Украина, 270100, Одесса, ул. Пастера, 16

ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ ПЛАВСОСТАВА

ОДЕССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОРСКОЙ АКАДЕМИИ

УПРАВЛЕНИЕ

БОРЬБОЙ С ПОЖАРОМ

НА СУДНЕ

(учебное пособие)

Одесса

STCW-CONVENTION 78/95

STCW-CODE 95

Управление борьбой с пожаром на судне. Одесса: ЦПАП, 1997-122 с.

В учебном пособии изложены материалы по классификации судовых пожаров, основам горения, особенностям пожаров в жилых помещениях, машинных отделениях, грузовых трюмах и танках. Приводятся сведения о способах обнаружения и разведки пожара, об организации и руководстве тушением пожара, сохранении остойчивости судна. Уделено внимание эва­куации и спасению людей.

Книга рассчитана на капитанов, старших помощников капитана, старших механиков, офицеров и ключевых лиц экипажа судна, руководящих борьбой с пожаром. Она может быть полезной преподавателям, инструкторам и экзаменаторам, осуществляющим подготовку и оценку знаний плавсостава. Рассмотрена и рекомендована Специальной комиссией от имени Морской Администрации Украины и комиссией по направлению высшего образования "Судовождение и энергетика судов" в качестве ос­новного учебного пособия для учебных Центров плавсостава.

Авторы книги: В.В. Демидов,

А.А. Петраков,

В.Г. Абрахманов,

М.А. Колегаев,

И.А. Мамкичев,

В.В. Олейник,

А.Ф. Володин,

В.В. Пономаренко,

под обшей редакцией А.Н. Пипченко.

Рецензент А.А. Ильчук.

Редактор А. Пипченко

Технические редакторы: А. Романенко, Н. Чернозубова

Литературный редактор: Н. Чернозубова

Сдано в набор 10.07.1997

Подписано в печать 10.07.1997

Формат 60х34/16

Гарнитура Times New Roman, Arial

Печать высокая.

Условных листов 6.5 Тираж 1000 экз.

ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ ПЛАВСОСТАВА

Украина, 270100, Одесса, ул. Пастера, 16

Телефон (0482) 23-83-59

Телефон/Факс (0482) 23-01-96

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ. 5

Раздел 1. Классификация пожаров. 7

1.1 Пожары класса "А" 7

Древесина и древесные материалы.. 7

Текстильные и волокнистые материалы.. 8

Пластмассы и резина. 9

1.2 Пожары класса "В" 10

Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. 10

Краски и паки. 11

1.3 Пожары класса "С" 11

Газы.. 11

1.4 Пожары класса "D" 13

Металлы.. 13

1.5 Пожары класса "Е" 14

Электрооборудование. 14

Раздел 2. Основы горения и его прекращения. 15

2.1 Горение. 15

2.2 Пожар. 15

2.3 Треугольник горения (" пожарный треугольник") 15

Раздел 3. Способы обнаружения пожара. 17

Раздел 4. Развертывание аварийных партий. 18

Раздел 5. Организация руководства тушением пожара. 19

5.1 Руководитель тушения судового пожара. 19

5.2 Обязанности руководителя. 19

5.3 Взаимодействия с прибывшими подразделениями. 19

5.4 Порядок замены руководителя тушением пожара. 19

5.5 Штаб пожаротушения. 20

5.6 Организация связи на пожаре. 20

Судовая радиотрансляционная сеть. 20

Портативные радиостанции. 20

Судовая телефонная сеть. 21

Береговые средства. 21

Связь посыльным. 21

Раздел 6. Разведка пожара. 22

Раздел 7. Эвакуация и спасение людей. 23

Раздел 8. Сохранение остойчивости судна при пожаре. 24

Раздел 9. Пожар в жилых помещениях. 25

9.1 Первоочередные действия. 25

9.2 Тушение пожара в закрытых помещениях. 25

Раздел 10. Особенности пожаров в грузовых трюмах. 27

10.1 Активное воздействие на очаг горения. 27

10.2 Объемное тушение. 28

10.3 Затопление трюма. 28

10.4 Выбор огнегасительных средств. 28

Раздел 11. Особенности пожаров грузовых танков наливных судов. 30

11.1 Факельное горение. 30

11.2 Горение в пределах корпуса судна. 30

11.3 Горение в танках и на поверхности воды. 30

Раздел 12. Тушение пожаров в машинных помещениях. 31

12.1 Первоочередные действия. 31

12.2 Активный способ тушения. 31

12.3 Объемное пожаротушение. 31

12.4. Общие рекомендации. 32

Приложение 1. Рекомендации по расчетам и применению огнетушащих средств. 33

1. Водотушение. 33

2. Пенотушение. 34

3. Углекислотное тушение. 35

4. Паротушение. 36

5. Тушение хладонами. 36

6. Огнетушащие порошки. 36

7. Рекомендации по выбору оптимальных огнетушащих средств при тушении судовых пожаров. 36

