Горение в пределах корпуса судна

Возникает оно после взрыва паро-воздушной смеси, частичного вскрытия верхней палубы и разрушения внутренних переборок грузовых танков. При этом вероятность взрыва пустого, hq не дегазированного, танка значительно выше чем загруженного, где надгрузовое пространство практически полностью заполнено парами ГЖ - их концентрация значи­тельно выше верхнего предела взрываемости (ВКПВ). Эффект и вероят­ность взрыва порожнего танка будет примерно в 20 раз больше, чем запол­ненного.

Пожары этого вида тушат с помощью воздушно-механической пены низкой и средней кратности. При этом количество стволов (интенсивность пеноподачи) должно быть определено в зависимости от площади пожара и вида ГЖ (расчеты даны в Приложении 1). Одновременно с тушением долж­ны быть приняты меры по защите соседних танков, надстройки и других палубных устройств с помощью водяных устройств или другим способом.

Если мощности судовых средств пожаротушения не обеспечивают требуемой интенсивности подачи, капитан должен организовать защиту соседних помещений (устройств, сооружений) судна, а для тушения при­бегнуть к помощи других судов, береговых подразделений пожарной охра­ны.

В особо сложных случаях, при явной угрозе взрыва в других грузовых танках и недостаточности (или отсутствии) у судна средств активной борь­бы »а живучесть, капитан должен принять меры по эвакуации экипажа.

Капитан, лицо его заменяющее в роли РТП, должны помнить, что го­рению жидкости в танках в течение продолжительного времени свойствен­ны явления вскипания и выброса ГЖ с разбросом их на значительное рас­стояние на судне, прилегающие береговые сооружения и водную аквато­рию. Средняя температура в грузовых танках в этих случаях может дости­гать 1100 °С. При этом больше подвержены вскипанию темные нефтепро­дукты (типа мазут) и сырая нефть.

Горение в танках и на поверхности воды

Это наиболее сложный вид танкерных пожаров: резко увеличивается пло­щадь горения, воздействию высокой температуры подвергается значитель­ная часть корпуса судна.

Экипаж танкера, за редким исключением, не в состоянии своими си­лами вести борьбу с такими пожарами. Основной задачей экипажа в этих случаях, в зависимости от обстановки, является:

– прекратить или хотя бы уменьшить интенсивность поступления ГЖ за борт (в очаг горения);

– развернуть судно так, чтобы вытекающую ГЖ и очаг пожара вет­ром относило в сторону, то есть, чтобы "чистым" был хотя бы один борт (корма);

– организовать защиту неповрежденных танков и надстройки от проникновения горения (взрывов);

– подготовить спасательные средства на случай оставления судна при ухудшении ситуации.

Тушение разлившейся на воде ГЖ проводится, в основном, с помо­щью водяных струй, обеспечивающих интенсивное перемешивание поверхностного слоя водной акватории. В мировой практике извест­ны случаи самотушения горящей нефти на поверхности штормящего моря (например, танкер "Уорлд Глори" дедвейтом 45000 тонн под либерийским флагом).

Раздел 12. Тушение пожаров в машинных помещениях

Машинные помещения - наиболее важный для жизнеобеспечения суд­на отсек, ввиду чего фактор времени для принятия первоочередных актив­ных действий по локализации очага горения здесь приобретает исключи­тельное значение. Главной задачей первоочередных действий является: ло­кализовать или хотя бы сдержать развитие горения до задействования ос­новных сил и средств борьбы с пожаром.

Первоочередные действия

Сообщив на мостик/вахтенному помощнику о случившемся, члены вахты машинной команды обязаны немедленно задействовать первичные средства пожаротушения, выбирая наиболее эффективные из них в зависи­мости от характера очага пожара, как например:

– при горении разлившейся горючей жидкости - пенные огнетушители и передвижные пенные установки повышенной вместимости, переносной пенный комплект, если водопожарная магистраль под давлением;

– углекислотные и порошковые огнетушители и установки, если в очаге горения находятся электрические устройства под напряжением;

– покрывала - при горении в емкостях с ограниченными размерами и т.п.

По мере накапливания сил, с увеличением количества задействован­ных первичных средств, готовятся и вводятся пенные стволы (пеногенераторы) системы пенотушения.

При нахождении в зоне горения работающих механизмов (ДВС, котел и т.п.) их необходимо остановить, перекрыв подачу топлива.

