Евангелизация через образование
Важно также, чтобы мы не формировали христианские школы, исходя из "мышления гетто", пытаясь уйти от мира. Мы не можем быть светом миру, если мы отрезаны от него. Вот почему многие христианские лидеры выступают против создания христианских школ, но Божий мандат в отношении этого фактически противоположный. Господь хочет, чтобы создавались школы такого качества, порядка и мира, чтобы язычники обивали пороги наших школ, чтобы их дети могли получать в них образование. Это могло бы стать одним из величайших орудий церкви для евангелизации и, вероятно, величайшей возможностью воздействовать на следующее поколение, сея соль и свет по всей стране.
Многие собрания, движения и конфессии уже много потрудились в этой области, и нам нужно учиться у них, чтобы каждому из нас не пришлось "изобретать велосипед". В большинстве христианских школ есть серьезные трудности, но их надо преодолевать Духом, Который и дал нам этот мандат. Окончательный ответ на многие из наших проблем не может быть найден, пока церковь не придет в единство. Без единства церковь не может полностью выполнить этот мандат в этой области. Когда церкви начнут трудиться вместе в сфере образования, они также начнут осознавать общие интересы в этой области. Каждый "сустав", соединенный с другими частями тела, сформирует и всю церковь.
Домашнее обучение
Домашнее обучение — решение вопроса для многих и часто дает лучшее образование, чем общественные и частные школы. Домашнее обучение не только приводит к большему единству внутри семей, но оно дает также возможность сосредоточиваться на конкретных нуждах, дарованиях каждого ребенка. Качество образования при домашнем обучении таково, что оно начинает находить понимание и поддержку, а не только терпимость, со стороны некоторых правительств.
Для начинающих можно использовать программы, предназначенные специально для домашнего обучения, которые сейчас активно разрабатываются и которые можно легко получить. Домашнее обучение становится весомой и важной силой в сфере образования. Оно не для каждого, но у тех, кто избирает этот путь, оно доказало свою огромную пользу в подготовке следующего поколения к жизни и призванию в мире.
Многие из тех, кто обучают своих детей дома, формируют также группы поддержки для проведения занятий, выходящих за рамки программы: семинаров, физического вое- питания, предметов узкой специализации. Это дает рождение такому типу образования, который включает в себя лучшие черты домашнего обучения и частных школ. Это также дает детям возможность общения с другими детьми.
Совершенно очевидно, что к смущению и дезориентации многих подростков приводит слишком большое общение со сверстниками, оказывающими на них давление. До XX века большинство детей общались гораздо больше со взрослыми, чем с другими детьми. С учреждением общественных школ положение резко изменилось. Теперь основное влияние на детей оказывает школа, и они проводят большую часть времени с другими детьми, а не со взрослыми. В результате у многих из них основные ценности формируются под влиянием других детей, а не родителей.
Независимо от того, как мы обучаем своих детей, а сейчас есть несколько возможных вариантов, мы не можем ожидать, что разум наших детей будет сформирован богобоязненным, если мы продолжаем отдавать их миру! "Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир" (Римлянам 8:6).
Если нам предстоит быть "светом миру", мы должны нести миру просвещение. Церковь должна делать это, если мы хотим выполнить наш мандат и доказать нашу любовь к Господу, "ухаживая" за Его овцами должным образом. Когда церковь делает это в единстве, реализуя свой мандат в сфере образования, обновленный разум христианских детей и молодежи изумит и просветит мир своей ясностью.
Пастор или директор?
Если вы пастор, прочитав до этого места, вы, возможно, почувствовали на себе тяжелое бремя. Вероятно, вам трудно представить, как вообще можно принять на себя еще какую-то обязанность, тем более такую серьезную и большую, как создание христианской школы и заведование ей.
Пожалуйста, расслабьтесь! Большинство пасторов не призваны к этому, но если вы призваны, то это бремя от Господа, и вы, делая это, фактически найдете покой и освежение для вашей души. Однако, прежде чем принять Его бремя, нам надо избавиться от всякого другого ярма, которое возложено на нас не Им.
Большинство пасторов не призваны быть директорами или заведующими в христианских школах, но для тех, кто призван, это может быть их основным призванием, а не одной из ступенек к "настоящему пасторату". Дети — не граждане второго сорта в царстве, детские пасторы — не пасторы второго сорта. В глазах Божьих это одна из самых главных позиций в церкви. Мы должны рассматривать детских и молодежных пасторов как "настоящих" пасторов и предоставлять им власть, необходимую для этого служения. Работа пастора с детьми часто требует помощи со стороны родителей, следовательно, он должен пользоваться авторитетом и у взрослых, чтобы дело делалось должным образом.