Приложение 2. Рекомендации по организации спасения людей при пожаре. 38

Приложение 3. Рекомендации вахтенному помощнику по организации тушения пожара на судне при отсутствии на борту капитана и старшего помощника. 40

Приложение 4. Рекомендации по борьбе с пожаром на ремонтируемых судах. 42

Приложение 5. Условные и фактические действия экипажей судов при проведении практических занятий (учений) 43

5.1 Средства имитации. 43

5.2 Применение первичных средств пожаротушения. 44

5.3 Стационарные системы пожаротушения. 44

5.4 Системы пожарной сигнализации. 45

5.5 Организационные вопросы. 46

Приложение 6. Инструкция. 47

Приложение 7. Разбор случаев борьбы с пожарами на судах. 49

Сообщение №1. 49

Сообщение №2. 49

Сообщение №3. 50

Сообщение №4. 51

Сообщение №5. 52

Сообщение №6. 52

Сообщение №7. 53

Сообщение №8. 54

Сообщение №9. 55

Сообщение №10. 55

Сообщение №11. 56

Сообщение №12. 57

Сообщение №13. 57

Сообщение №14. 58

Сообщение №15. 59

Сообщение №16. 59

Сообщение №17. 60

Сообщение №18. 61

Сообщение №19. 61

Сообщение №20. 62

Приложение 8. Контрольные вопросы по курсу "управление борьбой с пожаром на судне" для аттестации специалистов. 63

Раздел 1. Классификация судовых пожаров. 63

Раздел 2. Основы горения и его прекращения. 63

Раздел 3. Способы обнаружения пожара на судне. 63

Раздел 4. Развертывание аварийных партий. 63

Раздел 5. Организация руководства тушением пожара. 64

Раздел 6. Разведка пожара. 64

Раздел 7. Эвакуация и спасение людей на пожаре. 64

Раздел 8. Сохранение остойчивости судна при пожаре. 65

Раздел 9. Тушение пожаров в жилых помещениях судов. 65

Раздел 10. Особенности тушения пожара в грузовых трюмах. 65

Раздел 11. Особенности пожаров в танках наливных судов. 66

Раздел 12. Тушение пожаров в машинных помещениях. 66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 67

ПРЕДИСЛОВИЕ

Моряки, назначенные руководить операциями по борьбе с пожаром, должны пройти подготовку по методам борьбы с пожаром по расширенной программе, обра­щая особое внимание на организацию, тактику и управление и показать компетент­ность, позволяющую им принять на себя выполнение задач, обязанностей и ответствен­ности согласно требованиям раздела A-VI/3 Международного Кодекса STCW-CODE 95.

К основным задачам сферы компетентности относятся:

– руководство операциями по борьбе с пожаром на судах;

– организация и подготовка пожарных партий;

– проверка и обслуживание систем и оборудования для обнаружения пожара и по­жаротушения;

– расследование и составление докладов об инцидентах, связанных с пожаром.

Для методологического обеспечения прохождения одобренного курса подготов­ки Международная морская организация (IMO) рекомендует руководствоваться специ­альной моделью курса 2.03 "Advance training in fire fighting". При этом имеется в виду, что моряки до этого курса успешно прошли базисную подготовку по борьбе с пожаром "Basic fire fighting" являющуюся одной из составных частей курса "Выживание и безо­пасность на море" согласно подразделу A-VI/1-2 "Спецификация минимального стан­дарта компетентности в области противопожарной безопасности и борьбы с пожаром" Кодекса STCW-CODE 95.

