Становление и развитие советской системы образования

Реферат

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: История РОССИИ

НА ТЕМУ : Советская культура в 20-30 гг.

Выполнила студентка

ФУП, ГМУ-2, 1 курс,

Кривобородова Е.В.

Проверила

Кандидат политических наук, доцент

Волосенкова Е.В.

Краснодар 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Развитие культуры СССР в 20-30-е годы…..……………………………..…5

1.1 Становление и развитие советской системы образования………………..5

1.2 Художественная жизнь………………...……………………………………10

1.3 Советское кино…………………..…………………………………………12

1.4 Идеологизация культуры………..…………………………………………19

Заключение…………………..……………………………………………….…21

Список использованной литературы…………………………………….….. 23

Введение

Культура – одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обществе, в изучении его исторического развития существует понятие: культура – всегда включала и включает в себя, прежде всего образование – умственное и нравственное (В.И. Даль).

Советский период – это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили. В последнее время научные исследования культурное развитие страны стали весьма актуальны. Изучение культурного искусства России, несомненно, помогает осознанию социального положения и проблем, стоящей перед ней. Но существует и обратная связь: невозможно абсолютно точно понять современную культуру России, не принимая во внимание те или иные социальные изменения, происходящие в стране за последние десятилетия.

Актуальность темы: Несомненно, тема Советская Культура 20-30 годов будет всегда актуальна, так как в настоящее время является объектом пристального внимания научного мира и общественности. Ведь до сих пор мы помним таких великих людей как A.M. Горький, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак, И. Тургенев. Они оставили огромный след в истории.

Суммирую все вышеизложенное, можно сказать, что цель данного реферата заключается в том, чтобы как следует изучить развитие Культуры 20-30 годов. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть становление и развитие советской системы образования;

· рассказать о художественной жизни;

· рассказать о советском кино;

· изучить идеологизацию культуры.

Объект исследования – история развития советской культуры в 20-30 гг.

Предмет исследования – изменения в советской культуре в 20-30 гг.

Структура работы включает в себя введение, одну главы с четырьмя подпунктами в основной части, заключение и список использованных источников.

Развитие культуры СССР в 20-30-е годы

Становление и развитие советской системы образования

19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Шло активное создание государственной системы образования для взрослых представленной «лик пунктами» и школами ликвидации неграмотности. [1]

В области начального образования главной проблемой в 1920-е годы оставалась ликвидация неграмотности. В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъёме культуры. В целях ускорения ликбеза пришлось усилить нагрузку на пригодные школьные помещения: при том, что к 1924 году численность учащихся удалось довести почти до уровня 1914 года (98 %), количество школ составило лишь 83 % от предвоенного уровня. Основной приток учащейся массы в этот период составляли беспризорники, численность которых достигала в эти годы 7 млн человек. В 1925-28 гг. по мере обеспечения доступности обучения для всех детей школьного возраста всеобщее обязательное начальное обучение вводилось распоряжениями местных советских органов. Так законы о всеобщем обучении были приняты: в 1924 в Украинской ССР; в 1926 в Белорусской ССР; а также в ЗСФСР и в некоторых республиках Средней Азии в конце 1920-х гг. Но только после ликвидации беспризорности как массового явления, к сентябрю 1930 года появились основания констатировать, что всеобщее начальное обучение детей введено фактически.

Е.В Панкратов писал, что на рубеже 20-30-х гг. ХХ в. ужесточающаяся диктатура непредотвратимо распространяется и на культурную сферу в целом, и на образование а именно. Создание разветвленной сети образовательных учреждений, от дошкольных до высших учебных заведений, также кружков ликбеза с максимально идеологизированной системой образования позволяло власти держать под контролем и конкретно участвовать в процессе формирования личности, создавая «нового человека». После войны Сталин объявит окончательный эталон русского человека - пассивный и беспритязательный «винтик» гос машины. Чтоб удержать массы в состоянии «винтиков», создается огромная политико-просветительская и образовательная система, в согласовании с новыми идейными установками пересматривается содержание школьных предметов, так как «именно молодежи предстоит реальная задачка сотворения коммунистического общества».[2]

Советские школы перестраиваются в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920-х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты. Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году: начальная школа, основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы.

Большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был нанесен Первой мировой и гражданской войнами. Из-за постоянной нехватки средств к 1922/23 учебному году количество школ сократилось до 88 588, а количество учащихся сократилось до 7 322 062. Ситуация усугублялась голодом и разрухой во многих сферах экономики, полноценное финансирование системы просвещения удалось восстановить только к 1924 году, после этого расходы на образование стабильно росли.