Электрооборудование аварийного участка необходимо отключить, кроме освещения, если оно не усиливает горение. (Полное обесточивание МП производится по решению капитана/лица, его заменяющего в роли РТП).

Активный способ тушения

Прямое воздействие огнегасительных средств на очаг горения (распыленная вода, пена и др.) при правильном выборе места их подачи и обеспечении необходимой интенсивности, способно в короткое время и с наименьшими потерями локализировать, а затем и ликвидировать горение. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

– ввод огнегасительных средств следует начинать с ближайшей кромки фронта пламени, а при горении на вертикальных или наклонных поверхно­стях подачу струй воды или пены подавать на верхние участки с тем, что­бы стекая вниз, они тушили или охлаждали эти поверхности;

– после задействования достаточного количества стволов и наличия резерва, рекомендуется рассмотреть вопрос о вентилировании МП с тем, чтобы, не допуская развития горения по пути движения воздушных пото­ков, обеспечить видимость и обитаемость в помещении, а подачу средств тушения производить непосредственно в очаг горения, а не "на дым";

– если пожар возник в том отсеке МП, где размещены основные насосы водопожарной системы, работу которых пришлось прекратить, необходи­мо нормировать нагрузку аварийного насоса, не допуская ее выше техниче­ских возможностей насоса, так как это приводит к общему снижению напо­ра у стволов, что может отрицательно сказаться на всем процессе пожаро­тушения.

Рекомендации по расчету потребного количества средств водо- и пенотушения даны в Приложении 1.

Объемное пожаротушение

В зависимости от конкретно складывающейся обстановки, если РТП видит, что прямое воздействие на очаг горения средств активного тушения невозможно или затруднено на столько, что они не дают ожидаемого эф­фекта, он принимает решение на применение объемного способа тушения.

Для успешного тушения этим способом необходимо соблюдать сле­дующие рекомендации:

– остановить путем перекрытия подачи топлива и обесточивания элек­тропитания работу всех механизмов в отсеке МП, готовящемся к заполне­нию средством объемного тушения;

– вывести людей из аварийного отсека;

– произвести герметизацию помещения;

– выполнить другие меры, указанные в эксплуатационной инструкции объемной системы (углекислотная, хладоновая и др.);

– произвести пуск огнегасительного агента в количестве, указанном на станции/у места пуска.

В процессе подачи огнегасительного агента вести наблюдение по пе­риметру аварийного отсека и по выходящему дыму/другим признакам ус­тановить места имеющихся неплотностей и принять меры по их устране­нию.

На время выдержки (не менее 2-х часов) установить температурный контроль за прогревом переборок и палуб, особенно в местах отсутствия изоляции. При обнаружении значительного прогрева следует организовать охлаждение этих мест.

Если обстановка требует сокращения времени выдержки и при нали­чии у судна возможностей, может быть организована разведка в аварийное помещение путем направления туда не менее 2-х членов аварийной партии, наиболее подготовленных и знающих внутреннее расположение МП. Они должны быть в снаряжении пожарного и обязательно в автономных дыха­тельных аппаратах со страховочными тросами и средствами освещения. Для обеспечения их безопасности с внешней стороны у входа в аварийное помещение должны находиться в состоянии готовности к входу в аварий­ное помещение еще два человека.

Направляемым в загерметизированный отсек должна быть поставле­на четкая задача их разведки, объяснены и показаны на схеме рекомендо­ванные пути их движения, установлено время их пребывания внутри отсека. Они должны быть проинструктированы о мерах безопасности, в частности:

– указано, что газовая атмосфера в отсеке непригодна для дыхания, и поэтому снимать маски противодымных приборов не допускается;

– металлические поручни трапов и переходных площадок могут быть значительно нагреты, ввиду чего работать следует в теплозащитных пер­чатках.

Входить в МП рекомендуется через промежуточное помещение (по принципу шлюзования), в качестве которого может быть аварийный выход ЦПУ через туннель гребного вала и через любое другое, где есть две двери и помещение между ними. Менее предпочтительны прямой вход в МП из коридора жилой надстройки (если нет промежуточного помещения), и особенно верхний вход через шахту МП.

По окончании необходимой выдержки или с получением разведыва­тельных данных об отсутствии горения, МП должно быть провентилиро­вано. Направлять людей без противогазных аппаратов следует только по­сле проведения газового анализа в отсеке.

