Игра малой подвижности «угадай-ка»
Играющие делятся на две команды. Команды договариваются между собой - кто будет загадывать, а кто отгадывать (если детям трудно договориться, вмешивается педагог и назначает сам загадывающих и отгадывающих). Команды строятся в шеренги и встают на игровой площадке одна против другой лицом друг к другу на расстоянии 2,5-3 м. Расстояния между игроками в командах 60-80 см.
После того как дети построились, педагог говорит игрокам отгадывающей команды, чтобы они повернулись спиной к команде противника. Дети отворачиваются, в это время игроки загадывающей команды договариваются между собой, какую профессию они будут изображать. Затем педагог подает сигнал, чтобы команда отгадывающих вновь повернулась (сигналом может служить следующее: три хлопка в ладоши, свисток, фраза педагога «Повернитесь быстро к нам, мы покажем что-то вам!» и т. д.) к противоположной команде. Дети отгадывающей команды произносят:
Все профессии нужны,
Все профессии важны!
Угадай-ка, подскажи,
Что нам делать, покажи!
В ответ на это дети загадывающей команды начинают изображать то, что задумали. Если отгадчики ответят правильно, группы детей меняются ролями. Игра продолжается.
Примечания. 1. Если отгадчики не смогут отгадать изображаемую профессию более 2-3-х раз, педагог меняет ролями группы детей своим решением. 2. Примерный перечень изображаемых профессий:
Прачка (дети имитируют стирку белья, развешивание его на веревку);
Повар (дети «помешивают суп в кастрюле, лепят пирожки»);
Шофер (дети крутят воображаемый руль);
Балерина (дети выполняют различные танцевальные движения, плавно поднимают и опускают руки, кружатся на месте);
Музыкант (дети имитируют игру на рояле, трубе, арфе);
Учитель (воспитатель) (дети имитируют, как педагог Ходит по классу, объясняет урок, пишет мелом на доске);
Художник (дети держат в одной руке воображаемую палитру, в другой руке кисть, которой потом пишут воображаемую картину).
И т. д.
3. На этапе разучивания игры педагог вместе с детьми может подобрать имитационные движения, соответствующие какой- либо профессии, если дети в чем-либо затрудняются.
Лексическая тема «Родной город»
Здравствуй, мой любимый город над Невой! В мире, без сомнения, ты один такой. Обойди весь шар земной, планету облети - Краше Петербурга, поверьте, не найти! | Мосты, сады, решетки, шпили, купола, Дымка белой ночи, красавица Нева. Ангел сквозь столетья над Невой летит, Охраняет город, скованный в гранит. |
Комплекс ОРУ «Любимый Петербург»
«Здравствуй, Петербург!»
И. п.: ноги вместе, руки вниз. 1 -2 - поднимая руки вперед вверх, опустить их на лопатки - вдох; 3-4 - опуская руки вниз, длительный выдох. Повторить 6-8 раз.
«В парках, озябших от ветров студеных, клонят вниз ветки березы и клены»
И. п.: ноги врозь, руки к плечам. 1 - руки поднять вверх; 2-5 - выполнять руками покачивания вправо-влево; 6 - и. п. Повторить 6-8 раз.
«Несет свои воды красавица Нева, корабли качает невская волна»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1-3 - пружинящие наклоны вперед, руки в стороны - длительный выдох; 4 - выпрямиться, вернуться в и. п., вдох. Повторить 8 раз.
«Статуи мерзнут в Летнем саду, стоят, не качаясь, на сильном ветру»
И. п.: о. с., руки на пояс. 1 - поднять согнутую ногу, носок оттянут; 2-4 - постоять с закрытыми глазами, сохраняя равновесие; опустить ногу. То же другой ногой. Повторить по 3- 4 раза.
«Лев из камня не рычит, притворился, будто спит»
И. п.: о. с., руки вниз. 1-2 - присесть, обхватить колени руками, голову наклонить к коленям; 3-4 - и. п. Повторить 8 раз.