К 1927/28 учебному году количество учащихся в СССР увеличилось до:[3]

· В средних и начальных школах всех видов — 11 589 тыс. учеников.

· В средних специальных учебных заведениях в этом же году обучалось — 189 тыс.

· В высших учебных заведениях — 169 тыс. студентов.

В борьбе с неграмотностью были достигнуты значительные успехи, всего в 1917—1927 гг. было обучено грамоте до 10 млн взрослых. Перепись населения СССР 1926 года выявила 56,6 % грамотного населения в возрасте от населения в возрасте от 9 до 49 лет. В целом, в этот период значительно увеличилось количество учащихся и учителей.

Кроме того, несмотря на то, что научный потенциал страны был серьезно подорван во время социальных потрясений, с 1920-х годов он стал восстанавливаться. Заметно увеличилась численность научных работников. К 1927 году их насчитывалось 25 тысяч, то есть в два раза больше, чем до революции. В 1929 году в СССР уже работало 1 263 научных учреждения.

Развивались также национальные школы. Правительство всячески стремилось оказать им помощь. На них распространялись все законы и распоряжения издаваемые центральными органами власти РСФСР и СССР по Единой трудовой школе. Отдел национальных школ Наркомпроса РСФСР помогал создать учебники и организовывал подготовку учителей, а секции и подотделы местных отделов народного образования осуществляли необходимую помощь школами.

В течение 10-15 лет после Октябрьской революции на родных языках была создана письменность для десятков ранее бесписчих народов. Дети десятков национальностей впервые в истории получили учебники и учебные пособия на родном языке. В декабре 1922 года было создано специализированное восточное издательство, которое выпускало учебники на татарском, чувашском, киргизском, адыгейском и других языках. В 1924 году массовыми тиражами были изданы учебники для мордовских, марийских, татарских и чувашских школ. Кроме того, правительство РСФСР осуществляло мероприятия, направленные на развитие сети школ в ранее отсталых национальных районах и привлечение в них детей коренных национальностей. При этом обеспечивался дифференцированный подход к определению сети и типов школ, в зависимости от экономических, этнографических и географических условий тех или иных территорий. Для детей кочевых народов, для детей животноводов горных районов Кавказа организовывались школы с интернатами при них или велось обучение детей в районах кочевий. В городах создавались школы-коммуны с интернатами.

По указанию И. Сталина была предпринята глубокая перестройка всей системы гуманитарных наук. В 1934 году было возобновлено преподавание истории в средней и высшей школе.

· В 1930 году состоялся первый выпуск Всесоюзной промышленной академии в Москве.

· В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы.

· В 1934 на XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.) в котором в частности была поставлена задача о всеобщем образовании в объёме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже решена в ходе первой пятилетки. В плане 2-й пятилетки были установлены следующие показатели: рост количества учащихся, увеличение сети массовых библиотек.[4]

В 1933-37 гг было осуществлено обязательное 7-летнее обучение в городах и рабочих поселках. Уже в 1938/1939 учебном году в СССР 97,3 % детей, окончившие начальные классы, перешли учиться в среднюю школу

Согласно плану третьей пятилетки планировалось также введение всеобщего среднего образования в сельской местности, однако оно не было осуществлено в связи с началом Великой Отечественной войны. И 7-летнее всеобщее обучение в СССР было осуществлено только в 1950-56 гг.

Всего за этот период количество учащихся в СССР во всех школах увеличилось с 13 515 688 в 1929/30 гг. до 31 517 375 в 1938/39 гг.

Количество высших учебных заведений в 1932/33 г. составило — 832, в которых обучалось 504 000 студентов.

В целом, были достигнуты значительные успехи в народном образовании. Так, количество учащихся в СССР за 20 лет после октябрьской революции в 1937 году по сравнение с предвоенным 1914 годом увеличилось в 3,5 раз, а количество высших учебных заведений выросло в 7,7 раз.

К концу 30-х годов удалось также достичь значительных успехов в борьбе с неграмотностью: согласно переписи 1939 года процент грамотного населения составлял 87,4 %, значительно уменьшился разрыв в грамотности сельского и городского населения. Всего за 16 лет в СССР обучалось более 50 млн неграмотных и около 40 млн малограмотных людей разных возрастов. Среди новобранцев проблема грамотности уже не стояла. А доля призывников имеющих высшее и среднее образование в 1939—1940 гг. составляла треть от общего числа призванных.[5]

Художественная жизнь

Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной жизни.