Одним из основных требований при освидетельствовании морских учебных по­жарных центров является наличие учебника или учебного пособия для обучающихся, охватывающего все разделы программы курса "Advance training in fire fighting". Для ре­шения этой задачи, поставленной Морской Администрацией Украины (Приказ №155 от 06.05.97 г.), при Центре подготовки и аттестации плавсостава был создан авторский коллектив, в который вошли компетентные представители от науки, преподавания и практики, а именно:

– Демидов Вячеслав Владимирович, кандидат технических наук, доцент, инструк­тор-экзаменатор, председатель Государственной квалификационной комиссии по спе­циальным типам судов (танкера, РО-РО пассажирские суда), основные работы в облас­ти выживания на море и профессиональной безопасности;

– Петраков Александр Алексеевич, руководитель сектора противопожарной безо­пасности флота ЮжНИИМФ, инструктор-офицер по пожарной безопасности, основные работы в области предотвращения пожара и управления борьбой с пожаром;

– Абрахманов Виктор Григорьевич, начальник ВОХР ГСК ЧМП, основные рабо­ты в области предотвращения пожара и управления борьбой с пожаром;

– Колегаев Михаил Александрович, кандидат технических наук, директор Центра выживания на море, инструктор-офицер по выживанию и безопасности на море;

– Мамкичев Николай Анатольевич, капитан 1-ранга, инструктор-офицер учебного пожарного центра, основные работы в области выживания и безопасности на море;

– Олейник Вячеслав Валентинович, капитан 1-ранга, инструктор-офицер учебного пожарного центра, основные работы в области выживания и безопасности на море;

– Володин Анатолий Федорович, механик 1 разряда, начальник отдела техниче­ской инспекции Главной государственной морской инспекции Украины, председатель Государственной квалификационной комиссии судомехаников (электромехаников), ос­новные работы в области судовых технических средств;

– Пономаренко Виталий Владимирович, кандидат технических наук, доцент, инст­руктор-офицер, основные работы в области технических средств безопасности море­плавания и защиты окружающей среды.

При работе над данным учебным пособием авторы стремились дать системати­зированное представление о современных способах и средствах обнаружения и развед­ки пожара, тактике развертывания аварийных партий, сохранения остойчивости судна при тушении пожара.

Поэтому в приложении к основному тексту имеются рекомендации по расчету и применению огнетушащих средств; по организации спасения людей; по борьбе с пожа­ром на ремонтируемых судах; по проведению учений с экипажем судна.

В Приложении 8 в помощь инструктору-экзаменатору, проводящему проверку знаний и учащемуся в порядке самоконтроля знаний, приводятся контрольные вопросы по курсу.

Большое внимание авторы уделили разбору случаев борьбы с пожаром на судах (Приложение 7). При этом примеры подбирались с таким расчетом, чтобы охватить по возможности широкий круг аспектов в отношении ситуации, примененной стратегии и тактики, повреждений судна и увечий пострадавших, анализа причин пожара и выво­дов. В качестве источников информации использовались данные Международной пала­ты торгового флота, а также архивные материалы о пожарах на отечественных судах. Всего анализируется двадцать ситуаций на различных типах судов, с различными клас­сами грузов, во время рейсов, стоянки в порту и в ремонте.

Материалы книги и разбор приведенных ситуаций, могут служить хорошим ме­тодическим пособием для проведения учебно-тренировочных занятий на судне, по­скольку Международным комитетом по безопасности мореплавания особый акцент для предотвращения и успеха в борьбе с пожарами отводится подготовке судового экипа­жа.

В этом главная цель книги, и на наш взгляд, она достигнута благодаря стараниям авторского коллектива и рецензента книги - Ильчука Анатолия Антоновича, ведущего специалиста отдела охраны труда и пожарной безопасности ГДМРТУ, внесшего суще­ственные поправки и рекомендации, реализация которых обогатила содержание книги. В заключение я хочу выразить благодарность всем, кто помог конструктивными замечаниями во время написания этой книги.

Директор Центра Украина, 270100, Одесса, ул. Пастера, 16 - student2.ru A.H. Пипченко

Пластмассы и резина

При изготовлении пластмассы используется огромное количество органических веществ, в том числе фенол, крезол, бензол, метиловый спирт, аммиак, формальдегиды, мочевина и ацетилен. Пластмассы на основе производных целлюлозы состоят главным образом из хлопчатобумажных компонентов, для изготовления многих типов пла­стмасс применяется древесная мука, древесная масса, бумага и ткани.

Исходными материалами при производстве резины являются нату­ральный и синтетический каучуки.

Натуральный каучук получают из каучукового латекса (сока каучуко­вого дерева), соединяя его с такими веществами как углеродная сажа, масла и сера. Синтетический каучук по некоторым характеристикам аналогичен природному каучуку. Примерами синтетических каучуков являются акриловый, бутадиеновый и неопреновый каучуки.