Верно, что прямая ответственность за образование детей лежит на родителях, а не на пасторе. Однако ответст- иенность за образование наших детей отнюдь не означает, что мы должны делать абсолютно все. Павел объяснял коринфянам, что у них "много учителей, но не много отцов". Чтобы получить хорошее образование, моим детям нужно изучать предметы, которые я не могу им преподать. Это не мое дело — учить их этим предметам, но моя ответственность заключается в том, чтобы у них был хороший учитель, который мог бы научить их этому. Никто не заменит меня как отца моих детей, но могут потребоваться много разных учителей, чтобы как следует снарядить их для жизни и призвания.
Равным образом, ни учитель воскресной школы, ни детский пастор не могут заменить меня как отца моих детей. Именно я должен обеспечить основное духовное лидерство для моих детей, но мы все должны помогать служениям, которые даны церкви для этой цели.
Одна из величайших нападок врага направлена на то, чтобы попытаться уничтожить подрастающее поколение. Эта атака вызвана их предназначением. Церкви будущего или церкви, имеющие будущее — это те, которые будут работать со взрослыми так, чтобы те могли снаряжать детей.
Нынешнее поколение игнорирует свой мандат и свое призвание по овладению земли обетованной, но со следующим это будет не так. Господь сейчас ищет "Иисусов Навинов и Халевов" в существующем поколении, которые поведут его к своему предназначению. Те, у кого есть духовное различение, не станут делать детей похожими на них самих, но попробуют стать, как дети, чтобы и им тоже войти в царство. Не может быть программы строительства или вообще какой-то программы, которая принесет такие дивиденды, которые мы получаем от вкладов в своих детей. Если мы на самом деле любим Господа, мы будем как следует заботиться о Его овцах и Его ягнятах.
Истинная церковь
Духовное образование наших детей и их снаряжение важнее их профессионального обучения. Их духовное образование должно быть основанием для всего остального обучения, а этого невозможно достичь в течение всего пары часов в воскресенье. Церковь в данный момент находится в рабстве своих четырех стен и своих четырех часов. Истинная церковь продолжается двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю — она постоянно продолжается в каждой семье и на каждой работе.
Истинный дар Духа не функционирует только в одиннадцать часов в воскресенье или в семь часов в среду. Нам надо быть открытыми для духа пророчества в любое время и во всяком месте. Ни один истинный дар не приходит с той пышностью, с которой мы обычно его представляем, что является преткновением для неверующих, как и для многих верующих. Господь никогда не предназначал для Своей церкви быть ограниченной, какой она сейчас является, и Он никогда не хотел, чтобы образование, которое должно быть фундаментальным "обновлением нашего разума", ограничивалось классной комнатой. Жизнь должна быть нашей классной комнатой. Мы никогда не заканчиваем школу Господа, мы просто продолжаем развиваться.
Истинное обучение
Это говорится не с целью отвержения обучения, которое требует классных помещений. Христианин должен хорошо учиться как никто другой. Все, что мы делаем, должно делаться "как для Господа", и обучение должно рассматриваться как средство помощи в подготовке для более эффективного служения Ему.
Истинная наука не находится в конфликте с христианством — истинная наука всегда будет вести к Творцу и открывать Его Христа, потому что"Им создано все... и для Него, ивсе Им стоит" (Колоссянам 1:16-17). Ион Амос Комениус, которого называют "отцом современного образования" и который был одним из величайших лидеров исторической Моравской церкви, сделал однажды такое замечание: "Природа — это вторая Божья книга". Апостол Павел выразил это таким образом: "Ибоневидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творенийвидимы..." (Римлянам 1:20). Наука должна быть особой областью истинной поры, и христианин должен преуспевать в этом больше других. Истинная наука включает искание и созерцание г мм вы Божьей в творении, точно так же, как и правильное использование творения.
Твердое основание, которое Комениус стремился установить через образование, состоит в том, что Христос победил, что Христос есть Истина и, следовательно, что истина всегда в конечном итоге будет побеждать заблуждение. Он верил, что Иисус победил грех и что Его царство продолжает двигаться вперед в ходе истории. Он видел свет более сильным, чем тьма, мир и праведность более сильными, чем беззаконие, а любовь Божью настолько преобладающей в Его творении, что она обязательно победит в Его новом творении, человеке.
Основная цель христианского образования должна заключаться не в попытках уйти от мира, а в том, чтобы светить своим светом в мир. Мы призваны не просто к тому, чтобы показать лучший путь, но показать Путь. Христос Иисус открывается во всем, что было сотворено, и Он есть Причиной всего, что существует. В этом свете истинная любовь и поклонение Творцу побуждают нас стремиться к истинному образованию, а истинная наука к тому, что каждый должен превозносить Господа в своем сердце. В этом должен быть порядок и дисциплина, которые рождаются от самой возвышенной цели — искания Христа.
ЧАСТЬ III