На рубеже 20-х — 30-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писателей, Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и другие. Они проводили свои съезды, имели печатные органы.

В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».[6] В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы выступил A.M. Горький. Вслед за общесоюзным прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей в некоторых союзных республиках. В числе руководителей СП СССР в 30-е годы находились A.M. Горький и А.А. Фадеев. Был создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.

Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Д.Д. Шостаковича (оперы «Нос» и «Катерина Измайлова»), С.С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др.

На рубеже 20 — 30-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В.И. Лебедев-Кумач, М.В. Исаковский, А.А. Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И.О. Дунаевский, братья Покрасс, А.В. Александров. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, К.М. Симонова, В.А. Луговского, Н.С. Тихонова, Б.П. Корнилова, А.А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжали в своем творчестве П.Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» и «Соляной бунт») и А.Т. Твардовский (поэма «Страна Муравия»). Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А.Н. Толстого, А.А. Фадеева.

Повысился интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибели А.С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссера С.М. Эйзенштейна, «Петр Первый» В.М. Петрова, «Суворов» В.И. Пудовкина и др.). Значительных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н.Ф. Погодина, Н.Р. Эрдмана и др.). Бессмертные творения были созданы художниками П.Д. Кориным и М.В. Нестеровым, P.P. Фальком и П.Н. Филоновым.

Индустриализация конца 20-х — начала 30-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И.В. Жолтовский, И.А. Фомин, А.В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню — Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), то пятиконечную звезду — театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К.С. Алабян и В.Н. Симбирцев).

Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы — столицы СССР — и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т.д.). [7]

Советское кино

Русская дореволюционная кинематография, как и вся кинематография дооктябрьских лет, несмотря на отдельные достижения, не была самостоятельным видом художественного творчества. В немногих лучших своих произведениях она успешно популяризировала классическую литературу и достижения реалистического театра, однако основная масса фильмов приносила больше зла, чем пользы, нередко развращая зрителей. Частные предприниматели, в чьих руках находились кинопроизводство, прокат и сеть кинотеатров, были заинтересованы только в прибылях. Экономя на постановочных расходах, они, как правило, не предоставляли режиссёрам, актёрам и операторам возможности творческих поисков и ориентировали их по преимуществу на экранизации модных у обывательской публики произведений бульварной литературы и драматургии.

Освободив кинематографию от служения коммерческим расчётам предпринимателей, поставив перед ней задачу идейного и эстетического воспитания народных масс, которым революция сделала доступными все достижения культуры, партия и советское правительство создали необходимые условия для превращения кино из развлечения в самостоятельное искусство. Именно поэтому советское кино сумело быстро занять важное место в культурной жизни нашей страны и оказать глубокое воздействие на прогрессивную кинематографию во всём мире.

Строительство советского кино началось в годы Гражданской войны, когда в условиях экономической разрухи, саботажа бывших предпринимателей и острого недостатка плёнки и других материалов производство фильмов было крайне ограничено. Перед молодой советской кинематографией были поставлены три основные задачи: информировать трудящихся о событиях на фронтах Гражданской войны и о строительстве Советского государства; разъяснять текущие лозунги партии и Советской власти; популяризировать среди трудящихся научные и технические знания и произведения классической литературы.

Первую из этих задач решала кинохроника, вторую - игровые сюжетные агитационные фильмы и третью - научно-популярные и художественные фильмы.

Из творчества классиков для экранизации отбирались главным образом такие произведения, которые показывали бесправие трудящихся в царской России: "Поликушка" по Л. Толстому, "Сорока-воровка" по А. Герцену, "Герасим и Муму" по И. Тургеневу и др. В этих фильмах не было ещё принципиально нового прочтения классической литературы, однако они отличались от дореволюционных экранизаций большей тщательностью постановки и мастерской игрой выдающихся театр, актёров, занятых в главных ролях (И. Москвин, О. Гзовская, В. Пашенная и др.).

