Тематический блок «Дом, в котором я живу»
Региональный компонент Рабочей программы
Педагога средней группы.
Пояснительная записка.
Региональный компонент рабочей программы разработан в соответствии с ФГОС и реализуется через разнообразные виды деятельности детей с учетом интеграции образовательных областей. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Основным является гуманно-личностное отношение к ребенку и его всестороннее развитие. В программе осуществляется учет возрастных и психологических особенностей детей, используется их жизненный опыт, знание детьми своего ближайшего окружения.
Актуальность создания регионального компонента программы обусловлена тем, что знакомство детей с родным городом нужно начинать до школы.
Цель программы: развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга у детей среднего дошкольного возраста.
Региональный компонент программы, формирующий интерес детей культурно-историческому наследию Санкт-Петербурга строится на основных принципах:
• культуросообразности;
• природосообразности;
• событийности;
• диалогичности;
• принцип поддержки и стимулирования эмоционально-чувственного и эмоционально-познавательного отношения детей к городу;
• принцип развивающейся интриги;
• принцип раскрытия творческого потенциала детей.
В программе решаются следующие задачи:
1. Развитие у детей эмоционально-ценностного отношения к городу.
2. Развитие у детей способности воспринимать и понимать архитектурный и скульптурный облик города, символику Санкт-Петербурга.
3. Создание условий для становления у детей первоначальных представлений о памятниках культурного наследия Санкт-Петербурга.
4. Содействие развитию художественно-творческих способностей детей в продуктивной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт-Петербурге.
В региональном компоненте ведется комплексно-тематическое построение образовательного процесса. Основная форма организации краеведческого образования – это «Встреча с Санкт-Петербургом», предполагающая включение ведущей деятельности детей среднего возраста – игровой.
Формы работы:
Культурологическое краеведение основано на инновационных методах краеведческого образования: рассказывание дидактической сказки, просмотр и проблемное обсуждение компьютерной презентации, ассоциативный метод, виртуальное путешествие по Санкт-Петербургу, экспериментирование, исследовательская деятельность, творческая деятельность, игры.
Мультимедиапрезентации помогают формировать у ребенка зрительный ассоциативный ряд и позволяют детям лучше запоминать предлагаемый педагогом материал. В процессе ознакомления с презентациями происходит активизация интереса детей, развитие их творческих способностей и воображения. Материал презентации позволяет приблизить объект к ребенку, рассмотреть его с разных точек зрения, дает возможность кругового обзора объекта.
В программе предусмотрено использование различных видов совместной деятельности воспитателя и детей: проектная деятельность, создание мини-музея, чтение художественной литературы, заучивание наизусть стихотворений, рассматривание иллюстраций, репродукций, конструирование и рисование. Совместная деятельность воспитателя и детей является началом самостоятельной детской деятельности на материале краеведческого образования и организуется еженедельно в течение 20-25 минут. Эмоционально-положительный фон познания позволяет создать комфортные условия для ознакомления ребенка с материалом программы. Особое внимание уделяется развитию элементов речевого творчества у детей среднего дошкольного возраста.
В региональном компоненте рабочей программы нашли отражение инновационные разработки педагогов творческой группы «PRO-Петербург» Московского района г. Санкт-Петербурга.
Содержание регионального компонента Рабочей программы «Город в котором я живу».
Проект представлен в виде четырех тематических блоков:
· «Дом в котором я живу»;
· «Улицы города»;
· «Город»;
· «Сказки нашего города».
Вид: Долгосрочный (октябрь - май)
Тип: Практика – ориентированный.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Цель: формирование интереса и познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с родным городом.
Задачи:
1. Активизировать познавательный интерес детей и родителей к объектам социального мира;
2. Развивать умение видеть и находить необычное, удивительное и значимое в окружающей действительности родного города, навыки поисковой деятельности;
3. Воспитывать любовь к родному городу.
Актуальность проекта: дети дошкольники любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны, что позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику.
Целевые ориентиры:
· Развитие представлений детей о том, в каком городе они живут;
· Овладение сведениями о своем районе: название района, моя улица, мой дом (адрес);
· Формирование познавательного элементарного интереса к родному городу и положительного эмоционального отклика при знакомстве с ним.
Результат:
· Альбом «Дом, в котором я живу»;
· Макет для дидактической игры: «Я - пешеход»;
· Мини – музей «Корабли на Неве»;
· Книга «Сказки моего города».
Сказочный персонаж Кот Мурлыка (1,2 блок); Кот Матроскин (3,4 блок)
Тематический блок «Дом, в котором я живу»