Программа формирования базовых учебных действий у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа формирования базовых учебных действий (далее - БУД) имея междисциплинарный характер, служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.
Программа формирования БУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта слабовидящих обучающихся, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, за счет развития базовых учебных действий, лежащих в основе умения учиться. Это достигается путём освоения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, умений и навыков по отдельным учебным предметам, курсам коррекционно-развивающей области. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с практическими действиями самих обучающихся. Качество усвоения знаний, умений и навыков слабовидящим с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется освоением им базовых учебных действий.
Программа формирования БУД у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования данной группы обучающихся;
определяет состав и характеристики базовых учебных действий, доступных для освоения слабовидящим с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младшем школьном возрасте;
выявляет связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.
Формирование базовых учебных действий выступает основой реализации ценностных ориентиров начального общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся.
Ценностными ориентирами начального общего образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выступают:
• формирование любви к стране, городу на основе:
- чувства гордости за свою страну, сопричастности с обществом;
-осознания «Образа Я» как члена социальной группы (семьи, класса, школы);
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- проявления доброжелательности к окружающим;
- уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников деятельности;
- адекватного использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных задач;
- опоры на опыт взаимодействий в системе координат "слабовидящий-нормально видящий", "слабовидящий-слабовидящий".
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- понимания и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и стремления следовать им;
- ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности;
- восприятия «образа Я» как субъекта учебной деятельности;
- внутренней позиции к самостоятельности и активности;
- развития эстетических чувств;
• развитие умения учиться на основе:
- понимания значения учения;
- восприятия образа «Я» как субъекта учебной деятельности;
- развития мотивов учебной деятельности;
- формирования элементарных умений учиться и способности к организации своей деятельности;
- адекватного использования компенсаторных способов для решения различных учебно-познавательных задач;
- адекватного взаимодействия с партнерами в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий", "слабовидящий-слабовидящий"; умения адекватно запросить и принять помощь;
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:
- формирования эмоционально-положительного отношения к себе и к окружающим;
- развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям;
- формирования готовности к преодолению трудностей;
- формирования умения избегать ситуаций, представляющих угрозу жизни, здоровью, безопасности личности;
- формирования способности уважать окружающих и результаты труда других людей.
Формирование у обучающихся базовых учебных действий, представляющих обобщенные действия, открывает слабовидящим с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность ориентации в учебных предметах, в строении учебной деятельности; способствует освоению компонентов учебной деятельности; развитию познавательных и учебных мотивов, что оптимизирует протекание процесса учения.
Функции базовых учебных действий:
обеспечение слабовидящему обучающемуся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможностей наиболее эффективно осуществлять процесс учения;
создание условий для личностного развития, для эффективного усвоения в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области знаний, умений, навыков и способов деятельности;
оптимизация посредством формирования базовых учебных действий протекания процессов социальной адаптации и интеграции;
обеспечение преемственности образовательного процесса.
Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.
Личностные базовые учебные действия:
принятие социальной роли обучающегося;
личностное самоопределение (Я-ученик, Я-учусь, мне интересно/не интересно, умею/не умею и др.) слабовидящего с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потребностей;
понимание слабовидящим обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) значения собственного учения;
ориентация в оценках учителей, сверстников, родителей, понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
ориентация на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»;
формирование элементарных представлений о картине мира;
ориентация в социальном окружении, понимание своего места в нем;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
формирование чувства любви к своей стране, городу (краю);
ориентация на самостоятельность, активность, на двигательную и социально-бытовую независимость;
здоровьесберегающее поведение;
ориентация на оценку собственных поступков с точки зрения соответствия общепризнанным нормам;
доступная творческая самореализация.
