Горение в пределах корпуса судна
Возникает оно после взрыва паро-воздушной смеси, частичного вскрытия верхней палубы и разрушения внутренних переборок грузовых танков. При этом вероятность взрыва пустого, hq не дегазированного, танка значительно выше чем загруженного, где надгрузовое пространство практически полностью заполнено парами ГЖ - их концентрация значительно выше верхнего предела взрываемости (ВКПВ). Эффект и вероятность взрыва порожнего танка будет примерно в 20 раз больше, чем заполненного.
Пожары этого вида тушат с помощью воздушно-механической пены низкой и средней кратности. При этом количество стволов (интенсивность пеноподачи) должно быть определено в зависимости от площади пожара и вида ГЖ (расчеты даны в Приложении 1). Одновременно с тушением должны быть приняты меры по защите соседних танков, надстройки и других палубных устройств с помощью водяных устройств или другим способом.
Если мощности судовых средств пожаротушения не обеспечивают требуемой интенсивности подачи, капитан должен организовать защиту соседних помещений (устройств, сооружений) судна, а для тушения прибегнуть к помощи других судов, береговых подразделений пожарной охраны.
В особо сложных случаях, при явной угрозе взрыва в других грузовых танках и недостаточности (или отсутствии) у судна средств активной борьбы »а живучесть, капитан должен принять меры по эвакуации экипажа.
Капитан, лицо его заменяющее в роли РТП, должны помнить, что горению жидкости в танках в течение продолжительного времени свойственны явления вскипания и выброса ГЖ с разбросом их на значительное расстояние на судне, прилегающие береговые сооружения и водную акваторию. Средняя температура в грузовых танках в этих случаях может достигать 1100 °С. При этом больше подвержены вскипанию темные нефтепродукты (типа мазут) и сырая нефть.
Горение в танках и на поверхности воды
Это наиболее сложный вид танкерных пожаров: резко увеличивается площадь горения, воздействию высокой температуры подвергается значительная часть корпуса судна.
Экипаж танкера, за редким исключением, не в состоянии своими силами вести борьбу с такими пожарами. Основной задачей экипажа в этих случаях, в зависимости от обстановки, является:
– прекратить или хотя бы уменьшить интенсивность поступления ГЖ за борт (в очаг горения);
– развернуть судно так, чтобы вытекающую ГЖ и очаг пожара ветром относило в сторону, то есть, чтобы "чистым" был хотя бы один борт (корма);
– организовать защиту неповрежденных танков и надстройки от проникновения горения (взрывов);
– подготовить спасательные средства на случай оставления судна при ухудшении ситуации.
Тушение разлившейся на воде ГЖ проводится, в основном, с помощью водяных струй, обеспечивающих интенсивное перемешивание поверхностного слоя водной акватории. В мировой практике известны случаи самотушения горящей нефти на поверхности штормящего моря (например, танкер "Уорлд Глори" дедвейтом 45000 тонн под либерийским флагом).
Раздел 12. Тушение пожаров в машинных помещениях
Машинные помещения - наиболее важный для жизнеобеспечения судна отсек, ввиду чего фактор времени для принятия первоочередных активных действий по локализации очага горения здесь приобретает исключительное значение. Главной задачей первоочередных действий является: локализовать или хотя бы сдержать развитие горения до задействования основных сил и средств борьбы с пожаром.
Первоочередные действия
Сообщив на мостик/вахтенному помощнику о случившемся, члены вахты машинной команды обязаны немедленно задействовать первичные средства пожаротушения, выбирая наиболее эффективные из них в зависимости от характера очага пожара, как например:
– при горении разлившейся горючей жидкости - пенные огнетушители и передвижные пенные установки повышенной вместимости, переносной пенный комплект, если водопожарная магистраль под давлением;
– углекислотные и порошковые огнетушители и установки, если в очаге горения находятся электрические устройства под напряжением;
– покрывала - при горении в емкостях с ограниченными размерами и т.п.
По мере накапливания сил, с увеличением количества задействованных первичных средств, готовятся и вводятся пенные стволы (пеногенераторы) системы пенотушения.
При нахождении в зоне горения работающих механизмов (ДВС, котел и т.п.) их необходимо остановить, перекрыв подачу топлива.