«К нам пришла весна опять, будем в классики играть»-
И. п.: о. с., руки на пояс. Прыжки на одной ноге: пять прыжков в сторону на правой ноге; то же в другую сторону на левой ноге. Выполнить по 2 раза в каждую сторону. Непродолжительная ходьба на месте – 10-12 шагов. Повторить 2 раза.
«Чайки летают, парят над Невой, очень им нравится ветер морской»
И. п.: ноги врозь, руки вниз. 1 - руки в стороны, вдох; 2 - руки вниз - выдох. Повторить 3-4 раза.
Подвижная игра «Весною в городе»
Инвентарь: «цветная» вода в пластиковой бутылке.
На игровой площадке «цветной» водой на снегу или чертой по земле обозначается круг диаметром 3-3,5 м. По считалке выбирается водящий - «кошка», он проходит к центру круга и присаживается там. Все остальные играющие становятся за чертой, вне круга, это «воробьи». После слов педагога:
Тает снег на улицах. Бегут, журчат ручьи. В лужицах купаются Смешные воробьи. | Сияет ярко солнышко, Синеет небосвод. И смотрит на воробышков Огромный рыжий кот. Воробей, берегись! Коту смотри не попадись! |
Игроки-«воробьи» начинают прыгать внутрь круга и выпрыгивать него. Через некоторое время водящий-«кошка» неожиданно вскакивает и старается запятнать кого-либо из «воробьев», находящихся в данный момент в кругу, т. е. тех, кто не успел выпрыгнуть из круга. Пойманный «воробей» выходит из круга. Когда «кошка» поймает 2-4-х «воробьев», по считалке выбирается новая «кошка» из числа непойманных «воробьев», и игра повторяется вновь с другим водящим.
Примечания. 1. «Воробьи» начинают выполнять впрыгивание в круг и выпрыгивание из него только после слов педагога «коту смотри не попадись!» 2. «Воробьи» прыгают в круг и из круга только на двух ногах. 3. Если кто-либо из играющих-«воробьев» вместо прыжков выполнит пробежку через круг, то он считается пойманным.
4.Пойманных «воробьев» можно не исключать из игры, а только отмечать и запоминать их. 5. По окончании игры отмечаются самая лучшая «кошка» (поймавшая наибольшее количество «воробьев») и самый ловкий «воробей» (которого ни разу не поймали).
Подвижная игра с речевым сопровождением «На Неве»
Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга лицом к центру круга.
Вы видали, как красивы Наши бронзовые львы? | Дети выполняют повороты вправо-влево, руки за голову, локти в стороны. |
Им причесывают гривы Гребни белые Невы. | Выполняют наклоны вниз, руки отводят назад. |
Львов порой Нева купает, Окунает с головой - | Выполняют приседания. При приседании - руки на голову. |
В наводненье так бывает С разозленною Невой. | Выполняют наклоны вправо-влево, руки на поясе. |
А сейчас она спокойна. | Поднимают руки через стороны вверх. |
Чайки невские парят. | Опускают медленно руки вниз, потряхивая кистями. |
За собой оставив волны, Лишь буксиры прогудят. | Идут по кругу друг за другом притоптывающим шагом, руки назад-вниз. |
Да промчится катер быстрый, Смело так — вразрез волне! | Бегут на носочках по кругу друг за другом, руки согнуты в локтях. |
Разлетятся брызги-искры, | Разбегаются врассыпную по игровой площадке. |
Дрогнет камушек на дне. | Через 10-15 секунд по окончании чтения текста стихотворения педагог произносит: «Стоп, игра!» Дети прекращают бег и спокойно подходят к педагогу. |
Игра малой подвижности «В Летнем саду»
Инвентарь: бубен.
