Евангелизация через образование

Важно также, чтобы мы не формировали христианские школы, исходя из "мышления гетто", пытаясь уйти от ми­ра. Мы не можем быть светом миру, если мы отрезаны от него. Вот почему многие христианские лидеры выступа­ют против создания христианских школ, но Божий ман­дат в отношении этого фактически противоположный. Гос­подь хочет, чтобы создавались школы такого качества, по­рядка и мира, чтобы язычники обивали пороги наших школ, чтобы их дети могли получать в них образование. Это мог­ло бы стать одним из величайших орудий церкви для евангелизации и, вероятно, величайшей возможностью воз­действовать на следующее поколение, сея соль и свет по всей стране.

Многие собрания, движения и конфессии уже много потрудились в этой области, и нам нужно учиться у них, чтобы каждому из нас не пришлось "изобретать велоси­пед". В большинстве христианских школ есть серьезные трудности, но их надо преодолевать Духом, Который и дал нам этот мандат. Окончательный ответ на многие из на­ших проблем не может быть найден, пока церковь не при­дет в единство. Без единства церковь не может полностью выполнить этот мандат в этой области. Когда церкви на­чнут трудиться вместе в сфере образования, они также на­чнут осознавать общие интересы в этой области. Каждый "сустав", соединенный с другими частями тела, сформиру­ет и всю церковь.

Домашнее обучение

Домашнее обучение — решение вопроса для многих и часто дает лучшее образование, чем общественные и час­тные школы. Домашнее обучение не только приводит к большему единству внутри семей, но оно дает также воз­можность сосредоточиваться на конкретных нуждах, да­рованиях каждого ребенка. Качество образования при домашнем обучении таково, что оно начинает находить по­нимание и поддержку, а не только терпимость, со стороны некоторых правительств.

Для начинающих можно использовать программы, предназначенные специально для домашнего обучения, ко­торые сейчас активно разрабатываются и которые можно легко получить. Домашнее обучение становится весомой и важной силой в сфере образования. Оно не для каждого, но у тех, кто избирает этот путь, оно доказало свою огром­ную пользу в подготовке следующего поколения к жизни и призванию в мире.

Многие из тех, кто обучают своих детей дома, формируют также группы поддержки для проведения занятий, выходящих за рамки программы: семинаров, физического вое- питания, предметов узкой специализации. Это дает рожде­ние такому типу образования, который включает в себя луч­шие черты домашнего обучения и частных школ. Это так­же дает детям возможность общения с другими детьми.

Совершенно очевидно, что к смущению и дезориента­ции многих подростков приводит слишком большое обще­ние со сверстниками, оказывающими на них давление. До XX века большинство детей общались гораздо больше со взрослыми, чем с другими детьми. С учреждением обще­ственных школ положение резко изменилось. Теперь ос­новное влияние на детей оказывает школа, и они проводят большую часть времени с другими детьми, а не со взрослы­ми. В результате у многих из них основные ценности фор­мируются под влиянием других детей, а не родителей.

Независимо от того, как мы обучаем своих детей, а сей­час есть несколько возможных вариантов, мы не можем ожидать, что разум наших детей будет сформирован бого­боязненным, если мы продолжаем отдавать их миру! "По­мышления плотские суть смерть, а помышления духов­ные — жизнь и мир" (Римлянам 8:6).

Если нам предстоит быть "светом миру", мы должны нести миру просвещение. Церковь должна делать это, ес­ли мы хотим выполнить наш мандат и доказать нашу любовь к Господу, "ухаживая" за Его овцами должным образом. Когда церковь делает это в единстве, реализуя свой мандат в сфере образования, обновленный разум хри­стианских детей и молодежи изумит и просветит мир сво­ей ясностью.

Пастор или директор?

Если вы пастор, прочитав до этого места, вы, возможно, почувствовали на себе тяжелое бремя. Вероятно, вам труд­но представить, как вообще можно принять на себя еще какую-то обязанность, тем более такую серьезную и боль­шую, как создание христианской школы и заведование ей.

Пожалуйста, расслабьтесь! Большинство пасторов не при­званы к этому, но если вы призваны, то это бремя от Гос­пода, и вы, делая это, фактически найдете покой и освеже­ние для вашей души. Однако, прежде чем принять Его бремя, нам надо избавиться от всякого другого ярма, ко­торое возложено на нас не Им.

Большинство пасторов не призваны быть директорами или заведующими в христианских школах, но для тех, кто призван, это может быть их основным призванием, а не одной из ступенек к "настоящему пасторату". Дети — не граждане второго сорта в царстве, детские пасторы — не пасторы второго сорта. В глазах Божьих это одна из са­мых главных позиций в церкви. Мы должны рассматри­вать детских и молодежных пасторов как "настоящих" пасторов и предоставлять им власть, необходимую для это­го служения. Работа пастора с детьми часто требует помо­щи со стороны родителей, следовательно, он должен поль­зоваться авторитетом и у взрослых, чтобы дело делалось должным образом.

