Конструктивное обеспечение условий обитаемости
С целью приспособления судна к жизнедеятельности человека в его конструкцию закладываются технические решения по снижению вредного воздействия описанных выше факторов на человека.
Качка. Для уменьшения ускорений, вызывающих ухудшение самочувствия человека, производится выбор соответствующего отношения главных размерений В/Т, формы корпуса и размещения грузов и запасов по высоте судна, влияющих на поперечную остойчивость. Судно снабжается успокоителями качки. Оборудование так располагается относительно судна, чтобы им было удобно пользоваться при значительных амплитудах бортовой качки.
Вибрация. Основные источники вибрации, доставляющие неудобства человеку, находятся на борту судна. Это – движение неуравновешенных масс судовой энергетической установки, периодические возмущающие усилия, передающиеся на корпус судна от гребного винта, волновая нагрузка на наружные поверхности корпуса.
Вибрация носит структурный характер и распространяется по конструктивным элементам судна. Для уменьшения вибрации, связанной с работой механизмов, используют амортизаторы, особые фундаменты, повышают точность изготовления деталей судовых механизмов. Вибрацию корпусных деталей удается уменьшить обеспечением необходимой жесткости отдельных балок и перекрытий в целом.
Шум. Шум бывает воздушный, распространяющийся в виде звуковых волн по воздуху, и структурный, распространяющийся, как и вибрация, по конструктивным элементам судна. Основные источники шума почти те же, что и источники вибрации, ощущаемой человеком. Однако имеются и дополнительные источники, связанные с вибрацией, не ощущаемой человеком физиологически. Причинами возникновения такого шума являются перемещения различных сред – газообразных и жидких – по каналам и трубопроводам.
Для уменьшения воздушного шума создающие его механизмы и устройства закрывают звукозащитными кожухами, отрабатывают фору поверхностей, служащих источниками воздушного шума, удаляют источники шума от рабочих мест, применяют звукопоглощающие покрытия на стенках и других поверхностях помещений.
Для уменьшения структурного шума применяют амортизаторы, выносят жилые помещения за пределы корпуса, делая жилую надстройку «плавающей» и т.п.
Параметры воздушной среды. Обеспечение надлежащих параметров воздушной среды достигается использованием систем вентиляции и кондиционирования воздуха, систем электрического и парового отопления, ограничением применения синтетических материалов, выделяющих вредные вещества.
Электромагнитные излучения. Источниками электромагнитных излучений, опасных для здоровья человека, служит различное радиотехническое оборудование судна.
Для уменьшения его влияния источники электромагнитных излучений размещают в экранированных помещениях. Воздействие внешних электромагнитных излучений радиоантенн и антенн радиолокационных станций уменьшают путем запрета на вход в зону распространения во время их работы.
Утомляемость, повышение эффективности отдыха. Снижение утомляемости достигается рациональным проектированием оборудования с позиций технической эргономики, соответствующей планировкой помещений для труда и отдыха, цветовыми решениями отделки помещений.
Общее расположение судна
Общее расположение судна – изображенное на чертежах расположение судовых помещений, основных механизмов и оборудования.
Общее расположение включает в себя чертежи бокового вида судна, продольного разреза, планов палуб и платформ основного корпуса, надстроек и рубок, двойного дна, вида сверху. Часто приводятся несколько характерных поперечных сечений судна в разных частях его длины, а также виды с носа и с кормы.
Проектирование общего расположения начинают на этапе технического предложения, т.е. в самом начале работы над проектом. Основой для разработки чертежей общего расположения служат следующие данные:
- размерения судна (теоретический чертеж);
- место расположения и длина машинного отделения;
- количество и размеры грузовых помещений;
- состав грузового или иных устройств на судне;
- численность и условия размещения экипажа;
- количество и условия хранения судовых энергетических запасов и балласта.
Общее расположение судна – сугубо индивидуальная особенность каждого судна. Практически нет двух проектов судов с абсолютно одинаковыми общими расположениями. Однако, создавая свою неповторимую схему, проектант должен обеспечивать выполнение многих требований технического, санитарно-гигиенического и природоохранного характера, а также учитывать другие ограничения или рекомендации, выработанные опытом эксплуатации судов.
К таким ограничениям относятся:
- функциональные (например, расположение навигационных помещений в верхнем ярусе надстройки);
- нормативные (например, запрещение размещать жилые помещения в нос от переборки форпика);
- совместимость помещений (взаимное расположение помещений экипажа и помещений с повышенным уровнем шума или тепловыделения);
- обеспечение связи между помещениями (размещение экипажа: штурманский состав – вблизи рулевой рубки, машинисты и мотористы – вблизи входов в машинное отделение).