Подвижная игра «растяпа»
Инвентарь: «цветная» вода в пластиковой бутылке.
На игровой площадке в любом порядке «цветной» водой обозначаются кружки. Расстояние между кружками 2-3 м, диаметр – 50-70 см. По считалке выбирается водящий - «растяпа». Он встает в сторонке от кружков. Играющие встают в кружки. Педагог читает текст стихотворения, одновременно с этим водящий ходит вокруг кружков:
У растяпы есть машина. Много ест она бензина. Ездит он на ней всегда - И в жару, и в холода. Но растяпа очень часто От машины ключ теряет. | Ходит он туда-сюда, Где искать ключи — не знает. Раз, два, три, четыре, пять, Иди, растяпа, ключ искать! |
По окончании текста водящий-«растяпа» подходит к одному из играющих и спрашивает: «Где ключи?» Игрок, которого спросил водящий, отвечает: «Иди к Марине (Ване, Саше, Кристине и др.), поищи!» Во время этого диалога водящего и одного из игроков другие играющие стараются поменяться местами. Во время перебежки водящий должен быстро занять один из свободных кружков. Если водящий не успел занять свободный кружок, он подходит к следующему игроку и вновь говорит: «Где ключи?» В этом случае игра продолжается. Если же «растяпа» успел занять свободный кружок, то следующим водящим становится игрок, оставшийся без места (не успевший занять какой - либо из кружков).
Примечания. 1. Если водящий-«растяпа» в течение 2-4 перебежек игроков так и не сумеет занять один из свободных кружков, то он может крикнуть: «Нашел ключи!» После этих слов все игроки Меняются местами, а «растяпа» занимает свободный кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится следующим водящим. 2. Если же и после слов «нашел ключи!» водящий не сможет занять Свободный кружок, то педагог останавливает игру (например, командой «Стоп, игра!»), по считалке выбирается новый «растяпа», игра продолжается.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Машины разные нужны, машины всякие важны»
Дети образуют круг, встают друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук, лицом к центру круга.
Усы скользят по проводам - Троллейбус подъезжает к нам. | Поднимают руки вверх, качают руками над головой вперед- назад. |
А без усов бедняга Не сделает ни шага! | Ставят руки к плечам, выполняют руками движения вверх-вниз. |
Бывает, что усы Не только для красы! | Поднимают руки от плеч вверх, затем ставят их обратно к плечам (2 раза). |
Пожарная машина мчится, Сигналит: «Всем посторониться! | Бегут по кругу друг за другом, руками крутят воображаемый руль. |
На помощь я спешу туда, Где дым и пламя, где беда!» | Шагают друг за другом, энергично взмахивая руками. |
Самосвал привез песок, Разгрузиться сам не смог. | Идут по кругу притоптывающим шагом, руками, согнутыми в локтях, выполняют круговые вращения вперед-назад. |
Мы починим самосвал, Чтоб как новенький он стал. | Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, постукивают кулачками друг о друга. |
Экскаватор едет к нам: «Может, вырыть пару ям? | Шагают на месте. |
Мне всегда копать охота, Я люблю свою работу!» | Выполняют наклоны вниз, при наклоне руки отводят назад. |
Машина легковая Бежит, забот не зная. | Выполняют «пружинку», руки на поясе. |
Водитель весело поет: | Хлопают в ладоши. |
«Будь осторожен, пешеход!» | Слегка наклоняются вперед, руки вперед — в стороны. |
Игра малой подвижности «Колеса»
Инвентарь: бубен.
