Коуши и утки, их назначение. Какому предмету такелажного снаряжения соответствует номер коуша?
Коуш— металлическое поковочное изделие в виде кольца (рис1, а), каплевидного овала (рис.1, б) или треугольника с желобком (кипом), соответствующим толщине вплесниваемого троса. Коуши заделывают в огоны тросов, они служат для предохранения последних от перетирания и излома при креплении к обухам, рымам, скобам и т. д. При соединении тросов с обухами, рымами или между собой скобами номер скобы должен соответствовать номеру коуша. Коуши подбирают по таблицам, приведенным в государственных стандартах, в зависимости от толщины тросов. На каждом коуше нанесен номер, обозначающий величину допустимой нагрузки в тоннах. Не допускается использование коушей, имеющих трещины, расслоения, раковины, заусенцы и другие дефекты.
Рис. 5.15. Коуши:
а — круглый;
б — продолговатый
Утки (рис. 2) — (разновидность одинарного кнехта) деревянные или металлические двурогие планки, жестко укрепленные на фальшборте, мачте, надстройках и других конструкциях. Они служат для крепления ходовых концов тросов, сигнальных фалов и других снастей.
Рис. 2 Утка швартовная
3. Порядок хранения малярных кистей после работы маслянными красками.
I. При коротких перерывах:
- опустить кисти в бачок с водой
- поместить в пластиковый пакет
- если работали медленно сохнущими красками , то хранить можно в посуде с пленкообразующими веществами (олифа, смола), но не ставить щетиной на дно, т.к. щетина изгибается и портится.
Если краска быстросохнущая, то кисти промыть до перерыва растворителем (скипидар, ацетон)
II. При длительных перерывах:
1.волосяные, щетинные, валиковые кисти
-очистить от остатков краски и промыть соответственно растворителем (скипидар, керосин, уайт-спирит)
-промыть теплой водой с мылом
-прополоскать в пресной воде и высушить при нормальной температуре
-хранить в вертикальном положении или подвешенном
2. кисти из беличьего, хорькового, барсучьего волоса:
-отмывают теплой водой с мылом, т.к. растворитель делает волос хрупким.
-кисти после работы глифтилевыми, хлорвиниловыми и пентофталевыми эмалями промыть в ацетоне, спирте и спецрастворе.
3. валиковые – в скипидаре, керосине и мыльной воде, прополоскать.
4. засохшие кисти – отмачивать 1-2 суток в керосине (скипидаре), опустив в банку так, чтобы волос не касался дна. Затем промыть телой водой с мылом, прополоскать.
5. после работы эмульсионными красками кисти промывают теплой водой, затем – водой с мылом.
6. после работы спиртовыми лаками – отмыть ацетоном, отжать, вытереть досуха ветошью.
Хранить кисти в сухих прохладных помещениях, перевязав щетину временной схваткой, чтобы волос не деформировался, пересыпать нафталином или табаком.
4. Порядок перехода с трапа в шлюпку и обратно.
При использовании забортных трапов для посадки или высадки людей во время волнения трапы должны быть приподняты настолько, чтобы была исключена возможность опрокидывания шлюпок, а также возможность ударов по трапу или его поломки и травмирования людей, находящихся в плавсредствах или на трапе.
На участке палубы в месте высадки (приема) людей должны быть уложены и закреплены мат, коврик и т.п., если палуба в этом месте не имеет противоскользящего покрытия.
На переходящем с трапа в шлюпку или со шлюпки на трап должен быть надет спасательный (страховочный) жилет.
Во время качки переход со шлюпки на нижнюю площадку трапа или с нижней площадки на шлюпку должен производиться в момент максимального сближения шлюпки с нижней площадкой.
Во время посадки (высадки) людей у трапа судна должны находиться вахтенный матрос , а также иметься спасательный круг с линем длиной не менее 30 м, на нижней площадке трапа должен находиться человек для подстраховки переходящего
В темное время суток место перехода должно быть освещено. Источник света не должен ослеплять людей.
При использовании шторм-трапа
Если высота надводного борта судна более 3 м, при приеме людей следует подавать предохранительный пояс со страховочным канатом, второй конец которого, пропущенный через утку, должен находиться в руках у встречающего матроса. В условиях качки страховка и выбирание слабины каната должны осуществляться двумя членами экипажа