Электрооборудование аварийного участка необходимо отключить, кроме освещения, если оно не усиливает горение. (Полное обесточивание МП производится по решению капитана/лица, его заменяющего в роли РТП).
Активный способ тушения
Прямое воздействие огнегасительных средств на очаг горения (распыленная вода, пена и др.) при правильном выборе места их подачи и обеспечении необходимой интенсивности, способно в короткое время и с наименьшими потерями локализировать, а затем и ликвидировать горение. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
– ввод огнегасительных средств следует начинать с ближайшей кромки фронта пламени, а при горении на вертикальных или наклонных поверхностях подачу струй воды или пены подавать на верхние участки с тем, чтобы стекая вниз, они тушили или охлаждали эти поверхности;
– после задействования достаточного количества стволов и наличия резерва, рекомендуется рассмотреть вопрос о вентилировании МП с тем, чтобы, не допуская развития горения по пути движения воздушных потоков, обеспечить видимость и обитаемость в помещении, а подачу средств тушения производить непосредственно в очаг горения, а не "на дым";
– если пожар возник в том отсеке МП, где размещены основные насосы водопожарной системы, работу которых пришлось прекратить, необходимо нормировать нагрузку аварийного насоса, не допуская ее выше технических возможностей насоса, так как это приводит к общему снижению напора у стволов, что может отрицательно сказаться на всем процессе пожаротушения.
Рекомендации по расчету потребного количества средств водо- и пенотушения даны в Приложении 1.
Объемное пожаротушение
В зависимости от конкретно складывающейся обстановки, если РТП видит, что прямое воздействие на очаг горения средств активного тушения невозможно или затруднено на столько, что они не дают ожидаемого эффекта, он принимает решение на применение объемного способа тушения.
Для успешного тушения этим способом необходимо соблюдать следующие рекомендации:
– остановить путем перекрытия подачи топлива и обесточивания электропитания работу всех механизмов в отсеке МП, готовящемся к заполнению средством объемного тушения;
– вывести людей из аварийного отсека;
– произвести герметизацию помещения;
– выполнить другие меры, указанные в эксплуатационной инструкции объемной системы (углекислотная, хладоновая и др.);
– произвести пуск огнегасительного агента в количестве, указанном на станции/у места пуска.
В процессе подачи огнегасительного агента вести наблюдение по периметру аварийного отсека и по выходящему дыму/другим признакам установить места имеющихся неплотностей и принять меры по их устранению.
На время выдержки (не менее 2-х часов) установить температурный контроль за прогревом переборок и палуб, особенно в местах отсутствия изоляции. При обнаружении значительного прогрева следует организовать охлаждение этих мест.
Если обстановка требует сокращения времени выдержки и при наличии у судна возможностей, может быть организована разведка в аварийное помещение путем направления туда не менее 2-х членов аварийной партии, наиболее подготовленных и знающих внутреннее расположение МП. Они должны быть в снаряжении пожарного и обязательно в автономных дыхательных аппаратах со страховочными тросами и средствами освещения. Для обеспечения их безопасности с внешней стороны у входа в аварийное помещение должны находиться в состоянии готовности к входу в аварийное помещение еще два человека.
Направляемым в загерметизированный отсек должна быть поставлена четкая задача их разведки, объяснены и показаны на схеме рекомендованные пути их движения, установлено время их пребывания внутри отсека. Они должны быть проинструктированы о мерах безопасности, в частности:
– указано, что газовая атмосфера в отсеке непригодна для дыхания, и поэтому снимать маски противодымных приборов не допускается;
– металлические поручни трапов и переходных площадок могут быть значительно нагреты, ввиду чего работать следует в теплозащитных перчатках.
Входить в МП рекомендуется через промежуточное помещение (по принципу шлюзования), в качестве которого может быть аварийный выход ЦПУ через туннель гребного вала и через любое другое, где есть две двери и помещение между ними. Менее предпочтительны прямой вход в МП из коридора жилой надстройки (если нет промежуточного помещения), и особенно верхний вход через шахту МП.
По окончании необходимой выдержки или с получением разведывательных данных об отсутствии горения, МП должно быть провентилировано. Направлять людей без противогазных аппаратов следует только после проведения газового анализа в отсеке.
