Формы организации воспитательного процесса

Содержание, методы и формы воспитательной системы взаимосвязаны и решают общую задачу социализации детей с недостатками слуха. Известно, что изменение содержания воспитательной системы ведет за собой использо­вание новых форм воспитывающей деятельности и применение соответствующих методов воспитания. Формы организации воспитывающей деятельности учащихся во внеурочное время определяются как организационное выражение процесса воспитания. В сурдопедагогике разработаны разнообразные формы воспитательного процесса во внеурочное время.

1. Внеклассные занятия в воспитательной группе — самоподготовка (само­стоятельная подготовка домашних заданий по учебным предметам); внекласс­ное чтение; занятия изобразительной или театрализованно-игровой деятель­ностью; занятия по воспитанию культуры поведения и речевого общения, ди­дактические, сюжетно-ролевые игры и др. Организуются и занятия группы на воздухе: тематические прогулки, подвижные игры, соревнования, трудовые дела на пришкольном участке и др.

2. Коллективная развивающая деятельность в общих делах, включающая уча­щихся начальной, основной или старшей школы. Организуются и общешколь­ные коллективные дела. К формам организации воспитательного процесса отно­сятся: подготовка и проведение различных тематических праздников, экскурсий; подготовка к олимпиадам и участие в них; участие в конкурсах, соревнованиях, викторинах, походах и экспедициях; подготовка и проведение трудовых или экологических социально-ориентированных мероприятий, спортивных коллек­тивных воспитывающих дел.

Количество детей в воспитательной группе специальной школы I вида, где обучаются глухие, не более 6 человек. Наполняемость воспитательной группы в 1 -м отделении специальной школы II вида до 10 человек, где обучаются сла­бослышащие с небольшими нарушениями речи и позднооглохшие, сохра­нившие в разной мере речь. Во 2-м отделении школы II вида в воспитательной группе до 8 слабослышащих, учащиеся с глубоким недоразвитием всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической). Воспитывающие внекласс­ные занятия в группе продленного дня или в интернате школы — это подсисте­ма образовательно-воспитательного процесса школы.

Во внеклассных групповых занятиях и подготовке общешкольных коллек­тивных мероприятий широко используются разные формы организации дея­тельности школьников (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская). При ра­боте парами, группами, состав которых может меняться, возникают ситуации сотрудничества, ролевого и делового общения. Используются такие формы организации деятельности воспитанников, как индивидуальное выполнение заданий под руководством воспитателя или групповая работа под руководством ведущего ученика («маленького учителя»), старшего школьника. Индивиду­альная творческая деятельность на внеклассных занятиях предполагает само­стоятельность при выполнении единого задания для всех или разных заданий. При выполнении заданий каждый воспитанник под руководством воспитателя включается в работу в меру своих сил и возможностей, степени подготовленности к самостоятельной деятельности. С.А. Зыков отмечает, что на внекласс­ных занятиях следует сочетать коллективные формы организации деятельнос­ти с индивидуальными при условии педагогического руководства.

Сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности — основ­ное положение реализации воспитательного процесса, повышающего эффек­тивность социализации школьников. Организация взаимоотношений воспитан­ников с другими детьми, учителями, родителями, со слышащими детьми и взрос­лыми, создание условий для сотрудничества, инициативы участников общего дела в группах воспитанников разного количественного состава оказывает це­ленаправленное воспитывающее, развивающее влияние на личность. Педаго­гическое руководство коллективной деятельностью школьников, обучение их коллективной деятельности формирует разные навыки социального поведения в различных ситуациях делового сотрудничества и речевого общения. Школь­ники овладевают умениями быть руководителем, исполнителем, обращаться за помощью и оказывать ее другим, отстаивать свое мнение или учитывать мнения других. В условиях коллективной деятельности у школьников форми­руется умение оценивать свое поведение и товарищей, развивается эмоцио­нально-волевая сфера личности. Деятельность воспитанников на внеклассных занятиях организуется и регулируется воспитателем. Учитель развивает у де­тей интересы, инициативу и формирует все структурные компоненты коллек­тивной деятельности: мотивы, основополагающие цели, планирование дей­ствий, средства достижения результата, контроль и оценка выполнения дея­тельности. Воспитатель помогает воспитанникам овладевать рациональными приемами работы в разных условиях. При этом используется система последо­вательных упражнений, развивается инициатива для достижения нужного ре­зультат в деятельности.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Раскройте содержание понятий «методы воспитания», «формы организации вос­питательной системы».

2. Определите цель использования методов и форм организации воспитательного процесса.

3. Какие этические нормы, принимаемые обществом как ценности, формируются и воспитываются у учащихся с использованием разных методов воспитания?

4. В чем состоит специфика выбора и сочетания методов воспитания учащихся с нарушением слуха и речи?

  1. В каких работах ученых рассматриваются классификации методов воспитания детей с нарушением слуха?

6. Заполните таблицу «Классификация методов воспитания учащихся с наруше­нием слуха».

Авторы (ФИО, груды) Информационные Практически-действенные Нетрадиционные Побудительно-оценочные
         

7. Определите особенности и специфику применения методов воспитания уча­щихся с нарушением слуха и речи разного возраста.

8. Заполните таблицу «Формы организации воспитательного процесса».

Формы 1-4 классы 5-7 классы 8-11 классы
Внеклассные занятия в воспитательной группе 1 2 3 4 1 2 3 4 5 2 3 4 5
Занятия на воздухе      
Индивидуальные занятия в воспитательной группе      
Коллективная деятельность в общих делах воспитанников начальной, основной или старшей школы      
Общешкольные воспитывающие дела      

Список литературы

1. Никитина М.И. Методы воспитания // Сурдопедагогика. СПб., 1989.

2. Никитина М.И. Социализация детей с недостатками слуха в условиях учебно-воспитательной работы школы-интерната // Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса. СПб., 1997.

3. Пономарева З.А. Совершенствование методов воспитания учащихся с нарушен­ным слухом. СПб., 2004. 1| >

4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2002.

5. Сурдопедагогика I Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004.

6. Формы организации обучения и воспитания детей с недостатками слуха // МеяЫ вуз. сб. науч. тр. Л., 1990.

Тема 3.6. Воспитание и обучение детей

Наши рекомендации