Что входит в такелажное снаряжение?
Назначение предметов такелажного снаряжения?
В такелажное снаряжение входят :
8. Утки – металлическое двурогое изделие, жестко прикрепленное к судовой конструкции. Служит для крепления ходовых концов тросов, фалов.
Блоки
Блоками называются простейшие приспособления для подъема тяжестей и изменения направления тяги. На кораблях применяются металлические, деревянные и пластмассовые блоки. Металлические блоки прочнее, проще по устройству и дешевле в изготовлении, чем деревянные. Блоки бывают одношкивные, двухшкивные, трехшкивные и многошкивные; последние изготовляются только металлическими.
Металлические блоки применяются в грузоподъемных устройствах. |
Канифас-блоки— одношкивные металлические или деревянные блоки с наружной оковкой, у которых одна щека откидывается на шарнире. Они служат для изменения направления тяги ходовых лопарей в грузоподъемных устройствах. Гаки канифас-блоков вертлюжные (вращаются в корпусе блока), закладываются за обухи на верхней палубе носком кверху. Канифас-блоки должны иметь клеймо допустимой нагрузки. На щеке выбивается: товарный знак завода-изготовителя, размер троса, пригодного для данного блока, заводской номер блока и номер стандарта, по которому изготовлен блок. |
Деревянные блоки. Блоки с деревянными щеками для растительных тросов изготовляются четырех типов: одношкивные, двухшкивные, трехшкивные и одношкивные для сигнальных фалов. Деревянный двухшкивный блок талей: 1 — шкив; 2 — втулка шкива; 3 — вкладыш; 4 — наружная доска; 5 — обух; 6 — оковка; 7 — внутренняя доска; 8 — нагель; 9 — кип (желоб в шкиве); 10 — втулка наружной доски; 11 — щека |
Пластмассовые блоки. Отечественная промышленность выпускает судовые пластмассовые блоки, для тросов из растительных волокон. Они изготовляются четырех типов: одношкивные, двухшкивные, трехшкивные и одношкивные для сигнальных фалов. |
Гаки
Гаками называются кованые крюки из мягкой стали. Они применяются для закладывания за стропы поднимаемого груза, для крепления стоячего такелажа и т. д.
Гаки изготовляются 22 номеров: от № 0,1 до № 75. Номер означает грузоподъемность гака в тоннах.
Обыкновенный гак бывает простой (плоскость обуха перпендикулярна к плоскости спинки) и повернутый (обух, спинка и носок расположены в одной плоскости). Рис. Обыкновенный гак: а — простой; б — повернутый; 1 — обух; 2 — спинка; 3 — носок; 4 — проушина | |
Складной гак — храпцы — используется для того, чтобы снасть не могла самопроизвольно выложиться. Храпцы состоят из двух простых гаков, надетых проушинами на коуш. Одна сторона гаков плоская. Этой стороной они плотно прилегают один к другому, образуя замкнутое кольцо. Для надежности при использовании храпцы закаболиваются ворсой. | |
Глаголь - гак применяется там, где нужно быстро выложить гак под нагрузкой, на цепных стопорах, шлюпочных найтовых, жвака-галсах, на концах стоячего такелажа и винтовых талрепах. Рис. Глаголь-гак: 1 — увеличенное звено; 2 — стопорное звено; 3 — откидной гак | |
Пентер-гак применяется для постановки и уборки тяжелых деталей тралов. Он представляет собой простой гак, на спинке которого имеется обушок для крепления оттяжки. Оттяжка позволяет выложить гак из обуха отводителя трала или буя, вынесенного за борт или корму тралбалкой или краном, под нагрузкой. | |
Вертлюжный гак применяется на канифас-блоках, нижних блоках шлюпочных талей и в качестве грузовых гаков. Вертлюжный гак может вращаться в отверстии серьги, что предотвращает перекручивание лопарей талей и подъемных шкентелей. | |
Двойной вертлюжный гак от вертлюжного отличается тем, что, вращаясь вокруг оси шейки, может качаться на оси серьги. Применяется в блоках больших грузовых кранов. | |
Грузовой гак (шкентель-гак)— применяется на шкентелях грузовых стрел. Носок гака загнут внутрь, что исключает его задевание за выступающие части борта. |
Двурогий гак применяется на стрелах и кранах.
Уход за гаками. Каждый гак испытывается на нагрузку, превышающую на 25% его грузоподъемность, не менее 10 мин. Грузоподъемность гака в тоннах выбивается на его спинке.
Гаки с трещинами, разогнутыми или сработанными обухами и спинками к эксплуатации не допускаются и подлежат замене. Трущиеся части вертлюжных гаков смазываются пушечным салом. Старая смазка подлежит периодической замене. Заржавевшие вертлюжные гаки расхаживаются, промываются керосином, очищаются от ржавчины, а затем смазываются.
Скобы
Для соединения отрезков цепей и тросов применяются скобы различной конструкции: такелажные, соединительные, якорные, фертоинговые, грузоподъемные и др.
Такелажные скобы применяются для соединения такелажных цепей и тросов, крепления стоячего такелажа к корпусу корабля, соединения буксирных тросов, поднятия тяжестей и при различных такелажных работах. Они бывают прямые и изогнутые (круглые), с нарезным штырем (типы А, В и Д) и с прошплинтованным штырем.
Рис. Такелажные скобы:
1 — спинка; 2 — лапка; 3 — болт
Фертоинговая скоба вводится в якорные цепи при постановке на два якоря способом «фертоинг» для предотвращения закручивания якорных цепей при стоянке на двух якорях.
Рис. Фертоинговая скоба:
1 — соединительная скоба; 2 — концевые звенья; 3 — фасонные планки; 4 — вертлюг
Скобы изготовляются 27 номеров. Их допускаемая нагрузка выбивается в виде номера на спинке.
Каждая скоба испытывается на пробную нагрузку, равную двойной допускаемой, в течение 5 мин. Величина допускаемой нагрузки на скобу выбивается в нижней части лапки скобы.