьянского подворья. Ни о каком экономическом стимулировании личных хозяйств речь в то время не шла.
Между тем положение Л.И. Брежнева было неустойчивым. Внутри «коллективного руководства», выступившего против Н.С. Хрущёва, не было полного единства. В нём существовали две тенденции. Первая – консервативная и охранительная. Её главными представителями были М.А. Суслов и А.Н. Шелепин. Наиболее отчётливо она проявилась в идеологической политике, где «рецидивы» сталинизма с течением времени стали преобладать более выраженную форму.
Вторую тенденцию представляли приверженцы преобразований (А.Н. Косыгин, Ю.В. Андропов), которые ориентировались на проведение экономических реформ, освоение новых промышленных технологий и выход на мировой рынок, выступали за развитие самоуправления, прежде всего производственного.
Новое руководство КПСС, пришедшее к власти в середине 60-х гг., создало стабильный, несменяемый слой партийно-государственных чиновников. Теоретической основой политической системы стал курс на «возрастание руководящей роли партии». Возникла ситуация, когда для занятия любой руководящей должности, любого продвижения по служебной лестнице необходимо было иметь билет члена КПСС.
Сама КПСС состояла как бы из двух частей. Рядовые коммунисты практически были отстранены от принятия партийных решений и не могли влиять на положение дел. Приём в партию осуществлялся по разнарядке, в первую очередь принимались рабочие, доступ интеллигенции был затруднён. Выборы центральных органов были многоступенчатыми. Первичные организации выбирали депутатов на районные конференции, районные на городские, городские на областные, областные на съезде партии, а съезд выбирал ЦК. При такой системе решающая роль принадлежала аппарату. Формировалась наследственная партийно-государственная номенклатура (передача должностей «от отца к сыну»), ставшая руководящим слоем общества. Пребывание на руководящих постах становилось пожизненным.
В середине 1970-х гг., в стране начал утверждаться культ Л.И. Брежнева. В 1977 г., он совместил пост Генерального секретаря с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР, став уже номинально и главой государства. Л.И. Брежнев назначал на высшие посты своих друзей и родственников, руководящая партийно-государственная верхушка формировалась по клановому принципу.
Отказ от экономических методов управления и даже частичной децентрализации естественным образом привёл к существенному повышению роли центра и столичной бюрократии в принятии управленческих решений. За 1965-1985 гг., общая численность управленческого состава приблизилась к 18 мил человек, т.е., на каждых 6-7 работающих приходился 1 управленец. На содержание бюрократических структур ежегодно расходовалось до 10% госбюджета, а система льгот и привилегий для сотрудников аппарата всех уровней неуклонно расширялась.
Усиление бюрократизации было характерно и для развития партии, что вело к существенному изменению роли КПСС в политической системе общества. Хотя по-прежнему постоянно заявлялось о «неуклонном возрастании роли КПСС», значение членства в партии неуклонно снижалось и к середине 80-х гг., фактически превратилось просто в необходимый шаг в карьере. Быстрый численный рост КПСС способствовал «разбуханию» партийного аппарата, численность которого приблизилась к 500 тыс. Бюрократизация партийной вертикали привела к монополии аппарата в решении всех вопросов, а рядовые коммунисты были превращены в заурядных статистов, что проявлялось на всех уровнях – от собраний первичных организаций до партийных съездов.
Экономическая политика времён Л.И. Брежнева была весьма противоречива. С одной стороны, экономическое развитие СССР было достаточно устойчивым. Советский Союз опережал США и страны Западной Европы по таким показателям, как добыча угля и железной руды, нефти, цемента, производство тракторов, комбайнов. Но что касается качественных факторов, то здесь отставание было на лицо. Наблюдалось падение темпов экономического развития. Советская экономика стала невосприимчивой к инновациям, очень медленно осваивала достижения науки и техники. Диспропорции в развитии отраслей народного хозяйства на протяжении 1970-80-х гг., стремительно увеличиваются. Вся система начинает функционировать на основе исключительно административных методов, из года в год, воспроизводя один и тот же цикл решений, невзирая на изменения в мировой экономике и стараясь не замечать признаки стагнации.
С экономическими рычагами управления народным хозяйством, даже в их половинчатом исполнении, было покончено. Причиной этого стал ряд факторов, но главным их них, по всей видимости, было потрясение политического руководства СССР, испытанное в связи с Пражской революцией 1968 г.
Чехословацкий кризис более чётко обозначил зависимость между экономическими реформами и неизбежными политическими изменениями системы советского типа. Кроме того, важную роль сыграл ещё ряд внешнеполитических событий, укрепивших уверенность советского руководства в росте военной угрозы со стороны США. Всё это привело в начале 1970-х гг., к усилению консервативных тенденций, что вполне соответствовало взглядам Л.И. Брежнева, ставшего безусловным лидером на советском политическом олимпе.
По мере централизации и бюрократизации лавинообразно увеличивалось число подзаконных актов, которых к середине 1980-х гг., насчитывалось уже до 200 тыс., а число плановых показателей в это же время выросло до 1,5 тыс. Регламентировался буквально каждый шаг хозяйственников, самостоятельность предприятий была полностью ликвидирована.