Играющие делятся на две команды с неравным количеством Игроков и становятся на игровой площадке в два круга: большой - наружный («большое колесо») и маленький - внутренний («маленькое колесо»). Расстояние между играющими в каждом из кругов – 80-100 см. Педагог читает текст:
Самолеты, машины, Трамваи, поезда, Автобусы, мопеды — Спешат все кто куда! И крутятся колеса: Большие и маленькие. | Бегут километры Дорогою дальнею. Колеса, машины Работают дружно. Людей всех по свету Доставить им нужно. |
После этого под ритмичные удары педагога в бубен дети поворачиваются друг за другом и идут: один круг - вправо, другой - влево, выполняя команды педагога:
♦ «Машина» - идут по кругу, вращая руками воображаемый руль;
♦ «Самолет» - медленно бегут, руки в стороны - назад;
♦ «Поезд» - идут по кругу, выполняя круговые вращения согнутыми в локтях руками;
♦ «Остановка» - поворот прыжком на 180°.
Примечания. 1. Дети, которые совершили ошибку при выполнении команды педагога, отходят в сторону от обоих кругов.
2 . По окончании игры педагог отмечает самого внимательного игрока в каждом из кругов.
Лексическая тема «Наша Армия»
Мы - лихие моряки. Мы - защитники страны. Мы в любую непогоду Ходим в дальние походы. Корабли - наш дом родной. Мы храним страны покой. | В океанах и морях России гордо реет флаг! Границу с моря стережем Мы год за годом, день за днем. Хоть наша служба и трудна, Нам очень нравится она! |
Комплекс ОРУ «Мы - моряки»
«Паруса мы поднимаем, запах моря мы вдыхаем»
И. п.: о. с., руки к плечам, локти опущены. 1 - поднять локти вверх - вдох; 2 - опустить вниз - выдох. Повторить 6-8 раз.
«Чайки летают над кораблями, чайки кричат и кружатся над нами»
И. п.: о. с., руки вниз. 1-4 - вращение головой вправо, затем влево. Пауза. Повторить по 2-3 раза в каждую сторону.
«Палубу матросы драют, чистят, моют, убирают»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - наклон вперед с поворотом к правой ноге и хлопком между ног; 2 - и. п.; 3-4 - то же к другой ноге. Повторить 4-5 раз.
«Будем ноги укреплять, мышцы все тренировать»
И. п.: о. с., руки на пояс. 1 - выставить правую ногу вперед на носок; 2 - в сторону; 3 - назад; 4 - и. п. Повторить то же левой ногой. Повторить по 4-5 раз каждой ногой.
«За морем с борта наблюдаем, границу зорко охраняем»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - поворот вправо, руки за спину - выдох; 2 - и. п. - вдох; 3-4 - то же в другую сторону. Повторить по 4 раза.
«Танец „ Яблочко “мы пляшем на корабле, на палубе нашей»
И. п.: о. с., руки вниз. 1 - присесть, разводя колени, отрывая Пятки от пола, руки за голову. Повторить 6-8 раз, меняя темп.
«Качка продолжается, корабль наклоняется. Прыжок назад - прыжок вперед, ну а потом - наоборот»
И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Прыжки на двух ногах - четыре прыжка вперед, четыре прыжка назад. Выполнить по 2 раза. Непродолжительная ходьба на месте – 8-10 шагов. Повторить 2-3 раза.
Игра-эстафета «Ловкие солдаты»
Инвентарь: 2-3 малых обруча (диаметр 50 см), 2-3 флажка, «цветная» вода в пластиковой бутылке.
На игровой площадке «цветной» водой обозначается линия длиной 4-5 м. Группа детей произвольно делится на 2-3 команды - это отряды ловких солдат. Отряды строятся за линией в колонны по одному, расстояние между отрядами 1,5-2 м. Напротив каждого из отрядов на расстоянии 5-6 м в землю втыкается по флажку. Посередине между линией старта и флажками кладется по одному обручу. После слов педагога:
Внимание! Внимание! У нас - соревнования! Покажут бравые солдаты, Ребят веселые отряды, | Какие они ловкие, Какие они смелые, Какие они дружные, Веселые, умелые. Раз, два, три, Начало игры! |
Первый игрок каждой из команд бежит к обручу, встает в него обеими ногами, затем берется руками за края обруча и поднимает его вверх, после этого кладет обруч обратно на землю, бежит до флажка, обегает его и возвращается бегом в свою команду, передает эстафету следующему игроку, коснувшись рукой его ладони. Следующие игроки повторяют те же действия. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Примечания. 1. Первые игроки начинают движение к обручам только после слов педагога «раз, два, три, начало игры!» 2. Педагог обращает внимание детей на то, чтобы игроки обязательно передавали друг другу эстафету. Следующий игрок начинает движение к обручу, когда предыдущий игрок коснется рукой его ладони. 3. Через некоторое время эстафету можно усложнить. Например, при движении в прямом направлении обруч продевать снизу вверх, а в обратном направлении - обруч продевать через голову, сверху вниз.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Слава армии родной»
Дети образуют круг, встают друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук, поворачиваются лицом в центр круга.