Характеристики горючести.

Характеристики горючести пластмасс очень различны. Поведение пла­стмасс в процессе пожара также зависит от их химического состава, назна­чения, а также причины загорания. Многие пластмассы горючи и в случае сильного пожара способствуют его интенсификации.

В зависимости от скорости горения пластмассы можно разделить на три группы:

1) материалы, которые вообще не горят или прекращают гореть при удалении источника воспламенения: в эту группу входят асбонаполненные фенолоальдегидные смолы, некоторые поливинилхлориды, нейлон и фторированные углеводороды;

2) материалы, которые являются горючими, горят сравнительно мед­ленно; при удалении источника воспламенения горение их может прекра­титься, а может и продолжаться; эта группа пластмасс включает формаль­дегиды с древесными заполнителями и некоторые производные винила;

3) материалы, которые легко горят и продолжают гореть после удале­ния источника воспламенения; в состав этой группы входят полистирол, акрилы, некоторые ацетилцеллюлозы и полиэтилен.

Отдельный класс образует старейшая, хорошо известная разновид­ность пластмасс - целлулоид или нитроцеллюлоза, которая является самой опасной из пластмасс. При температурах 121°С и выше целлулоид очень бы­стро разлагается, не нуждаясь в поступлении дополнительного кислорода и воздуха. При разложении выделяются воспламеняющиеся пары. Если эти пары будут скапливаться, может произойти сильный взрыв. Горение целлу­лоида протекает очень бурно, тушить такой пожар очень трудно.

Многие виды резины и каучук при горении размягчаются и текут, спо­собствуя тем самым быстрому распространению пожара. Резина из нату­рального каучука при первоначальном нагревании разлагается медленно, но затем, примерно при 232°С и выше, она начинает быстро разлагаться, вы­деляя газообразные вещества, что может привести к взрыву. Температура воспламенения этих газов примерно 260°С. Резина из синтетического кау­чука ведет себя аналогично, но температура, при которой она начинает бы­стро разлагаться, несколько выше.

Для большей части пластмасс в зависимости от компонентов темпера­тура разложения составляет 350° С и выше.

Продукты сгорания.

Горящие пластмассы и резины выделяют газы, теплоту, пламя и дым, при этом образуются продукты сгорания, воздействие которых может при­вести к интоксикации или смерти.

При горении пластмасс, содержащих хлор, например поливинилхлорида, который является основным изоляционным материалом кабелей, ос­новным продуктом сгорания является хлористый водород. Он имеет едкий раздражающий запах. Вдыхание хлористого водорода может вызвать смерть.

Горящая резина выделяет плотный черный дым, содержащий два ток­сичных газа - сероводород и двуокись серы. Оба они опасны; в определен­ных условиях вдыхание их может привести к смерти.

Тушение пожаров класса "А" лучше всего производить водой - самым рас­пространенным огнетушащим веществом, а также пеной.

1.2 Пожары класса "В"

Материалы, загорание которых может принести к пожарам класса "В", можно подразделить на две группы: легковоспламеняющиеся (ЛВЖ) и го­рючие (ГЖ) жидкости, краски и лаки. Степень опасности горючих жидкостей приня­то считать в зависимости от температуры вспышки их паров и газов.

Температурой вспышки называется самая низкая температура горюче­го вещества, при которой над ее поверхностью образуются пары или газы, способные воспламениться от источника зажигания.

Однако, скорость их образования еще не достаточна для устойчивого горения, которое устанавливается при нагреве ГЖ до температуры вос­пламенения.

Температурой воспламенения называется наименьшая температура вещества, при которой оно выделяет горючие пары или газы с такой скоро­стью, что после их зажигания возникает устойчивое пламенное горение.

Краски и паки

Хранение и использование большинства красок, лаков и эмалей, кроме тех, которые имеют водяную основу, связано с высокой пожарной опасностью. Масла, содержащиеся в масляных красках, сами по себе не являются легковоспламеняющимися жидкостями. Но в состав этих красок обычно входят воспламеняющиеся растворители, температура вспышки которых может составлять всего 32°С. Все остальные компонен­ты многих красок также являются горючими. То же относится к эмалям и масляным лакам.

Даже после высыхания большинство красок и лаков продолжает оста­ваться горючими, хотя воспламеняемость их значительно снижается при испарении растворителей. Воспламеняемость сухой краски фактически за­висит от воспламеняемости ее основы.

