Программа формирования базовых учебных действий у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования базовых учебных действий (далее - БУД) имея междисциплинарный характер, служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.

Программа формирования БУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта слабовидящих обучающихся, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, за счет развития базовых учебных действий, лежащих в основе умения учиться. Это достигается путём освоения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, умений и навыков по отдельным учебным предметам, курсам коррекционно-развивающей области. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с практическими действиями самих обучающихся. Качество усвоения знаний, умений и навыков слабовидящим с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется освоением им базовых учебных действий.

Программа формирования БУД у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования данной группы обучающихся;

определяет состав и характеристики базовых учебных действий, доступных для освоения слабовидящим с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младшем школьном возрасте;

выявляет связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.

Формирование базовых учебных действий выступает основой реализации ценностных ориентиров начального общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся.

Ценностными ориентирами начального общего образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выступают:

• формирование любви к стране, городу на основе:

- чувства гордости за свою страну, сопричастности с обществом;

-осознания «Образа Я» как члена социальной группы (семьи, класса, школы);

• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- проявления доброжелательности к окружающим;

- уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников деятельности;

- адекватного использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных задач;

- опоры на опыт взаимодействий в системе координат "слабовидящий-нормально видящий", "слабовидящий-слабовидящий".

• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- понимания и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и стремления следовать им;

- ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

- личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности;

- восприятия «образа Я» как субъекта учебной деятельности;

- внутренней позиции к самостоятельности и активности;

- развития эстетических чувств;

• развитие умения учиться на основе:

- понимания значения учения;

- восприятия образа «Я» как субъекта учебной деятельности;

- развития мотивов учебной деятельности;

- формирования элементарных умений учиться и способности к организации своей деятельности;

- адекватного использования компенсаторных способов для решения различных учебно-познавательных задач;

- адекватного взаимодействия с партнерами в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий", "слабовидящий-слабовидящий"; умения адекватно запросить и принять помощь;

• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:

- формирования эмоционально-положительного отношения к себе и к окружающим;

- развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям;

- формирования готовности к преодолению трудностей;

- формирования умения избегать ситуаций, представляющих угрозу жизни, здоровью, безопасности личности;

- формирования способности уважать окружающих и результаты труда других людей.

Формирование у обучающихся базовых учебных действий, представляющих обобщенные действия, открывает слабовидящим с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность ориентации в учебных предметах, в строении учебной деятельности; способствует освоению компонентов учебной деятельности; развитию познавательных и учебных мотивов, что оптимизирует протекание процесса учения.

Функции базовых учебных действий:

обеспечение слабовидящему обучающемуся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможностей наиболее эффективно осуществлять процесс учения;

создание условий для личностного развития, для эффективного усвоения в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области знаний, умений, навыков и способов деятельности;

оптимизация посредством формирования базовых учебных действий протекания процессов социальной адаптации и интеграции;

обеспечение преемственности образовательного процесса.

Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.

Личностные базовые учебные действия:

принятие социальной роли обучающегося;

личностное самоопределение (Я-ученик, Я-учусь, мне интересно/не интересно, умею/не умею и др.) слабовидящего с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потребностей;

понимание слабовидящим обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) значения собственного учения;

ориентация в оценках учителей, сверстников, родителей, понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

ориентация на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»;

формирование элементарных представлений о картине мира;

ориентация в социальном окружении, понимание своего места в нем;

учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

формирование чувства любви к своей стране, городу (краю);

ориентация на самостоятельность, активность, на двигательную и социально-бытовую независимость;

здоровьесберегающее поведение;

ориентация на оценку собственных поступков с точки зрения соответствия общепризнанным нормам;

доступная творческая самореализация.