Слава армии родной, Берегущей наш покой. | Хлопают в ладоши. |
Она Россию защищает, Границы зорко охраняет. | Шагают на месте, энергично взмахивая руками. |
На границе тишина. Сияет полная луна. | Приседают, руки вниз. Встают, руки через стороны поднимают вверх. |
Здесь враг опасный не пройдет. | Шагают по кругу друг за другом. |
Границу он не перейдет! | Идут друг за другом в полном приседе, руки на колени. |
А в небе мчатся самолеты, В кабинах летчики-пилоты. | Бегут по кругу друг за другом, руки в стороны. |
Видна им с неба вся граница, Не проглядят они и птицу. | Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, смотрят в воображаемый бинокль, медленно поворачиваются в правую, затем в левую сторону. |
И с моря враг к нам не пройдет — | Руками выполняют движение «брасс». |
На страже наш российский флот! | Выполняют руками перекрестные движения над головой. |
И моряки на кораблях Нас защитят на всех морях! | Шагают на месте. Пальцы правой руки - к правому виску - «отдают честь», левой рукой выполняют взмахи вперед- назад в такт шагам. |
И скажет дружно детвора: | Хлопают в ладоши. |
«Российской армии — ура!» | Поднимают руки вверх. |
Игра малой подвижности «Конники-наездники»
Инвентарь: бубен.
Играющие встают в круг на игровой площадке, поворачиваются друг за другом, правым (или левым) боком к центру. Расстояние между игроками около 1 м. Все играющие - «конники-наездники», они имитируют выездку лошадей. После слов педагога:
Рысью и галопом Кони вдаль летят. А на них лихие Конники сидят. | Командир отважный Всех ведет вперед. Знаменосец юный Гордо флаг несет. |
дети начинают выполнять его команды:
«Шаг коня» - игроки идут, высоко поднимая колени, доставая ими ладони рук, согнутых в локтях;
«Поворот» - игроки прыжком поворачиваются кругом, продолжая затем движение в противоположном направлении;
«Рысью» - игроки бегут на носочках в среднем темпе;
«Галоп» - игроки двигаются вперед прямым галопом (одна нога впереди), руки на пояс;
«Барьер» - игроки подпрыгивают на месте на двух ногах;
«Стоп» - игроки останавливаются.
Игроки, которые ошибаются в выполнении названной команды, отходят в сторону.
Победителями в игре считаются 2-3 самых внимательных игрока.
Примечания: 1. Когда педагог ударяет в бубен (8-10 ударов), дети идут по кругу друг за другом гимнастическим шагом. По усмотрению педагога ходьбу по кругу можно выполнять после выполнения движений по каждой команде или через две-три подаваемые им команды. 2. Педагог может подавать команды в разной последовательности. На первоначальном этапе разучивания игры педагог может использовать 2-3 команды, постепенно добавляя новые.
Лексическая тема «Мамин праздник»
С утра сияет солнышко, Синеет небосвод. По праздничному городу Шагает пешеход. Все люди улыбаются, Несут в руках цветы. | С хорошим настроением Идем и я, и ты. Звенят трамваи весело, На солнце с крыш - капель. Поют синички песенку В прекрасный мамин день! |
Комплекс ОРУ «С утра сияет солнышко»
«На небе солнышко ярко сияет, мамочек с праздником всех поздравляет»
И. п.: о. с., руки вниз. 1 - резко опустить подбородок на грудь - выдох; 2 - поднять голову вверх-вдох. Повторить 6-8 раз.