Верно, что прямая ответственность за образование де­тей лежит на родителях, а не на пасторе. Однако ответст- иенность за образование наших детей отнюдь не означает, что мы должны делать абсолютно все. Павел объяснял коринфянам, что у них "много учителей, но не много от­цов". Чтобы получить хорошее образование, моим детям нужно изучать предметы, которые я не могу им препо­дать. Это не мое дело — учить их этим предметам, но моя ответственность заключается в том, чтобы у них был хороший учитель, который мог бы научить их этому. Ни­кто не заменит меня как отца моих детей, но могут потре­боваться много разных учителей, чтобы как следует сна­рядить их для жизни и призвания.

Равным образом, ни учитель воскресной школы, ни де­тский пастор не могут заменить меня как отца моих де­тей. Именно я должен обеспечить основное духовное ли­дерство для моих детей, но мы все должны помогать слу­жениям, которые даны церкви для этой цели.

Одна из величайших нападок врага направлена на то, чтобы попытаться уничтожить подрастающее поколение. Эта атака вызвана их предназначением. Церкви будущего или церкви, имеющие будущее — это те, которые будут ра­ботать со взрослыми так, чтобы те могли снаряжать детей.

Нынешнее поколение игнорирует свой мандат и свое призвание по овладению земли обетованной, но со следу­ющим это будет не так. Господь сейчас ищет "Иисусов Навинов и Халевов" в существующем поколении, кото­рые поведут его к своему предназначению. Те, у кого есть духовное различение, не станут делать детей похожими на них самих, но попробуют стать, как дети, чтобы и им тоже войти в царство. Не может быть программы строи­тельства или вообще какой-то программы, которая прине­сет такие дивиденды, которые мы получаем от вкладов в своих детей. Если мы на самом деле любим Господа, мы будем как следует заботиться о Его овцах и Его ягнятах.

Истинная церковь

Духовное образование наших детей и их снаряжение важнее их профессионального обучения. Их духовное об­разование должно быть основанием для всего остального обучения, а этого невозможно достичь в течение всего па­ры часов в воскресенье. Церковь в данный момент нахо­дится в рабстве своих четырех стен и своих четырех ча­сов. Истинная церковь продолжается двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю — она постоянно продолжа­ется в каждой семье и на каждой работе.

Истинный дар Духа не функционирует только в один­надцать часов в воскресенье или в семь часов в среду. Нам надо быть открытыми для духа пророчества в любое время и во всяком месте. Ни один истинный дар не приходит с той пышностью, с которой мы обычно его представляем, что является преткновением для неверующих, как и для мно­гих верующих. Господь никогда не предназначал для Сво­ей церкви быть ограниченной, какой она сейчас является, и Он никогда не хотел, чтобы образование, которое должно быть фундаментальным "обновлением нашего разума", ограничивалось классной комнатой. Жизнь должна быть на­шей классной комнатой. Мы никогда не заканчиваем шко­лу Господа, мы просто продолжаем развиваться.

Истинное обучение

Это говорится не с целью отвержения обучения, кото­рое требует классных помещений. Христианин должен хо­рошо учиться как никто другой. Все, что мы делаем, дол­жно делаться "как для Господа", и обучение должно рас­сматриваться как средство помощи в подготовке для бо­лее эффективного служения Ему.

Истинная наука не находится в конфликте с христиан­ством — истинная наука всегда будет вести к Творцу и открывать Его Христа, потому что"Им создано все... и для Него, ивсе Им стоит" (Колоссянам 1:16-17). Ион Амос Комениус, которого называют "отцом современного образования" и который был одним из величайших лиде­ров исторической Моравской церкви, сделал однажды та­кое замечание: "Природа — это вторая Божья книга". Апостол Павел выразил это таким образом: "Ибоневи­димое Его, вечная сила Его и Божество, от создания ми­ра чрез рассматривание творенийвидимы..." (Римля­нам 1:20). Наука должна быть особой областью истинной поры, и христианин должен преуспевать в этом больше других. Истинная наука включает искание и созерцание г мм вы Божьей в творении, точно так же, как и правильное использование творения.

Твердое основание, которое Комениус стремился уста­новить через образование, состоит в том, что Христос побе­дил, что Христос есть Истина и, следовательно, что истина всегда в конечном итоге будет побеждать заблуждение. Он верил, что Иисус победил грех и что Его царство про­должает двигаться вперед в ходе истории. Он видел свет более сильным, чем тьма, мир и праведность более силь­ными, чем беззаконие, а любовь Божью настолько преоб­ладающей в Его творении, что она обязательно победит в Его новом творении, человеке.

Основная цель христианского образования должна за­ключаться не в попытках уйти от мира, а в том, чтобы светить своим светом в мир. Мы призваны не просто к тому, чтобы показать лучший путь, но показать Путь. Хри­стос Иисус открывается во всем, что было сотворено, и Он есть Причиной всего, что существует. В этом свете истин­ная любовь и поклонение Творцу побуждают нас стремить­ся к истинному образованию, а истинная наука к тому, что каждый должен превозносить Господа в своем сердце. В этом должен быть порядок и дисциплина, которые рож­даются от самой возвышенной цели — искания Христа.

ЧАСТЬ III

Наши рекомендации