Тема 5. Организация обслуживания посетителей
Тема 5. Организация обслуживания посетителей
Основы составления меню
Меню — это перечень закусок, блюд, напитков, мучных кондитерских изделий, имеющихся в продаже на данный день с указанием выхода и цены. Меню должно быть подписано директором, заведующим производством и калькулятором. В зависимости от типа предприятия и обслуживаемого контингента потребителей применяют различные виды меню: со свободным выбором блюд; комплексных обедов и обедов по абонементам; дневного рациона; диетического и детского питания; банкетное.
Меню со свободным выбором блюд составляется в общедоступных предприятиях общественного питания (ресторанах, барах, столовых, кафе, закусочных). Оно представляет перечень блюд, записанных в определенном порядке с указанием выхода блюд, гарнира, основного продукта и цены. Для первых блюд в меню, как правило, приводится цена порции и полу порции. В меню ресторана выход блюд не указывается.
При составлении меню придерживаются определенных правил расположения закусок и блюд
Холодные блюда и закуски
Рыбная гастрономия
Холодные рыбные блюда
Салаты и винегреты
Холодные блюда из мяса
Холодные блюда из птицы
Молочнокислые продукты
Горячие закуски
Рыбные, мясные
Из домашней птицы и дичи (жюльены)
Овощные
Грибные
Яичные
Супы
Прозрачные, заправочные, пюреобразные, молочные, холодные и сладкие
Вторые блюда
Рыбные (отварные, припущенные, жареные, запеченные)
Мясные (отварные, жареные, тушеные)
Блюда из домашней птицы и дичи
Блюда из котлетной массы
Блюда из субпродуктов
Блюда из овощей, круп, бобовых, макаронных и мучных изделий
Блюда из яиц и творога
Сладкие блюда (горячие, холодные)
Горячие напитки
Холодные напитки собственного производства
Технологические карты
Высокое качество готовой продукции складывается из многих факторов, одно из них — соблюдение технологических требований к обработке продуктов и приготовлению блюд на всех стадиях производственного процесса.
Повара должны обеспечиваться на рабочих местах технологическими картами. Эти карты составляются на каждое блюдо, кулинарное или кондитерское изделие на основании Сборника рецептур, применяемого на данном предприятии.
В технологических картах указываются: наименование блюда, номер и вариант рецептуры, норма вложения сырья массой нетто на одну порцию, а также дается расчет на определенное количество порций или изделий, приготовляемых в котлах определенной емкости, указывается выход блюда.
В картах также приводится краткое описание технологического процесса приготовления блюда и его оформление, обращается внимание на последовательность закладки продуктов в зависимости от сроков их тепловой обработки, характеризуются требования к качеству блюда.
Технологические карты составляются по установленной форме на плотном картоне, подписываются директором, заведующим производством и калькулятором и хранятся в картотеке заведующего производством.
Сырьевая ведомость
Расчет количества сырья и продуктов, необходимых для приготовления блюд, производится на основании плана-меню и Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий.
На основании этих расчетов составляется требование - накладная для получения продуктов из кладовой.
Виды и назначение столовой посуды
Для сервировки стола, кроме приборов, необходима столовая посуда: фаянсовая, стеклянная, фарфоровая.
Тарелки по назначению и размерам делятся на пирожковые, закусочные, десертные мелкие и глубокие, столовые мелкие и глубокие.
В сервировке стола применяются также блюда на несколько порций для подачи холодных и горячих блюд, салатники на 2, 4 или 6 порций, селедочницы, соусники на 1—6 порций, чайники, кофейники, сливочники, молочники, вазы, супницы, приборы для специй, вазочки для салфеток.
Обычно стол накрывают белой накрахмаленной скатертью, но к чаю или кофе можно цветной. Скатерть должна спускаться со стола на 25—30 см, но не ниже сиденья стула. На стол сначала ставят посуду, затем раскладывают приборы и в последнюю очередь — бокалы, фужеры, рюмки. Тарелки ставят на расстоянии 2 см от края стола, приборы — на одной линии с краем тарелки. Пирожковую тарелку ставят на расстоянии 5... 10 см слева от основной тарелки.
Тема 5. Организация обслуживания посетителей