Играющие встают на игровой площадке в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Педагог с бубном в руках находится несколько в стороне от круга играющих. Педагог читает текст стихотворения:
В Летнем мы саду гуляли, Много разного видали. По дорожкам мы ходили, Лебедей в пруду кормили. | На скамейках мы сидели И на статуи смотрели, И дубы столетние Нам качали ветками. Отдохнули. И опять Нам пора идти гулять. |
По окончании чтения педагогом текста, под ритмичные удары взрослого в бубен играющие начинают двигаться в правую (или левую) сторону по кругу друг за другом, выполняя следующие команды педагога:
«Статуя» - дети изображают какую-либо статую (опираясь на знания, полученные на познавательно-речевых занятиях, где педагоги рассказывали детям о статуях Летнего сада, показывали слайды, фотографии);
«Дерево» - дети встают на месте прямо, руки вдоль туловища;
«Пруд» - дети выполняют наклон вперед, руки полукругом перед собой, пальцы рук соединены;
«Лебеди» - дети приседают с опорой на одно колено, одна рука вверх, кисть руки прямо вперед - «клюв», вторая рука вниз, кисть руки прямо назад - «хвост».
Если игрок ошибется в выполнении команды педагога или вообще не выполнит ее, тогда он выходит из круга и встает рядом с педагогом. Игра продолжается. Когда в круге останутся 1-3 самых внимательных игрока, игра прекращается. Эти игроки (или игрок) считаются победителями в игре. Игру можно повторить.
Примечания: 1. На первом этапе разучивания игры педагог подает команды подряд, затем педагог может подавать команды вразнобой. 2. После нескольких повторений игры роль ведущего (роль педагога) в игре может выполнять ребенок.
Лексическая тема «Стройка»
На стройке без дела никто не стоит, С утра и до ночи работа кипит. Рычит экскаватор - работник умелый, На стройке он первым берется за дело. | Без устали грузы привозят машины: Кирпич и цемент, рамы, жесть и резину. Рабочие стены умело кладут, Кирпичные стены вверх быстро растут. Прошел быстро год, и построили дом. Уже новоселы живут в доме том! |
Комплекс ОРУ «На стройке»
« Стены ровные кладем, вверх растет огромный дом»
И. п.: о. с., руки вниз. 1 - руки к плечам; 2 - руки вверх, посмотреть на них; 3 - руки к плечам; 4 - и. п. Повторить 6-8 раз.
«Когда работа спорится - и дом быстрее строится»- И. п.: стоя, ноги врозь, руки вниз. 1-2 - плавно руки в стороны - вдох; 3-4 - махом обхватить себя за плечи, резко выдохнуть, сказать «ух!» Повторить 8 раз.
«Работает подъемный кран - на стройке главный великан» И. п.: стоя, ноги врозь, руки за голову. 1 - наклон вниз, правой рукой дотянуться до носка левой ноги, левая рука вверх; 2 - поменять положение рук - левой рукой дотянуться до носка правой ноги, правая рука вверх; 3 - смена положения рук, правой рукой дотянуться до носка левой ноги, левая рука вверх; 4 - и. п. Повторить 6-8 раз.
«Друг другу груз передаем и никогда не устаем»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - наклон вправо, руки вверх, пальцы рук соединить; 2 - и. п.; 3-4 - то же в другую сторону. Повторить 8 раз.
«Чтобы дом построить новый, быть нужно сильным и здоровым»
И. п.: о. с., руки на пояс - вдох. 1-3 - три раза присесть, разводя колени, спина прямо - выдох; 4 - и. п. Повторить 3-4 раза.
«По стройке едет грузовик, грузы он возить привык»
И. п.: ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки согнуты в локтях, держат воображаемый руль. 1-8 - поочередно сгибать колени, отрывая пятки от пола, делая энергичный перекат стопы до конца пальцев, руками поворачивать воображаемый руль вправо-влево. Пауза. Повторить 3-4 раза.
«Когда построим новый дом, будем жить с друзьями в нем!»
И. п.: ноги вместе, руки вниз. 1-8 - прыжки на двух ногах с продвижением вперед. 8 шагов на месте. 1-8 - прыжки на двух ногах с продвижением назад, вернуться на свои места. Повторить 3-4 раза.
Игра-эстафета «Мы теперь - водители»
Инвентарь: 2-3 игрушечных грузовика с привязанными к ним веревками, 12-18 пластмассовых кубиков (ребро кубика 5-7 см), 2-3 кегли разных цветов (например, желтая, зеленая и красная).