12.4. Общие рекомендации
В обоих вариантах тушения, при обнаружении значительных прогревов палубного настила над МП, следует рассмотреть возможность создания 15-20-ти сантиметрового слоя воды в помещениях, особенно небольших по площади.
В течение всего процесса пожаротушения, особенно при подаче значительного количества воды внутрь МП, необходимо вести наблюдение за накренением судна и принимать меры по его спрямлению. При одновременной работе в одном помещении водяных и пенных стволов необходимо избегать разрушающего воздействия воды на пену.
Приложение 1. Рекомендации по расчетам и применению огнетушащих средств
Успех в тушении пожара на судне во многом зависит от правильного выбора огнегасительных средств, обеспечения требуемой их интенсивности подачи, места и способа ввода в аварийное помещение.
Водотушение
Вода, как огнегасительное средство, на судах может применяться в виде компактных или распыленных струй в зависимости от характера пожара и особенностей обстановки в аварийном помещении. Для тушения водоотталкивающих веществ и материалов применяется вода с добавлением смачивателей.
Основным огнегасительным эффектом воды является ее охлаждающая способность, ввиду чего подача ее в очаг горения должна производиться так, чтобы был обеспечен непосредственный контакт воды с горючим веществом. При этом рекомендуется следующее.
1.1 Компактные струи воды
Необходимо тушить большинство твердых горючих веществ (суд. конструкции, ген. грузы и т.п.). Из числа опасных - взрывчатые и окисляющие вещества, газовые фонтаны. Кроме того, они успешно применяются для создания водяных завес и охлаждения судовых конструкций, расположенных вблизи очагов пожара и на путях эвакуации людей.
При затоплении судового помещения/отсека вместо компактных струи вода может подаваться через пожарные рукава без стволов (на слив), что позволит полнее использовать производительность пожарных насосов.
1.2 Распыленная вода
Рекомендуется для тушения твердых веществ в измельченном виде (порошковых), волокнистых материалов и легковоспламеняющихся жидкостей.
Требуемая дисперсность распыла зависит от характера горючих веществ. Например, для тушения бензина и пылеобразных веществ диаметр капель должен быть не более 0,1 мм, для спиртов - 0,3 мм, для горючих жидкостей типа трансформаторного масла и волокнистых материалов – 0,5 мм. Подавать распыленную воду на горящие ЛВЖ необходимо одновременно на всю площадь горения с высоты не менее 1 м. В этих случаях в зоне высоких температур вода превращается в пар, который, разбавляя окислитель в зоне горения, прекращает его.
1.3 Вода с добавлением поверхностно-активных веществ
Именуемых смачивателями, должна применяться для тушения волокнистых (хлопок, джут), целлюлозных (бумага, сено), промасленных тканей, сыпучих, пористых и других водоотталкивающих веществ и материалов.
В качестве смачивателей применяются как специально приготовленные для этого, так и известные на судах вещества и смеси, используемые для других целей (сульфонаты, сульфоналы, эмульгаторы и т.п.). В качестве смачивателя может быть использован любой из синтетических пенообразователей (ПО-1Д, ПО-3А, "Морпен" и др.). Их добавление к воде должно составлять около 5 %, т.е. такая концентрация, на которую обычно рассчитываются судовые системы пенотушения. Подавать воду со смачивателем в очаг пожара следует с помощью обычных стволов системы водотушения.
Добавление поверхностно-активных веществ/смачивателей увеличивав способность воды распространяться по поверхности горючих веществ и проникать вглубь по мелким порам.