12.4. Общие рекомендации

В обоих вариантах тушения, при обнаружении значительных прогре­вов палубного настила над МП, следует рассмотреть возможность создания 15-20-ти сантиметрового слоя воды в помещениях, особенно небольших по площади.

В течение всего процесса пожаротушения, особенно при подаче зна­чительного количества воды внутрь МП, необходимо вести наблюдение за накренением судна и принимать меры по его спрямлению. При одновременной работе в одном помещении водяных и пенных стволов необходимо избегать разрушающего воздействия воды на пену.

Приложение 1. Рекомендации по расчетам и применению огнетушащих средств

Успех в тушении пожара на судне во многом зависит от правильного выбора огнегасительных средств, обеспечения требуемой их интенсивности подачи, места и способа ввода в аварийное помещение.

Водотушение

Вода, как огнегасительное средство, на судах может применяться в виде компактных или распыленных струй в зависимости от характера по­жара и особенностей обстановки в аварийном помещении. Для тушения водоотталкивающих веществ и материалов применяется вода с добавлени­ем смачивателей.

Основным огнегасительным эффектом воды является ее охлаждаю­щая способность, ввиду чего подача ее в очаг горения должна произво­диться так, чтобы был обеспечен непосредственный контакт воды с горю­чим веществом. При этом рекомендуется следующее.

1.1 Компактные струи воды

Необходимо тушить большинство твердых горючих веществ (суд. конструкции, ген. грузы и т.п.). Из числа опасных - взрывчатые и окисляющие вещества, газовые фонтаны. Кроме того, они успешно применяются для создания водяных завес и охлаждения судовых конструкций, расположенных вблизи очагов пожара и на путях эвакуации людей.

При затоплении судового помещения/отсека вместо компактных струи вода может подаваться через пожарные рукава без стволов (на слив), что позволит полнее использовать производительность пожарных насо­сов.

1.2 Распыленная вода

Рекомендуется для тушения твердых веществ в измельченном виде (порошковых), волокнистых материалов и легковос­пламеняющихся жидкостей.

Требуемая дисперсность распыла зависит от характера горючих ве­ществ. Например, для тушения бензина и пылеобразных веществ диаметр капель должен быть не более 0,1 мм, для спиртов - 0,3 мм, для горючих жидкостей типа трансформаторного масла и волокнистых материалов – 0,5 мм. Подавать распыленную воду на горящие ЛВЖ необходимо одновре­менно на всю площадь горения с высоты не менее 1 м. В этих случаях в зо­не высоких температур вода превращается в пар, который, разбавляя окис­литель в зоне горения, прекращает его.

1.3 Вода с добавлением поверхностно-активных веществ

Именуемых смачивателями, должна применяться для тушения волокнистых (хлопок, джут), целлюлозных (бумага, сено), промасленных тканей, сыпучих, пористых и других водоотталкивающих веществ и материалов.

В качестве смачивателей применяются как специально приготовлен­ные для этого, так и известные на судах вещества и смеси, используемые для других целей (сульфонаты, сульфоналы, эмульгаторы и т.п.). В качестве смачивателя может быть использован любой из синтетических пенообразо­вателей (ПО-1Д, ПО-3А, "Морпен" и др.). Их добавление к воде должно со­ставлять около 5 %, т.е. такая концентрация, на которую обычно рассчиты­ваются судовые системы пенотушения. Подавать воду со смачивателем в очаг пожара следует с помощью обычных стволов системы водотушения.

Добавление поверхностно-активных веществ/смачивателей увеличи­вав способность воды распространяться по поверхности горючих веществ и проникать вглубь по мелким порам.

1.4 Расчеты требуемой интенсивности подачи воды

При расчетах требуемой интенсивности подачи воды для тушения суровых пожаров могут быть приняты следующие данные:

