Задачи
1. Выполнить графические композиции-упражнения на «Динамику» и «Статику». Композиции упражнения на статику-динамику из одних и тех же выбранных фигур.
Методы и методические приемы:
1. Устное объяснение темы и задания; показ методического пособия.
2. Разъяснение материала используя ИКТ.
3. Работа с образца-пособия.
4. Индивидуальная работа с каждым ребенком.
5. Просмотр (подведение итогов) – коллективное обсуждение выполненных работ.
Связь с предметами:
1. Декоративно-прикладная композиция, станковая композиция, скульптура, живопись.
Тип урока:урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Наглядность:
1. Схемы композиций по каждому из «правил».
2. Использование проектора.
3. Работы учащихся прошлых лет по данной теме.
4. Показ учителя составления поисков-эскизов композиций.
План урока:
1. Организационный момент- 5 минут.
2. Изложение материала- 25 минут.
3. Творческое задание – 50 минут.
4. Итог урока- 10 минут.
5. Пояснительная записка.
6. Список использованной литературы.
7. Приложение. Фотографии работ учащихся Чебоксарского государственного художественного училища.
Ход урока:
1. Преподаватель приветствует учеников, проверяет готовность учащихся к уроку - наличие красок, бумаги, карандашей, цветных бумаг.
2. Понятие «композиция»- ( от лат. Compositio) составление, связывание, связь. Любая композиция, будь то станковая или декоративная, строится по определенным «правилам». Мы рассмотрим самые
основные.
Статика-динамика.Статика - стабильное, спокойное изображение. Форма несет стабильный, устойчивый характер.
Статичная и динамичная композиции могут быть оценены только в сравнении друг с другом. Легче сопоставить композиции из одних и тех же элементов. В зависимости от взаиморасположения фигур можно говорить о статичности и динамичности каждой из них. Давайте рассмотрим примеры.
Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности. Рис.1, Рис.1.1.
Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Рис.2, Рис. 2.2.
Рис. 1 Рис. 2
Реальные изображения.
Рис. 1.1. Рис 2.2.
Условные изображения
Рис. 3 Рис.4
Город в статичном положении Город в динамике (движении)
Изображение слева выглядит статичным. На Рис. 2.2. создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.
Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение. Рис. 5
Условные изображения
Рис. 5 Рис 6.
Рис. 5.1 Рис 6.1
Реальные изображения
Рис 7. Пример использования динамики (движения) в живописи.
Движение можно передать последовательным отображением некоторых моментов этого движения
Рис. 8
Рис.8.1.
Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии, оставив свободное пространство перед движущимся объектом.
Эти композиционные «правила» необходимо учитывать при построении формальной динамичной композиции.
Наше задание заключается в выполнении графических упражнений по каждому из «правил» из простых геометрических фигур. Для передачи движения лучше использовать геометрические фигуры с острыми концами (Треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник). Необходимо строить целостные композиции используя тоновые графические формы в заданном формате.
Рис.12 Рис. 13