Повесть василия белова «привычное дело» в контексте деревенской литературы
Цепь новелл отражают жизнь героя. У писателя не случайно выбрано имя героя, оно определяет логику существования героя в мире: 1) типичность героя Белова – деревенский житель средних лет, 2) некая экзотичность и необычность. Повесть не случайно называется «Привычное дело». Мотив привычности в названии подчеркнут. «Привычное дело» в значении «бывает», «проживем»– это любимая присказка Ивана Африкановича. Характеризует изначально особенности взаимоотношения героя и мира. Мир как привычное дело. Реалистически выписанный типаж характера. Герой, который стремится жить по честности, справедливости, но далеко не всегда ему получается быть опорой семьи, вытягивать семь детей (несмотря на то, что любит и семью, и детей). Отсюда ощущение недостатка его внимания, заботы в мире, в семье, помощи детям. Живет семья непросто, периодически находясь в нужде. Он не плохой, и не хороший, он – человек, который скользит по течению жизни, против жизни не идя, не нарушая законов нравственных. Он действительно – часть окружающего его мира, он знает и любит окрестности, знает односельчан. Моменты гармонии, созвучия в семье у героя присутствуют все-таки, когда все благополучно. Обычность сочетается с умением героя попадать в истории. Новелистичность мышления!
«Плотницкие рассказы» – цепочка новелл. События, происходящие с героем, передаются цепочкой историй, строящихся по одной схеме, ритму : «хотел как лучше, а получилось как всегда». Иван Африканович движим благими намерениями, но дальше всегда происходит какой-нибудь конфуз. «История о пошехонцах» - новелла, стилизация под народное придание, преломляется в повести. Эта новелла о людях, которые настолько несуразны и неудачливы: что бы ни начали делать, всегда попадают впросак. Четко проецируются на жизнь самого Ивана Африкановича. Стилизуется сам говор, народное слово, говор, без чрезмерных диалектизмов, это живой литературный в основе своей язык.
Иван Африканович в своей жизни реализует пошехонскую модель. 1 глава повести: персонаж возвращается на санях из города, везет товары в сельский магазин. По дороге вечером останавливается погреться, встречает приятеля Мишку, цепочка нагромождающихся несуразностей, абсурда (заключает пари). Герой пари принимает и побеждает, но с большим уроном для собственного здоровья и сознания, отчасти приходит в себя, выясняется, что у Мишки в селе есть зазноба, женщина, к которой Мишка неравнодушен. Иван Африканович для счастья друга предлагает Мишке пойти свататься (ночью два пьяных мужчины идут свататься). Сватовство заканчивается ухватом. Проснувшись утром, Иван Африканович понимает, что утеряно время, лошадь с телегой, понимает, что годами не расплатится за товар (гос. имущество, хищение в особо крупных размерах). Оказывается, что ночью умная лошадь дорогу до дома находит, только не смогла перебраться самостоятельно через узкие мостки, и сани упали в овраг (но убытки незначительные – помятый самовар, что-то разбито). Ситуация по принципу снежного кома разрастается. Белов четко выдерживает сюжетную конструкцию: по мере нарастания риска, угрозы для героя и его семьи. Впоследствии Иван Африканович умудряется попасть под суд за затопленный трактор. Достаточно большие убытки, но срок получает условный с учетом личности и того, что у него 7 детей, 8-го ждут. Но на этом он не останавливается, идет к кульминации.
Все начинается как анекдот, а заканчивается плохо для Ивана Африкановича. Его друг Митька подбивает его отправиться в город – торговать луком (в деревне стоит копейки, а городским жителям нужны витамины, продается дорого, как кажется Митьке). Самые лучшие побуждения движут Иваном Африкановичем. Есть возможность заработать и решить множество проблем семьи. Набивают багаж луком, нужно как-то провести в поезде, в итоге их ссаживают. Они остаются без денег, без лука. Возвращается домой, а дома его поджидает настоящая беда. Екатерина, испытывавшая проблемы со здоровьем не один год, умирает от инсульта в 47 лет, оставив Ивана Африкановича, своих детей.