«Какое небо синее, небо синее - очень красивое»
И. п.: о. с., руки на пояс. 1 - повернуть голову вправо; 2 - прямо; 3 - влево; 4 - прямо. Повторить 5-6 раз. Выполнять упражнение сначала в медленном темпе, затем побыстрее.
«Мы дружно наклоняемся и мамам улыбаемся»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки за спину. 1 - наклон вперед, правая рука вперед, левая рука - в сторону, выдох; 2 - и. п., вдох; 3 - наклон вперед, левая рука вперед, правая рука - в сторону, выдох; 4 - и. п., вдох. Повторить 4-5 раз.
«В руках у нас букеты, в руках у нас цветы, мы мамам шлем приветы - и он, и я, и ты»
И. п.: ноги врозь, руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, кисти рук сжаты в кулаки. 1 - наклон вправо, одновременно поднять руки вверх, пальцы разжать; 2 - и. п.; 3-4 - то же в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
«С хорошим настроением по улице идем и мамам улыбаемся весенним ясным днем»
И. п.: о. с., руки вниз. 1 - правую руку вперед, правую ногу Назад; 2 - и. п.; 3 - левую руку вперед, левую ногу назад; 4 - и. п. Повторить 4-5 раз, постепенно убыстряя темп.
«Весною сосульки на солнце грустят. Капли по крыше тихонько стучат»
И. п.: ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки на Пояс. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг себя то в правую, то в левую сторону. Повороты выполнять на четыре счета. Повторить 4 раза.
«В воздухе нежно пахнет цветами. Эти цветы мы несем нашей маме»
И. п.: ноги врозь, руки вниз. 1-2 - подняться на носки, руки Плавно через стороны вверх - вдох; 3-4 - вернуться в и. п., выдох. Повторить 3-4 раза.
Подвижная игра «Платки»
Инвентарь: резинки для волос по количеству детей в группе 3-х цветов (например, желтого, зеленого и синего), 3 платка (размеры платков 80x80 см или 1x1 м), цвета которых соответствуют цветам резинок, 3 обруча (желтого, зеленого и синего цветов).
На участке для прогулки в произвольном порядке на расстоянии 2,5-3 м друг от друга раскладываются обручи. В середину обручей кладутся платки, цвет которых соответствует цвету обручей. Дети проходят в центр игровой площадки, образуют круг. На правую руку игроки надевают резинки разных цветов, которые в произвольном порядке им раздает педагог. Надев резинки, дети берутся за руки. Одновременно со словами педагога:
Выглянуло солнышко, Светит с неба нам. Сегодня поздравляем Любимых наших мам! | Подарки приготовили Мы в праздничный денечек. И каждый своей мамочке Найдет сейчас платочек. |
играющие движутся по кругу, взявшись за руки, в правую сторону. После слов педагога:
Раз, два, три,
Платочек для мамы найди!
дети бегут к обручам, цвет которых соответствует цвету резинок, надетых на их руки, образуют вокруг обручей кружки. Затем поднимают платки, лежащие в середине обручей, берутся за их края и натягивают их над обручами, как шатер, при этом руки детей подняты вверх. В игре побеждает та команда, которая не только быстрее всех подняла вверх натянутый за края платок, но и игроки которой не перепутали цвета резинок, обручей и платков.
Примечания. 1. Дети убегают к обручам только после слов педагога «раз, два, три, платочек для мамы найди!» 2. По мере усвоения детьми правил игры, в качестве ее усложнения, при последующих повторениях игры дети меняются резинками, надеваемыми на руку. Также можно менять местоположение на участке обручей с платками. 3. Во время чтения педагогом текста стихотворения «Выглянуло солнышко...» дети сначала идут в правую сторону, затем, при повторении игры, - в левую сторону. При каждом последующем повторении игры направление движения детей по кругу постоянно меняется (в правую сторону, затем - в левую).
