Практическая работа №1 «СССР к началу 1980-х гг. Внутренняя политика»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для практических занятий

учебной дисциплины ОГСЭ. 02 История

Для всех специальностей

Согласовано с Методической комиссией ОГСЭ   Протокол № _____ от «__» _____________2016 г. Председатель методической комиссии ______________ Л.В.Шулепова Разработана на основе ФГОС специальностям 08.02.07; 08.02.09; 13.02.07; 15.02.07; 15.02.08; 22.02.06; 23.02.01; 23.02.03 Рабочей программы учебной Дисциплины ОГСЭ.02 История

Разработала преподаватель ГБПОУ ДТК Л.В.Шулепова

Содержание

Пояснительная записка
Перечень практических работи семинарских занятий по дисциплине ОГСЭ.02 История
Практическая работа № 1
Практическая работа № 2
Практическая работа № 3
Практическая работа № 4
Практическая работа № 5
Практическая работа № 6
Практическая работа № 7
Практическая работа № 8
Практическая работа № 9
Практическая работа № 10
Практическая работа № 11
Практическая работа № 12
Практическая работа № 13
Практическая работа № 14
Практическая работа № 15
Практическая работа № 16
Семинарское занятие № 1
Семинарское занятие № 2
Семинарское занятие № 3
Семинарское занятие № 4
Семинарское занятие № 5
Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию
Методические рекомендации по работе над сочинением-эссе
Методические рекомендации по составлению логических схем блоков знаний
Методические рекомендации по созданию презентации
Методические рекомендации по составлению плана
Методические рекомендации «Как сформулировать определение нового понятия»
Методические рекомендации по составлению хронологической таблицы
Методические рекомендации «Как сделать выводы по прочитанному тексту»
Методические рекомендации по заполнению исторических таблиц
Методические рекомендации по выполнению конспекта
Методические рекомендации по выполнению тестов

Пояснительная записка

Практическое занятие относится к основным видам учебных занятий и

направлено на формирование учебных и профессиональных умений, освоение общих и профессиональных компетенций.

Состав и содержание практического занятия , направлены на реализацию требований ФГОС СПО к уровню подготовки выпускников и определяется его ведущей дидактической целью − формирование практических учебных и профессиональных умений.

При проведении практических занятий использованы различные формы организации работы студентов: фронтальную, групповую, индивидуальную. Каждая из них позволяет решать определенные дидактические задачи: разнообразить работу студентов, повышать ответственность каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ, повышать качество подготовки студентов.

В ходе практических занятий предусматривается работа студентов по выполнению конспектов и тестов, заполнению таблиц, составлению развернутых планов, подготовке презентаций и другие виды деятельности.

Тематика, содержание и количество часов, отводимое на практические занятия, зафиксированы в рабочей программе учебной дисциплины. Состав практических заданий планируется с таким расчетом, чтобы за отведенное время студенты смогли их качественно выполнить.

В методических материалах раскрыты основные требования, определяющие: условия проведения практических занятий; состав и содержание материалов, необходимых преподавателю для проведения практических занятий; основные этапы проведения практических занятий ;структуру оформления практических занятий; формы отчетности.

В современном образовании одним из основных видов практических занятий по различным наукам является семинар, так как представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления общения.

Семинар - это такая форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством учителя делают обобщающие выводы и заключения.

Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от учащихся довольно высокого уровня самостоятельности в работе с литературой - умение работать с несколькими источниками, осуществить сравнение того, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, сделать собственные обобщения и выводы. Как уже отмечалось, при подготовке к семинару и в процессе его проведения к учащимся предъявляют более высокие требования в плане их самостоятельности, инициативы, уровня развития их умения работать с учебной литературой, что и создает более благоприятные условия, чем на обычном уроке, для организации дискуссий, создания индивидуальной и коллективной работы учащихся, повышает уровень их осмысления и обобщения изученного материала.

Комплексность данной формы занятий определяется тем, что в ходе его проведения сочетаются выступления обучающихся и преподавателя; положительное толкование (рассмотрение) обсуждаемой проблемы и анализ различных, часто дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся и разъяснение (консультация) преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков умения ее использовать в практической работе.