1.4 Расчеты требуемой интенсивности подачи воды
При расчетах требуемой интенсивности подачи воды для тушения суровых пожаров могут быть приняты следующие данные:
Таблица 1.1
Наименование судовых помещений и горючих материалов/веществ | Интенсивность подачи воды, л с /м2 | Площадь тушения одним стволом, м2 |
1. Жилые и служебные помещения | 0,08/1 | 46,2/2 |
2. Кладовые негорючих материалов, мех. мастерские, помещения электрооборудования и вспомогательных механизмов, не работающих на жидком топливе, производственных помещений без ГЖ, мебель, текстиль, пластмасса, жмых, торф, зерно, твердые обычные сгораемые грузы без упаковки и негорючие грузы в деревянной таре и контейнерах. | 0,10 | 37,0 |
3. Машинные и котельные помещения, работающие на жидком топливе, посты управления, хозяйственные помещения с использованием электроэнергии (камбузы, пекарни, гладильни), шкиперские, плотницкие. | 0,15 | 24,7 |
4. Фонарные, малярные, производственные помещения с ЛВЖ, закрытые грузовые помещения для авто- и железнодорожной техники, трюмы сухогрузных судов, хлопок и другие волокнистые материалы. | 0,20 | 18,5 |
5. Каучук, резина и изделия из них, бумага разрыхленная, триацетат. | 0,30 | 13,8 |
6. Круглый лес, доски, бревна на открытой палубе. | 0,35 | 11,2 |
7. Целлулоид и изделия из него, нефтепродукты с температурой вспышки ниже 23°С в таре, полярные жидкости (спирт, ацетон) | 0,40/3 | 9,2 |
8. Древесина с влажностью менее 40 %, ВВ. органические перекиси. | от 0,50 до макс. возможной | около 6,0 |
Примечания: 1. При тушении водой со смачивателями обычных горючих веществ (не водоотталкивающих), интенсивность ее подачи может быть уменьшена вдвое.
2. Площади даны из расчета использования стволов со сприсками диаметром 16 мм. При других диаметрах необходимо вводить коэффициенты: 0,7 при 13 мм; 1,4 при 19 мм и т.д.
3. В расчетах необходимо принимать всю площадь, на которую могут разлиться горючие жидкости.
1.5 Расчет максимальных возможностей судна по подаче водяных стволов и эквивалентного им расхода на другие потребители
При тушении пожара на судне может возникнуть потребность подать максимально возможное количество стволов. При этом в любых случаях технические возможности судовых средств водоподачи не должны превышаться, так как это приведет к падению напора в системе, что отрицательно скажется на всем процессе пожаротушения.
Расчет максимальных возможностей судна по подаче водяных стволов и эквивалентного им расхода на другие потребители можно произвести по следующей формуле:
, где
N – количество водяных стволов, допустимых к подаче;
Q – суммарная производительность судовых насосов, способных питать водопожарную систему, м3/ч;
k – коэффициент потерь, вводимый при параллельной работе 2-х и более насосов. Он равен: 0,95 при 2-х насосах; 0,90 - при 3-х; 0,88 при 4-х;
M – расход воды одним стволом, м3/ч. Он зависит от диаметра насадки ствола/сприска: 11,5 при 13 мм; 16,5 при 16 мм; 20,0 при 19 мм.
Пенотушение
Основным огнетушащим эффектом всех видов пен является их способность слоем пены изолировать поверхность горючего вещества (жидкого или твердого) от зоны горения, и таким образом, прекратить его поступление в очаг пожара. При этом необходимо учитывать следующее:
2.1 Состав пены
По своему составу пена бывает химическая и воздушно-механическая. Химическая пена на судне может быть получена с помощью ручных и передвижных огнетушителей.
Воздушно-механическая пена также может быть получена с помощью огнетушителей соответствующей конструкции. Однако, основным способом получения ВМ пены в больших количествах являются дополнительные устройства, состоящие из емкостей для хранения ПО и смесителей, позволяющих подать ПО в водопожарную систему. В этих случаях от любого пожарного крана через рукава смесь воды с ПО подводится к пеногенераторам типа ГПС-600, создающих воздушно- механическую пену кратностью около 100.
На некоторых судах система пенотушения является самостоятельной со своими насосами, трубопроводами, пожарными кранами, рукавами и стволами /пеногенераторами.
2.2 Интенсивность подачи пены
При расчетах интенсивности подачи пены на судах необходимо принимать:
– 0,06 л.с/м2 по раствору (вода + ПО) для жилых, служебных, производственных и складских помещений судна;
– 0,08 л.с/м2 для нефтепродуктов с температурой вспышки ниже 22 °С;
– 0,05 л.с/м2 для остальных нефтепродуктов.
Упрощенный расчет можно произвести на основе способности тушить огонь стандартным пеногенератором ГПС-600 на определенной площади, 1-н ГПС-600 берется на:
– 90 м2 жилых и служебных помещений, сухогрузных трюмов;
– 85 м2 топливных емкостей, грузовых танков и нефтепродуктов с температурой вспышки 60°С и выше;
– 60 м2 грузовых наливных отсеков танкеров при нефтепродуктах с температурой вспышки ниже 60°С, а также машинные помещения всех судов.
