Использование количественных шкал для оценки качества подготовки специалиста
При решении задач количественной оценки качества образования, в том числе, и в кинематографии, в той или иной форме возникает проблема, связанная с выбором количественных шкал как для интегральной оценки, так и для оценки частных характеристик, определяющих качество подготовки специалиста [44].
Несмотря на то, что решение задач, связанных с оценкой качества подготовки специалиста, носит частный характер, требует разработки конкретных методик, в первую очередь, связанных с целью проводимой оценки (сравнительный анализ уровня подготовки, сертификация системы менеджмента качества, внутренний аудит, аккредитация, лицензирование), можно сформулировать общие рекомендации по выбору количественных оценочных шкал.
A. Для оценки отдельных характеристик целесообразно использовать одномерные измерительные шкалы, являющиеся результатом постепенного преобразования «более слабых» неметрических порядковых (категорий, балльных, заметности ухудшений, в некоторых случаях – шкал семантического дифференциала) шкал в «более сильные» метрические относительные шкалы.
B. В том случае, когда конечной целью оценки качества подготовки специалиста является присвоение определенной категории, градации, отнесение к определенному классу по уровню качества, результатом проводимого преобразования должна являться классификационная шкала, например, лингвистическая шкала, терм-множествами которой являются классы, либо заданные нормативно- техническими документами, либо сформулированные в результате применения субъективных квалиметрических экспертиз. Для такой одномерной лингвистической шкалы в качестве функции принадлежности к терм-множеству может быть принята вероятность попадания ответа эксперта в это множество.
C. Для интегральной оценки качества подготовки специалиста необходимо иметь возможность построения расчетной многомерной шкалы с использованием какой- либо расчетной интегральной модели, например, статистической функции, полученной на основе характеристических функций, на основе которой формулируется интегральный критерий оценки. При необходимости одновременного решения задач классификации такая шкала позволяет не только получать интегральную оценку, но также определять принадлежность определенной совокупности частных характеристик к соответствующему классу на интегральной многомерной классификационной шкале.
4.4.Структурирование международного образовательного сотрудничества технологической кафедры университета кино и телевидения
Международное сотрудничество в сфере образования является непременным условием обеспечения современного уровня подготовки выпускников независимо от направлений подготовки и должно органично входить в общую инновационную образовательную программу университета. Тем не менее, технологическая подготовка специалистов, особенно для такой сферы, как киноиндустрия, имеет определенные особенности, которые должны учитываться при структурировании международной деятельности, при определении наиболее приоритетных направлений.
Международное сотрудничество в сфере технологий киноиндустрии целесообразно в таких направлениях, как:
-технологии производства мультимедийной техники, включая вопросы технологии приборостроения, основанного на новых физических принципах;
-технологии эксплуатации и сервисного обслуживания этой техники, методы оценки ее надежности;
-информационно- измерительные технологии, контроль, тестирование, диагностика;
- субъективные методы оценки качества изображения и звука;
-гармонизация нормативно- технических документов на характеристики и методы испытаний;
-сертификация.
Партнерами сотрудничества, в первую очередь, должны быть высшие учебные заведения (например, Масачусетский технологический университет, Рочестерский институт технологий, Технологический Университет Сиднея, Оклендский Технологический Университет и др.), что позволит формировать инновационные интерактивные методики обучения, программно- технические комплексы, разрабатывать гибкие модульные программы на основе компетентостного подхода, разрабатывать методическое обеспечение, программы выполнения научно- образовательных проектов, а так же обеспечит методический и аппаратный доступ студентов, аспирантов и преподавателей к международным электронным базам данных и образовательным ресурсам.
Не менее важными партнерами также являются фирмы- производители мультимедийной техники. Сотрудничество с ними позволяет осваивать современные технологии производства и эксплуатации киновидеотехники за счет организации стажировок преподавателей и практик студентов и аспирантов, за счет подготовки команд специалистов. Приобретение оборудования и программного обеспечения этих фирм в итоге даст возможность создавать совместные исследовательские лаборатории.
Сотрудничество с организациями, занимающимися разработкой нормативно- технической документации (ISO, IEC, ITU, SMPTE, IEE) и сертификацией оборудования (Lucasfilm THX) целесообразно для решения вопросов технического регулирования и обеспечения совместимости отдельных информационных технологий и технических средств, используемых в киноиндустрии, на основе гармонизации стандартов.
Также существенным элементом международной образовательной деятельности следует рассматривать публикации студентов, аспирантов, преподавателей в зарубежных периодических изданиях и выступления на международных конференциях по технологическим аспектам киноиндустрии.
Рассмотренная структура задач в сфере международной деятельности технологической кафедры Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения направлена на создание единой информационной научно- образовательной среды для развития науки и образования в киноиндустрии.
Выбор приоритетных направления международного сотрудничества и предпочтительных партнеров также может быть основан на экспертных методах.