Екомендации по выбору оптимальных огнетушащих средств при тушении судовых пожаров
Руководствуясь приведенными выше огнетушащими свойствами судовых средств пожаротушения РТП должен избрать то из них, которое в данной конкретной обстановке будет наиболее оптимальным и отвечать примерно следующим условиям:
– запасы его имеются в достаточных по расчету количествах, исходя из площади и/или объема горящего помещения или отсека судна;
– судовые системы (устройства, приспособления) способны обеспечить подачу их с требуемой по расчетам интенсивностью;
– ситуация, сложившаяся на пожаре либо после принятия определенных мер, позволяет ввести огнетушащие средства непосредственно в очаг пожара, обеспечивая требуемые для них условия контакта с процессом горения.
В приведенной ниже таблице рассмотрены некоторые судовые помещения и горючие вещества, которые могут оказаться на борту в качестве груза или судового снабжения.
Огнетушащие средства указаны в виде общепринятых кодированных обозначений:
В-1 – вода в виде компактных струй;
В-2 – распыленная вода;
В-3 – вода с добавлением поверхностно-активных веществ, увеличивающих смачивающую способность воды;
В-4 – водяной пар;
П-1 – пена химическая;
П-2 – пена воздушно-механическая;
П-3 – пена смыленная;
Г-1 – азот, инертные газы;
Г-2 – углекислота;
Г-3 – хладоны;
С-1 – огнетушащие порошки общего назначения;
С-2 – огнетушащие порошки специальные;
С-3 – огнетушащие порошки универсальные.
В таблице 2 огнетушащие средства указаны в трех колонках:
– в колонке " рекомендованные" указаны те огнетушащие средства, которые для данного судового помещения являются наиболее эффективными. Если указано два и более огнетушащих средства, то они перечисляются по принципу снижения эффективности. Этот же принцип сохраняется во второй и третьей колонках;
– в колонке " допускаемые" перечислены огнетушащие средства, которые могут быть успешно использованы для тушения рассматриваемого пожара, хотя они в чем-то уступают рекомендованным;
– в колонке "запрещенные" приведены огнетушащие средства, которые в данном случае не должны применятся;
– огнетушащие средства, перечисленные выше, но не указанные ни в одной колонке таблицы 2, при необходимости могут быть использованы на пожаре, хотя их эффективность существенно ниже рекомендованных и допускаемых.
Тушение пожаров в машинных помещениях
Машинные помещения - наиболее важный для жизнеобеспечения судна отсек, ввиду чего фактор времени для принятия первоочередных активных действий по локализации очага горения здесь приобретает исключительное значение. Главной задачей первоочередных действий является: локализовать или хотя бы сдержать развитие горения до задействования основных сил и средств борьбы с пожаром.
Первоочередные действия
Сообщив на мостик/вахтенному помощнику о случившемся, члены вахты машинной команды обязаны немедленно задействовать первичные средства пожаротушения, выбирая наиболее эффективные из них в зависимости от характера очага пожара, как например:
– при горении разлившейся горючей жидкости - пенные огнетушители и передвижные пенные установки повышенной вместимости, переносной пенный комплект, если водопожарная магистраль под давлением;
– углекислотные и порошковые огнетушители и установки, если в очаге горения находятся электрические устройства под напряжением;
– покрывала - при горении в емкостях с ограниченными размерами и т.п.
По мере накапливания сил, с увеличением количества задействованных первичных средств, готовятся и вводятся пенные стволы (пеногенераторы) системы пенотушения.
При нахождении в зоне горения работающих механизмов (ДВС, котел и т.п.) их необходимо остановить, перекрыв подачу топлива.
Электрооборудование аварийного участка необходимо отключить, кроме освещения, если оно не усиливает горение. (Полное обесточивание МП производится по решению капитана/лица, его заменяющего в роли РТП).