Таблица 1.1

Наименование судовых помещений и горючих материалов/веществ Интенсивность подачи во­ды, л с /м2 Площадь ту­шения одним стволом, м2
1. Жилые и служебные помещения 0,08/1 46,2/2
2. Кладовые негорючих материалов, мех. мастерские, помещения электрооборудова­ния и вспомогательных механизмов, не работающих на жидком топливе, про­изводственных помещений без ГЖ, ме­бель, текстиль, пластмасса, жмых, торф, зерно, твердые обычные сгорае­мые грузы без упаковки и негорючие грузы в деревянной таре и контейнерах. 0,10 37,0
3. Машинные и котельные помещения, работающие на жидком топливе, посты управления, хозяйственные помещения с использованием электроэнергии (камбузы, пекарни, гладильни), шкиперские, плотницкие. 0,15 24,7
4. Фонарные, малярные, производст­венные помещения с ЛВЖ, закрытые грузовые помещения для авто- и желез­нодорожной техники, трюмы сухогруз­ных судов, хлопок и другие волокни­стые материалы. 0,20 18,5
5. Каучук, резина и изделия из них, бу­мага разрыхленная, триацетат. 0,30 13,8
6. Круглый лес, доски, бревна на от­крытой палубе. 0,35 11,2
7. Целлулоид и изделия из него, нефте­продукты с температурой вспышки ниже 23°С в таре, полярные жидкости (спирт, ацетон) 0,40/3 9,2
8. Древесина с влажностью менее 40 %, ВВ. органические перекиси. от 0,50 до макс. возможной около 6,0

Примечания: 1. При тушении водой со смачивателями обычных горючих веществ (не водоотталкивающих), интенсивность ее подачи может быть уменьшена вдвое.

2. Площади даны из расчета использования стволов со сприсками диаметром 16 мм. При других диаметрах необходимо вводить коэф­фициенты: 0,7 при 13 мм; 1,4 при 19 мм и т.д.

3. В расчетах необходимо принимать всю площадь, на кото­рую могут разлиться горючие жидкости.

1.5 Расчет максимальных возможностей судна по подаче водяных ство­лов и эквивалентного им расхода на другие потребители

При тушении пожара на судне может возникнуть потребность по­дать максимально возможное количество стволов. При этом в любых слу­чаях технические возможности судовых средств водоподачи не должны превышаться, так как это приведет к падению напора в системе, что отри­цательно скажется на всем процессе пожаротушения.

Расчет максимальных возможностей судна по подаче водяных ство­лов и эквивалентного им расхода на другие потребители можно произвести по следующей формуле:

Горение в пределах корпуса судна - student2.ru , где

N – количество водяных стволов, допустимых к подаче;

Q – суммарная производительность судовых насосов, способных питать водопожарную систему, м3/ч;

k – коэффициент потерь, вводимый при параллельной работе 2-х и более насосов. Он равен: 0,95 при 2-х насосах; 0,90 - при 3-х; 0,88 при 4-х;

M – расход воды одним стволом, м3/ч. Он зависит от диаметра насадки ствола/сприска: 11,5 при 13 мм; 16,5 при 16 мм; 20,0 при 19 мм.

Пенотушение

Основным огнетушащим эффектом всех видов пен является их спо­собность слоем пены изолировать поверхность горючего вещества (жидкого или твердого) от зоны горения, и таким образом, прекратить его поступление в очаг пожара. При этом необходимо учитывать следующее:

2.1 Состав пены

По своему составу пена бывает химическая и воздушно-механическая. Химическая пена на судне может быть получена с помощью ручных и передвижных огнетушителей.

Воздушно-механическая пена также может быть получена с помощью огнетушителей соответствующей конструкции. Однако, основным спосо­бом получения ВМ пены в больших количествах являются дополнительные устройства, состоящие из емкостей для хранения ПО и смесителей, позво­ляющих подать ПО в водопожарную систему. В этих случаях от любого пожарного крана через рукава смесь воды с ПО подводится к пеногенераторам типа ГПС-600, создающих воздушно- механическую пену кратностью около 100.

На некоторых судах система пенотушения является самостоятельной со своими насосами, трубопроводами, пожарными кранами, рукавами и стволами /пеногенераторами.

2.2 Интенсивность подачи пены

При расчетах интенсивности подачи пены на судах необходимо принимать:

– 0,06 л.с/м2 по раствору (вода + ПО) для жилых, служебных, производственных и складских помещений судна;

– 0,08 л.с/м2 для нефтепродуктов с температурой вспышки ниже 22 °С;

– 0,05 л.с/м2 для остальных нефтепродуктов.