Критерии оценки выполнения практических работ.

1. Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

2. Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2–3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.

3. Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

4. Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые обучающийся не может исправить даже по требованию преподавателя

Перечень практических работ и семинарских занятий по дисциплине ОГСЭ.02 История

Практические работы:

1. «СССР к началу 1980-х гг. Внутренняя политика»

2. «Внешняя политика СССР»

3. «Дезинтеграционные процессы в СССР»

4. «Распад СССР и образование СНГ»

5. «Конфликты на территории бывшего СССР в 1990-е гг.»

6. «Участие международных организации в разрешении конфликтов»

7. «Планы НАТО в отношении России»

8. «Россия на постсоветском пространстве»

9. «Внутренняя политика России на Северном Кавказе»

10. «Изменения в территориальном устройстве РФ»

11. «Россия и единое образовательное пространство»

12. «Россия и западная система ценностей»

13. «Национальные традиции и «свобода совести» в России»

14. «Перспективы развития РФ на современном этапе»

15. «Политическое развитие РФ»

16. «Экономическое развитие РФ»

17. «Развитие культуры в РФ»

Семинарские занятия:

1. «Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура»

2. «Восточная Европа во второй половине 1980-х гг..»

3. «РФ в планах международных организаций. Конкуренция и сотрудничество»

4. «Процессы глобализации и Россия».

5. «Политкультурность» и экстремистские движения»

С НАЧАЛОМ ПЕРЕСТРОЙКИ

во внешней политике СССР произошли серьёзные изменения. В её основу легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире.

Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из Афганистана в 1989 г. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч президента М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем. С президентом США Рональдом Рейганом Горбачёв с 1985 по 1988 год провёл четыре большие двусторонние встречи, которые знаменовали существенное потепление отношений между СССР и Западом. (1985г. - в Женеве, 1986г. – в Рейкьявике, в 1987- в Вашингтоне, в 1988г. – в Москве). 2—3 декабря 1989 года на фоне крушения коммунистических режимов и бурных перемен в Восточной Европе, падения Берлинской стены состоялась встреча Горбачёва и нового американского президента Дж. Буша-старшего на Мальте. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений(СНВ-1). Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения. В 1990 г. было заключено соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств.

Горбачёв - первый советский лидер, совершивший государственный визит в Италию и Ватикан. Первые переговоры на высшем уровне состоялись в Риме 29-30 ноября 1989 года, они окончательно подвели черту под периодом недоверия и натянутых отношений, связанных с участием Италии в гитлеровской коалиции. 1 декабря 1989 года Горбачёв был принят Папой Иоанном Павлом II, второй раз президент СССР посетил Ватикан 18 ноября 1990 года. Эти встречи оказали влияние на отношение Горбачёва к христианским ценностям, спустя полтора месяца, 7 января 1991 года православное Рождество было объявлено в СССР государственным праздником—выходным днём. При президенте Горбачёве 15 марта 1990 года Советский Союз и Ватикан впервые установили дипломатические отношения и обменялись посольствами

В 1989—1990 годы Горбачёв сыграл ключевую роль в объединении Германии, В московском Договоре об окончательном урегулировании с Германией, который согласовал Горбачёв и от имени СССР 12 сентября 1990 года подписал министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе, зафиксировано, что в восточной части Германии, на территории бывшей ГДР, не станут создаваться новые военные структуры НАТО, развёртываться дополнительные войска, не будет размещаться оружие массового уничтожения. Данные обязательства соблюдаются и в XXI веке. О расширении же НАТО на восток в московском Договоре 1990 года ничего сказано не было: выбор США и их союзников в пользу расширения Североатлантического альянса на восток окончательно сформировался в 1993 г.

13 апреля 1990 года, во время визита в Москву президента Польши В. Ярузельского произошло официальное признание ответственности руководителей СССР за трагедию в Катынив 1940г., когда НКВД были расстреляны почти 22 тыс. польских солдат и офицеров

21 ноября 1990 г. СССР и 35 государства Европы, США и Канада подписали «Парижскую хартию», где в качестве формы продвижения к объединённой Европе предполагалась возможность создания Совета Безопасности для Европы.