Активный способ тушения
Прямое воздействие огнегасительных средств на очаг горения (распыленная вода, пена и др.) при правильном выборе места их подачи и обеспечении необходимой интенсивности, способно в короткое время и с наименьшими потерями локализировать, а затем и ликвидировать горение. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
– ввод огнегасительных средств следует начинать с ближайшей кромки фронта пламени, а при горении на вертикальных или наклонных поверхностях подачу струй воды или пены подавать на верхние участки с тем, чтобы стекая вниз, они тушили или охлаждали эти поверхности;
– после задействования достаточного количества стволов и наличия резерва, рекомендуется рассмотреть вопрос о вентилировании МП с тем, чтобы, не допуская развития горения по пути движения воздушных потоков, обеспечить видимость и обитаемость в помещении, а подачу средств тушения производить непосредственно в очаг горения, а не "на дым";
– если пожар возник в том отсеке МП, где размещены основные насосы водопожарной системы, работу которых пришлось прекратить, необходимо нормировать нагрузку аварийного насоса, не допуская ее выше технических возможностей насоса, так как это приводит к общему снижению напора у стволов, что может отрицательно сказаться на всем процессе пожаротушения.
Рекомендации по расчету потребного количества средств водо- и пенотушения даны в Приложении 1.
Объемное пожаротушение
В зависимости от конкретно складывающейся обстановки, если РТП видит, что прямое воздействие на очаг горения средств активного тушения невозможно или затруднено на столько, что они не дают ожидаемого эффекта, он принимает решение на применение объемного способа тушения.
Для успешного тушения этим способом необходимо соблюдать следующие рекомендации:
– остановить путем перекрытия подачи топлива и обесточивания электропитания работу всех механизмов в отсеке МП, готовящемся к заполнению средством объемного тушения;
– вывести людей из аварийного отсека;
– произвести герметизацию помещения;
– выполнить другие меры, указанные в эксплуатационной инструкции объемной системы (углекислотная, хладоновая и др.);
– произвести пуск огнегасительного агента в количестве, указанном на станции/у места пуска.
В процессе подачи огнегасительного агента вести наблюдение по периметру аварийного отсека и по выходящему дыму/другим признакам установить места имеющихся неплотностей и принять меры по их устранению.
На время выдержки (не менее 2-х часов) установить температурный контроль за прогревом переборок и палуб, особенно в местах отсутствия изоляции. При обнаружении значительного прогрева следует организовать охлаждение этих мест.
Если обстановка требует сокращения времени выдержки и при наличии у судна возможностей, может быть организована разведка в аварийное помещение путем направления туда не менее 2-х членов аварийной партии, наиболее подготовленных и знающих внутреннее расположение МП. Они должны быть в снаряжении пожарного и обязательно в автономных дыхательных аппаратах со страховочными тросами и средствами освещения. Для обеспечения их безопасности с внешней стороны у входа в аварийное помещение должны находиться в состоянии готовности к входу в аварийное помещение еще два человека.
Направляемым в загерметизированный отсек должна быть поставлена четкая задача их разведки, объяснены и показаны на схеме рекомендованные пути их движения, установлено время их пребывания внутри отсека. Они должны быть проинструктированы о мерах безопасности, в частности:
– указано, что газовая атмосфера в отсеке непригодна для дыхания, и поэтому снимать маски противодымных приборов не допускается;
– металлические поручни трапов и переходных площадок могут быть значительно нагреты, ввиду чего работать следует в теплозащитных перчатках.
Входить в МП рекомендуется через промежуточное помещение (по принципу шлюзования), в качестве которого может быть аварийный выход ЦПУ через туннель гребного вала и через любое другое, где есть две двери и помещение между ними. Менее предпочтительны прямой вход в МП из коридора жилой надстройки (если нет промежуточного помещения), и особенно верхний вход через шахту МП.
По окончании необходимой выдержки или с получением разведывательных данных об отсутствии горения, МП должно быть провентилировано. Направлять людей без противогазных аппаратов следует только после проведения газового анализа в отсеке.
Общие рекомендации
В обоих вариантах тушения, при обнаружении значительных прогревов палубного настила над МП, следует рассмотреть возможность создания 15-20-ти сантиметрового слоя воды в помещениях, особенно небольших по площади.
В течение всего процесса пожаротушения, особенно при подаче значительного количества воды внутрь МП, необходимо вести наблюдение за накренением судна и принимать меры по его спрямлению. При одновременной работе в одном помещении водяных и пенных стволов необходимо избегать разрушающего воздействия воды на пену.