Упрощенный расчет можно произвести на основе способности тушить огонь стандартным пеногенератором ГПС-600 на определенной площади, 1-н ГПС-600 берется на:

– 90 м2 жилых и служебных помещений, сухогрузных трюмов;

– 85 м2 топливных емкостей, грузовых танков и нефтепродуктов с температурой вспышки 60°С и выше;

– 60 м2 грузовых наливных отсеков танкеров при нефтепродуктах с температурой вспышки ниже 60°С, а также машинные помещения всех су­дов.

2.3 Смешивание с морской водой

При смешивании с морской водой у некоторых марок пенообразо­вателей снижаются качественные показатели пены: кратность и стойкость. Ввиду этого на морских судах Регистром рекомендуются к использованию отечественные ПО марок: "Морпен", "Морской", "ПО-3АИ" с концентра­цией 9 %, "Сампо" – 12 %. Из иностранных марок рекомендованы к пре­имущественному применению: "Komet Extract-S" производства Германии; "Meteor" 3 % шведской фирмы Skum; "Karate MB 15" 3 % – Германия; "Deteor 1000m" – Польша; "Plurex" – Италия и некоторые другие.

При использовании пенообразователей типа "ПО-1", "ПО-1Д", "ПО-6К" необходимо обеспечить 4-х кратное увеличение интенсивности подачи пены, что достигается при подаче одного "ГПС-600" на каждые 20 м2 горя­щей поверхности.

2.4 Тушение полярных ГЖ

При тушении полярных ГЖ (спирты, эфиры, альдегиды, кетоны и т.п.) необходимо применять специальные ПО: "ФОРЭТОЛ" ,"ПО-1С", "Универсальный"; из иностранных: "Ruel-Afff-3 % Gold" (Германия), "Polidol", "Fluorolidol" (Франция). При тушении полярных жидкостей пе­ной от ПО общего назначения, интенсивность ее подачи необходимо уве­личить в 1,5 раза по сравнению с расчетной для бензина.

2.5 По другим маркам ПО как отечественного, так и иностранного производства, необходимо руководствоваться их паспортными данными. Все новые марки ПО до их заправки в судовые емкости системы пенотушения должны получить одобрение Регистра и ведомственной пожарной ох­раны судовладельца.

2.6 Подавать пену в очаг пожара, особенно воздушно-механическую повышенной кратности, необходимо используя ниспадающие потоки воз­духа (подсос воздуха горением).

При тушении пожара воздушно-механической пеной высокой кратно­сти (около 1:1000) в верхней части аварийного отсека должен быть оставлен открытым хотя бы один вентиляционный или иной канал для выхода вы­тесняемого воздуха.

Углекислотное тушение

3.1 Сжиженный диоксид углерода, известный также под названиями: углекислота CO2, углекислый газ, может храниться на судах в специальных изотермических цистернах (система CO2 низкого давления) или в стальных баллонах под высоким давлением (60 атм. при температуре наружного воз­духа + 20°С). Он может быть подан в очаг пожара в твердом/снегообразном состоянии при температуре до минус 79°С - от ручных и передвижных огнетушителей, оснащенных на выходе раструбами-снегообразователями) либо в жидком виде с последующим распылом до га­зообразного состояния в охраняемом помещении.

3.2 Основным огнегасительным эффектом углекислоты является раз­бавление окислителя (кислорода воздуха) в закрытом аварийном отсеке судна. Для этого углекислота хранится в емкостях или группах баллонов в количествах, рассчитанных на соответствующий объем защищаемого судо­вого помещения. При защите одной емкостью/группой баллонов несколь­ких судовых отсеков/помещений расчет запаса CO2 делается на наиболь­шее из них по объему. Уменьшать, при тушении пожара, потребное по рас­чету количество углекислоты не допускается.

3.3 Перед пуском CO2 в аварийный отсек оттуда должны быть удале­ны люди, а само помещение загерметизировано, остановлена работа венти­ляции, выполнены другие требования и рекомендации, изложенные в экс­плуатационной инструкции системы (указаны на месте пуска системы).

3.4 После пуска углекислоты внешним осмотром по наружному кон­туру аварийного отсека должна быть проверена надежность его герметиза­ции и, при необходимости, принять дополнительные меры по уплотнению закрытий.

3.5 Выдержка времени после подачи CO2 должна быть не менее 2-х часов, если отсутствует возможность убедиться в прекращении горения. Грузовые помещения/трюмы рекомендуется держать закрытыми до при­бытия судна в порт выгрузки или убежища. На переходе морем, особенно при сильном ветре, может возникнуть необходимость подачи дополнитель­ного количества углекислоты (сверх расчетного) для компенсации возмож­ных утечек.