На игровой площадке обозначаются на земле 2-3 черты длиной по 1 м. Расстояния между линиями 2-2,5 м. Напротив линий, на противоположной стороне площадки, на расстоянии 5-6 м от линий ставятся 2-3 кегли. Группа детей (в зависимости от количества детей в группе) делится на 2-3 команды. Каждая из команд встает в колонну по одному за линиями. Около каждой из линий положено по 6 кубиков - это «грузы», которые необходимо везти игрокам-«водителям». Рядом с первым игроком стоит игрушечный грузовик, первый в колонне ребенок держит его за веревку. После слов педагога:
Радуйтесь, родители, Мы теперь - водители! Сядем мы за руль машины, Грузы все перевезем. Грузы все перевезем | И построим новый дом. Мы построим новый дом, Будут жить игрушки в нем! Раз, два, три, Вези! |
игроки, стоящие в колоннах первыми, кладут один кубик в кузов грузовика и бегут, везя за собой машину, к кегле, стоящей напротив их команды. Добежав до кегли, они вынимают кубик из кузова грузовика и кладут кубик рядом с кеглей, затем возвращаются бегом в свою команду, передают веревку от грузовика следующему игроку. Следующие игроки выполняют те же действия. Побеждает команда, игроки которой перевезут на грузовиках все «грузы»-кубики на противоположную сторону площадки.
Примечания. 1. На этапе разучивания игры рекомендуется проводить ее не в форме эстафеты, а в форме игрового упражнения, не определяя команды-победителя. 2. Если во время бега грузовик перевернулся и кубик выпал из кузова машины, то продолжать выполнять упражнение нужно с того места, где кубик игрок потерял, т. е. игроку необходимо вернуться с грузовиком к месту падения кубика. 3. В конце игры педагог отмечает не только команду-победителя, но и ту команду, игроки которой ни разу не потеряли «груз» и машины у них не переворачивались.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Кто строил дом»
Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, лицом к центру круга.
Если строить новый дом, Чтобы люди жили в нем, | Прыгают: ноги врозь - ноги вместе, руки на пояс, каждый на своем месте. |
Нужно знания иметь И профессией владеть. | Шагают на месте, одновременно хлопая в ладоши. |
Архитектор строит дом За компьютерным столом. | Поочередно поднимают вверх и опускают вниз правую и левую руку. |
Экскаваторщик упрямо Под фундамент роет яму. | Выполняют наклоны вниз, руки при наклоне вниз. |
Нужно в срок бульдозеристу Разровнять площадку чисто, | Притоптывающим шагом продвигаются к центру круга, затем, двигаясь в обратном направлении, возвращаются на свои места, руки согнуты в локтях, прижаты к бокам. |
Вот и каменщик за делом – Кирпичи кладет умело. | Руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук одна над одной. Несколько раз поменять местоположение кистей. |
На работе крановщик К высоте давно привык. | Выполняют приседания. Когда встают из приседа, поднимают руки вверх, кисти рук параллельно земле. |
Кроют кровельщики дом Металлическим листом. | Руками делают «домик» над головой, пальцы рук касаются друг друга. |
Штукатуры со сноровкой Штукатурят стены ловко. | Выполняют руками перекрестные движения над головой. |
Если красить что-то нужно, Маляры возьмутся дружно. | Поднять вверх через сторону, затем опустить вниз правую руку, то же левой рукой. |
Окна - плотников забота, Двери - тоже их работа. | Выполняют повороты вправо- влево, руки на пояс. |
Новый дом почти готов – С нетерпеньем ждет жильцов. | Хлопают в ладоши. |
Игра малой подвижности «Тик-так-тук»
Инвентарь: свисток.
Дети делятся на три команды. Команды встают на игровой площадке буквой «П», несколько в стороне от играющих находится педагог со свистком.