Регулятивные базовые учебные действия:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания);

умение придерживаться заданной последовательности учебно-практических и познавательных действий (основы практического планирования);

умение предвидеть ближайший практический результат учебного действия (основы прогнозирования);

умение выполнять доступные операции для осуществления контроля (пошагового и итогового) за учебным действием;

умение вносить в ранее освоенное действие необходимые коррективы для достижения искомого результата;

способы решения познавательных, практических задач;

адекватное понимание своих достижений, умение оценивать конкретный результат учебной деятельности, правильность выполнения действий, их цепочки;

адекватное использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных способностей и перцептивных умений;

умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности;

активное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию по преодолению препятствий.

Познавательные базовые учебные действия:

умение выделять и формулировать доступную для осмысления и практической реализации познавательную цель;

актуализация, накопление, расширение, уточнение знаний;

построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий;

алгоритмизация практического действия;

смысловое чтение, умение слушать учебные тексты;

Особую группу общеучебных базовых действий составляют:

знаково-символические действия (доступное моделирование в решении учебных задач и др.);

мыслительные действия и операции:

сравнение, анализ, группировка объектов познания, осуществляемых на наглядно-образной основе;

освоение и использование элементарных общих понятий, обеспечивающих учебно- познавательную деятельность;

установление на наглядно-образной основе доступных причинно-следственных связей.

Коммуникативные базовые учебные действия:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умение оценивать процесс и результат взаимодействия;

умение задавать вопросы для ориентации в совместной с другими деятельности;

умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий»; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение правильной монологической и диалогической речью;

умение адекватно воспринимать, понимать и продуцировать вербальные и невербальные средства общения.

Формирование базовых учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, в условиях внеурочной и внешкольной деятельности.

Формирование базовых учебных действий осуществляется на таких предметах, как «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир (человек, природа, общество)», «Изобразительное искусство.», «Музыка», «Ручной труд», «Физическая культура» и курсах коррекционно-развивающей области, таких как «Ритмика», «АФК», «Социально-бытовая и пространственная ориентировка».

Каждый учебный предмет раскрывает определенные возможности для формирования базовых учебных действий.

В рамках учебных предметов формируются следующие базовые учебные действия:

«Русский язык»:

принятие и сохранение учебной задачи;

организация действий в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;

знаково-символические действия — замещения (например, звука буквой);

алгоритмизация учебно- практических действий;

высказывание в устной и письменной форме;

использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных способностей и перцептивных умений;

рефлексия на основе вербальной информации извне, способов и условий взаимодействия, контроль и оценка результатов взаимодействия;

адекватные возрасту и индивидуальным возможностям формы и функции речи, включая компенсаторную функцию;

восприятие «образа Я» как субъекта учебной деятельности.

«Чтение»:

смысловое чтение, умение слушать учебные тексты;

сравнение «образа Я» с героями литературных произведений как основы самоопределения;

чувство любви к своей родине, нравственная оценка действий и поступков героев;

нравственная оценка через выявление содержания и значения действий персонажей;

ориентация в социальном окружении, нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

умение выражать свои мысли с учётом целей коммуникации;

умение устанавливать последовательность событий и действий героев произведения;

познавательный интерес в области чтения;

дифференциация учебного материала для чтения с помощью учителя;

восприятие «образа Я» как субъекта речевой деятельности;

понимание контекстной речи на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

установление причинно-следственной последовательности событий и действий героев произведения;

умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» при обсуждении прочитанных произведений и др.

«Математика»:

алгоритмические действия организации и решения математических задач;

умение принимать и сохранять учебно-познавательную задачу;

планирование последовательности шагов для выполнения математических заданий;

различение способа и результата действия;

выбор способа достижения поставленной цели;

знаково-символические действия для доступного моделирования в решении математических задач и др.;

сравнение, анализ и группировка (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию;

использование освоенных математических понятий;

использование общего приёма решения задач;

смысловое восприятие текстов задач;

восприятие «образа Я» как субъекта учебной деятельности;

учебно-познавательный интерес к освоению математических знаний и умений;

адекватное использование сенсорных умений и компенсаторных способов деятельности в решении математических задач;

умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» при решении математических и практических задач;

использование математической речи при выполнении практического задания;

планирование и действенная проверка результата практической деятельности.

