Ниже предлагаю упражнения, которые помогут Вам в работе над дикцией
1. Произнесите следующие строчки, соблюдая звонкость, собранность и свободу звука:
Этот зверь зовется лама.
Лама - дочь,
И лама - мама.
(В.В. Маяковский).
Русалка плыла по реке голубой,
Озараяема полной луной.
(М.Ю. Лермонтов)
Упражнение следует выполнять вдвоем, чтобы взаимно контролировать друг друга. Разойдясь с товарищем на возможно большее расстояние, представьте, что вы разговариваете в присутствии третьего, спящего, которого вы не хотите разбудить. Естественно, что вы будете говорить тихо и одновременно постараетесь, чтобы тот, кому адресуете речь, слышал вас точно и отчетливо.
2. Произнесите медленно и отчетливо следующие слова на различение гласных звуков.
o Анна, адрес, автор, астра, алгебра, нас, бал, мак, старт, рука, як, яр, яд, ягода, яма, Аня, Ася, альт, Альбина, Алиса.
o бок, вот, гость, горе, дождь, дом, зори, кот, комья, лом, мост, соль, лёд, слёзы, счёт, Лёня, тётя.
o утро, уголь, ум, узы, узник, зуб, лук, шум, клуб, труд, зовут, пишу, утюг, союз, юг, юла, юноша, юродивый, юмор, в среду, в непогоду.
o был — бил, выл — вил, мыл — Нил, тыл — тина, рысь — рис, пылать — пилить.
o бы — бэ, вы — вэ, гы — ге, лы — лэ, мы — мэ, ны — нэ, пы — пэ, ры — рэ, ты — тэ, сы — сэ.
3. Произнесите следующие фразы с различной интонацией: утверждения, вопроса:
o Пословица не мимо молвится.
o Написано пером, не вырубишь топором.
o Дружба дружбой, а служба службой.
o Крепкую дружбу и топором не разрубишь
o Терпенье и труд все перетрут
4. Произнесите на одном выдохе сочетания согласных. Сделайте это, сначала только артикулируя звуки беззвучно, потом шепотом, и, наконец, отчетливо, громко.
o Ба — бо — бу — бэ — би — бы
o ва — во — ву — вэ — ви — вы
o да — до — ду — дэ — ди — ды
o Па — по — пу — пэ — пи — пы
o фа — фо — фу — фэ — фи — фы
o та — то — ту — тэ — ти — ты
o Га — го — гу — гэ — ги — гы
o ка — ко — ку — кэ — ки — кы
o ха — хо — ху — хэ — хи — хы
5. Поиграйте с мячиком и слогами. Произнесите:
o Ппа — ппо — ппу — ппэ — ппи — ппы
o Бба — ббо — ббу — бби — ббы
o Пабба — поббо — пуббу — пэббэ — пибби — пыббы
6. Произнесите на одном выдохе звукосочетания с сонорными согласными. Произнесите сначала шепотом, потом громче и, наконец,громко (но не кричать).
o лра — лро — лру — лрэ — лри — лры
o рла — рло — рлу — рлэ — рли — рлы
7. Произнесите правильно и отчетливо следующие сочетания согласных:
o Птка — птко — птку — пткэ — птки — пткы
o Тпка — тпко — тпку — тпкэ — тпки — тпкы
o Кпта — кпто — кпту — кптэ — кпти — кпты
8. "Барбанщик"
Вспомните, как барабанщик отбивает походный марш. Произнесите следующие строчки в такт барабану:
Пара барабанов -- 3 раза
Била бурю!
Пара барабанов -- 3 раза
Била бой!
И. Сельвинский.
Следите за добором дыхания.
Помните, что сила звука зависит от активности дыхания, а не от физического напряжения гортани, вызывающего перенапряжение голосовых связок.
9. Произнесите скороговорки и чистоговорки сначала беззвучно, затем вслух, четко артикулируя.
o Бык туп, тупогуб, тупогубенький бычок.
o У быка бела губа была тупа.
o В Чите течет Читинка.
o Кукушка кукушонку сшила капюшон.
o Надоел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.
o От топора копыт пыль по полю летит.
o Повар Петр, повар Павел Петр плавал, Павел плавал.
o Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
o Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
o Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, наконец.
o Добыл боболь бобов.
o Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
o В один, Клим, клин колоти.
o Купи кипу пик.
o Купи кипу пуха.
o Стоит копна с подприкопеночком.
o В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
o Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь.
o Хвалю Халву.
o Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
o У нас гость унес трость.
o Дробью по перепелам, да по тетеревам.
o Клара — краля кралась к Ларе.