Перед игрой педагог говорит детям: «Сегодня мы будем играть в очень интересную игру. Вы должны слушать меня очень внимательно. Когда я дам один свисток, игроки первой команды должны громко произнести слово „тик!“, на два свистка - игроки из второй команды произносят слово „так!“, а на три свистка дети третьей команды громко произносят: „тук!“ Посмотрим, в какой команде будет больше ошибок». Затем педагог читает текст:
Вот построен новый дом. А чтоб жить нам в доме том, В дом придут работники - Столяры и плотники. Будут все пилить, строгать, | Гвозди дружно забивать. От зари и до зари Стучат в доме молотки. Слышен всюду этот звук: «Тик-так-тук!» |
После этого педагог сначала дает подряд один, два и три свистка. Он повторяет это три-четыре раза. Затем свистки даются вразнобой, например три, один, два, один, два, два, три, один и т. д. Побеждает команда игроков, участники которой будут ошибаться реже.
Примечания. 1. Педагог вместо свистков может попеременно поднимать то правую, то левую руку, то обе руки вместе. 2. На звуковые сигналы педагога каждая из команд может выполнять другие задания педагога. Например, на один свисток игроки первой команды приседают, на два свистка игроки второй команды выполняют наклон вперед, ставят руки в стороны, на три свистка дети третьей команды выполняют прыжки на месте на двух ногах. Одновременно с выполнением движений игроки первой, второй и третьей команд могут соответственно произносить: «тик», «так», «тук». Этот вариант игры более сложный, требует от детей определенной подготовленности, более высокой концентрации внимания.
Лексическая тема «Весна»
Под солнышком весенним Набухают почки, Из почек появляются Первые листочки. На березе и ольхе - Легкие сережки. | А девчонки примеряют Новые сапожки. Распустились ландыши, Фиалки и подснежники. Поют цветочки песенку - Весеннюю, нежную. |
Комплекс ОРУ «Под солнышком весенним»
Инвентарь: скакалки короткие по количеству детей.
«Весной легко и хорошо, весной привольно и свежо»
И. п.: о. с., скакалка, сложенная вдвое, за спиной. 1-2 - руки назад, поднимаясь на носки - вдох; 3-4 - и. п., выдох. Повторить 8 раз.
«Посмотри по сторонам: везде листочки - тут и там»
И. п.: стоя, ноги врозь, скакалка, сложенная вчетверо, в опущенных руках. 1 - скакалку вверх; 2 - поворот вправо; 3 - прямо; 4 - и. п. То же влево. Повторить по 4 раза.
«Посмотрите, под кустом еж, свернувшийся клубком»
И. п.: стоя на скакалке, ноги на ширине плеч, ручки скакалки в руках. 1-2 - наклон вперед, руки назад, натягивая скакалку, голова прямо; 3-4 - и. п. Повторить 6-8 раз.
«Деревья к солнцу потянулись, цветы раскрылись и проснулись»
И. п.: правая нога на середине скакалки, концы натянутой скакалки в согнутых руках. 1 -2 - руки вверх, правую ногу согнуть в колене, вверх; 3-4 - и. п. То же с другой ноги. Повторить по 4 раза.
«Мы пониже приседаем, за жучками наблюдаем»
И. п.: о. с., скакалка, сложенная вдвое, в руках. 1 - скакалка верх за плечи - вдох; 2- присесть с прямой спиной - выдох; 3 - встать, скакалка за плечи - вдох; 4 - и. п., выдох. Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
« Через лужи, ручеек в сапожках новых прыг да скок»
И. п.: о. с., скакалка сзади, держать за концы. Прыжки на двух ногах на месте через вращающуюся скакалку. Повторить 3-4 раза по 10-15 прыжков в чередовании с ходьбой на месте.
«Мы весной с тобой гуляли и немножечко устали»
И. п.: ноги врозь, скакалка, сложенная вдвое, в руках. 1-2 - руки вверх - вдох; 3-4 - и. п., выдох. Повторить 3-4 раза.
Подвижная игра «Веселые мотыльки»
Инвентарь: 4-8 флажков (или кеглей).