Перестройка, новое отношение советского руководства к западным соседям СССР как к равным партнерам, отказ от политики «ограниченного суверенитета» – все это создало новые условия для борьбы за демократическое переустройство восточноевропейских стран. В 1989 г. в странах Центральной и Восточной Европы произошли антикоммунистические перевороты. За несколько месяцев были смещены просоветские коммунистические режимы. Процесс начался с Польской Народной Республики, за этим последовали массовые протесты, приведшие к смене власти в ГДР, Чехословацкой Социалистической Республике и Народной Республике Болгария, а также реформы, осуществлявшиеся по инициативе коммунистических властей в Венгерской Народной республике. Смена власти прошла ненасильственным путём. В Румынии, в отличие от других стран Восточной Европы произошло вооруженное восстание.

Приход к власти в странах Центральной и Восточной Европы прозападных сил привел к разрушению сферы влияния СССР и резкому изменению баланса сил в Европе и в мире. На саммите на Мальте 3 декабря 1989 года лидеры США и СССР объявили об окончании холодной войны. В июле 1990 года канцлер объединяющейся Германии Гельмут Коль обратился к Михаилу Горбачёву с предложениями снять возражения по вхождению объединённой Германии в НАТО в обмен на экономическую помощь. В ноябре 1990 года на саммите в Париже, фактически, было объявлено об окончании холодной войны[8].

1 июля 1991 года на встрече в Праге официально распущена Организация Варшавского договора. На саммите в тот же месяц Джордж Буш (старший) и Михаил Горбачёв объявили о советско-американском стратегическом партнёрстве. Президент США особенно отметил содействие СССР, оказанное во время войны в Персидском заливе.

Прекращение «холодной войны» вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией ОВД не привели к желаемому всеобъемлющему миру на основе «нового политического мышления». Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР, не только не был распущен, но еще более укрепился.

Межнациональные конфликты

В последние годы существования СССР на его территории разгорелся ряд межнациональных конфликтов, перешедших после его распада в фазу вооружённых столкновений:

· карабахский конфликт — война армян и азербайджанцев за Нагорный Карабах;

· грузино-абхазский конфликт — конфликт между Грузией и Абхазией;

· грузино-южноосетинский конфликт — конфликт между Грузией и Южной Осетией;

· осетино-ингушский конфликт — столкновения осетин и ингушей в Пригородном районе;

· Гражданская война в Таджикистане — межклановая гражданская война в Таджикистане;

· Первая чеченская война — борьба российских федеральных сил с сепаратистами в Чечне;

· конфликт молдавских властей и сепаратистов в Приднестровье

Число погибших в межнациональных конфликтах в 1988-96 годах составляет около 100 тыс. человек. Число беженцев в результате этих конфликтов составило не менее 5 млн человек.

Ряд конфликтов так и не привели к полномасштабному военному противостоянию, однако продолжают осложнять обстановку на территории бывшего СССР до сих пор:

· трения между крымскими татарами и местным славянским населением в Крыму;

· положение русского населения в Эстонии и Латвии;

· государственная принадлежность Крымского полуострова.

Распад рублёвой зоны

Раздел Черноморского флота

Несколько лет флот сохранял неопределённый статус и служил источником трений между двумя государствами. Статус бывшего Черноморского флота СССР был урегулирован только в 1997 году с его разделом между Россией и Украиной. 12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.

Оценки

Оценки распада СССР неоднозначны.

Противники СССР в холодной войне восприняли коллапс СССР как свою победу. В связи с этим, в США, например, можно часто услышать разочарование в победе: проигравшие войну «русские» по-прежнему являются ядерной державой, защищают национальные интересы, вмешиваются во внешнеполитические споры и так далее. «Проигравший не проиграл… проигравший не считает, что проиграл… и не ведёт себя так, как потерпевший поражение с самого 1991 года», — сказал бывший командующий стратегическими ядерными силами США генерал Юджин Хабигер в интервью, показанном в телепередаче на канале CNN.

По мнению обозревателя The New Times, «язык очень тонко чувствует общественные настроения: в России мало кто говорит о „распаде“, у нас словесным клише стал „развал СССР».