Характеристики горючести и продукты сгорания.

Жидкая краска горит очень интенсивно, при этом выделяется большое количество густого черного дыма. Горящая краска может растекаться, так что пожар, связанный с горением красок, напоминает горение масел. В свя­зи с образованием плотного дыма и выделением токсичных паров при ту­шении горящей краски в закрытом помещении, следует пользоваться дыха­тельными аппаратами.

Пожары красок часто сопровождаются взрывами. Поскольку краски обычно хранятся в плотно закрытых банках или барабанах вместимостью до 150-190 л, пожар в районе их хранения может легко вызвать нагревание барабанов, в результате чего эти емкости могут разорваться. Краски, со­держащиеся в барабанах, при наличии источников воспламенения мгно­венно воспламеняются и при наличии кислорода в воздухе взрываются.

Тушение.

Поскольку жидкие краски содержат растворители с низкой температу­рой вспышки, для тушения горящих красок вода не всегда эффективна. Для тушения пожара, связанного с горением большого количества краски, не­обходимо применять пену. Воду можно использовать, чтобы охладить ок­ружающие поверхности. При загорании небольших количеств краски или лака можно употреблять пенные, углекислотные или порошковые огнету­шители. Для тушения сухой краски можно пользоваться водой.

1.3 Пожары класса "С"

Газы

Любой газ, который способен гореть при нормальном содержании кислорода в воздухе (около 21 %), следует считать горючим газом. Воспла­меняющиеся газы и пары горючих жидкостей способны гореть только то­гда, когда их концентрация в воздухе находится в пределах диапазона го­рючести, а смесь (горючий газ + кислород воздуха) подогрет до температу­ры воспламенения.

В газах молекулы не связаны друг с другом, а находятся в свободном движении. Вследствие этого газообразное вещество не имеет собственной формы, а принимает форму той емкости, в которую оно заключено.

Как правило, горючие газы хранят и перевозят на судах в одном из следующих трех состояний: сжатом; сжиженном; криогенном.

Сжатый газ - это газ, который при нормальных температуре и давле­нии (+20°С; 740 мм.рт.с) полностью находится в газообразном состоянии в емкости под давлением

Сжиженный газ - это газ, который при нормальных температурах частично находится в жидком, а частично в газообразном состоянии в ем­кости под давлением.

Криогенный газ - это газ, который сжижен в емкости при температуре значительно ниже нормальной и при низких и средних давлениях.

Основные опасности.

Опасности, которые представляет газ, находящийся в емкости, отли­чаются от тех, которые возникают при выходе газа из нее. Остановимся на каждой из них в отдельности, хотя они могут существовать одновременно.

Опасности ограниченного объема. При нагревании газа в ограниченном объеме (баллон, цистерна, танк и др.) его давление возрастает. При нали­чии большого количества теплоты давление может повыситься настолько, что станет причиной разрыва емкости и утечки газа. Кроме того, при со­прикосновении с огнем может уменьшиться прочность материала емкости, что также может привести к разрыву емкости.

Взрыв может произойти при отсутствии предохранительных устройств или в случае, если они не сработают. Причиной взрыва также может быть быстрое повышение давления в емкости, когда предохранительный клапан не в состоянии обеспечить снижение давления с такой скоростью, которая предотвратила бы создание давления, способного вызвать взрыв. Танки и баллоны могут, кроме того, взрываться при снижении их прочности в ре­зультате соприкосновения пламени с их поверхностью. Орошение поверх­ности емкости водой позволяет предупредить бурный рост давления, но не гарантирует предотвращения взрыва, особенно если пламя воздействует и на стенки емкости.

Разрыв емкости. Разрывы емкостей, содержащих сжиженные воспла­меняющиеся газы, под воздействием пожаров нередки. Этот тип разруше­ния называется взрывом расширяющихся паров кипящей жидкости. При этом, как правило, разрушается верхняя часть емкости, где она соприкаса­ется с газом.

Большинство взрывов происходит, когда емкость заполнена жидко­стью от половины до примерно трех четвертей высоты. Небольшая ем­кость, не имеющая изоляции, может взорваться через несколько минут, а очень большая емкость, даже если она не охлаждается водой, лишь через несколько часов. Неизолированные емкости, в которых находится сжижен­ный газ, можно защитить от взрыва, орошая их водой. На верхней части емкости, где находятся пары, должна поддерживаться водяная пленка.