Повесть заканчивается настоящей трагедией в жизни героя. Он часто не задумывался над тем, что и для чего делает. Единственный человек, который любил его по-настоящему (как и он ее), умирает. Страшный груз ответственности, о котором он не задумывался, сейчас ложится на героя (судьбы, жизни, воспитание 7-ых детей). Он чуть не сходит с ума. Его удерживает ощущение, что будет с детьми.
Первые дни после похорон находится в прострации. Белов представляет нам сознание героя под влиянием горя, как начинает постепенно пробуждаться сознание Ивана Африкановича: нужно понять, в чем заключается суть жизни, как выжить, выбраться из ситуации и детей не погубить. То, о чем он раньше вообще не задумывался (сознание, рефлексия практически не включается у героя, действует автоматически), теперь показан сложный процесс, как сознание начинает включаться, задумываясь над простейшими и в то же время универсальными вопросами. Это начинается с разговоров с Катериной, хотя ее и нет на свете, но для него становится традицией заглядывать на могилку Катерину, сидит, грустит часами (ему не с кем делиться, дети маленькие, не очень его понимают), он просто рассказывает, что произошло за день с ним, детьми, самые обычные, простые, повседневные дела. Постепенно механизм сознания через речь, попытки формулирования смыслов, начинает появляться. Мысленно советуясь с женой и самим собой, просыпается сознание. Он никак не религиозен, но с женой беседует, в тайне надеясь, что она его слышит и понимает, он получает поддержку.
Цепочка мысли у героя – необходимость принимать решения. Этот процесс длится в сознании героя неделями-месяцами. Символическая ситуация, в которой мы героя встречаем, символизирует сдвиг сознания, элементы бытийного мышления, попытки осмыслить жизнь в контексте мироздания, мышления. Как-то раз Иван Африканович заблудился в лесу(реалистическая мотивировка и символический ее смысл), хорошо ему знакомом, удаляясь от шума, треска с целью нарубить колышки, замечает, как оказывается в незнакомом для него месте. Он пугается, что заблудился, начинает метаться, тогда уже действительно заблуждается, ложится спать в лесу, чтобы с утра по солнцу сориентироваться. Время года – осень, еще не очень холодно. Неискусственность символики: человек ложится на телогрейку, на спину, но мысли тревожные о детях его беспокоят. Смотрит на открытое небо, загадочное, темное, звездное, как в детстве, такое небо пробуждает в нем мысли о бытие, о времени. Формулирует вопросы: зачем он живет, в чем смысл жизни? (у Толстого Безухов тоже об этом думает). Иван Африканович также вопрошает себя, происходит диалог с самим собой (в силу своих языковых способностей). Один из ответов – ради детей, осмысляет это не сразу, а в течение жизни. Задает вечные вопросы себе, на которые должен отвечать каждый человек. То, что происходит с Иваном Африкановичем, архитипично. Сцена точная, достоверная, но с символическим оттенком. На уровне аллюзий: соотнести с Данте «земную жизнь пройдя до середины, а очутился в призрачном лесу» - все соотносится, середина жизни, буквально заблудился, страхи и угрозы окружают его. Затем появляется путеводная звезда (Данте – также, символизирует Беатриче). Здесь – ассоциации с Катериной. На уровне образов – эмблем соотносится с Данте. Прагматично планирует все: старших детей отдает в интернат, кого-то - на воспитание ближним родственникам, с кем-то сам остается. Хронотоп повести: от зимы до зимы. Свое место герой пытается найти в круговороте жизни. Близость героя миру, он – часть его.
60-е годы – самый плодотворный период в его жизни. Начинает писаться роман «Кануны», дружба с Рубцовым, Шукшиным. Коллективизация воспринимается как дьявольщина, бесовщина не только им, но и многими деревенскими авторами (ассоциации с Ремезовым «Слово о погибели земли русской»).