25 апреля 2005 года Президент России В. Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации назвал распад СССР «крупнейшей геополитической катастрофой века»:

Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию.

Аналогичное мнение в 2008 году высказал президент Белоруссии А. Г. Лукашенко:

Развал Советского Союза был величайшей геополитической катастрофой 20 века, в первую очередь, из-за разрушения существовавшей системы биполярного мира. Многие надеялись, что окончание «холодной войны» станет избавлением от больших военных расходов, а высвободившиеся ресурсы будут направлены на решение глобальных задач — продовольственных, энергетических, экологических и других. Но эти ожидания не оправдались. На смену «холодной войне» пришла ещё более ожесточенная борьба за энергоресурсы. По сути, начался новый передел мира. В ход идут любые средства, вплоть до оккупации независимых государств

По мнению американского политолога и социолога Збигнева Бжезинского:

Короче говоря, Россия, являвшаяся до недавнего времени созидателем великой территориальной державы и лидером идеологического блока государств‑сателлитов, территория которых простиралась до самого центра Европы и даже одно время до Южно‑Китайского моря, превратилась в обеспокоенное национальное государство, не имеющее свободного географического доступа к внешнему миру и потенциально уязвимое перед лицом ослабляющих его конфликтов с соседями на западном, южном и восточном флангах. Только непригодные для жизни и недосягаемые северные просторы, почти постоянно скованные льдом и покрытые снегом, представляются безопасными в геополитическом плане.

Первый президент России Б. Н. Ельцин в 2006 году подчёркивал неизбежность распада СССР и отмечал, что, наряду с отрицательными, нельзя забывать о его положительных сторонах:

Но все-таки не стоит забывать, что в последние годы в СССР людям жилось очень тяжело. И материально, и духовно, — добавил он. — Все сейчас как-то забыли, что такое пустые прилавки. Забыли, каково это — бояться высказать собственные мысли, идущие вразрез с «генеральной линией партии». А забывать это ни в коем случае нельзя.

Аналогичное мнение неоднократно высказывал и бывший председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, отмечавший, что гордится своим участием в подписании Беловежских соглашений, которые оформили фактически распад СССР.

В апреле 2016 года на встрече со студентами в Московской школе экономики МГУ Михаил Горбачев признал свою ответственность за распад Советского Союза:

Я старался сохранить, но сделать не сумел. <...>Нет, я считаю, что я вот за это несу ответственность. Меня же никто не снимал с работы, я сам ушёл, потому что не мог с ними справиться

Согласно данным шестой волны регулярных международных опросов населения в рамках программы «Евразийский монитор» (2006 год), о распаде Советского Союза сожалеют 52 % опрошенных жителей Белоруссии, 68 % — России и 59 % — Украины. Согласно украинскому общенациональному опросу, проведенному Институтом социологии НАН Украины летом 2015 года, во всех регионах страны кроме западного распад СССР был назван одним из самых негативных исторических событий

Практическая работа № 4 «Распад СССР и образование СНГ»

Цель работы :

Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв

Задачи:

- Углубить ранее полученные знания о политическом развитии СССР в начале 1990-хгг. И его распаде

- формировать умение выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических проблем

- воспитывать у студентов уважение к истории своей страны

Оборудование:

1. Методические рекомендации по работе со схемами(слайд)

2. История России. ХХ - начало ХХI в. Учебник для 11 класс Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А.5-е изд. - М.: 2007.

3. Компьютер, проектор, экран

Ход работы:

1. Ознакомьтесь со слайдом «Методические рекомендации по составлению логических схем блоков знаний»

2. Изучите текст учебника История России. ХХ - начало ХХI в. Учебник для 11 класс Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. на стр .397-406

3. Выполните схему «Процесс распада СССР»

4. Выполните тест «Дезинтеграционные процессы в СССР»

5. Сдайте работу на проверку преподавателю

ЭЙФОРИЯ 90-Х

НАТО в 1991 году предложило всем странам бывшего Варшавского договора более близкое политическое и военное сотрудничество. Предшествовало этому шагу историческое заседание НАТО во главе с генсеком Манфредом Вернером в Лондоне в 1990 г. На этом заседании была принята известная Лондонская Декларация о преобразованном Североатлантическом союзе, т.е. о рождении нового НАТО. М. Вернер объявил об окончании холодной войны и необходимости преодолеть цикл войны и мира, терзавший Евро-Атлантику столетиями. В Лондонской Декларации было записано: «Наш Североатлантический союз должен в еще большей степени быть агентом перемен. Он может помогать создавать структуры более единого континента, поддерживая безопасность и стабильность силой нашей общей веры в демократию, права личности и мирное разрешение споров».

