Человек как источник опасности

5.1.Человек как источник опасности для морского судна

5.1.1. Виды опасностей

Человек, управляющий морским судном, является потенциальным источником опасности для судна, если он совершает ошибочные действия.

Статистика показывает, что по вине человека происходит более 80% аварий на морском транспорте [6], в т.ч. по вине:

- судоводителей -25%;

- лоцманов -5%;

- механиков – 2%;

- рядового состава команды – 17%;

- берегового состава – 17%;

- других – 14%.

Совершение ошибочных действий может иметь как объективную основу вследствие недостатка входящей информации, так и субъективную, связанную с особенностями физиологии и психологии человека.

Причины возникновения опасностей для морского судна:

- отсутствие или недостаток необходимой входящей информации для управления судном;

- неудовлетворительные условия для жизнедеятельности человека на борту морского судна;

- недостаточная морально-психологическая подготовка человека.

5.1.2. Конструктивные меры по восполнению недостающей информации.

Качественно входящая информация воспринимается человеком через его естественные чувства: зрение, слух и обоняние. Для принятия управленческих решений человеку помимо качественной необходима количественная оценка входящей информации. Например, вахтенному помощнику капитана не достаточно просто видеть приближающееся судно. Для принятия решения о безопасном расхождении ему необходимо иметь информацию о расстоянии до встречного судна, его скорость и направление движения. В получении количественной оценки ситуации человеку помогают различные приборы и устройства.

Судоводители пользуются приборами, отражающими параметры движения судна (компас, лаг и др.) и навигационную обстановку вокруг судна (эхолот, радиолокационные станции и др.).

На рисунке 44 представлены пульты управления навигационным оборудованием морского судна постройки 1980-90-х годов

Человек как источник опасности - student2.ru

Рис. 44. Пульты управления в рулевой рубке морского судна постройки 1980-90-х гг.

На рисунке 45 – пульты управления на судне постройки начала XXI века.

Человек как источник опасности - student2.ru

Рис. 45.Пульты управления в рулевой рубке судна начала XXI века.

Механики управляют работой энергетической установки судна, основываясь на показаниях многочисленных приборов, отражающих параметры работы механизмов судна. На рисунке 46 – центральный пост управления энергетической установкой судна (ЦПУ) постройки 1980-90-х гг., на рисунке 47 – современного судна.

Человек как источник опасности - student2.ru

Рис. 46. Пульты управления механической установкой в центральном посту посту управления (ЦПУ) судна постройки 1980-90-х гг.

Человек как источник опасности - student2.ru

Рис. 47. Центральный пост управления современного судна.

Полученная информация перерабатывается человеком на основании его профессиональных знаний и личностных психологических качеств и обретает форму необходимых действий по управлению судном.

Особенностью современных процессов управления судном является применение средств автоматизации, появление новых средств контроля за состоянием судна, предоставляющих больший объем информации для принятия управленческих решений. Например, еще 30 - 40 лет назад в распоряжении вахтенного помощника капитана, управляющего судном на ходу, имелось всего 5 – 7 навигационных приборов. На современном судне в соответствии с Правилами по оборудованию судов РМРС должно быть не менее 20 приборов, помогающих судоводителю управлять судном в любых навигационных условиях.

Средства автоматизации позволяют переложить часть управленческих решений с оператора – члена экипажа судна – на автоматизированную систему управления. Но в любой автоматизированной системе должен быть ведущий оператор, контролирующий ее работу и готовый принимать нестандартные решения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Эргономичность конструкций рабочих мест экипажа, информационная однозначность показаний приборов должны способствовать принятию правильных решений в случае необходимости вмешательства человека в систему автоматизированного управления судном. Пример информационной однозначности показаний прибора – применявшиеся ранее механические морские часы, имеющие 24 часовых делений на циферблате, а не 12, как обычно (рис. 48).

Человек как источник опасности - student2.ru

Рис. 48. Морские часы с 24- часовыми делениями циферблата

К числу конструктивных мер, помогающих уменьшить вероятность наступления нежелательных последствий, относится создание приборов и устройств, предупреждающих человека о приближении к опасным условиям (световая, звонковая сигнализации), а также исключающих возможность совершения человеком ошибочных действий при управлении судном.

5.1.3. Конструктивные меры по обеспечению надлежащих

условий жизнедеятельности человека на судне.

Создание наиболее благоприятных условий для труда и отдыха человека в условиях плавания на морском судне должно способствовать уменьшению физической и психологической усталости на рабочем месте и полноценному отдыху во внерабочее время.

Уменьшению физической нагрузки на человека способствует механизация производственных процессов (например, при осуществлении швартовных операций) с учетом эргономических требований. Уменьшению психологической нагрузки способствуют интегрированные системы управления сложной судовой техникой, позволяющей сократить количество контролируемых человеком параметров безопасности.

Полноценному отдыху способствует повсеместное применение на судах одноместных кают с индивидуальными санитарными кабинами, оборудование салонов отдыха, курительных, плавательных бассейнов.

5.2.Человек как источник опасности для окружающий среды

5.2.1. Виды опасностей

1.Загрязнение окружающей среды жидкими и твердыми отходами жизнедеятельности человека (сточные и хозяйственно-бытовые воды, мусор).

