Направления социализации и интеграции детей с нарушением слуха и речи
Социализация и интеграции | ||
Система специального обучения и воспитания | ||
Специальная коррекци- | Учебно-воспитательный | Реабилитация в твор- |
онная работа | процесс | ческой деятельности |
Обследование слуха | Учебная работа в соответ- | Организация коллек- |
и речи, психического | ствии со стандартом образо- | тивных творческих дел |
развития | вания и годовым планом | Досуговая деятель- |
Развитие слухового | Взаимосвязь инновацион- | ность и реабилитация |
восприятия с использо- | ных форм обучения и | творчеством |
ванием слухового | внеклассных занятий | Работа кружков и сек- |
аппарата | Усиление воспитательного | ций, групп по интере- |
Формирование произ- | потенциала урока | сам |
ношения, развитие | Апробация и внедрение | Интеграция в коллекти- |
речи, речевого общения | новых развивающих про- | вы слышащих школь- |
Выполнение слухорече- | грамм обучения и воспитания | ников |
вого режима в школе и | Сокращенные сроки обуче- | Участие школьников |
в семье | ния | совместно со слыша- |
Развитие психофизи- | Физкультурно-оздоровитель- | щими в конкурсах, |
ческих процессов | ная работа и охрана жизне- | олимпиадах, праздни- |
Медико-психолого- | деятельности | ках, играх и т. п. |
педагогическое со- | Профессиональная подго- | Работа с родительской |
провождение индиви- | товка | общественностью |
дуального развития | Летняя трудовая практика по | |
ученика | благоустройству школы |
Таким образом, только при реализации комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу можно рассчитывать на социализацию школьников и их успешную интеграцию в общество.
Проблема социализации и интеграции в условиях образовательного и воспитательного процесса требует системного подхода, который заключается в следующем.
/. Создание в школе-интернате слухоречевой среды:
• максимальное использование и развитие слуховой функции учащихся с использованием качественной звукоусиливающей аппаратуры и совершенствование организации этой работы для укрепления слухозрительной основы восприятия устной речи. Наиболее полное включение слуха в формирование произносительной стороны речи, активное его использование для развития самоконтроля за правильным произношением и речевым общением;
• создание условий для речевого общения школьников в процессе практической деятельности, мотивация речевого общения;
• соблюдение единых требований к речи учащихся, учителя и воспитателя;
• контроль учителя за речью учащихся (произношение, построение слов, словосочетаний, фраз, умение вести диалог, беседу), выработка самоконтроля, что особенно важно и особенно сложно;
• коррекционная работа на уроке и внеклассных занятиях включает правильное использование слуховой аппаратуры индивидуального и коллективного пользования; использование эффективных приемов соотношения слуховой работы и работы по обучению чтению с губ; овладение всеми учителями приемами исправления дефектов звукопроизношения в процессе фронтальных уроков, способами формирования слухозрительного, слухового, зрительного восприятия устной речи.
//. Коммуникативная направленность обучения и воспитания; развитие речи как важнейшее условие и средство реабилитации слабослышащих и не-слышащих
Развитие речи — важный аспект обучения родному языку, включает комплексное изучение слуха и речи ребенка на различных ступенях обучения. Реализация образовательной и воспитательной программы развития коммуникативной культуры учащихся с учетом максимального включения каждого ребенка в активную речевую деятельность. Развитие речевого общения и речевого поведения учащихся с нарушенным слухом — важнейшее условие и средство их дальнейшей социализации. Под развитием речевой деятельности понимается развитие речевых умений, личности учащихся. Коррекционная работа включает все виды обследования слуха и речи детей, что фиксируется в личном деле обучающегося. Учет всех требований, предъявляемых к формированию коммуникативной культуры в условиях учебно-воспитательного процесса, что является тем фундаментом, на котором строится вся коррекционно-раз-вивающая работа.
III. Новые подходы к решению коррекционных задач
Коррекционная работа направлена на развитие познавательных процессов!? речевого общения, эмоционально-волевых чувств и др. Развитие сенсорного воспитания осуществляется в условиях содержательных видов деятельности: различных манипуляций с предметами, в бытовой, трудовой, конструктивной и другой деятельности — рисование, лепка и т. д. Развивающие упражнения и игры проводятся на уроках в 1—3 классах и на внеклассных занятиях. Используются новые и общеизвестные развивающие упражнения:
• для развития психических функций учащихся, мыслительной и познавательной деятельности, творческого воображения и т. п.;
• для развития и коррекции психических процессов: памяти, внимания, воображения, ориентировки в пространстве и времени, развития вибра-ционно-тактильных ощущений и осязания;
• для развития мелкой моторики;
• для развития зрительного внимания, восприятия и памяти;
• для развития мышления и мыслительных операций и т. п. Осуществляется арттерапевтический подход в работе со слабослышащими
и неслышащими; индивидуальное коррекционное психолого-педагогическое сопровождение с целью развития познавательной активности и эмоционально-волевой сферы; составляются новые программы уроков развития, фонетической ритмики, музыкальной психокоррекции.
В школе идет поиск инновационных путей коррекционно-развивающего обучения и воспитания.