Именно тогда НАТО впервые протянуло руку дружбы странам ОВД и предложило СССР, Чехословакии, Венгрии, Польше, Болгарии и Румынии установить дипломатические официальные отношения и тесное военное сотрудничество с Альянсом.

Уже с 1991 года намечалось стратегическое партнерство, общий путь сотрудничества, диалога и взаимодействия НАТО и СССР, до его распада в декабре. Важно упомянуть, что Советский Союз был одним из основателей Совета евро-атлантического партнерства (СЕАП). Тогда же начался взаимный обмен делегациями. Этот период с 1990 до 1997 гг. можно обозначить как «период эйфории» в отношениях России и НАТО. Обе стороны выразили политическую волю к сближению, заявив, что бывшие противники стали партнерами. Это был очень важный психологический шаг, и в декларации СЕАП было записано, что бывшие страны Варшавского договора и НАТО не рассматривают друг друга как противников.

Несмотря на все трудности, которые Россия пережила после распада СССР в период создания СНГ, Россия оставалась стратегическим игроком Европы и стратегическим игроком евро-атлантического пространства. Сближение и диалог в первоначальном формате продлились до 1993 г., а потом наступила некая неразбериха, хаос. Было непонятно, как НАТО координировать работу со странами бывшего соцлагеря и стран-ми СНГ, которые имели политическую волю к сближению, но по-разному представляли будущее сотрудничество. В Альянсе думали, какую площадку создать для структурного диалога и военного практического сотрудничества. И американский Конгресс вышел в конце 1993 г. с идеей начать программу «Партнерство ради мира». Россия стала участником этой программы с 1994 г.

После этого шага Россия выразила добрую волю в решении вопросов безопасности на Балканах, отправив в 1995 г. свои миротворческие войска, которые взаимодействовали и с натовскими, и с ненатовскими силами. РФ не хотела потерять свое влияние на Балканах. Балканский вопрос стал тогда если не спорным, то очень важным для выражения внешнеполитических стремлений как Западной Европы, так и России и всех бывших стран соцлагеря. С военной точки зрения применение и действия российских Вооруженных сил в операциях на Балканах обеспечивали баланс сил в урегулировании Балканского вопроса. Своим участием на Балканах РФ показала, что хочет оставаться включенной в решение вопросов безопасности в Европе и хочет быть одним из основных игроков европейской безопасности.

В 1994 г.состоялся важный визит – Б. Ельцин посетил США и встретился с Б. Клинтоном. Это был Саммит США–Россия, на котором были продекларированы внешнеполитические, внутриполитические и экономические цели новой России, включающие стремление сохранить свое доминирование на пространстве СНГ и желание предотвратить расширение НАТО на восток. В Альянсе в 90-е был сделан вывод, что отношения между Россией и НАТО заслуживают какого-то специального формата, так как уже сам по себе этот контур Россия–НАТО был особым – по значению, политике, возможностям Россия отличается от остальных стран. В итоге в 1997 году НАТО и Россия подписали Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и Организацией Североатлантического Договора.

ПЕРИОД ИЛЛЮЗИЙ

Вторая фаза отношений России и НАТО длилась с 1997 по 2002 гг. При этом 1997–1998 гг. – это были «турбулентные годы», так как и страны – кандидаты в НАТО делали многое для подготовки к вступлению в Альянс, и со стороны России были сделаны серьезные шаги в укреплении национальной безопасности и сотрудничества с НАТО. Но весь этот период в целом я бы назвал «периодом иллюзий».