2. Ошибки в управлении морской техникой, приводящие к загрязнению окружающей среды.

В международной нормативной практике (МАРПОЛ 74/78) к жидким отходам жизнедеятельности человека на судне относятся сточные воды - стоки и прочие отходы из всех видов туалетов, помещений медицинского назначения, из помещений, где содержатся животные, а также прочие воды, которые смешаны с этими стоками.

Измельченные и обеззараженные сточные воды могут сбрасываться за борт на расстоянии более 4 морских миль от ближайшего берега, а неизмельченные и необеззараженные сточные воды на расстоянии не менее 12 морских миль от ближайшего берега.

В отечественной природоохранной практике дополнительно к сточным водам существует понятие хозяйственно-бытовых вод, к которым относятся все стоки от умывальников, из душевых (кроме помещений медицинского назначения), из бани и камбуза.

Под твердыми отходами жизнедеятельности человека на судне понимается мусор– все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов (исключая свежую рыбу), которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению с судна или уничтожению на его борту.

Выброс в море перечисленных выше видов мусора допускается настолько далеко от ближайшего берега, на­сколько это выполнимо, но в любом случае такой сброс за­прещается, если расстояние от ближайшего берега состав­ляет менее:

- 25 морских миль для обладающих плавучестью сепарационных, обшивочных и упаковочных материалов;

- 12 морских миль для пищевых отходов и другого мусо­ра, включая изделия из бумаги, ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки и аналогичные отбросы.

Полностью запрещен всякий сброс изделий из пластмасс

5.2.2.Конструктивные меры по предотвращению загрязнения сточным и

хозяйственно-бытовыми водам.

Для сбора сточных и хозяйственно-бытовых вод на всех судах валовой вместимостью 200 и более или на которых перевозится более 10 человек, должны быть предусмотрены цистерны для их сбора, оснащенные световой и звуковой сигнализацией при их заполнении на 80 %. На судах должна иметься установка для обработки сточных вод, в состав которой входит накопитель судовых стоков, устройство для их измельчения и обеззараживания.

Для исключения случайных сбросов за борт сточных и хозяйственно-бытовых вод в запрещенных районах Мирового океана в соответствующих судовых системах предусмотрены выпускные клапаны, которые пломбируются в закрытом состоянии. Факты открывания и закрывания этих клапанов, а также их пломбировка в закрытом состоянии отражаются в специальных судовых журналах (Журнал операций со сточными водами).

5.2.3.Конструктивные меры по предотвращению загрязнения мусором.

Суда оборудуютсяустройствами для сбора или для сжигания мусора.Для сбора мусора используются одобренные Морским Регистром контейнеры.

Может быть предусмотрена установкадля измельчения пищевых отходов, изделий из бумаги, ветоши, стекла, металладо размеров частиц менее 25 мм.

Часть мусора и отходов сепарации нефтесодержащих вод можно перерабатывать сжиганием на борту судна в специальных установках – инсинераторах. При уничтожении мусора в установках термического типа судовые отходы превращаются в неопасные для живых существ золу и шлак.

5.3.Человек как источник опасности для перевозимого груза

5.3.1.Виды опасностей

1. Ошибочные действия человека при грузовых операциях.

2. Ошибочные действия человека при управлении судном (отсутствие или недостаточный контроль за состоянием груза в плавании).

Грузовые операции должны производиться в соответствии с картами технологии грузообработки судна применительно к виду конкретного груза, с учетом конструктивных особенностей судна и содержанием грузового плана на предстоящий рейс.

Особо важная роль в обеспечении сохранной перевозки груза отводится члену экипажа, разрабатывающего грузовой план судна. Ошибки при его составлении могут привести к порче груза или даже к его утрате во время грузовых операций или перевозки морем. На современных судах широко используются ПК и разработанное для данного судна программное обеспечение для составления грузового плана.

Здесь следует учитывать совместимость различных партий грузов, возможность загрязнения грузов остатками перевозимых ранее, но недостаточно хорошо удаленных из грузовых помещений. Порча грузов может происходить из-за недостатков в креплении и, как следствие – подвижки грузов при качке.

В течение рейса всегда необходимо иметь информацию о состоянии перевозимого груза, в т.ч. о возникновении угроз для него: недопустимых изменениях температуры, влажности и т.п.

5.3.2. Конструктивные меры по предотвращению опасностей для груза.

Конструктивные меры по предотвращению повреждения или утраты груза по вине человека должны способствовать, прежде всего, уменьшению вероятности возникновения угроз.

К таким мерам относятся:

- конструктивное оформление грузовых помещений, которое должно обеспечивать наилучшие условия для зачистки помещений от остатков ранее перевозимых грузов (это требование относится ко всем видам грузов – генеральных, массовых и наливных);

- оснащение судна приборами для дистанционного контроля за температурой, влажностью и газовым составом воздуха в грузовых помещениях;

- удобный и безопасный доступ экипажа в грузовые помещения в любое время грузовых операций или рейса (сходные люки, трапы).

Наши рекомендации