«Окружающий мир»:

чувство любви к своей стране, городу (краю);

экологическисообразное поведение в быту и природе, безопасное для человека и окружающей среды;

принятие норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных, так и поступков окружающих людей;

соблюдение правил здорового образа жизни, укрепление и охрана здоровья;

овладение начальными формами предметно-практической деятельности;

умение принимать и сохранять учебно-познавательную задачу;

формирование действий замещения и доступного моделирования (использование готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);

алгоритмизация практических учебных действий;

равнение, анализ и группировка объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

установление простейших взаимосвязей и взаимоотношений между миром живой и неживой природы;

выбор способа достижения поставленной цели;

адекватное использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных умений, развитие компенсаторных возможностей;

освоение и использование элементарных общих понятий;

умение задавать вопросы (познавательного, уточняющего характера);

установление связи между чувственным и словесно-логическим в познании;

учебно-познавательный интерес к миру живой и неживой природы;

актуализация, расширение знаний, кругозора;

восприятие «образа Я» как субъекта природосообразной деятельности;

активное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности;

умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе познания окружающего мира;

построение понятного для партнёра устного высказывания.

«Музыка»:

развитие положительных личностных свойств и качеств характера, создающих основу для жизненного оптимизма, потребности в музыкальном самовыражении;

формирование основ гражданской принадлежности через приобщение к музыкальной культуре;

формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и доступной музыкальной деятельности;

овладение элементарными эстетическими представлениями о музыкальном искусстве;

развитие эмоционального восприятия музыки;

развитие эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;

восприятие «образа Я» как субъекта учебной (музыкальной) деятельности;

адекватное использование анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности на музыкальном материале;

участие в коллективной музыкальной деятельности;

умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе освоения музыкальной деятельности (хоровое пение и др.)

«Рисование»:

личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта художественно-продуктивной деятельности;

понимание значения смысла собственного учения, его результата;

формирование чувства любви к стране, городу (краю);

учебно-познавательный интерес к результату художественной деятельности;

организация своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;

адекватное понимание своих достижений, умение оценивать конкретный результат художественно-продуктивной деятельности;

осуществление действий сравнения и анализа в художественно-продуктивной деятельности;

умение задавать вопросы (познавательного, уточняющего, коммуникативного характера);

актуализация, расширение знаний, кругозора;

адекватное использование сенсорных умений, компенсаторных способов в осуществлении продуктивной деятельности;

умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь;

расширение опыта самовыражения в доступных видах изобразительной деятельности;

умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе освоение изобразительной деятельности.

«Ручной труд»:

личностная готовность к осуществлению предметно-практической деятельности;

самостоятельность и активность в предметно-преобразующей деятельности;

действия сравнения и анализа, востребованные в предметно-практической деятельности;

понимание значения предметно-практической деятельности для жизни в социуме;

использование приобретенных знаний и умений предметно-практической деятельности для решения практических задач;

включение в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе предметно-практической деятельности;

овладение представлениями о трудовых профессиях и понимание роли труда в жизни человека;

знаково-символические действия в доступном моделировании при решении предметно-практических задач;

умение придерживаться заданной последовательности учебно-практических и познавательных действий при решении предметно-практических задач;

умение выполнять доступные трудовые операции при решении предметно-практических задач;

использование всех анализаторов в предметно-практической деятельности;

сравнение и анализ простых объектов, их свойств, строения при решении предметно-практических задач;

умение задавать вопросы (познавательного, уточняющего, коммуникативного характера) для ориентации в совместной с учителем и сверстниками деятельности;

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами предметно-практической деятельности;

умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе овладения доступными трудовыми умениями и навыками.