2.3 Смешивание с морской водой
При смешивании с морской водой у некоторых марок пенообразователей снижаются качественные показатели пены: кратность и стойкость. Ввиду этого на морских судах Регистром рекомендуются к использованию отечественные ПО марок: "Морпен", "Морской", "ПО-3АИ" с концентрацией 9 %, "Сампо" – 12 %. Из иностранных марок рекомендованы к преимущественному применению: "Komet Extract-S" производства Германии; "Meteor" 3 % шведской фирмы Skum; "Karate MB 15" 3 % – Германия; "Deteor 1000m" – Польша; "Plurex" – Италия и некоторые другие.
При использовании пенообразователей типа "ПО-1", "ПО-1Д", "ПО-6К" необходимо обеспечить 4-х кратное увеличение интенсивности подачи пены, что достигается при подаче одного "ГПС-600" на каждые 20 м2 горящей поверхности.
2.4 Тушение полярных ГЖ
При тушении полярных ГЖ (спирты, эфиры, альдегиды, кетоны и т.п.) необходимо применять специальные ПО: "ФОРЭТОЛ" ,"ПО-1С", "Универсальный"; из иностранных: "Ruel-Afff-3 % Gold" (Германия), "Polidol", "Fluorolidol" (Франция). При тушении полярных жидкостей пеной от ПО общего назначения, интенсивность ее подачи необходимо увеличить в 1,5 раза по сравнению с расчетной для бензина.
2.5 По другим маркам ПО как отечественного, так и иностранного производства, необходимо руководствоваться их паспортными данными. Все новые марки ПО до их заправки в судовые емкости системы пенотушения должны получить одобрение Регистра и ведомственной пожарной охраны судовладельца.
2.6 Подавать пену в очаг пожара, особенно воздушно-механическую повышенной кратности, необходимо используя ниспадающие потоки воздуха (подсос воздуха горением).
При тушении пожара воздушно-механической пеной высокой кратности (около 1:1000) в верхней части аварийного отсека должен быть оставлен открытым хотя бы один вентиляционный или иной канал для выхода вытесняемого воздуха.
Углекислотное тушение
3.1 Сжиженный диоксид углерода, известный также под названиями: углекислота CO2, углекислый газ, может храниться на судах в специальных изотермических цистернах (система CO2 низкого давления) или в стальных баллонах под высоким давлением (60 атм. при температуре наружного воздуха + 20°С). Он может быть подан в очаг пожара в твердом/снегообразном состоянии при температуре до минус 79°С - от ручных и передвижных огнетушителей, оснащенных на выходе раструбами-снегообразователями) либо в жидком виде с последующим распылом до газообразного состояния в охраняемом помещении.
3.2 Основным огнегасительным эффектом углекислоты является разбавление окислителя (кислорода воздуха) в закрытом аварийном отсеке судна. Для этого углекислота хранится в емкостях или группах баллонов в количествах, рассчитанных на соответствующий объем защищаемого судового помещения. При защите одной емкостью/группой баллонов нескольких судовых отсеков/помещений расчет запаса CO2 делается на наибольшее из них по объему. Уменьшать, при тушении пожара, потребное по расчету количество углекислоты не допускается.
3.3 Перед пуском CO2 в аварийный отсек оттуда должны быть удалены люди, а само помещение загерметизировано, остановлена работа вентиляции, выполнены другие требования и рекомендации, изложенные в эксплуатационной инструкции системы (указаны на месте пуска системы).
3.4 После пуска углекислоты внешним осмотром по наружному контуру аварийного отсека должна быть проверена надежность его герметизации и, при необходимости, принять дополнительные меры по уплотнению закрытий.
3.5 Выдержка времени после подачи CO2 должна быть не менее 2-х часов, если отсутствует возможность убедиться в прекращении горения. Грузовые помещения/трюмы рекомендуется держать закрытыми до прибытия судна в порт выгрузки или убежища. На переходе морем, особенно при сильном ветре, может возникнуть необходимость подачи дополнительного количества углекислоты (сверх расчетного) для компенсации возможных утечек.