На протяжении длительного исторического периода господствовал примат тяжелой индустрии. При распределении капитальных вложений между отраслями плановые органы допускали явные диспропорции в пользу тяжелой промышленности. Достижения науки в области тяжелой промышленности не распространялись на легкую промышленность. При этом главное внимание уделялось производственным задачам, а социальные проблемы отодвигались на задний план.
Советский Союз в середине 1970-х гг., столкнулся со всем комплексом проблем постиндустриального развития. Так, недостатки и перекосы экстенсивной экономики всё больше и больше усугублялись в результате отсутствия ресурсосберегающих технологий, больших затрат на транспортные расходы из-за огромной территории страны и отсутствия дорожной сети должного уровня. Неэффективные, искусственные хозяйственные связи, лишенные стимулов саморазвития, продолжали сохраняться. Высокой осталась доля ручного труда. Личная заинтересованность в результатах труда была слабой. Низким оставался уровень сферы обслуживания – сервиса, который в народе называли «ненавязчивым». Как следствие, стала складываться подпольная сфера услуг.
Вопиющие недостатки экстенсивного хозяйствования могли бы ещё «рассосаться сами собой», как это бывало в прежние годы, за счёт привлечения дешевой рабочей силы в порядке принуждения или под эгидой трудового энтузиазма. Но в 70-80-е гг. ХХ века, страна подошла к исчерпанию главного источника экстенсивного экономического роста – людских ресурсов. Массовым пороком советского общества по-прежнему оставалось пьянство. Государство в этом отношении проводило двойственную политику. С официальных трибун декларировалось необходимость борьбы с этим вековым злом.
Пьянство в 1960-е гг., оценивалось как «пережиток прошлого», проявление «распущенности, плохого воспитания и подражание обычаям и привычкам, унаследованным от прошлого». Кампании по борьбе с пьянством, особенно на производстве, призваны были победить пьянство быстро и исключительно административно-принудительными мерами. Вместе с тем социальные причины явления изучалось слабо.
Главным достижением социальной политики в этот период (1964-1984 гг.) стало государственное бесплатное жилищное строительство 55 млн. чел. получили бесплатное или по льготным кредитам жильё. К началу 1980-х гг., 80% семей имели отдельные квартиры. Но в стране продолжалась быстрая урбанизация. В начале 80-х гг. ХХ века, в городах проживало уже 2/3 населения страны. Доля сельского населения сократилась до 12%. Особенно быстро росло население крупных городов, рабочих поселков. Потребность городских предприятий в работниках тяжелого, неквалифицированного труда была очень высока. Тогда предприятия, выпускавшие важную для народного хозяйства продукцию, стали использовать лимитчиков, т.е., работников без городской прописки, которым через определенное количество лет предоставлялись постоянная прописка в городах и жилье.
Неотъемлемой частью жизни советского человека стали очереди. Сначала вставали в очередь, а потом уже спрашивали: «А что дают?» На посещение магазинов для приобретения необходимого минимального ассортимента каждый день в среднем уходил час. Чтобы собрать ребёнка в школу, уходило 2-3 дня стояния в очередях за обычными школьно-письменными товарами и предметами детской одежды. Перед праздниками и выходными очереди увеличивались, поскольку торговля была рассчитана на обычное потребление. Одним из самых распространённых средств борьбы с очередями стали всевозможные распродажи промышленных товаров и продовольственных заказов по месту работы.
Рождаемость в стране снижалась. Людские ресурсы страны все больше истощались. Перемещение сырьевой базы в суровые и труднодоступные районы Севера и Сибири делали добычу и доставку природных ресурсов более затратными, чем ранее. В период 10-й пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники в производство выполнены не были. Современные производства составляли небольшую часть экономики страны, но они работали на военные заказы. К середине 1980-х гг., наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях. Директивная экономика себя исчерпала.
Причины замедления социально-экономического развития общества до сих пор не исследованы должным образом. Но одна из них представляется бесспорной – неэффективность политического руководства страны, его неспособность ответить на вызов времени. Возникли проблемы в межнациональных отношениях. За годы советской власти в республиках были созданы благоприятные условия для формирования национальной интеллигенции. К 1970-м гг. во всех республиках сформировалась молодая, сильная интеллигенция с обострённым чувством национального самосознания. Национальная интеллигенция стала требовать от Москвы расширения сети школ с преподаванием на родном языке, в республиках возникло движение за сохранение исторических памятников и национальных традиций.
Естественно, что такое ненормальное состояние экономики шло вразрез с потребностями общества. Возникали механизмы самостоятельной регуляции, которые должны были компенсировать те или иные её недостатки. Одним из таких механизмов стала «теневая экономика». Когда говорят о «теневой экономике» этого периода, то обычно имеют в виду всю совокупность экономических и социальных отношений, находившихся за рамками правового пространства. Вне «правового поля» находились социально-экономические отношения, которые были характерны для двух разных по значению и характеру групп. К первой довольно многочисленной по составу группе, относились лица, занимавшиеся частной трудовой деятельностью.
Государство, пытаясь уменьшить напряжённость на товарном рынке, начинает закупать на «нефтедоллары» за границей потребительские товары. Однако дефицит продолжал сохраняться. К тому же стал обостряться жилищный вопрос. Всё это вело к росту социального недовольства.