По словам кандидата искусствоведения П.Г. Погребняк: «Молодые киномастера, облекая в художественную форму собственное отношение к конкретному факту истории, личное восприятие мира, демонстрировали «гениальную способность ни на секунду не упускать главного, «сквозного», того, что делает явление жизненным и развивающимся ».Личность режиссера, умеющего «разработать субъективные впечатления, найти в них общезначимое и дать представлениям свои формы», была выражена в произведениях советских авангардистов на всех этапах создания фильма, особенно в монтажном его построении. Появление и развитие режиссерского кинематографа было обусловлено назревшей потребностью поиска новых законов поэтики кино, а также борьбой за высокую режиссерскую культуру. Следовательно, понятие «режиссерский» кинематограф, активно демонстрировавший авторскую позицию и «жадное, непременно с личной заинтересованностью наблюдение за живой действительностью», в те годы могло бы стать синонимом «авторского», где автору отводилась роль «дозорного, защищающего территорию кинокадра от вторжения непредвзятой действительности» [8]

Значительное место в кинопродукции периода гражданской войны занимали так называемые агитфильмы, разъясняющие текущее положение и задачи трудящихся. Это были своеобразные кинолубки, примитивные и наивные по сюжетам и актёрскому исполнению ролей. Некоторые агитфильмы были посвящены санитарно-просветительской тематике и являлись, таким образом, первыми советскими научно-популярными фильмами. Именно в агитфильмах были сделаны первые в художественной кинематографии попытки образного отражения революционной действительности и поэтому они пользовались большим успехом у нового, рабоче-крестьянского зрителя.

Основное место в кинематографии Гражданской войны занимала хроника, являвшаяся средством наглядной агитации фактами. Ленин указывал, что производство фильмов должно начинаться с хроники и партия обращала особое внимание на её развитие. Школу революционной кинохроники прошли почти все первые советские киноработники, в ней они овладевали материалом новой революционной действительности и искали пути образного её истолкования. От бесстрастной объективистской фиксации фактов, отличавшей в те годы буржуазную киноинформацию, советские хроникёры пришли к осмысленному, идейно-направленному их изображению и истолкованию средствами изобразительной композиции кадров и их монтажного сопоставления.

Сложнее обстояло дело с игровым кино. В привычные сюжетные схемы "салонно-психологических" фильмов, преобладавших в дореволюционном кино, нельзя было вложить новое содержание. Надо было искать пути воплощения новых, рождённых революцией характеров и сюжетов и это вызвало новаторские поиски в киноискусстве. Первыми начали эти поиски молодые режиссёры, прошедшие школу революционной кинохроники,- Л.Кулешов и Д.Вертов.

Работая со своими учениками (В. Пудовкиным и др.) в созданной советским правительством Госкиношколе, а затем в своей мастерской, Кулешов стремился утвердить кино как искусство динамическое, со стремительно развивающимся конфликтом, с активно-действующими героями. Он нашёл, что динамику развития сюжета лучше всего можно передать с помощью монтажа, и первым в мировом киноискусстве начал теоретическое исследование монтажа. Он разработал специфическую технику актёрского исполнения перед аппаратом, основанную на экономном и выразительном движении. По-новому он подошёл и к изобразительной трактовке фильмов, освободив пространство кадра от загромождавших его не связанных с действием деталей. Поиски Кулешова в области выразительных средств сыграли бы ещё большую роль в развитии киноискусства, если бы они не имели, подчёркнуто лабораторного характера, и не отрывались бы порой от задачи творческого освоения нового революционного содержания.

Если Кулешов в своей теоретической и творческой работе отвергал эстетику дореволюционного кино, то Вертов пошёл ещё дальше, - отрицая под влиянием лефовских теорий всякое игровое кино как вымысел и противопоставляя ему кинематографию факта, основанную на документальных съёмках. Художественное игровое кино Вертов, разумеется, не смог ниспровергнуть, но он стал зачинателем художественной кинопублицистики, поэтически истолковывающей документально снятые кадры. Стремясь передать в своих фильмах жизнь молодой советской страны, Вертов ввёл в практику метод кинонаблюдения ("киноправда", "жизнь врасплох" широко применяемый и поныне), разрабатывал специальные виды съёмки (ракурсной, замедленной, ускоренной, обратной), для того чтобы показать зрителям те явления действительности, которые недоступны прямому визуальному наблюдению. Вертов много сделал для развития монтажа, однако использовал монтаж, в отличие от Кулешова, как способ ассоциативного объединения и ритмической организации материала фильма.

Позднее другой кинодокументалист - Э. Шуб, создавая документальные историко-революционные фильмы ("Падение династии Романовых" и др.) из кадров старой кинохроники, остроумно вскрывала с помощью монтажа подлинный смысл запёчатлённых в них событий, выявляла то жизненное содержание, которое буржуазные кинохроникёры стремились замаскировать.