На участке для прогулки флажками или кеглями обозначается игровая площадка размером 6x6 или 8x8 м. По считалке выбираются четверо водящих. Это дети с сачками. Они встают в пары и отходят в сторону за одну из границ игровой площадки. Остальные играющие - «мотыльки». Они в произвольном порядке располагаются по всей площадке. Одновременно с чтением педагогом текста стихотворения:
Мотыльки летают,
Весело порхают.
Крылышками машут,
На полянке пляшут.
мотыльки «летают» (бегают) по всей площадке, плавно взмахивая руками вверх-вниз. По сигналу «Лови!» дети с «сачками» (пары детей, взявшиеся за руки) ловят «мотыльков» - соединяют руки вокруг «мотылька» и затем отводят его в условленное место. В то время когда водящие отводят пойманного игрока, педагог произносит:
Отдохните, мотыльки,
Вы присядьте на цветы.
«Мотыльки» быстро приседают. Педагог вновь говорит:
Мотыльки летают,
Весело порхают.
Крылышками машут,
На полянке пляшут.
«Мотыльки» вновь «разлетаются» по всей площадке. Игра продолжается.
Когда пары водящих поймают 3-5 «мотыльков», игра останавливается. Педагог отмечает пару водящих, поймавших большее количество играющих. Затем по считалке выбираются другие водящие - дети с «сачками», и игра повторяется.
Примечания. 1. Водящие - дети с «сачками» могут ловить «мотыльков» только после сигнала педагога «Лови!» 2. Каждая пара водящих может поймать одномоментно только одного «мотылька», которого сразу же после ловли водящие отводят за границу игровой площадки. Двух и более «мотыльков» ловить нельзя. 3. Пойманным считается тот игрок-«мотылек», которого водящие поймали в «сачок» - окружили сомкнутыми руками.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Возвращаются певцы»
Дети встают по кругу друг за другом на расстоянии вытянутых вперед рук.
Возвращаются певцы, Наши старые жильцы. | Идут по кругу друг за другом, руки к плечам, выполняют движения руками вверх-вниз. |
От невидимых лучей Побежал с горы ручей. | Бегут по кругу, руки на поясе. |
И подснежник маленький Вырос на проталинке. | Присаживаются на корточки, затем встают. Руки вверх, ладони соединить. |
Воробьи у лужицы Шумной стайкой кружатся. | Прыгают с ноги на ногу, руки на пояс, передвигаясь по кругу друг за другом. |
И малиновка, и дрозд Занялись устройством гнезд, | Шагают по кругу друг за другом, хлопая в ладоши перед собой. |
Носят, носят в домики Птицы по соломинке. | Разбегаются врассыпную по площадке, взмахивая руками вверх-вниз, подражая полету птиц. |
Игра малой подвижности «Дни недели»
Инвентарь: резиновые или пластиковые мячи (диаметр мяча 18-20 см) из расчета один мяч на двоих детей.
Играющие встают на игровой площадке по парам. Расстояние между парами игроков 1 - 1,5 м. Расстояние между игроками в парах 1,5-2 м. Один из игроков каждой пары берет в руки мяч. Педагог читает детям текст:
Весной на каждой улице С самого утра В скакалочки и мячики Играет детвора. Дети мячики берут И по ним руками бьют. | Звонко скачут мячики У девочек и мальчиков. Вместе весело играть - Мяч друг другу отбивать, Другу мяч передавать, Дни недели называть! |
Дети хором произносят:
Все нам игры надоели,
Поиграем в «Дни недели!»
После этого дети, у которых в руках находятся мячи, бросают их о землю по направлению к партнеру в своей паре и говорят: «Понедельник!», второй ребенок в паре ловит мяч двумя руками и передает обратно тем же способом и произносит: «Раз!» Затем первый игрок каждой из пар вновь бросает мяч о землю и говорит: «Вторник!», его партнер снова ловит мяч, передает его первому игроку, ударяя о землю, произнося при этом: «Два!» Игроки в парах продолжают передавать мяч друг другу до тех пор, пока они не скажут друг другу слова «воскресенье!» и «семь!» Затем играющие меняются ролями: те дети, которые называли дни недели, станут их считать, от одного до семи, их партнеры, наоборот, вместо подсчета будут называть дни недели.
