Задачи

1. Выполнить графические композиции-упражнения на «Динамику» и «Статику». Композиции упражнения на статику-динамику из одних и тех же выбранных фигур.

Методы и методические приемы:

1. Устное объяснение темы и задания; показ методического пособия.

2. Разъяснение материала используя ИКТ.

3. Работа с образца-пособия.

4. Индивидуальная работа с каждым ребенком.

5. Просмотр (подведение итогов) – коллективное обсуждение выполненных работ.

Связь с предметами:

1. Декоративно-прикладная композиция, станковая композиция, скульптура, живопись.

Тип урока:урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Наглядность:

1. Схемы композиций по каждому из «правил».

2. Использование проектора.

3. Работы учащихся прошлых лет по данной теме.

4. Показ учителя составления поисков-эскизов композиций.

План урока:

1. Организационный момент- 5 минут.

2. Изложение материала- 25 минут.

3. Творческое задание – 50 минут.

4. Итог урока- 10 минут.

5. Пояснительная записка.

6. Список использованной литературы.

7. Приложение. Фотографии работ учащихся Чебоксарского государственного художественного училища.

Ход урока:

1. Преподаватель приветствует учеников, проверяет готовность учащихся к уроку - наличие красок, бумаги, карандашей, цветных бумаг.

2. Понятие «композиция»- ( от лат. Compositio) составление, связывание, связь. Любая композиция, будь то станковая или декоративная, строится по определенным «правилам». Мы рассмотрим самые

основные.

Статика-динамика.Статика - стабильное, спокойное изображение. Форма несет стабильный, устойчивый характер.

Статичная и динамичная композиции могут быть оценены только в сравнении друг с другом. Легче сопоставить композиции из одних и тех же элементов. В зависимости от взаиморасположения фигур можно говорить о статичности и динамичности каждой из них. Давайте рассмотрим примеры.

Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности. Рис.1, Рис.1.1.

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Рис.2, Рис. 2.2.

задачи - student2.ru задачи - student2.ru
Рис. 1 Рис. 2

Реальные изображения.

задачи - student2.ru

Рис. 1.1. Рис 2.2.

Условные изображения

задачи - student2.ru задачи - student2.ru

Рис. 3 Рис.4

Город в статичном положении Город в динамике (движении)

Изображение слева выглядит статичным. На Рис. 2.2. создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.

Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение. Рис. 5

задачи - student2.ru

Условные изображения

Рис. 5 Рис 6.

задачи - student2.ru задачи - student2.ru

Рис. 5.1 Рис 6.1

Реальные изображения

задачи - student2.ru

Рис 7. Пример использования динамики (движения) в живописи.

Движение можно передать последовательным отображением некоторых моментов этого движения

задачи - student2.ru

Рис. 8

задачи - student2.ru

Рис.8.1.

Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.

задачи - student2.ru

Рис. 9

задачи - student2.ru

Рис. 10

задачи - student2.ru

Рис. 11

Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии, оставив свободное пространство перед движущимся объектом.

Эти композиционные «правила» необходимо учитывать при построении формальной динамичной композиции.

Наше задание заключается в выполнении графических упражнений по каждому из «правил» из простых геометрических фигур. Для передачи движения лучше использовать геометрические фигуры с острыми концами (Треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник). Необходимо строить целостные композиции используя тоновые графические формы в заданном формате.

задачи - student2.ru задачи - student2.ru

Рис.12 Рис. 13

Наши рекомендации