На время выдержки по внешнему периметру аварийного помещения необходимо организовать температурный контроль за прогревом палуб и переборок. В местах значительных нагревов организовать охлаждение.
3.6 При пожаре электрических устройств под напряжением, обесточить которое не представляется возможности, либо нецелесообразно/нежелательно может быть применен углекислый газ в снегообразном состоянии из ручных или передвижных огнетушителей. Безопасным расстоянием при подаче CO2 на токонесущие детали считается 1 м от раструба-снегообразователя до агрегата под напряжением до 380 вольт.
3.7 Углекислый газ, в том числе и в снегообразном виде, предпочтительней других огнегасительных средств при тушении пищевых продуктов и материалов повышенной ценности.
Паротушение
Водяной пар может быть использован для тушения пожара в закрытых помещениях/отсеках, куда он подводится стационарно от судового пародателя или временно с помощью резиновых шлангов, проложенных в процессе пожаротушения. Пар выступает как разбавитель окислителя, его огнегасительная концентрация 30...35 % объемных. При подаче насыщенного пара заметно также его охлаждающее воздействие на очаг пожара.
На морских судах чаще всего пар используется как защитное средство, например, топливных танков при пожаре в смежном помещении. Используется водяной пар также в искрогасителях судовых котлов и ДВС.
Тушение хладонами
Стационарные судовые хладоновые системы, "работающие" на принципе ингибирования реакции горения, могут защищать машинные помещения и грузовые трюма, а также некоторые вспомогательные помещения судов. В качестве рекомендованных к применению на морских судах Регистром допущены Хладон 114В2 (тетрафтордибромэтан) и Хладон 13В1 (трифторбромметан). Применявшиеся ранее четыреххлористый углерод (CCl4), бромистый этил (C2H5Br2) и смеси с его участием исключены ввиду их повышенной токсичности.
Огнегасительной концентрацией, на которую должны рассчитываться судовые системы и передвижные устройства разового использования, является:
– 0,26 кг/м3 для машинных помещений и судовых кладовых ЛВЖ;
– 0,23 кг/м3 (для хладона 114В2) для грузовых помещений, перевозящих автотехнику с топливом в баках.
Пары хладонов диэлектричны и обладают хорошей способностью проникать вглубь массы горящих веществ (например, волокнистых).
Для эффективного использования хладонов необходимо соблюдать рекомендованные для углекислоты меры по герметизации аварийного помещения и выдержке после подачи хладона. Вторая емкость станции может быть использована при обнаружении неэффективности первой,
При работе с хладонами необходимо строго соблюдать требования личной безопасности, основные из которых указаны в инструкциях по обслуживанию хладоновых систем ("Система СЖ-Б" или "Ингибиторная").
Хладоны обладают рядом отрицательных свойств, ввиду чего международное сообщество намерено к 2000 году прекратить их повсеместное использование, включая судовые системы тушения пожара.
Огнетушащие порошки
Огнетушащие порошки являются одним из универсальных средств пожаротушения. По своему воздействию на процесс горения они также универсальны, воздействуя практически на все стороны пожарного треугольника.
Пои горении твердых горючих веществ песчинки (стандартный размер гранул 5...7 микрон), проникая в их поры и плавясь на поверхности, частично изолируют ГВ от очага пожара.
Облако порошка в зоне горения частично разбавляет там окислитель, кроме того струя подаваемого в очаг порошка рассекает пламя на мелкие очажки действуя по принципу огнепреградителя.
Для своего нагрева песчинки отбирают значительное количество тепла снижая таким образом тепловой фон пожара. Кроме того установлено ингибирующее воздействие порошков на реакцию горения.
Порошки способны тушить как твердые, так жидкие и газообразные ГВ. В этом еще один вид их универсальности.
По своему химическому составу порошки подразделяются на:
– порошки общего назначения, применяемые при пожарах обычных твердых ГВ, жидкостей и газов;
– специальные – химический состав которых подобран таким образом, что он способен нейтрализовать агрессивные свойства строго определенных ГВ, для тушения которых не подходят обычные огнегасительные вещества, в том числе и порошки общего назначения;
– универсальные порошки предназначены для тушения группы ГВ, обладающих однородными свойствами. Например, щелочные металлы и их соединения и тому подобные.