Подвижная игра с речевым сопровождением «Весна пришла»
Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр круга.
Светит к нам в оконышко Ласковое солнышко. | Поднимаются на носки, руки через стороны вверх, затем опускаются на всю стопу, руки вниз (2 раза). |
Может быть, у нас в саду Я цветок теперь найду? | Выполняют приседания, руки вниз. |
Нет, нет, нет, не найду, Нет цветов еще в саду. | Ставят руки на пояс, выполняют повороты вправо-влево. |
Нет, нет, нет, не найду, Снег лежит еще в саду. | Шагают на месте, энергично взмахивая руками. |
Солнце улыбается - Всех согреть старается. | Хлопают в ладоши. |
Может быть, у нас в саду Мотылечка я найду? | Бегут по кругу друг за другом, взмахивая руками вверх-вниз. |
Нет, нет, нет, не найду, Мотылечка нет в саду. | Шагают друг за другом. |
Нет, нет, нет, не найду, Снег лежит еще в саду. | Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, выполняют «пружинку», руки на поясе. |
Все от солнца жмурятся, | Прикрывают глаза ладонями. |
Почернела улица. | Разводят руки в стороны, затем опускают вниз. |
Может быть, у нас в саду Я снежок еще найду? | Ставят руки на пояс, выполняют наклоны вправо-влево. |
Нет, нет, нет, не найду, Снега нет уже в саду. | Наклоняются вперед, покачивают вправо-влево опущенными вниз руками. |
Нет, нет, нет, не найду, | Хлопают в ладоши. |
Наконец весна в саду. | Поднимают руки вверх - в стороны. |
Игра малой подвижности «Тюльпан»
Инвентарь: искусственный цветок - тюльпан (высота 15-20 см). На участке для прогулки ориентирами обозначается игровая площадка размером 8x8 или 10x10 м. Ориентирами могут быть кусты, деревья, горки, беседки и т.д. Играющие образуют круг, берутся за руки. По считалке выбирается водящий. Педагог дает ему тюльпан. Водящий с цветком в руках становится внутрь круга. Педагог вместе с водящим читают стихотворение:
В руках я держу Ярко-красный тюльпан. Весенний цветочек - Подарок для мам. | Я спрячу цветочек, А кто-то найдет. И маме в подарок Его принесет! |
Одновременно с чтением текста дети, взявшись за руки, идут по кругу в правую (или левую) сторону. По окончании текста играющие останавливаются, приседают, опускают голову к коленям, закрывают глаза. В это время водящий выходит из круга, быстро прячет тюльпан на игровой площадке, возвращается в центр круга и произносит: «Раз, два, три, цветочек найди!» Игроки встают и идут искать тюльпан. Тот, кто найдет цветок первым, подходит с ним к педагогу и встает рядом. Педагог говорит: «Раз, два, три, к нам беги!» Играющие подходят к педагогу. Игрок, нашедший тюльпан, показывает всем детям, где был спрятан цветок. Этот игрок становится следующим водящим. Дети снова встают в круг вокруг водящего. Игра повторяется.
Примечания. 1. В то время как водящий прячет тюльпан, играющим нельзя подсматривать за ним. 2. Играющие идут искать тюльпан только после слов водящего «раз, два, три, цветочек найди!» 3. На первоначальном этапе разучивания игры стихотворение «В руках я держу ярко-красный тюльпан...» педагог читает вместе с водящим, затем, по мере запоминания детьми текста стихотворения, играющие произносят его без помощи педагога.