«Физическая культура»:[20]

личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта физкультурной деятельности;

понимание значения занятий физической культурой для сохранения и укрепления здоровья;

понимание значения соблюдения режима дня для развития самостоятельности и социально-бытовой независимости;

ориентация на двигательную активность, двигательную самореализацию;

умение принимать и сохранять учебную задачу в процессе выполнения физических упражнений;

овладение первоначальным опытом выполнения основных видов движений;

накопление, расширение опыта выполнения доступных физических упражнений;

овладение умением придерживаться заданной последовательности действий при выполнении физических упражнений;

умение предвидеть ближайший результат выполнения физических упражнений;

умение адекватно принимать и запрашивать необходимую практическую помощь при выполнении физических упражнений;

адекватное понимание своих достижений, умение оценивать правильность выполнения физических упражнений;

саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию по преодолению препятствий, трудностей выполнения физических упражнений;

умение привносить необходимые коррективы в движение для достижения его результативности;

использование зрительного анализатора при выполнении произвольных движений;

умение различать способ и результат деятельности;

установка на здоровый и безопасный образ жизни, здоровьесберегающее поведение;

использование речи для организации и регуляции движения;

умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе овладения доступными физическими упражнениями;

умение адекватно воспринимать, понимать и воспроизводить вербальные и невербальные средства общения при занятиях физической культурой.

В рамках коррекционных курсов формируются следующие базовые учебные действия:

«Ритмика»:[21]

двигательная самореализация;

восприятие «образа Я» как субъекта музыкально-двигательной, танцевальной деятельности;

планирование и умение придерживаться заданной последовательности движений, действий;

эстетические и смысловые ориентации, направленные на развитие потребности в двигательном и творческом самовыражении;

развитие чувства ритма, связи движения с музыкой, координации движений;

саморегуляция как способность к выполнению движений, двигательных действий;

установка на здоровьесберегающее поведение, ориентация на выполнение правил здорового и безопасного образа жизни;

развитие мотивации к преодолению трудностей;

умение принимать и сохранять учебную задачу;

потребность в двигательной активности, двигательной самореализации;

умение различать способ и результат деятельности при выполнении танцевальных движений;

активное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельность, овладения специальными ритмическими упражнениями;

развитие навыков пространственной ориентировки как основы овладения ритмическими движениями;

умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми на занятиях ритмической гимнастикой;

алгоритмизация практических действий при выполнении танцевальных движений;

умение взаимодействовать с социальным окружением при овладении элементами танцев, танцами;

умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения на занятиях ритмикой.

«Адаптивная физическая культура»:[22]

личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта двигательной деятельности;

развитие мотивации достижения успеха и готовности к преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере;

умение придерживаться заданной последовательности выполнения движений;

контроль правильности выполнения освоенного движения;

умение оценивать правильность выполнения упражнения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению трудностей выполнения движений;

активное использование всех анализаторов при выполнении упражнений для коррекции скованности, физической пассивности;

алгоритмизация практических действий при выполнении движений и упражнений;

умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в ходе занятий АФК;

выбор способов решения двигательной задачи (с помощью педагога) в зависимости от конкретных условий;

умение задавать вопросы уточняющего характера;

умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения на занятиях АФК.

«Социально-бытовая и пространственная ориентировка»:

личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта социально-бытовой и ориентировочной деятельности;

понимание значения овладения навыками социально-бытовой и пространственной ориентировки для самостоятельности и мобильности; ориентации на социально-бытовую независимость;

ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха/неуспеха в социально-бытовой и ориентировочной деятельности;

овладение конкретными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними;

овладение элементарными навыками ориентировки в пространстве;

развитие учебно-познавательного интереса к социально-бытовой и пространственной ориентировке;

алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата социально-бытовой и ориентировочной деятельности;

выбор наиболее эффективных способов решения социально-бытовых задач и задач на ориентировку в зависимости от конкретных условий;

использование всех анализаторов для овладения практическими умениями и навыками по социально-бытовой и пространственной ориентировке;

овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения социально-бытовой и пространственной ориентировке;

умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в совместной продуктивной деятельности;

умение придерживаться заданной последовательности действий, пространственно-ориентировочных действий как основы самостоятельной ориентировки в пространстве;

умение вносить в ранее освоенные бытовые и ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата;

умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе социально-бытовой и пространственной ориентировки.

Наши рекомендации