Направления социализации и интеграции детей с нарушением слуха и речи

Социализация и интеграции
Система специального обучения и воспитания
Специальная коррекци- Учебно-воспитательный Реабилитация в твор-
онная работа процесс ческой деятельности
Обследование слуха Учебная работа в соответ- Организация коллек-
и речи, психического ствии со стандартом образо- тивных творческих дел
развития вания и годовым планом Досуговая деятель-
Развитие слухового Взаимосвязь инновацион- ность и реабилитация
восприятия с использо- ных форм обучения и творчеством
ванием слухового внеклассных занятий Работа кружков и сек-
аппарата Усиление воспитательного ций, групп по интере-
Формирование произ- потенциала урока сам
ношения, развитие Апробация и внедрение Интеграция в коллекти-
речи, речевого общения новых развивающих про- вы слышащих школь-
Выполнение слухорече- грамм обучения и воспитания ников
вого режима в школе и Сокращенные сроки обуче- Участие школьников
в семье ния совместно со слыша-
Развитие психофизи- Физкультурно-оздоровитель- щими в конкурсах,
ческих процессов ная работа и охрана жизне- олимпиадах, праздни-
Медико-психолого- деятельности ках, играх и т. п.
педагогическое со- Профессиональная подго- Работа с родительской
провождение индиви- товка общественностью
дуального развития Летняя трудовая практика по  
ученика благоустройству школы  

Таким образом, только при реализации комплексного подхода к учебно-вос­питательному процессу можно рассчитывать на социализацию школьников и их успешную интеграцию в общество.

Проблема социализации и интеграции в условиях образовательного и вос­питательного процесса требует системного подхода, который заключается в следующем.

/. Создание в школе-интернате слухоречевой среды:

• максимальное использование и развитие слуховой функции учащихся с использованием качественной звукоусиливающей аппаратуры и совершен­ствование организации этой работы для укрепления слухозрительной ос­новы восприятия устной речи. Наиболее полное включение слуха в фор­мирование произносительной стороны речи, активное его использование для развития самоконтроля за правильным произношением и речевым общением;

• создание условий для речевого общения школьников в процессе практи­ческой деятельности, мотивация речевого общения;

• соблюдение единых требований к речи учащихся, учителя и воспитателя;

• контроль учителя за речью учащихся (произношение, построение слов, словосочетаний, фраз, умение вести диалог, беседу), выработка самокон­троля, что особенно важно и особенно сложно;

• коррекционная работа на уроке и внеклассных занятиях включает пра­вильное использование слуховой аппаратуры индивидуального и коллек­тивного пользования; использование эффективных приемов соотношения слуховой работы и работы по обучению чтению с губ; овладение всеми учителями приемами исправления дефектов звукопроизношения в про­цессе фронтальных уроков, способами формирования слухозрительного, слухового, зрительного восприятия устной речи.

//. Коммуникативная направленность обучения и воспитания; развитие речи как важнейшее условие и средство реабилитации слабослышащих и не-слышащих

Развитие речи — важный аспект обучения родному языку, включает комп­лексное изучение слуха и речи ребенка на различных ступенях обучения. Реа­лизация образовательной и воспитательной программы развития коммуника­тивной культуры учащихся с учетом максимального включения каждого ре­бенка в активную речевую деятельность. Развитие речевого общения и речевого поведения учащихся с нарушенным слухом — важнейшее условие и средство их дальнейшей социализации. Под развитием речевой деятельности понима­ется развитие речевых умений, личности учащихся. Коррекционная работа включает все виды обследования слуха и речи детей, что фиксируется в лич­ном деле обучающегося. Учет всех требований, предъявляемых к формирова­нию коммуникативной культуры в условиях учебно-воспитательного процес­са, что является тем фундаментом, на котором строится вся коррекционно-раз-вивающая работа.

III. Новые подходы к решению коррекционных задач

Коррекционная работа направлена на развитие познавательных процессов!? речевого общения, эмоционально-волевых чувств и др. Развитие сенсорного воспитания осуществляется в условиях содержательных видов деятельности: различных манипуляций с предметами, в бытовой, трудовой, конструктивной и другой деятельности — рисование, лепка и т. д. Развивающие упражнения и игры проводятся на уроках в 1—3 классах и на внеклассных занятиях. Исполь­зуются новые и общеизвестные развивающие упражнения:

• для развития психических функций учащихся, мыслительной и познава­тельной деятельности, творческого воображения и т. п.;

• для развития и коррекции психических процессов: памяти, внимания, воображения, ориентировки в пространстве и времени, развития вибра-ционно-тактильных ощущений и осязания;

• для развития мелкой моторики;

• для развития зрительного внимания, восприятия и памяти;

• для развития мышления и мыслительных операций и т. п. Осуществляется арттерапевтический подход в работе со слабослышащими

и неслышащими; индивидуальное коррекционное психолого-педагогическое сопровождение с целью развития познавательной активности и эмоциональ­но-волевой сферы; составляются новые программы уроков развития, фонети­ческой ритмики, музыкальной психокоррекции.

В школе идет поиск инновационных путей коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Наши рекомендации