На время выдержки по внешнему периметру аварийного помещения необходимо организовать температурный контроль за прогревом палуб и переборок. В местах значительных нагревов организовать охлаждение.

3.6 При пожаре электрических устройств под напряжением, обесто­чить которое не представляется возможности, либо нецелесообразно/нежелательно может быть применен углекислый газ в снегообразном со­стоянии из ручных или передвижных огнетушителей. Безопасным расстоя­нием при подаче CO2 на токонесущие детали считается 1 м от раструба-снегообразователя до агрегата под напряжением до 380 вольт.

3.7 Углекислый газ, в том числе и в снегообразном виде, предпочти­тельней других огнегасительных средств при тушении пищевых продуктов и материалов повышенной ценности.

Паротушение

Водяной пар может быть использован для тушения пожара в закры­тых помещениях/отсеках, куда он подводится стационарно от судового пародателя или временно с помощью резиновых шлангов, проложенных в процессе пожаротушения. Пар выступает как разбавитель окислителя, его огнегасительная концентрация 30...35 % объемных. При подаче насыщен­ного пара заметно также его охлаждающее воздействие на очаг пожара.

На морских судах чаще всего пар используется как защитное средст­во, например, топливных танков при пожаре в смежном помещении. Ис­пользуется водяной пар также в искрогасителях судовых котлов и ДВС.

Тушение хладонами

Стационарные судовые хладоновые системы, "работающие" на принципе ингибирования реакции горения, могут защищать машинные помещения и грузовые трюма, а также некоторые вспомогательные поме­щения судов. В качестве рекомендованных к применению на морских судах Регистром допущены Хладон 114В2 (тетрафтордибромэтан) и Хладон 13В1 (трифторбромметан). Применявшиеся ранее четыреххлористый углерод (CCl4), бромистый этил (C2H5Br2) и смеси с его участием исключены ввиду их повышенной токсичности.

Огнегасительной концентрацией, на которую должны рассчитываться судовые системы и передвижные устройства разового использования, явля­ется:

– 0,26 кг/м3 для машинных помещений и судовых кладовых ЛВЖ;

– 0,23 кг/м3 (для хладона 114В2) для грузовых помещений, перевозящих автотехнику с топливом в баках.

Пары хладонов диэлектричны и обладают хорошей способностью проникать вглубь массы горящих веществ (например, волокнистых).

Для эффективного использования хладонов необходимо соблюдать рекомендованные для углекислоты меры по герметизации аварийного по­мещения и выдержке после подачи хладона. Вторая емкость станции может быть использована при обнаружении неэффективности первой,

При работе с хладонами необходимо строго соблюдать требования личной безопасности, основные из которых указаны в инструкциях по об­служиванию хладоновых систем ("Система СЖ-Б" или "Ингибиторная").

Хладоны обладают рядом отрицательных свойств, ввиду чего между­народное сообщество намерено к 2000 году прекратить их повсеместное ис­пользование, включая судовые системы тушения пожара.

Огнетушащие порошки

Огнетушащие порошки являются одним из универсальных средств пожаротушения. По своему воздействию на процесс горения они также универсальны, воздействуя практически на все стороны пожарного тре­угольника.

Пои горении твердых горючих веществ песчинки (стандартный размер гранул 5...7 микрон), проникая в их поры и плавясь на поверхности, частично изолируют ГВ от очага пожара.

Облако порошка в зоне горения частично разбавляет там окислитель, кроме того струя подаваемого в очаг порошка рассекает пламя на мелкие очажки действуя по принципу огнепреградителя.

Для своего нагрева песчинки отбирают значительное количество теп­ла снижая таким образом тепловой фон пожара. Кроме того установлено ингибирующее воздействие порошков на реакцию горения.

Порошки способны тушить как твердые, так жидкие и газообразные ГВ. В этом еще один вид их универсальности.

По своему химическому составу порошки подразделяются на:

– порошки общего назначения, применяемые при пожарах обычных твердых ГВ, жидкостей и газов;

– специальные – химический состав которых подобран таким обра­зом, что он способен нейтрализовать агрессивные свойства строго определенных ГВ, для тушения которых не подходят обычные огнегасительные вещества, в том числе и порошки общего назначе­ния;

– универсальные порошки предназначены для тушения группы ГВ, обладающих однородными свойствами. Например, щелочные ме­таллы и их соединения и тому подобные.