Регулятивные базовые учебные действия:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания);
умение придерживаться заданной последовательности учебно-практических и познавательных действий (основы практического планирования);
умение предвидеть ближайший практический результат учебного действия (основы прогнозирования);
умение выполнять доступные операции для осуществления контроля (пошагового и итогового) за учебным действием;
умение вносить в ранее освоенное действие необходимые коррективы для достижения искомого результата;
способы решения познавательных, практических задач;
адекватное понимание своих достижений, умение оценивать конкретный результат учебной деятельности, правильность выполнения действий, их цепочки;
адекватное использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных способностей и перцептивных умений;
умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности;
активное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию по преодолению препятствий.
Познавательные базовые учебные действия:
умение выделять и формулировать доступную для осмысления и практической реализации познавательную цель;
актуализация, накопление, расширение, уточнение знаний;
построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий;
алгоритмизация практического действия;
смысловое чтение, умение слушать учебные тексты;
Особую группу общеучебных базовых действий составляют:
знаково-символические действия (доступное моделирование в решении учебных задач и др.);
мыслительные действия и операции:
сравнение, анализ, группировка объектов познания, осуществляемых на наглядно-образной основе;
освоение и использование элементарных общих понятий, обеспечивающих учебно- познавательную деятельность;
установление на наглядно-образной основе доступных причинно-следственных связей.
Коммуникативные базовые учебные действия:
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение оценивать процесс и результат взаимодействия;
умение задавать вопросы для ориентации в совместной с другими деятельности;
умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий»; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение правильной монологической и диалогической речью;
умение адекватно воспринимать, понимать и продуцировать вербальные и невербальные средства общения.
Формирование базовых учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, в условиях внеурочной и внешкольной деятельности.
Формирование базовых учебных действий осуществляется на таких предметах, как «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир (человек, природа, общество)», «Изобразительное искусство.», «Музыка», «Ручной труд», «Физическая культура» и курсах коррекционно-развивающей области, таких как «Ритмика», «АФК», «Социально-бытовая и пространственная ориентировка».
Каждый учебный предмет раскрывает определенные возможности для формирования базовых учебных действий.
В рамках учебных предметов формируются следующие базовые учебные действия:
«Русский язык»:
принятие и сохранение учебной задачи;
организация действий в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;
знаково-символические действия — замещения (например, звука буквой);
алгоритмизация учебно- практических действий;
высказывание в устной и письменной форме;
использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных способностей и перцептивных умений;
рефлексия на основе вербальной информации извне, способов и условий взаимодействия, контроль и оценка результатов взаимодействия;
адекватные возрасту и индивидуальным возможностям формы и функции речи, включая компенсаторную функцию;
восприятие «образа Я» как субъекта учебной деятельности.
«Чтение»:
смысловое чтение, умение слушать учебные тексты;
сравнение «образа Я» с героями литературных произведений как основы самоопределения;
чувство любви к своей родине, нравственная оценка действий и поступков героев;
нравственная оценка через выявление содержания и значения действий персонажей;
ориентация в социальном окружении, нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
умение выражать свои мысли с учётом целей коммуникации;
умение устанавливать последовательность событий и действий героев произведения;
познавательный интерес в области чтения;
дифференциация учебного материала для чтения с помощью учителя;
восприятие «образа Я» как субъекта речевой деятельности;
понимание контекстной речи на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
установление причинно-следственной последовательности событий и действий героев произведения;
умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» при обсуждении прочитанных произведений и др.
«Математика»:
алгоритмические действия организации и решения математических задач;
умение принимать и сохранять учебно-познавательную задачу;
планирование последовательности шагов для выполнения математических заданий;
различение способа и результата действия;
выбор способа достижения поставленной цели;
знаково-символические действия для доступного моделирования в решении математических задач и др.;
сравнение, анализ и группировка (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию;
использование освоенных математических понятий;
использование общего приёма решения задач;
смысловое восприятие текстов задач;
восприятие «образа Я» как субъекта учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к освоению математических знаний и умений;
адекватное использование сенсорных умений и компенсаторных способов деятельности в решении математических задач;
умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» при решении математических и практических задач;
использование математической речи при выполнении практического задания;
планирование и действенная проверка результата практической деятельности.