Примечания. 1. Педагог во время игры обходит играющих, слушает, правильно ли дети называют дни недели, не нарушают ли их порядок. Если дети ошибаются, педагог по ходу игры сразу же исправляет их ошибки. 2. После того как оба игрока в паре назвали поочередно дни недели, педагог может предложить детям образовать новые пары, после этого игра повторяется вновь с другими партнерами. 3. По окончании игры педагог отмечает детей, которые ни разу не ошиблись, называя дни недели, и не перепутали их порядок.
Лексическая тема «Насекомые и пауки»
На полянке на лесной Под раскидистой сосной Пчелка песенку поет, Веселиться всех зовет. Шмель мохнатый прилетел, Как пропеллер загудел. | Вот кузнечик прискакал, Песенку застрекотал. А еще пришли жуки, Бабочки и пауки. Вместе пели и играли, Веселились, танцевали. |
Комплекс ОРУ «На лесной полянке»
«Пчелка крылышками машет, и поет она, и пляшет»
И. п.: о. с., руки вниз. 1 - руки вперед, ладони вперед; 2 - руки вверх; 3 - руки в стороны, кисти рук вверх; 4 - вернуться в и. п. Выполняя упражнение, руки в локтях не сгибать. Повторить 8 раз.
«Шмель мохнатый прилетел, как пропеллер загудел»
И. п.: стоя, ступни параллельно, руки к плечам. 1 -2 - руки в стороны ниже плеча ладонями вверх - вдох; 1-4 - и. п., выполнять вращательные движения вперед согнутых в локтях рук - выдох. То же, вращательные движения рук назад. Повторить по 4 раза.
«На полянке жук затопал, громко крыльями захлопал»
И. п.: стоя, ноги вместе. 1 - руки дугами через стороны вверх, хлопок над головой - вдох; 2-3 - наклон вниз, приближая голову к ногам, хлопок за ними - выдох; 4 - и. п. Повторить 6-8 раз.
«Вот паук ползет большой, он качает головой»
И. п.: ноги врозь, руки вниз. 1 - наклон вправо, руки за голову; 2 - и. п.; 3-4 - то же влево. Повторить по 4 раза.
«Бабочки прилетали, в прятки весело играли»
И. п.: о. с., руки на пояс. 1-2 - присесть, руками обхватить колени, голову опустить вниз; 3-4 - и. п. Повторить 6-8 раз.
«Вот кузнечик прискакал, песенку застрекотал»
И. п.: о. с., руки вниз. Прыжки на двух ногах - четыре прыжка вперед, то же назад. Повторить 2-3 раза. Непродолжительная ходьба на месте – 8-10 шагов. Выполнить 2-3 серии прыжков в чередовании с ходьбой.
«Все играли, танцевали, свежим воздухом дышали»
И. п.: ноги врозь, руки вниз. 1-2 - подняться на носки, руки в стороны - вдох; 3-4 - и. п., выдох. Повторить 3-4 раза.
Подвижная игра «Паук и мухи»
Инвентарь: 4 флажка, маска паука.
На участке для прогулки ограничивается флажками игровая площадка размером 8x8 м. В одном из углов площадки очерчивается кружком (диаметр 50-70 см) «дом паука» - это «паутина», где живет «паук». По считалке выбирается «паук», он уходит в свой «дом». Остальные играющие - «мухи», они свободно располагаются по игровой площадке. Педагог читает детям стихотворение:
Живет в паутине мохнатый паук, Не ведая сна и покоя. Он ловит комариков, мошек и мух, Он очень голодный весною. | Мухи, мухи, берегитесь, Пауку не попадитесь! Мухи, мухи, вылетайте, Осторожно вы летайте! |
После этого дает команду: «Мухи!» Играющие-«мухи» разбегаются по площадке, жужжат, имитируют полет мух, взмахивают руками. Через некоторое время (через 30-40 секунд) педагог произносит: «Паук!» «Мухи» останавливаются, замирают на месте, где их застала команда педагога. «Паук» выходит из «паутины», внимательно смотрит на каждого из играющих, не шевелится ли тот. Того игрока, который пошевелился, «паук» отводит в свой дом-«паутину». «Паук» выходит по сигналу педагога 2-3 раза. После этого педагог вместе с детьми подсчитывает количество пойманных «пауком» «мух». По считалке выбирается новый водящий, игра продолжается.