Рекомендации по выбору оптимальных огнетушащих средств при тушении судовых пожаров
Руководствуясь приведенными выше огнетушащими свойствами судовых средств пожаротушения РТП должен избрать то из них, которое в данной конкретной обстановке будет наиболее оптимальным и отвечать примерно следующим условиям:
– запасы его имеются в достаточных по расчету количествах, исходя из площади и/или объема горящего помещения или отсека судна;
– судовые системы (устройства, приспособления) способны обеспечить подачу их с требуемой по расчетам интенсивностью;
– ситуация, сложившаяся на пожаре либо после принятия определенных мер, позволяет ввести огнетушащие средства непосредственно в очаг пожара, обеспечивая требуемые для них условия контакта с процессом горения.
В приведенной ниже таблице рассмотрены некоторые судовые помещения и горючие вещества, которые могут оказаться на борту в качестве груза или судового снабжения.
Огнетушащие средства указаны в виде общепринятых кодированных обозначений:
В-1 – вода в виде компактных струй;
В-2 – распыленная вода;
В-3 – вода с добавлением поверхностно-активных веществ, увеличивающих смачивающую способность воды;
В-4 – водяной пар;
П-1 – пена химическая;
П-2 – пена воздушно-механическая;
П-3 – пена смыленная;
Г-1 – азот, инертные газы;
Г-2 – углекислота;
Г-3 – хладоны;
С-1 – огнетушащие порошки общего назначения;
С-2 – огнетушащие порошки специальные;
С-3 – огнетушащие порошки универсальные.
В таблице 2 огнетушащие средства указаны в трех колонках:
– в колонке " рекомендованные" указаны те огнетушащие средства, которые для данного судового помещения являются наиболее эффективными. Если указано два и более огнетушащих средства, то они перечисляются по принципу снижения эффективности. Этот же принцип сохраняется во второй и третьей колонках;
– в колонке " допускаемые" перечислены огнетушащие средства, которые могут быть успешно использованы для тушения рассматриваемого пожара, хотя они в чем-то уступают рекомендованным;
– в колонке "запрещенные" приведены огнетушащие средства, которые в данном случае не должны применятся;
– огнетушащие средства, перечисленные выше, но не указанные ни в одной колонке таблицы 2, при необходимости могут быть использованы на пожаре, хотя их эффективность существенно ниже рекомендованных и допускаемых.
Таблица 1.2
Судовые помещения или горящие вещества | Огнетушащие средства | Примечание | ||
рекомендуемые | допускаемые | запрещенные | ||
1. Жилые и служебные помещения. | П-2, В-2 | П-1, В-1, В-3, С-1 | Все Г, В-4 | |
2. Судовые кладовые: с твердыми ГВ; горючими жидкостями. | В-1, П-2 П-1, В-2 | В-2, В-3, П-1, Г-2, Г-2, С-1 | В-1 | |
3. Камбузы, производственные помещения. | П-2 | Все В и С, П-1, Г-2 | Г-3 | |
4. Машинные помещения. | В-2, П-1, П-2, Г-2, Г-3 | Г-1, С-1, С-3, В-1 | ||
5. Топливные емкости. | В-4, П-2 | В-2, П-1, С-1 | В-1 | |
6. Грузовые помещения с обычным генеральным грузом. | В-1, П-2, Г-2 | В-2, В-4, Г-3, С-1 | ||
7. Грузовые помещения с ЛВЖ в таре: нефтепродукты, растворители, спирты. | П-2, В-2, П-3 | П-1, С-1, Г-2, Г-3, П-1, С-3, Г-2, Г-3 | В-1 | |
8. Грузовые помещения с опасными грузами классов 1,5 (ВВ, окисл. вещества). | В-1 | Г-3 | В-4 | |
9. Газ в съемных емкостях и сосудах. | С-1, С-3 | В-1 | В-4 | |
10. Хлопок, джут и другие волокнистые киповые. | В-3 | В-2, П-2, Г-2 | ||
11. Щелочные металлы, химические вещества и соединения выделяющие горючие газы при контакте с водой. | С-2 | С-3 | Все В и П |
Приложение 2. Рекомендации по организации спасения людей при пожаре
Настоящие рекомендации предусматривают основные мероприятия по организации спасения людей из помещений и отсеков судна при пожарах
Ответственность за организацию спасения людей из помещений и отсеков судна, при пожарах на находящихся в эксплуатации и ремонтируемых судах (при всех категориях ремонта, кроме большого и восстановительного), несет капитан судна или лицо, его заменяющее.