Рекомендации по выбору оптимальных огнетушащих средств при тушении судовых пожаров

Руководствуясь приведенными выше огнетушащими свойствами су­довых средств пожаротушения РТП должен избрать то из них, которое в данной конкретной обстановке будет наиболее оптимальным и отвечать примерно следующим условиям:

– запасы его имеются в достаточных по расчету количествах, исходя из площади и/или объема горящего помещения или отсека судна;

– судовые системы (устройства, приспособления) способны обеспе­чить подачу их с требуемой по расчетам интенсивностью;

– ситуация, сложившаяся на пожаре либо после принятия определен­ных мер, позволяет ввести огнетушащие средства непосредственно в очаг пожара, обеспечивая требуемые для них условия контакта с процессом горения.

В приведенной ниже таблице рассмотрены некоторые судовые помещения и горючие вещества, которые могут оказаться на борту в качестве груза или судового снабжения.

Огнетушащие средства указаны в виде общепринятых кодированных обозначений:

В-1 – вода в виде компактных струй;

В-2 – распыленная вода;

В-3 – вода с добавлением поверхностно-активных веществ, увеличи­вающих смачивающую способность воды;

В-4 – водяной пар;

П-1 – пена химическая;

П-2 – пена воздушно-механическая;

П-3 – пена смыленная;

Г-1 – азот, инертные газы;

Г-2 – углекислота;

Г-3 – хладоны;

С-1 – огнетушащие порошки общего назначения;

С-2 – огнетушащие порошки специальные;

С-3 – огнетушащие порошки универсальные.

В таблице 2 огнетушащие средства указаны в трех колонках:

– в колонке " рекомендованные" указаны те огнетушащие средства, которые для данного судового помещения являются наиболее эф­фективными. Если указано два и более огнетушащих средства, то они перечисляются по принципу снижения эффективности. Этот же принцип сохраняется во второй и третьей колонках;

– в колонке " допускаемые" перечислены огнетушащие средства, ко­торые могут быть успешно использованы для тушения рассматри­ваемого пожара, хотя они в чем-то уступают рекомендованным;

– в колонке "запрещенные" приведены огнетушащие средства, кото­рые в данном случае не должны применятся;

– огнетушащие средства, перечисленные выше, но не указанные ни в одной колонке таблицы 2, при необходимости могут быть исполь­зованы на пожаре, хотя их эффективность существенно ниже реко­мендованных и допускаемых.

Таблица 1.2

Судовые помещения или горящие вещества Огнетушащие средства Примечание
рекомендуемые допускаемые запрещенные
1. Жилые и служебные помещения. П-2, В-2 П-1, В-1, В-3, С-1 Все Г, В-4  
2. Судовые кладовые: с твердыми ГВ; горючими жидкостями.   В-1, П-2 П-1, В-2 В-2, В-3, П-1, Г-2, Г-2, С-1 В-1  
3. Камбузы, производ­ственные помещения. П-2 Все В и С, П-1, Г-2 Г-3  
4. Машинные помеще­ния. В-2, П-1, П-2, Г-2, Г-3 Г-1, С-1, С-3, В-1    
5. Топливные емкости. В-4, П-2 В-2, П-1, С-1 В-1  
6. Грузовые помещения с обычным генераль­ным грузом. В-1, П-2, Г-2 В-2, В-4, Г-3, С-1    
7. Грузовые помещения с ЛВЖ в таре: нефтепродукты, рас­творители, спирты. П-2, В-2, П-3 П-1, С-1, Г-2, Г-3, П-1, С-3, Г-2, Г-3 В-1  
8. Грузовые помещения с опасными грузами классов 1,5 (ВВ, окисл. вещества). В-1 Г-3 В-4  
9. Газ в съемных емко­стях и сосудах. С-1, С-3 В-1 В-4  
10. Хлопок, джут и дру­гие волокнистые киповые. В-3 В-2, П-2, Г-2    
11. Щелочные металлы, химические вещества и соединения выделяю­щие горючие газы при контакте с водой. С-2 С-3 Все В и П  

Приложение 2. Рекомендации по организации спасения людей при пожаре

Настоящие рекомендации предусматривают основные мероприятия по организации спасения людей из помещений и отсеков судна при пожа­рах

Ответственность за организацию спасения людей из помещений и от­секов судна, при пожарах на находящихся в эксплуатации и ремонтируемых судах (при всех категориях ремонта, кроме большого и восстановительно­го), несет капитан судна или лицо, его заменяющее.