Опасности, связанные с выходом газа из ограниченного объема. Эти опасности зависят от свойств газа и места их выхода из емкости.

Токсичные или ядовитые газы опасны для жизни. Если они выходят наружу вблизи пожара, они преграждают доступ к огню людям, которые ведут борьбу с огнем, или вынуждают их пользоваться дыхательными ап­паратами.

Кислород и другие газы-окислители не являются горючими, но они могут вызывать воспламенение горючих веществ при температуре ниже обычных.

Попадание газа на кожу вызывает обморожение, которое может иметь серьезные последствия при длительном воздействии. Кроме того, при воз­действии низких температур многие материалы, такие как углеродистая сталь и пластмассы, становятся хрупкими и разрушаются.

Выходящие из емкости воспламеняющиеся газы представляют опас­ность взрыва и пожара или того и другого одновременно. Выходящий газ при скоплении и смешивании с воздухом в ограниченном пространстве взрывается. Газ будет гореть, не взрываясь, при скоплении газовоздушной смеси в количестве, недостаточном для взрыва, или при очень быстром воспламенении, или если он находится в неограниченном пространстве и может рассеиваться. При вытекании горючего газа на открытой палубе может произойти пожар. Но при вытекании очень большого количества га­зов в окружающий воздух, судовая надстройка может настолько ограни­чить его рассеивание, что произойдет взрыв. Этот тип взрыва называется взрывом на открытом воздухе. Так взрываются сжиженные не криогенные газы, водород и этилен.

Тушение.

Пожары, связанные с загоранием воспламеняющихся га­зов можно тушить с помощью огнетушащих порошков или компактных струй воды. Для некоторых видов газов следует применять углекислый газ и хладоны. При пожарах, вызванных возгоранием горючих газов, большую опасность для людей, ведущих борьбу с огнем, представляет высокая тем­пература. Кроме того, существует опасность, что газ будет продолжать вы­ходить и после тушения пожара, что может вызвать возобновление пожара и взрыв. Порошок и струя воды создают надежный тепловой экран, в то время как углекислый газ и хладоны не могут создать барьера для теплово­го излучения, образующегося при горении газа.

Рекомендуется дать газу возможность гореть до тех пор, пока его по­ток можно будет перекрыть у источника. Не следует делать попыток поту­шить пожар, если это не приведет к прекращению потока газа. До тех пор, пока поток газа к пожару нельзя остановить, усилия людей, ведущих борь­бу с пожаром, следует направить на защиту окружающих горючих мате­риалов, которые могут воспламениться под воздействием пламени или вы­сокой температуры, развивающейся во время пожара. В этих целях обычно используют компактные или распыленные струи воды. Как только прекра­тится поступление газа из емкости, пламя должно потухнуть. Но если по­жар был потушен до окончания истечения газа, необходимо следить за пре­дупреждением возгорания выходящего газа.

Пожар, связанный с горением сжиженных воспламеняющихся газов, таких как сжиженные нефтяной и природный газы, может быть взят под контроль и потушен посредством создания плотного слоя пены на поверх­ности растекшегося горючего вещества.

1.4 Пожары класса "D"

Металлы

Принято считать, что металлы не воспламеняются. Но в ряде случаев они могут способствовать усилению пожара и пожарной опасности. Искры от чугуна и стали могут воспламенить находящиеся вблизи горючие мате­риалы. Размельченные металлы могут легко воспламениться при высоких температурах. Некоторые металлы, особенно в размельченном виде, при определенных условиях склонны к самовоспламенению. Щелочные метал­лы, такие как натрий, калий и литий, бурно реагируют с водой, выделяя водород, при этом образуется теплота, достаточная для воспламенения во­дорода. Большинство металлов в форме порошка могут воспламениться подобно облаку пыли; при этом возможен сильный взрыв. Кроме того, ме­таллы могут стать причиной травм людей, ведущих борьбу с пожаром, в виде ожогов, увечий и отравлений токсичными парами.

Многие металлы, например кадмий, под воздействием высокой темпе­ратуры, возникающей во время пожара, выделяют ядовитые пары. При ту­шении любых пожаров, связанных с горением металлов, всегда следует пользоваться дыхательными аппаратами.

Характеристики некоторых металлов.

Калий.