При большом и восстановительном ремонте судна ответственность за организацию спасения людей несет директор судоремонтного предприятия или уполномоченное его приказом ответственное лицо.
Общее руководство действиями экипажа судна и подразделений, прибывших к судну для тушения пожара и спасения людей (рейдовые и береговые пожарные команды, аварийно-спасательные партии с других судов), осуществляет капитан судна или лицо, его заменяющее.
Старший пожарный начальник и командиры аварийных партий с других судов осуществляют непосредственное руководство действиями подчиненных им подразделений с использованием техники по указанию капитана судна или лица, его заменяющего.
Общее руководство действиями подразделений по тушению пожара и спасению людей на судне, находящемся в большом или восстановительном ремонте, осуществляет директор судоремонтного предприятия или уполномоченное им лицо, а по прибытии старшего пожарного начальника руководство передается последнему.
В целях организации спасения людей из помещений и отсеков судна при пожарах, капитаном судна должны быть разработаны и утверждены "Схемы путей эвакуации" с четким указанием всех возможных путей эвакуации из различных помещений и отсеков.
Количество и места расположения Схем путей эвакуации определяются капитаном в зависимости от назначения судна. Указанные схемы должны размещаться на видных и хорошо освещенных местах.
На пассажирских судах Схемы путей эвакуации пассажиров из помещений должны быть разработаны отдельно и размещаться по каждому борту каждой пассажирской палубы.
До начала ремонта, связанного с производством огневых работ, капитан судна совместно с лицом, уполномоченным директором судоремонтного предприятия и пожарным надзором, производит корректировку Схем путей эвакуации с учетом аварийных вырезов в бортах, переборках, палубах для оказания помощи и спасения людей из помещений и отсеков судна в случае возникновения пожаров.
Судовая администрация обязана вывесить откорректированные Схемы путей эвакуации на своих штатных местах до начала ремонта, включая пост вахтенного матроса.
Кроме того, в машинных и иных помещениях по усмотрению администрации судна необходимо вывесить отдельные части общей схемы, отражающие пути эвакуации только из конкретного помещения.
Если в начале ремонта произошли изменения в путях эвакуации, администрация судна должна немедленно откорректировать Схемы путей эвакуации.
В период ремонта администрация судна обязана:
а) ознакомить весь экипаж с правилами внутреннего распорядка судоремонтного предприятия;
б) совместно с администрацией судоремонтного предприятия предусмотреть возможность быстрого оборудования путей эвакуации от аварийных вырезов на причал, палубу дока или соседнее судно трапами, сходнями, штормтрапами и т. п.
Вахтенные помощник капитана и механик обязаны знать характер проводимых судоремонтным предприятием работ в каждом помещении и отсеке и количество рабочих, занятых на указанных работах.
Пребывание на борту лиц, не имеющих отношения к проводимым судоремонтным предприятием или портом работам, а также семей членов экипажа допускается только с разрешения капитана судна или лица, его заменяющего.
Для обеспечения быстрой эвакуации людей из угрожаемых мест при пожарах, администрация судна обязана не допускать загромождения путей эвакуации, а также мест расположения противопожарного оборудования и инвентаря.
Запрещается закрывать на замки двери, расположенные на пути эвакуации.
При возникновении пожара вахтенный помощник капитана судна обязан:
а) немедленно объявить общесудовую тревогу и действовать согласно расписанию по тревогам;
б) организовать эвакуацию людей из опасных мест;
в) ввести в действие системы орошения, водораспыления и водяных завес в тех помещениях и на тех путях эвакуации, в которых возникла или может возникнуть непосредственная угроза для здоровья и жизни пассажиров, рабочих и членов экипажа судна;
г) при невозможности быстрой эвакуации из помещений и отсеков через штатные выходы немедленно приступить к вырезу аварийных выходов из отсеков и помещений, приняв все необходимые меры по обеспечению безопасности проведения робот по спасению людей.
Запрещается использовать паротушение, хладоновое тушение и газотушение, а также отключат<