Запрещается пользоваться штормтрапом

- если повреждена или отсутствует хотя бы одна балясина

- наблюдаются повреждения на тетивах

- при обледенении

*********************************************

D:\старые билеты\bil_7.doc

*********************************************

1. Рулевое устройство Рулевое устройство служит для изменения направления движения суд- на или удерживать его на заданном курсе.   Рулевое устройство состоит из руля, баллера, рулевого привода, рулевой пе- редачи, рулевой машины и поста управления (рис. 6.1).

БИЛЕТ № 7


Рис. 6.1. Рулевое устройство 1 - перо руля; 2 - фланцевое соединение; 3 - баллер; 4 - рулевой привод; 5 - рулевая машина; 6 - рулевая передача; 7 - штурвал ручного управления; 8 - рудерпост; 9 - гельмпортовая труба; 10 - пятка ахтерштевня


Рулевое устройство должно иметь два привода: главный и вспомогательный. Главный рулевой привод — это механизмы, исполнительные приводы пере- кладки руля, силовые агрегаты рулевого привода, а также вспомогательное обору- дование и средства приложения крутящего момента к баллеру (например, румпель или сектор), необходимые для перекладки руля с целью управления судном в нор- мальных условиях эксплуатации. Вспомогательный рулевой привод - это оборудование необходимое для управления судном в случае выхода из строя главного рулевого привода, за исклю- чением румпеля, сектора или других элементов, предназначенных для той же цели. Главный рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля с 350 одного борта на 350 другого борта при максимальной эксплуатационной осадке и скорости переднего хода судна не более чем за 28 секунд. Вспомогательный рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля с 150 одного борта на 150 другого борта не более чем за 60 секунд при максимальной эксплуатационной осадке судна и скорости, равной половине его максимальной эксплуатационной скорости переднего хода. Управление вспомогательным рулевым приводом должно быть предусмот- рено из румпельного отделения. Переход с главного на вспомогательный привод должен выполняться за время, не превышающее 2 минуты. Руль - основная часть рулевого устройства. Он располагается в кормовой ча- сти и действует только на ходу судна. Основной элемент руля - перо, которое по форме может быть плоским (пластинчатым) или обтекаемым (профилированным). По положению пера руля относительно оси вращения баллера различают (рис. 6.2): — обыкновенный руль - плоскость пера руля расположена за осью вращения; — полубалансирный руль - только большая часть пера руля находится позади оси вращения, за счет чего возникает уменьшенный момент вращения при перекладке руля; — балансирный руль - перо руля так расположено по обеим сторонам оси вра- щения, что при перекладке руля не возникают какие-либо значительные мо- менты.
Рис. 6.2. Типы рулей: 1 — обыкновенный руль; 2 —балансирный руль; 3 — полубалансирный руль (полуподвесной); 4 — балансирный руль (подвесной); 5 — полубалансирный руль (полуподвесной)
В зависимости от принципа действия различают пассивные и активные рули. Пассивными называются рулевые устройства, позволяющие производить поворот судна только во время хода, точнее сказать, во время движения воды относительно корпуса судна. Винторулевой комплекс судов не обеспечивает их необходимую маневрен- ность при движении на малых скоростях. Поэтому на многих судах для улучшения маневренных характеристик используются средства активного управления, кото- рые позволяют создавать силу тяги в направлениях, отличных от направления диа- метральной плоскости судна. К ним относятся: активные рули, подруливающие устройства, поворотные винтовые колонки и раздельные поворотные насадки.




Активный руль - это руль с установленным на нем вспомогательным винтом, расположенным на задней кромке пера руля (рис. 6.3). В перо руля встроен элек- тродвигатель, приводящий во вращение гребной винт, который для защиты от по- вреждений помещен в насадку. За счет поворота пера руля вместе с гребным вин- том на определенный угол возникает поперечный упор, обусловливающий поворот судна. Активный руль используется на малых скоростях до 5 узлов. При маневри- ровании на стесненных акваториях активный руль может использоваться в каче- стве основного движителя, что обеспечивает высокие маневренные качества судна. При больших скоростях винт активного руля отключается, и перекладка руля осу- ществляется в обычном режиме. Раздельные поворотные насадки (рис. 6.4). Поворотная насадка - это сталь- ное кольцо, профиль которого представляет элемент крыла. Площадь входного от- верстия насадки больше площади выходного. Гребной винт располагается в наибо- лее узком ее сечении. Поворотная насадка устанавливается на баллере и поворачи- вается до 40° на каждый борт, заменяя руль. Раздельные поворотные насадки уста- новлены на многих транспортных судах, главным образом речных и смешанного плавания, и обеспечивают их высокие маневренные характеристики.
Рис. 6.3. Активный руль Рис. 6.4. Раздельные поворотные насадки
Подруливающие устройства (рис. 6.5). Необходимость создания эффектив- ных средств управления носовой оконечностью судна привела к оборудованию су- дов подруливающими устройствами. ПУ создают силу тяги в направлении, пер- пендикулярном диаметральной плоскости судна независимо от работы главных движителей и рулевого устройства. Подруливающими устройствами оборудовано большое количество судов самого разного назначения. В сочетании с винтом и ру- лем ПУ обеспечивает высокую маневренность судна, возможность разворота на месте при отсутствии хода, отход или подход к причалу практически лагом.
Рис. 6.5. Подруливающие устройства

Перед каждым выходом в море рулевое готовят к работе устройство: тщательно осматрива- ют все детали, устраняют обнаруженные неисправ- ности, трущиеся части очищают от старой смазки и смазывают вновь. Затем под руководством вахтен- ного помощника капитана проверяют исправность рулевого устройства в действии путем пробной пе- рекладки руля. Перед перекладкой надо убедиться, что под кормой чисто и никакие плавсредства и посторонние предметы не мешают повороту пера руля. Одновременно проверяют легкость вращения руля и отсут- ствие даже незначительных заеданий. Во всех положениях пера руля сличается со- ответствие показаний рулевых указателей и время, затрачиваемое на перекладку. Румпельное отделение всегда должно быть на замке. Ключи от' него хранятся в штурманской рубке и в машинном отделении на специально отведенных посто- янных местах, аварийный ключ - у входа в румпельное отделение в запертом шкафчике с застекленной дверцей. Между ходовым мостиком и румпельным отделением должны быть установ- лены две независимо действующие линии связи. По прибытии в порт и по окончании швартовки руль ставят в прямое поло- жение, выключают энергию на рулевой двигатель, осматривают рулевой привод и если все найдено в должном порядке, закрывают румпельное отделение.


Наши рекомендации