При большом и восстановительном ремонте судна ответственность за организацию спасения людей несет директор судоремонтного предприятия или уполномоченное его приказом ответственное лицо.

Общее руководство действиями экипажа судна и подразделений, при­бывших к судну для тушения пожара и спасения людей (рейдовые и берего­вые пожарные команды, аварийно-спасательные партии с других судов), осуществляет капитан судна или лицо, его заменяющее.

Старший пожарный начальник и командиры аварийных партий с других судов осуществляют непосредственное руководство действиями подчиненных им подразделений с использованием техники по указанию капитана судна или лица, его заменяющего.

Общее руководство действиями подразделений по тушению пожара и спасению людей на судне, находящемся в большом или восстановительном ремонте, осуществляет директор судоремонтного предприятия или уполно­моченное им лицо, а по прибытии старшего пожарного начальника руко­водство передается последнему.

В целях организации спасения людей из помещений и отсеков судна при пожарах, капитаном судна должны быть разработаны и утверждены "Схемы путей эвакуации" с четким указанием всех возможных путей эва­куации из различных помещений и отсеков.

Количество и места расположения Схем путей эвакуации определяют­ся капитаном в зависимости от назначения судна. Указанные схемы долж­ны размещаться на видных и хорошо освещенных местах.

На пассажирских судах Схемы путей эвакуации пассажиров из поме­щений должны быть разработаны отдельно и размещаться по каждому борту каждой пассажирской палубы.

До начала ремонта, связанного с производством огневых работ, ка­питан судна совместно с лицом, уполномоченным директором судоремонт­ного предприятия и пожарным надзором, производит корректировку Схем путей эвакуации с учетом аварийных вырезов в бортах, переборках, палу­бах для оказания помощи и спасения людей из помещений и отсеков судна в случае возникновения пожаров.

Судовая администрация обязана вывесить откорректированные Схе­мы путей эвакуации на своих штатных местах до начала ремонта, включая пост вахтенного матроса.

Кроме того, в машинных и иных помещениях по усмотрению админи­страции судна необходимо вывесить отдельные части общей схемы, отра­жающие пути эвакуации только из конкретного помещения.

Если в начале ремонта произошли изменения в путях эвакуации, ад­министрация судна должна немедленно откорректировать Схемы путей эвакуации.

В период ремонта администрация судна обязана:

а) ознакомить весь экипаж с правилами внутреннего распорядка су­доремонтного предприятия;

б) совместно с администрацией судоремонтного предприятия преду­смотреть возможность быстрого оборудования путей эвакуации от аварий­ных вырезов на причал, палубу дока или соседнее судно трапами, сходня­ми, штормтрапами и т. п.

Вахтенные помощник капитана и механик обязаны знать характер проводимых судоремонтным предприятием работ в каждом помещении и отсеке и количество рабочих, занятых на указанных работах.

Пребывание на борту лиц, не имеющих отношения к проводимым су­доремонтным предприятием или портом работам, а также семей членов экипажа допускается только с разрешения капитана судна или лица, его за­меняющего.

Для обеспечения быстрой эвакуации людей из угрожаемых мест при пожарах, администрация судна обязана не допускать загромождения путей эвакуации, а также мест расположения противопожарного оборудования и инвентаря.

Запрещается закрывать на замки двери, расположенные на пути эва­куации.

При возникновении пожара вахтенный помощник капитана судна обязан:

а) немедленно объявить общесудовую тревогу и действовать согласно расписанию по тревогам;

б) организовать эвакуацию людей из опасных мест;

в) ввести в действие системы орошения, водораспыления и водяных завес в тех помещениях и на тех путях эвакуации, в которых возникла или может возникнуть непосредственная угроза для здоровья и жизни пассажи­ров, рабочих и членов экипажа судна;

г) при невозможности быстрой эвакуации из помещений и отсеков через штатные выходы немедленно приступить к вырезу аварийных выходов из отсеков и помещений, приняв все необходимые меры по обеспечению безопасности проведения робот по спасению людей.

Запрещается использовать паротушение, хладоновое тушение и газотушение, а также отключат<

Наши рекомендации