Несчастный случай с подводной лодкой «Курск» в 2000 году, а потом террористическая атака на башни-близнецы 11 сентября 2001 г. драматическим образом поменяли международный политический пейзаж. Как следствие НАТО и РФ выстроили очень близкие отношения для предотвращения повторения таких трагедий. Усилился диалог и сотрудничество в области борьбы с терроризмом и в области ракетной обороны. Трагедия «Курска» заставила Запад и Россию, НАТО и Россию искать возможности для усовершенствования своих навыков в области поиска и спасения на море. Несмотря на расширение НАТО и несмотря на разногласия по ДОВСЕ, Россия и НАТО направили совместные усилия на развитие отношений. В 2002 г. НАТО и РФ подписали Римскую Декларацию глав государств и правительств Р Ф и государств – членов НАТО «Отношения Россия–НАТО: новое качество». Был создан Совет Россия–НАТО.

Если говорить о существенных различиях между документами 1997 и 2002 гг., то при прежней структуре СПС сидящие за столом переговоров страны были разделены на две части – Россия и 16 или 19 членов НАТО. В Совете Россия–НАТО в 2002 году сидели 20 одинаковых партнеров, и прошлого различия больше уже не существовало. Римская Декларация сохранила те же принципы, что и в Основополагающем Акте, но вместо 21 области сотрудничества в новом документе обозначалось 14. В сравнении с 1997 г. области сотрудничества менялись, программа стала менее обширной, но зато менее размытой и более сфокусированной. Список из 14 областей сотрудничества был определен и в 2002 году, и также далее – в 2010 году. Так как угрозы и вызовы, возникшие на повороте двух столетий, консолидировались.

Подписание Римской Декларации еще больше повысило престиж РФ. И, несмотря на то, что Россия не оказалась передовым участником программы «Партнерство ради мира», как все ожидали, вовлечение России в решение серьезных стратегических задач подчеркнуло необыкновенную военную мощь российских Вооруженных сил. Яркая черта Римской Декларации заключалась в том, что произошло разделение решаемых задач на гражданские и военные. Также обозначались задачи для международного штаба в Штаб-квартире НАТО, и для международного военного штаба.

Опираясь на опыт совместных военных действий на Балканах, военное сотрудничество было построено по принципу «building blocks», то есть по блокам и направлениям. Это было продиктовано поставленными целями военного сотрудничества: развитие совместных навыков и оперативной совместимости различных соединений и частей, проведение миротворческих операций и предотвращение кризисных ситуаций. В Римской Декларации также была обозначена задача создать совместную тренировочную базу для подготовки сил и средств для борьбы с вызовами XXI века. Но такого центра до сих пор не удалось создать.

СТАНОВЛЕНИЕ

С 2003 по 2006 гг. военное сотрудничество было структурно организовано, проводилось более 600 совместных мероприятий между военными силами НАТО и России. Это был очень важный обмен. Выполнялось более 100 программ ежегодно. В этот же период в 2003 году российские войска покинули Балканы, и на этом закончилось совместное боевое применение российских и натовских вооруженных сил. Этот период отношений можно охарактеризовать как период становления, большое влияние на отношения оказал институциональный подход НАТО к сотрудничеству.

С российской стороны для развития совместных навыков в проведении миротворческих операций была определена 15-я мотострелковая бригада, которая проводила совместные учения и тренировки с натовскими войсками, штабами и подразделениями. Проводились учения на море в 2005 году, и в 2008 году, они укрепили взаимодействие в области поиска и спасения на море. В области воздушного сотрудничества оставалась напряженность в отношении ПРО ТВД, но такие инициативы, как контроль воздушного движения, заправка в воздухе, получили новый импульс. В итоге способности российской стороны к стратегической экспедиционной переброске вооруженных сил с места на место значительно усовершенствовались. В политическом аспекте расширение НАТО в 2004 г. до 26 стран вызвало негативную реакцию России.

ЗАМОРАЖИВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ

На Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2007 г. В.Путин жестко критиковал Запад и НАТО за те шаги, которые Россия оценила как угрозу со стороны Запада и со стороны НАТО. Путин критиковал НАТО и США за «двойные стандарты» в связи с проведением военных операций близко к российской границе. Если быть крайне объективными, то необходимо сказать, что к 2007–2008 гг. все те европейские институты, договоры и документы, которые были предназначены для обеспечения евро-атлантической безопасности, в большинстве случаев потеряли свою значимость и актуальность. Это относилось к ОБСЕ, к Венскому документу, к миротворческим принципам. В конечном итоге это привело к противоречиям во внешней политике и в понимании международной безопасности между Западом и Россией.