Примечания. 1. «Мухи» «летают» по площадке только после команды педагога «Мухи!» После сигнала «Паук!» шевелиться нельзя. 2. Каждый выход «паука» не должен быть более 10-12 секунд. Большее количество времени детям трудно оставаться в неподвижном положении. 3. По окончании игры педагог отмечает наиболее ловких «мух», которые ни разу не попались в сети «паука», а также «паука», поймавшего наибольшее количество «мух».
Подвижная игра с речевым сопровождением «Бабочки весной»
Дети образуют круг, встают друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук, лицом к центру круга.
Бабочки проснулись, | Встают на носочки, поднимают руки через стороны вверх. |
К солнцу потянулись. | Опускаются на всю стопу, руки через стороны вниз. |
Крылышками машут, Над цветами пляшут. | Руки к плечам, выставляют поочередно вперед на пятку правую и левую ногу. |
Друг за другом, друг за другом Кружат бабочки над лугом. | Кружатся на месте, руки в стороны - вниз. |
Беззаботные, летают, Над цветочками порхают. | Бегут по кругу друг за другом, плавно взмахивая руками вверх-вниз. |
Ветерок весенний налетел, Бабочкам он песенку пропел: | Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, выполняют «пружинку», покачивая руками вперед-назад. |
«Вы летайте, вы порхайте, Нектар цветочный собирайте! | Выполняют наклоны вниз, при наклоне руки отводят назад. |
Вы танцуйте, вы играйте, Веселитесь, улыбайтесь!» | Выполняют повороты вправо- влево, руки на поясе. |
Танцевали целый день – Веселиться им не лень. | Выполняют прыжки на двух ногах на месте, руки вниз. |
Как устали танцевать, | Шагают на месте. |
На цветочки сели спать. | Приседают, руки складывают под щечкой. |
Завтра бабочки опять Будут над лужком порхать! | Встают из приседа, хлопают в ладоши. |
Игра малой подвижности «Шмель»
Инвентарь: резиновый или пластиковый мяч (диаметр 18-20 см).
На игровой площадке играющие образуют круг. Дети встают по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Педагог дает мяч кому-либо из игроков. Мяч - это «шмель». По окончании чтения педагогом текста стихотворения:
Шмель над полем пролетел И устал. На клевер сел. Мед цветочный он попил И набрался снова сил. Вдруг ребята пробежали | И шмеля с цветка согнали. На листочек шмель упал, Вслед ребятам прожужжал: «Не обижайте вы меня, Большого доброго шмеля!» |
играющие начинают перекатывать мяч внутри круга по земле друг другу. Игроки руками отбивают мяч («шмеля») от себя, стараясь осалить им другого игрока. Если кто-либо из играющих не успеет отбить мяч и будет им осален, то этот игрок считается «ужаленным». «Ужаленный» игрок не выбывает из игры, а поворачивается спиной к центру круга и не принимает участия в игре до тех пор, пока не будет осален следующий игрок. После этого игрок, который был «ужален» первым, вновь вступает в игру, а тот, кто был «ужален» вторым, поворачивается спиной к центру круга. Игра продолжается.
Примечания. 1. Мяч («шмеля») можно перекатывать в направлении любого игрока, стоящего в кругу. 2. Нельзя осаливать игроков выше колен, попадая мячом в туловище. Осаливать можно только ниже колен. 3. Необходимо объяснить детям, что ловить и отбивать мяч можно только руками. Запрещается ловить мяч и отбивать его ногами.