«Окружающий мир»:
чувство любви к своей стране, городу (краю);
экологическисообразное поведение в быту и природе, безопасное для человека и окружающей среды;
принятие норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных, так и поступков окружающих людей;
соблюдение правил здорового образа жизни, укрепление и охрана здоровья;
овладение начальными формами предметно-практической деятельности;
умение принимать и сохранять учебно-познавательную задачу;
формирование действий замещения и доступного моделирования (использование готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);
алгоритмизация практических учебных действий;
равнение, анализ и группировка объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
установление простейших взаимосвязей и взаимоотношений между миром живой и неживой природы;
выбор способа достижения поставленной цели;
адекватное использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных умений, развитие компенсаторных возможностей;
освоение и использование элементарных общих понятий;
умение задавать вопросы (познавательного, уточняющего характера);
установление связи между чувственным и словесно-логическим в познании;
учебно-познавательный интерес к миру живой и неживой природы;
актуализация, расширение знаний, кругозора;
восприятие «образа Я» как субъекта природосообразной деятельности;
активное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности;
умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе познания окружающего мира;
построение понятного для партнёра устного высказывания.
«Музыка»:
развитие положительных личностных свойств и качеств характера, создающих основу для жизненного оптимизма, потребности в музыкальном самовыражении;
формирование основ гражданской принадлежности через приобщение к музыкальной культуре;
формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и доступной музыкальной деятельности;
овладение элементарными эстетическими представлениями о музыкальном искусстве;
развитие эмоционального восприятия музыки;
развитие эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
восприятие «образа Я» как субъекта учебной (музыкальной) деятельности;
адекватное использование анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности на музыкальном материале;
участие в коллективной музыкальной деятельности;
умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе освоения музыкальной деятельности (хоровое пение и др.)
«Рисование»:
личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта художественно-продуктивной деятельности;
понимание значения смысла собственного учения, его результата;
формирование чувства любви к стране, городу (краю);
учебно-познавательный интерес к результату художественной деятельности;
организация своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;
адекватное понимание своих достижений, умение оценивать конкретный результат художественно-продуктивной деятельности;
осуществление действий сравнения и анализа в художественно-продуктивной деятельности;
умение задавать вопросы (познавательного, уточняющего, коммуникативного характера);
актуализация, расширение знаний, кругозора;
адекватное использование сенсорных умений, компенсаторных способов в осуществлении продуктивной деятельности;
умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь;
расширение опыта самовыражения в доступных видах изобразительной деятельности;
умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе освоение изобразительной деятельности.
«Ручной труд»:
личностная готовность к осуществлению предметно-практической деятельности;
самостоятельность и активность в предметно-преобразующей деятельности;
действия сравнения и анализа, востребованные в предметно-практической деятельности;
понимание значения предметно-практической деятельности для жизни в социуме;
использование приобретенных знаний и умений предметно-практической деятельности для решения практических задач;
включение в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе предметно-практической деятельности;
овладение представлениями о трудовых профессиях и понимание роли труда в жизни человека;
знаково-символические действия в доступном моделировании при решении предметно-практических задач;
умение придерживаться заданной последовательности учебно-практических и познавательных действий при решении предметно-практических задач;
умение выполнять доступные трудовые операции при решении предметно-практических задач;
использование всех анализаторов в предметно-практической деятельности;
сравнение и анализ простых объектов, их свойств, строения при решении предметно-практических задач;
умение задавать вопросы (познавательного, уточняющего, коммуникативного характера) для ориентации в совместной с учителем и сверстниками деятельности;
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами предметно-практической деятельности;
умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе овладения доступными трудовыми умениями и навыками.