Те большие ожидания, которые обе стороны возлагали на подписание Римской Декларации, не оправдались. В 2007 г. Россия выдвинула свои базовые стратегические документы по внешней политике, по безопасности, экономике и по развитию ВС. И это была стратегия выхода на арену международной политики в качестве самостоятельного игрока и означало новую расстановку влияния и сил на международной арене.

Все эти возникшие противоречия были ощутимы во время проведения Бухарестского саммита НАТО в 2008 г. Было объявлено, что Грузия и Украина станут членами НАТО. Но, несмотря на существующие противоречия в связи с новыми идеями расширения Альянса, Россия и НАТО подписали договор о транспортировке грузов в Афганистан. Августовская война России и Грузии в 2008 г. привела к «замораживанию» диалога и сотрудничества между РФ и НАТО. С августа 2008 г. до мая 2010 г. наступил перерыв в военном сотрудничестве, начатом еще в 2002–2003 гг.

В плане военного сотрудничества многое пострадало, и те проекты, которые были начаты с 2003 года, остановились. Этап «замороженных» отношений закончился 27 июня 2009 года, когда на Корфу министры иностранных дел СРН решили восстановить политический диалог. И через полгода, 4 декабря 2009 года, было решено восстановить военное сотрудничество. Далее 26 января 2010 года начальники Генеральных штабов СРН реорганизовали свою политическую площадку и подписали акт по продолжению военного сотрудничества. Таким образом, военное сотрудничество было поставлено на «новые рельсы» и были утверждены новые принципы кооперации, которые включают взаимный интерес, разделение затрат и приоритет практи-ческих шагов в военном сотрудничестве, а не только политические конференции.

УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ СТАЛИ ЯВЬЮ

Угрозы, которые возникли на рубеже двух веков – XX–XXI столетий, консолидировались и стали более устойчивыми и достаточно рельефными. Все они перечислены в обозначенных 14 областях сотрудничества России и НАТО. Сегодня все стремления, силы и средства надо приложить к решению современных вызовов и угроз. Надо выработать общее их понимание, общие задачи. Один вывод можно сделать сразу – наш диалог и сотрудничество осуществляются в постоянно изменяющихся внешних условиях.

Руководители стран НАТО и России обозначили две основные цели нового этапа сотрудничества – восстановление доверия и создание совместного потенциала в утвержденных областях. В отличие от всего предыдущего периода времени новое военное сотрудничество ведется в реальных конкретных областях, где есть глобальные угрозы, – это борьба с терроризмом, пиратством, спасение на море и логистика.

Политический диалог между НАТО и Россией сегодня осуществляется с большим терпением, пониманием, разъяснением. У сторон есть желание узнать реальные обоюдные озабоченности России и натовских стран. Это можно охарактеризовать как новое распределение влияния Запада и России, особенно в буферной зоне между НАТО и Россией.

Сегодня можно встретить очень много дискуссий, рассуждений о том, какой должна быть структура европейской безопасности, о чем говорит президент Дмитрий Медведев. Нам нужна совместная оценка угроз. Это самая главная задача сегодня для определения объема сил и средств для защиты суверенитета и обеспечения безопасности Европы. Конечно, удобнее и проще сказать: НАТО нацелено против России, а Россия против НАТО, чем начать разбираться в конкретных профессиональных вопросах безопасности. К сожалению, российские офицеры до сих пор убеждены, что в НАТО на полках в кабинетах стоят книги, посвященные тактике и стратегии атаки против России. В НАТО таких книг нет и таких планов не существует.

Нам нужно переместить внимание с противостояния России и НАТО. Перейти от военного противостояния потенциалов к решению конкретных задач и посмотреть на военных как на профессию. Потому что противостояния между нами больше нет, а военная профессия осталась.

КОНСТИТУЦИЯ РФ

Статья 65

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Наши рекомендации