Лексическая тема «Профессии наших мам»
Все профессии важны, Все профессии нужны. Наши мамы - инженеры, Продавцы, милиционеры, | Повара, врачи, артисты, Маляры и программисты. Трудятся наши мамы везде - В столовых, и в школах, в метро, в ателье. |
Комплекс ОРУ «Наши мамы»
«Все профессии важны, все профессии нужны»
И. п.: ноги врозь, руки в стороны. 1 - руки вперед, хлопок в ладоши; 2 - и. п.; 3 - руки вверх, хлопок над головой; 4 - и. п. Выполнить 2 раза. Пауза, руки опустить вниз. Повторить 4 раза.
«Регулировщик на посту: "Вам в эту сторону, вам - в ту!“»
И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 1 - правая рука вперед, ладонь вверх; 2 - то же левой рукой; 3 - правая рука вверх, ладонь вперед; 4 - то же левой рукой; 5 - правая рука в сторону, ладонь вниз; 6 - то же левой рукой; 7 - правая рука вниз; 8 - левая рука в и. п. Повторить 6-8 раз, постепенно убыстряя темп.
«Готовит повар нам обед - кашу, щи и винегрет»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки вниз. 1 - наклон вперед, руки вперед, полукругом перед собой, пальцы рук касаются друг друга, выдох; 2 - и. п., вдох. Повторить 6-8 раз. При наклоне колени не сгибать, голову прямо.
«Покрашены стены и потолок, в этом нам маляр помог»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1 - наклон вправо, левая рука плавно через сторону вверх, выдох; 2 - и. п., вдох; 3- 4 - то же в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
«Готовится к спектаклю балерина, старается и ровно держит спину»
И. п.: о. с., руки на пояс. 1 - поставить правую прямую ногу вперед на пятку; 2 - опустить ступню на землю; 3 - потянуть носок ноги на себя; 4 - и. п. То же с другой ноги. Повторить по 4 раза. Опорная нога прямая, держать равновесие, спина прямая, голову вниз не опускать.
«Все мамы очень любят спорт. И вот прыжок - побит рекорд»
И. п.: ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки вниз. 1-3 - прыжки на месте на двух ногах; 4 - подпрыгнуть вверх как можно выше. Выполнить 4 раза. 8-10 шагов на месте в спокойном темпе. Повторить 2-3 раза.
«С праздником мамочек всех поздравляем, очень их любим и обнимаем»
И. п.: ноги врозь, руки вниз. 1 - руки в стороны; 2 - обхватить обеими руками плечи; 3 - руки в стороны; 4 - и. п. Повторить 4-6 раз.
Игровое упражнение «Мячи в кругах»
Инвентарь: 2-3 пластиковых или резиновых мяча (диаметр 20-25 см).
Играющие произвольно распределяются на 2-3 команды. Каждая из команд образует круг. Диаметр каждого из кругов 3-4 м, расстояние между игроками, стоящими в кругу, 1-2 м (в зависимости от количества игроков). Игроки каждой из команд по считалке выбирают водящего, который с мячом встает в центр круга. После слов педагога:
Среди наших мам любимых, Дорогих, родных, красивых, Есть пловчихи, теннисистки, Лыжницы, баскетболистки. Со спортом мы, как мамы, дружим. Ведь спорт ребятам очень нужен! | Будем мы тренироваться, Как мамы, спортом заниматься! Будем прыгать и скакать, В мячи весело играть! Раз, два, три, Начало игры! |
водящие начинают перебрасывать поочередно мяч игрокам двумя руками от груди. Играющие, получившие мяч, в свою очередь передают его обратно водящему тем же способом.
Когда мяч по кругу обойдет всех игроков, водящий поднимает мяч вверх со словами «мяч вверху!» Побеждают игроки того круга, в котором мяч быстрее обойдет всех детей.
Примечания. 1. Водящие начинают перебрасывать мяч только после слов педагога «раз, два, три, начало игры!» 2. Игроки в каждом из кругов продолжают перебрасывать мяч до того момента, когда последний из игроков не передаст мяч в руки водящему. 3. При каждом повторении игры выбираются новые водящие.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Разговор о мамах»
Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга лицом к центру круга.