Это легкий серебристо-белый металл, мягкий, легкоплавкий (плотность 0,862 г/см3, температура плавления 63.6°С). Калий относится к группе щелочных металлов. На воздухе быстро окисляется: 4К + О2 = 2 К2О. В контакте с водой реакция проходит бурно, со взрывом: 2К + 2 H2O = 2 КОН + Н2. Реакция протекает с выделением значительного количества тепла, которого достаточно для поджигания выделяющегося водорода.

Алюминий.

Это легкий металл, хорошо проводящий электричество. В обычной форме он не представляет никакой опасности в случае возникновения по­жара. Его температура плавления 660°С. Это достаточно низкая темпера­тура, так что при пожаре может произойти разрушение незащищенных элементов конструкций, изготовленных из алюминия. Алюминиевые стружки и опилки горят, а с алюминиевым порошком связана опасность сильного взрыва. Алюминий не может самовоспламеняться и считается не­токсичным.

Чугун и сталь.

Эти металлы не считаются горючими. В составе крупных изделий они не горят. Но стальная «шерсть» или порошок могут воспламениться, а по­рошкообразный чугун под воздействием высокой температуры или пламе­ни - взорваться. Чугун плавится при 1535°С, а обычная конструкционная сталь при 1430°С.

Магний.

Это блестящий белый металл, мягкий, тягучий, способный де­формироваться в холодном состоянии. Он используется как основа в легких сплавах для придания им прочности и пластичности. Температура плавле­ния магния 650° С. Порошок и хлопья магния легко воспламеняются, но в твердом состоянии его надо нагреть до температуры превышающей его температуру плавления, прежде чем он воспламенится. Затем он горит очень сильно, сверкающим белым пламенем. При нагревании магний бурно реагирует с водой и всеми видами влаги.

Титан.

Это прочный белый металл, легче стали. Температура плавления 2000°С. Он входит в состав стальных сплавов, обеспечивая возмож­ность применения их при высоких рабочих температурах. В небольших из­делиях он легко воспламеняется, а его порошок - сильное взрывчатое вещество. Однако большие куски представляют малую пожарную опасность.

Титан не считается токсичным.

Тушение.

Тушение пожаров, связанных с горе­нием большинства металлов, представляет значительные трудности. Часто эти металлы бурно реагируют с водой, что приводит к распространению пожара и даже взрыву. Если горит небольшое количество металла в огра­ниченном пространстве, рекомендуется дать возможность ему выгореть до конца. Окружающие поверхности следует защитить, используя воду или другое подходящее огнетушащее вещество.

Для тушения пожаров металлов используют некоторые синтетические жидкости, но на судне их, как правило, нет. Определенного успеха при борьбе с такими пожарами позволяет добиться применение огнетушителей с универсальным огнетушащим порошком. Такие огнетушители обычно имеются на судах.

С разным успехом для тушения пожаров металлов употребляют песок, графит, различные порошки и соли. Но ни один из способов тушения нель­зя считать полностью эффективным для пожаров, связанных с горением любою металла.

Вода и огнетушащие вещества на водяной основе, такие как пена, не должны применяться для тушения пожаров горючих металлов. Вода может вызвать химическую реакцию, сопровождающуюся взрывом. Даже если химической реакции не происходит, капли воды, попадающие на поверх­ность расплавленного металла, будут разлагаться со взрывом и разбрызги­вать расплавленный металл. Но, в некоторых случаях, можно осторожно применять воду: например, при горении больших кусков магния можно по­давать воду на те участки, которые еще не охвачены огнем, для их охлаж­дения и предупреждения распространения пожара. Воду никогда не следует подавать на сами расплавленные металлы, ее нужно направлять на районы, находящиеся под угрозой распространения пожара.

Это связано с тем, что вода, попавшая на расплавленный металл, диссоциируется, выделяя водород и кислород 2H2O ® 2H2 + O2. Водород в зо­не пожара сгорает со взрывом.

1.5 Пожары класса "Е"

Электрооборудование

Неисправности электрооборудования, которые могут стать причиной пожара.

1. Короткое замыкание.

Когда повреждается изоляция, разъединяющая два проводника, проис­ходит короткое замыкание, при котором сила тока велика. В сети возника­ет электрическая перегрузка и опасный перегрев. При этом возможен по­жар.

2. Дуга.

Это пробой электрическим током воздушного зазора в цепи. Такой за­зор может быть создан умышленно (включением выключателя) или случай­но (например, при ослаблении контакта на клемме). В обоих случаях при возникновении дуги происходит интенсивный нагрев и возможно разбра­сывание горячих искр и раскаленного металла, при попадании которых на горючие вещества возникает пожар.

