Автоматизация судовых технических средств.

Автоматизация судовых систем. К числу наиболее а зированных судовых систем относится система кондици ния воздуха. В этой системе применяют, как правило, цент кондиционеры и местные воздухораспределители с автомат регулированием температуры и влажности воздуха, подг в обслуживаемые помещения.

Холодильные установки системы кондиционирования i охлаждения провизионных камер и грузовых трюмов реф} торных судов автоматически поддерживают заданный темп ный режим в помещениях.

В системе водоснабжения автоматизируется пуск под ющих насосов, поддерживающих заданный уровень воды ние) в расходных пневмоцистернах; в системе горячей мь воды автоматически поддерживается определенная темпе} В сточной системе автоматизируется работа фекальных н водоструйных эжекторов или системы продувания, предна; ных для удаления грязных вод из сточных цистерн г заполнении.

Автоматизация судовождения.

Технически задачу автоматизации отдельных звеньев управления судном можно считать уже решенной. В частности, широко применяются авторулевые, т. е. приборы, обеспечивающие автоматическое ведение судна по заданному курсу и позволяющие примерно на 3 % сократить продолжительность рейса и сэкономить топливо. Авторулевые работают главным образом от гирокомпаса, однако уже созданы авторулевые, действующие и от магнитного компаса (их используют на малых судах, не имеющих гирокомпаса). Принцип устройства авторулевого основан на автоматическом включении рулевого устройства при отклонении судна от заданного курса и отключении его при возвращении судна на курс. Для автоматической прокладки фактического пути судна по морской карте служит специальный прибор — автопрокладчик.

Наличие береговых и спутниковых навигационных радиостанций дает возможность автоматизировать определение географических координат судна. Кроме того, существующие приборы уже позволяют автоматически получать данные о скорости, глубинах, препятствиях, встречающихся под водой и над водой. Все эти данные вводятся в специальную навигационную цифровую вычислительную машину (НЦВМ), которая уже сама рассчитывает по ним место судна, направление и расстояние до пункта назначения, снос и дрейф и подает команду «курс» авторулевому. Известную трудность представляет автоматизация судовождения при следовании в узкостях, в местах с повышенной опасностью, при швартовке, но и она технически вполне разрешима.

Наличие на автоматизированных судах электронно-вычислительной машины позволяет автоматизировать решение и других задач, с которыми приходится сталкиваться во время эксплуатации судна: выбор наиболее выгодной загрузки судна (каргоплана), расчеты балластировки, остойчивости и непотопляемости судна, оптимизация режима работы главной энергетической установки, выполнение расчетов финансово-экономических показателей работы судна и т. п.

Заключение:

Специализированные контейнерные суда существующих и перспективных архитектурно-конструктивных типов - сложные и дорогостоящие инженерные сооружения. Эффективность их работы зависит от большого числа противоречивых факторов, к их качествам предъявляются разнообразные требования. Проектирование подобного судна - всегда поиск оптималнного варианта. Успешное решение задачи оптимизации главных размерений и частных технических решений невозможно без использования математических моделей и ЭВМ, объединенных в систему автоматизированного проектирования .

Судно-контейнеровоз - лишь отдельное звено контейнерной транспортной системы (КТС), взаимодействующее с другими ее компонентами. Четкое функционирование КТС также невозможно без широкого использования ЭВМ и современных математических методов, составляющих основу автоматизированной системы управления КТС.

Стандартизация формы и габаритов грузовых единиц в контейнерных перевозках является предпосылкой к автоматизации с помощью микропроцессорной техники всех технологических операций с контейнерами. Уже сейчас ЭВМ применяются для расчета схем штабелирования контейнеров на судне, управления береговыми контейнерными перегружателями, автоматизированными складами. Учитывая высокую степень автоматизации судов-контейнеровозов (управление главными двигателями, рефрижераторной системой, решение задач судовождения и т.п.), можно сказать, что сейчас имеется возможность создания высокоавтоматизированной системы перевозки и грузообработки.

Используемая литература:

1) А. И. Гайкович «Проектирование контейнерных судов» Л.: Изд. ЛКИ 1985

2) А. В Бронников «Особенности проектирования морских транспортных судов» Л.: Судостроение 1971 – 328 с.

3) В. И. Холоша «Проектирование и эксплуатация сухогрузных судов» Л.: Судостроение 1984 – 216 с.

4) А. С. Симоненко «Грузовые устройства сухогрузных судов» Л.: Судостроение 1988 – 224 с.

5) Е. Г. Фрид «Устройство судна» Л.: Судостроение 1989. – 344 с.

Наши рекомендации