«Физическая культура»:[20]
личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта физкультурной деятельности;
понимание значения занятий физической культурой для сохранения и укрепления здоровья;
понимание значения соблюдения режима дня для развития самостоятельности и социально-бытовой независимости;
ориентация на двигательную активность, двигательную самореализацию;
умение принимать и сохранять учебную задачу в процессе выполнения физических упражнений;
овладение первоначальным опытом выполнения основных видов движений;
накопление, расширение опыта выполнения доступных физических упражнений;
овладение умением придерживаться заданной последовательности действий при выполнении физических упражнений;
умение предвидеть ближайший результат выполнения физических упражнений;
умение адекватно принимать и запрашивать необходимую практическую помощь при выполнении физических упражнений;
адекватное понимание своих достижений, умение оценивать правильность выполнения физических упражнений;
саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию по преодолению препятствий, трудностей выполнения физических упражнений;
умение привносить необходимые коррективы в движение для достижения его результативности;
использование зрительного анализатора при выполнении произвольных движений;
умение различать способ и результат деятельности;
установка на здоровый и безопасный образ жизни, здоровьесберегающее поведение;
использование речи для организации и регуляции движения;
умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе овладения доступными физическими упражнениями;
умение адекватно воспринимать, понимать и воспроизводить вербальные и невербальные средства общения при занятиях физической культурой.
В рамках коррекционных курсов формируются следующие базовые учебные действия:
«Ритмика»:[21]
двигательная самореализация;
восприятие «образа Я» как субъекта музыкально-двигательной, танцевальной деятельности;
планирование и умение придерживаться заданной последовательности движений, действий;
эстетические и смысловые ориентации, направленные на развитие потребности в двигательном и творческом самовыражении;
развитие чувства ритма, связи движения с музыкой, координации движений;
саморегуляция как способность к выполнению движений, двигательных действий;
установка на здоровьесберегающее поведение, ориентация на выполнение правил здорового и безопасного образа жизни;
развитие мотивации к преодолению трудностей;
умение принимать и сохранять учебную задачу;
потребность в двигательной активности, двигательной самореализации;
умение различать способ и результат деятельности при выполнении танцевальных движений;
активное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельность, овладения специальными ритмическими упражнениями;
развитие навыков пространственной ориентировки как основы овладения ритмическими движениями;
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми на занятиях ритмической гимнастикой;
алгоритмизация практических действий при выполнении танцевальных движений;
умение взаимодействовать с социальным окружением при овладении элементами танцев, танцами;
умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения на занятиях ритмикой.
«Адаптивная физическая культура»:[22]
личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта двигательной деятельности;
развитие мотивации достижения успеха и готовности к преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере;
умение придерживаться заданной последовательности выполнения движений;
контроль правильности выполнения освоенного движения;
умение оценивать правильность выполнения упражнения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению трудностей выполнения движений;
активное использование всех анализаторов при выполнении упражнений для коррекции скованности, физической пассивности;
алгоритмизация практических действий при выполнении движений и упражнений;
умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в ходе занятий АФК;
выбор способов решения двигательной задачи (с помощью педагога) в зависимости от конкретных условий;
умение задавать вопросы уточняющего характера;
умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения на занятиях АФК.
«Социально-бытовая и пространственная ориентировка»:
личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта социально-бытовой и ориентировочной деятельности;
понимание значения овладения навыками социально-бытовой и пространственной ориентировки для самостоятельности и мобильности; ориентации на социально-бытовую независимость;
ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха/неуспеха в социально-бытовой и ориентировочной деятельности;
овладение конкретными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними;
овладение элементарными навыками ориентировки в пространстве;
развитие учебно-познавательного интереса к социально-бытовой и пространственной ориентировке;
алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата социально-бытовой и ориентировочной деятельности;
выбор наиболее эффективных способов решения социально-бытовых задач и задач на ориентировку в зависимости от конкретных условий;
использование всех анализаторов для овладения практическими умениями и навыками по социально-бытовой и пространственной ориентировке;
овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения социально-бытовой и пространственной ориентировке;
умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в совместной продуктивной деятельности;
умение придерживаться заданной последовательности действий, пространственно-ориентировочных действий как основы самостоятельной ориентировки в пространстве;
умение вносить в ранее освоенные бытовые и ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата;
умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе социально-бытовой и пространственной ориентировки.