Кроме того, в процессе эксплуатации судового электрооборудования могут быть другие причины возникновения пожара, такие как переходное сопротивление, перегрузки, а также пожары, вызванные нарушениями пра­вил технической эксплуатации электроустановок и агрегатов: оставление без надзора включенных электронагревательных приборов, контакт нагре­тых частей электроприводов к сгораемым предметам (ткани, бумага, древе­сина) и другие причины.

Опасности, связанные с пожарами электрооборудования.

1. Электрошок.

Электрошок может наступить в результате соприкосновения с предме­том, который находится под напряжением. Смертельной величиной силы токи, протекающего через человека, является 100 mA (0,1A). Людям, веду­щим борьбу с пожаром, угрожают две опасности: во-первых, передвигаясь в темноте или в дыму, они могут дотронуться до проводника, находящегося поя напряжением; во-вторых, струя воды или пена может стать проводни­ком электрического тока от находящегося под напряжением оборудования к людям, подающим воду или пену. Кроме того, опасность и сила электрошока возрастают, когда люди, тушащие пожар, стоят в воде.

2. Ожоги.

Во время пожара электрооборудования значительная часть травм при­ходится на ожоги. Ожоги могут быть следствием непосредственного кон­такта с горячими проводниками или электрооборудованием, либо попада­ния на кожу искр, разлетающихся от них, либо воздействия электрической дуги.

3. Токсичные пары, выделяющиеся при горении изоляции.

Изоляция электрических кабелей обычно изготовляется из резины или пластмассы. При горении они выделяют токсичные пары, а поливинилхлорид, известный также под названием ПВХ, выделяет хлористый водород, воздействие которого на легкие может иметь очень серьезные последствия. Кроме того, считается, что это способствует интенсификации пожаров и увеличивает опасности, связанные с такими пожарами.

Тушение.

Если пожар распространился на ка­кое-либо электрооборудование, необходимо обесточить соответствующую цепь. Но независимо от того, обесточена цепь или нет, при тушении пожа­ра нужно использовать только вещества, не проводящие электрический ток, такие как огнетушащий порошок, углекислый газ или хладон. Люди, веду­щие борьбу с пожаром класса "Е", должны всегда считать, что электриче­ская цепь находится под напряжением. Применение воды ни в какой форме не допускается. В помещении, где горит электрооборудование, следует пользоваться дыхательными аппаратами, поскольку горящая изоляция вы­деляет токсичные пары.

Горение

Горение - экзотермическая химическая реакция, протекающая в условиях ее прогрессирующего самоускорения. Горение часто сопровождается ярким свечением (пламенем). Горением является, например, высокотемпературное окисление различных видов топлива (нефти, нефтепродуктов, газов и др.)

В упрошенном виде горение можно представить как химические реак­ции окисления углерода и/или водорода: С + O2 = СO2 / 2H2 + O2 = 2Н2O

В действительности при горении происходят гораздо более сложные физико-химические процессы.

Продукты горения.

Как видно из приведенных реакций продуктами горения являются углекис­лый газ и вода (водяной пар). Они и в действительности являются основ­ными продуктами горения, присутствуя практически во всех реакциях го­рения. Вместе с тем при горении образуется целый ряд других продуктов сгорания. Их состав зависит от вида горючих веществ и материалов, а так­же условий, в которых протекает горение.

Например, при спокойном сгорании углеродистых соединений (нефть, дерево) на открытом воздухе происходит, в основном, их полное сгорание, где в качестве газообразного продукта образуется углекислый газ. Если горение происходит в условиях, когда приток воздуха будет огра­ничен, например, в закрытых судовых помещениях: каюты, трюма, кладов­ки и др. происходит не полное сгорание и образуется наряду с другими га­зами высокотоксичная окись углерода, называемая часто угарным газом. 2C + O2 = 2 CO.

Окись углерода (угарный газ) - ядовитый горючий газ, бесцветный и без запаха. Он несколько легче воздуха, его относительная плотность 0,97. В смеси с воздухом образует взрывоопасные концентрации в широких пределах: 12-75 % объемных. Предельно допустимая концентрация (ПДК) 20 мг/м3.

Возможность образования окиси углерода следует учитывать при ор­ганизации тушения судовых пожаров особен

Наши рекомендации