Идейный подъём молодого советского кино в 20-е гг., утвердивший его значение во всём мире, нашёл наивысшее выражение в фильмах режиссера С. Эйзенштейна "Броненосец Потёмкин" (1925). Эйзенштейн первым в мировом киноискусстве создал образ революционного народа как протагониста истории. Через один из эпизодов революции 1905 года он выразил её смысл, её силу и её слабость, а через судьбу броненосца - непобедимость революционной массы, складывающейся из бесконечного разнообразия характеров и судеб, но, тем не менее, единой в своём порыве. Новая тема, новые образы, новая драматургическая задача потребовали от Эйзенштейна и поисков новых художеств, средств кино, способных выразить передовые идеи. Восстанавливая события народной борьбы, Эйзенштейн выявлял их идейный смысл с помощью монтажа. Из средства изложения действия, каким он был у Кулешова, или приёма ассоциативного сопоставления фактов, каким он был у Вертова, монтаж стал у Эйзенштейна поистине могучим средством выражения идей революции. Великий художник кино, вдохновенно воплотивший образ социалистической революции на экране, Эйзенштейн был и остаётся вместе с тем и крупнейшим теоретиком киноискусства, и его исследования кинокомпозиции являются классическими.

Если в творчестве Эйзенштейна родился новый жанр киноэпопеи, то творчество другого классика советского кино В. Пудовкина положило начало революционной кинодраме.

Рисуя народное движение, Пудовкин раскрывал его смысл не только через собирательный образ массы (как это делал Эйзенштейн в "Броненосце Потёмкине"), но и через подробно выписанные судьбы отдельных её представителей. В своих фильмах "Мать" (1926) и "Конец Санкт-Петербурга" (1927) Пудовкин, в отличие от Эйзенштейна, прибегал не только к съёмке типажа (т. е. непрофессиональных актёров, людей, чьи внешние данные отвечали замыслу режиссёра), но привлекал на главные роли актёров реалистической школы. Пудовкин также был выдающимся теоретиком киноискусства, его труды по кинорежиссуре, сценарному и актёрскому творчеству переведены на многие языки мира.

Круг интересов Г. Козинцева и Л. Трауберга, работавших в Ленинграде и возглавлявших группу ФЭКС, - определялся историко-литературной и исторической тематикой, которая воплощалась главным образом средствами стилизации в духе романтического искусства начала века ("Шинель", 1926, "С.В.Д", 1927), импрессионистической живописи ("Новый Вавилон", 1929) и др. Опыт ФЭКС оказал положит, влияние на изобразительную и актёрскую культуру кино.

Если первое поколение советских кинорежиссёров свои лучшие произведения посвятило историко-революционной тематике, то следующее поколение 2-й пол. 20-х гг. (А. Роом, Ф. Эрмлер, С. Юткевич, Е. Червяков и др.) обратилось к современности, к сложной проблематике противоречивого быта восстановительного периода, к борьбе за новую мораль, против пережитков капитализма в сознании людей. Тем же темам посвятил некоторые фильмы и режиссер Я. Протазанов, начавший свой творческий путь ещё до революции.

После Октябрьской революции советское кино сразу же определилось как искусство многонациональное. Борьба за создание национальной кинематографии была предопределена национальной политикой партии. В. И. Ленин обращал особое внимание на продвижение кино в республики Советского Востока, где значение киноискусства как орудия культурной революции было исключительно велико. Уже к середине 20-х гг. сформировались кинематографии украинского, грузинского, азербайджанского, армянского, белорусского, и узбекского народов, но развитие их шло неравномерно и зависело как от общего состояния экономики республики, так и от особенностей развития национального быта и культуры.

Русская советская кинематография оказала большую помощь кинематографиям братских республик в их первоначальном становлении творческими и техническими специалистами, которые налаживали производство фильмов в этих республиках, а также подготовкой национальных кинематографических кадров в киноучебных заведениях Москвы и Ленинграда.

20-е гг. были временем стремительного и бурного развития советского кино. Рождённое Октябрьской революцией и вдохновлённое её идеями, оно в лучших фильмах этих лет достигло высокой зрелости и выдающегося мастерства. За очень короткий срок - меньше десятилетия, киноискусство СССР под руководством Коммунистической партии и Советского правительства добилось решающих идейно-художественных успехов и заслуженного международного признания. Не случайно, что в 1958, во время Брюссельского кинофестиваля, кинокритики всего мира, составляя список 12 лучших фильмов мирового кино, включили в него три советских немых фильма - "Броненосец Потёмкин", "Мать" и "Земля", а фильму "Броненосец Потёмкин" присудили первое место.[9]

Наши рекомендации