o На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
o На дворе трава, на траве: Раз дрова, два дрова, три дрова.
o Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
o Съел молодец три пирога с пирогом, да все с творогом.
o Талер тарелка стоит.
o Идти на рать, так бердыш брать.
o Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
o Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
o Город Нерль на Нерли реке.
o А мне не до домогания.
o На горе Арарат рвала Варвара виноград.
o У сени и Сани в сенях сом с усами.
o У осы не усы, не усища, а усики.
o Осип охрип, Архип осип.
o Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
o Сачок зацепился за сучок.
o По семеро в сани уселись сами.
o Свиристель свиристит свиристелью.
o По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
o Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
o Около колодца кольцо не найдется.
o Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружиться.
o Яшма в замше замшела.
o Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
o Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ша, ща, ж, ч, ша, ща.
o Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
o Щипцы да клещи — вот наши вещи.
o Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
10. Произнесите выразительно и ясно, на одном выдохе следующую скороговорку. Если дыхания не хватает, сделайте добор воздуха на ":".
Везет Сеньку Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
Произнесите скороговорку весело, с юмором, озорно, посмеиваясь над происходящим.
Затем произнесите ее с намерением сообщить нечто страшное, подробно и загадочно раскрывая каждую деталь этого необычайного происшествия.
Теперь произнесите ее в быстром темпе, как будто вы бежите к остановке автобуса, вы добежали... но автобус ушел!
11. "Фома неверующий"
Произнесите следующие фразы с различной интонацией, выделяя отдельные слова.
Вы как будто ведете диалог с товарищем, который, как "Фома неверующий ", подвергает сомнению каждое ваше слово. Отстаивайте правоту своих слов спокойно, убежденно. Большую убежденность придает речи понижение тона голоса на ударном слове. Последите за этим в упражнении.
o 1-ый. Мимозы Мила маме купила.(произносит с ровной, спокойной интонацией).
o 2-ой. Мимозы Мила маме купила?(логически, интонацией выделяя первое слово).
o 1-ый. Мимозы Мила маме купила.(отвечая, также интонацией выделяет первое слово).
o 2-ой. Мимозы Мила маме купила?
o 1-ый. Мимозы Мила маме купила.
o 2-ой. Мимозы Мила маме купила?
o 1-ый. Мимозы Мила маме купила.
o 2-ой. Мимозы Мила маме купила?
o 1-ый. Мимозы Мила маме купила!
Все слова фразы произносите слитно, спокойно, не роняйте концы фраз. Вся фраза до конца должна быть хорошо озвучена. Всегда добивайтесь этого.
Используйте и другие тексты, в которых много сонорных звуков.Например:
o На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя.
o Лавр рвал ландыши и давал их Ларе.
12. Произнесите стихотворные строчки, меняя темп произнесения (начинайте медленно, потом постепенно убыстряя и, наконец, быстро).
Ландыши наш Лавр рвал.
Ларе ландыши давал.
Лара ландыши брала,
Рада ландышам была.
13. Поставьте несложные игровые задачи к следующим скороговоркам и произнесите их вслух:
o Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
o 33 корабля лавировали — лавировали да не вылавировали.
o Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
o Рапортовал, да недорапотовал, стал дорапортовывать — зарапортовался.
o Сшит колпак не по-колпаковски, вышит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
14. Произнесите, соблюдая правильное дыхание:
Во дни сомнений,
Во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,
Ты один мне поддержка и опора,
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя-
Как не впасть в отчаяние при виде всего,
Что совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
( И. С. Тургенев)
15. Прочитайте и осмыслите гекзаметр, составленный А. В. Прянишниковым. Задания:
o Для развития устойчивости голоса, начинайте читать первую строку гекзаметра монотонно на средней высоте, затем, сделав добор воздуха, продолжайте читать вторую строку также монотонно и на средней ноте, потом третью и т.д. Следите, чтобы голос не дрожал, не качался, все время был ровным и на одной и той же ноте.
o Для развития высоты голоса первую строку гекзаметра произнесите на самой низкой для вас ноте, вторую строчку выше по тону до самой высокой для вас ноты. Потом по гамме обратно.
o Для развития силы голоса первую строку читайте шепотом, вторую громче, третью еще громче и т.д., но не кричите. Потом обратно до шепота.
o Для развития темпа начинайте читать первую строку медленно, вторую быстрее, третью еще быстрее... Потом обратно.
Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.
Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье
И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи.
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтобы для голоса путь был свободен;
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком -
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Выдох вести экономно - с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, устойчивость, медленность,
Плавность - вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.
Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.
Желаю удачи!