Формы организации воспитательного процесса
Содержание, методы и формы воспитательной системы взаимосвязаны и решают общую задачу социализации детей с недостатками слуха. Известно, что изменение содержания воспитательной системы ведет за собой использование новых форм воспитывающей деятельности и применение соответствующих методов воспитания. Формы организации воспитывающей деятельности учащихся во внеурочное время определяются как организационное выражение процесса воспитания. В сурдопедагогике разработаны разнообразные формы воспитательного процесса во внеурочное время.
1. Внеклассные занятия в воспитательной группе — самоподготовка (самостоятельная подготовка домашних заданий по учебным предметам); внеклассное чтение; занятия изобразительной или театрализованно-игровой деятельностью; занятия по воспитанию культуры поведения и речевого общения, дидактические, сюжетно-ролевые игры и др. Организуются и занятия группы на воздухе: тематические прогулки, подвижные игры, соревнования, трудовые дела на пришкольном участке и др.
2. Коллективная развивающая деятельность в общих делах, включающая учащихся начальной, основной или старшей школы. Организуются и общешкольные коллективные дела. К формам организации воспитательного процесса относятся: подготовка и проведение различных тематических праздников, экскурсий; подготовка к олимпиадам и участие в них; участие в конкурсах, соревнованиях, викторинах, походах и экспедициях; подготовка и проведение трудовых или экологических социально-ориентированных мероприятий, спортивных коллективных воспитывающих дел.
Количество детей в воспитательной группе специальной школы I вида, где обучаются глухие, не более 6 человек. Наполняемость воспитательной группы в 1 -м отделении специальной школы II вида до 10 человек, где обучаются слабослышащие с небольшими нарушениями речи и позднооглохшие, сохранившие в разной мере речь. Во 2-м отделении школы II вида в воспитательной группе до 8 слабослышащих, учащиеся с глубоким недоразвитием всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической). Воспитывающие внеклассные занятия в группе продленного дня или в интернате школы — это подсистема образовательно-воспитательного процесса школы.
Во внеклассных групповых занятиях и подготовке общешкольных коллективных мероприятий широко используются разные формы организации деятельности школьников (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская). При работе парами, группами, состав которых может меняться, возникают ситуации сотрудничества, ролевого и делового общения. Используются такие формы организации деятельности воспитанников, как индивидуальное выполнение заданий под руководством воспитателя или групповая работа под руководством ведущего ученика («маленького учителя»), старшего школьника. Индивидуальная творческая деятельность на внеклассных занятиях предполагает самостоятельность при выполнении единого задания для всех или разных заданий. При выполнении заданий каждый воспитанник под руководством воспитателя включается в работу в меру своих сил и возможностей, степени подготовленности к самостоятельной деятельности. С.А. Зыков отмечает, что на внеклассных занятиях следует сочетать коллективные формы организации деятельности с индивидуальными при условии педагогического руководства.
Сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности — основное положение реализации воспитательного процесса, повышающего эффективность социализации школьников. Организация взаимоотношений воспитанников с другими детьми, учителями, родителями, со слышащими детьми и взрослыми, создание условий для сотрудничества, инициативы участников общего дела в группах воспитанников разного количественного состава оказывает целенаправленное воспитывающее, развивающее влияние на личность. Педагогическое руководство коллективной деятельностью школьников, обучение их коллективной деятельности формирует разные навыки социального поведения в различных ситуациях делового сотрудничества и речевого общения. Школьники овладевают умениями быть руководителем, исполнителем, обращаться за помощью и оказывать ее другим, отстаивать свое мнение или учитывать мнения других. В условиях коллективной деятельности у школьников формируется умение оценивать свое поведение и товарищей, развивается эмоционально-волевая сфера личности. Деятельность воспитанников на внеклассных занятиях организуется и регулируется воспитателем. Учитель развивает у детей интересы, инициативу и формирует все структурные компоненты коллективной деятельности: мотивы, основополагающие цели, планирование действий, средства достижения результата, контроль и оценка выполнения деятельности. Воспитатель помогает воспитанникам овладевать рациональными приемами работы в разных условиях. При этом используется система последовательных упражнений, развивается инициатива для достижения нужного результат в деятельности.
Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов
1. Раскройте содержание понятий «методы воспитания», «формы организации воспитательной системы».
2. Определите цель использования методов и форм организации воспитательного процесса.
3. Какие этические нормы, принимаемые обществом как ценности, формируются и воспитываются у учащихся с использованием разных методов воспитания?
4. В чем состоит специфика выбора и сочетания методов воспитания учащихся с нарушением слуха и речи?
- В каких работах ученых рассматриваются классификации методов воспитания детей с нарушением слуха?
6. Заполните таблицу «Классификация методов воспитания учащихся с нарушением слуха».
Авторы (ФИО, груды) | Информационные | Практически-действенные | Нетрадиционные | Побудительно-оценочные |
7. Определите особенности и специфику применения методов воспитания учащихся с нарушением слуха и речи разного возраста.
8. Заполните таблицу «Формы организации воспитательного процесса».
Формы | 1-4 классы | 5-7 классы | 8-11 классы |
Внеклассные занятия в воспитательной группе | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 5 | 2 3 4 5 |
Занятия на воздухе | |||
Индивидуальные занятия в воспитательной группе | |||
Коллективная деятельность в общих делах воспитанников начальной, основной или старшей школы | |||
Общешкольные воспитывающие дела |
Список литературы
1. Никитина М.И. Методы воспитания // Сурдопедагогика. СПб., 1989.
2. Никитина М.И. Социализация детей с недостатками слуха в условиях учебно-воспитательной работы школы-интерната // Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса. СПб., 1997.
3. Пономарева З.А. Совершенствование методов воспитания учащихся с нарушенным слухом. СПб., 2004. 1| >
4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2002.
5. Сурдопедагогика I Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004.
6. Формы организации обучения и воспитания детей с недостатками слуха // МеяЫ вуз. сб. науч. тр. Л., 1990.
Тема 3.6. Воспитание и обучение детей