Юрий Борисович Беспалов (Горький – Нижний Новгород)
Юрий Борисович Беспалов (род. 1935) — нижегородский режиссёр документального и научно-популярного кино, режиссёр и ведущий программ Нижегородского телевидения, заслуженный деятель искусств РФ, действительный член Российской Академии Кинематографических Искусств «Ника», член гильдии кинорежиссёров России, руководитель творческого объединения «Нижегородская летопись» Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Нижний Новгород».
Окончив в 1958 году историко-филологический факультет Горьковского университета, он начал работать ведущим и режиссёром на местной телевизионной студии телевидения. Фильмы Беспалова принесли Горьковской студии телевидения успех на всесоюзном телеэкране, на смотрах и фестивалях: «Песнь о волжской столице», «Сибирь. Улица Горьковская» (первая награда была получена студией именно за этот фильм), «Посмотри на город» (первый выход студии на «Интервидение», первое участие в крупном зарубежном мероприятии – Всемирной выставке в Монреале). С тех пор его фильмы награждались неоднократно. Но имя Юрия Борисовича Беспалова пока ещё, к сожалению, недостаточно известно зрителю.
Музей кино, считая это глубоко несправедливым, попросил режиссёра отобрать фильмы для этой ретроспективы и прислать к ней короткое предисловие – вот оно:
«Горьковскому Нижегородскому Государственному телевидению 29 сентября 2012 г. исполнится 55 лет (юбилей, однако!!!), а Горьковскому «телефильму» (главной редакции по производству кинотелефильмов) – уже 45!
Вот это моя жизнь и работа – с 1 апреля 1958года, когда я, ещё не защитив диплом истфила Горьковского университета, стал помощником режиссёра на Горьковском телевидении…
Первой моей режиссёрской работой стала передача «Дунаевский в кино»…
Так случилось, что я стал вроде бы кинолетописцем, – в 1962 году монтировал фильм «Песнь о Волжской столице», потом снимал с друзьями - Юрием Адриановым и Игорем Кузнецовым фильм «Посмотри на город» (фильм чёрно-белый, сохранилась лишь единственная его копия, его показывали в Советском павильоне в Монреале, на тогдашней Всемирной выставке), «750-я весна» (к юбилею Нижнего), «Там, где Волга встречается с Окой» – это в 1977 году, там текст читал Александр Сокуров, когда-то он был моим режиссером, а в 1981 году, тогда он уже режиссер «Ленфильма», Александр по моей просьбе написал сценарий первого тогда в России фильма о Шаляпине и Горьком – «Ты взойди, солнце красное»…
… Счастливое было время…
… И особенно счастливое, когда довелось мне работать с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским – «Болдинское притяжение», «Краски вселенной», «Стрела времени» (там мы вместе читали дикторский текст) и «Болдинская Бессонница», там Иннокентий Михайлович согласился у нас и сниматься…
… Давно это было…
… Но, слава Богу, было…»
Июня, 17.30
Пресс-центр
ПОСМОТРИ НА ГОРОД
1963, 30 мин.
Я ВЕСНА
1971, 30 мин.
ТАМ, ГДЕ ВОЛГА ВСТРЕЧАЕТСЯ С ОКОЙ
1977, 30 мин.
НИЖЕГОРОДСКИЙ КРЕМЛЬ
1983, 10 мин.
Июня, 17.30
Пресс-центр
«ЧТО ВАМ В ЭТОМ НИЖНЕМ?»(Горький в Нижнем Новгороде)
1968, 30 мин.
«НОВЫЙ ВЕК Я ВСТРЕТИЛ…»(Горький – Человек. Судьба)
1988, 60 мин.
Июня, 17.30
Пресс-центр
«ТЫ ВЗОЙДИ, СОЛНЦЕ КРАСНОЕ»(Шаляпин и Горький)
1981, 50 мин.
БОЛДИНСКАЯ БЕССОНИЦА
1983, 50 мин.
КУЗЬМА МИНИН. ПОСЛЕСЛОВИЕ К СУДЬБЕ.
1988, 10 мин.
Июня, 17.30
Пресс-центр
СТРЕЛА ВРЕМЕНИ. РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ВЕЧНУЮ ТЕМУ(академик Зельдович о теории «Большого Взрыва» А. Фридмана)
1987, 50 мин.
ЗЕРКАЛО ВРЕМЕНИ(фотограф Максим Дмитриев)
1988, 45 мин.
Киноконтестации:
Общественные движения и гражданское общество
во второй половине XX века.
Совместная программа Музея кино и Международного Мемориала
При поддержке
Итальянского Института Культуры в Москве, Польского культурного центра в Москве,Чешского центра при Посольстве Чешской Республики в РФ,
Киноконцерна «Мосфильм».
В центре программы – исследование массовых общественных и протестных движений во второй половине XX века в странах Европы: «Красные бригады» и «Католическое действие» в Италии, освободительные движения в Африке и молодёжные протесты 60-х в Европе, противодействие вторжению войск Организации Варшавского договора и «Бархатная революция» в Чехословакии, движение «Солидарность» и «Оранжевая альтернатива» в Польше. Отталкиваясь от фильмов – иногда снятых выдающимися режиссёрами и писателями, например, как фильм «Гнев» Пьера Паоло Пазолини и Джованни Гуарески, иногда – любительских или хроники, как в чешской части программы, – приглашённые историки, культурологи и киноведы размышляют о взаимовлиянии кинематографа и политической реальности.
Июня, 17.45
Шатёр «Керчь»
Киноконтестации:
ГНЕВ/ La Rabbia
Режиссёры: Пьер Паоло Пазолини / Pier Paolo Pasolini, Джованни Гуарески / Giovanni Guareschi
Италия, 1963, 104 мин.
Июня, 19.30
Шатёр «Керчь»
Киноконтестации после фильма:
Адриано Дель Аста, профессор, директор Итальянского Института Культуры в Москве;
Валерий Петрович Любин, доктор исторических наук, профессор Московского государственного лингвистического университета, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам Российской Академии наук (ИНИОН РАН).
Модераторы дискуссий: Наум Клейман, Максим Павлов, Борис Беленкин.
Июня, 17.00
Шатёр «Керчь»
Киноконтестации:
ХАОС/ Zmatek,
Режиссёр: Эвальд Шорм / Evald Schorm, Яромир Каллиста / Jaromír Kallista
ЧССР – Чехия, 1968-1990, 36 мин.
ЛИБЕРЕЦ 21.8. 1968 / Liberec 21.8.1968, монтаж хроники
ЧССР, 24 мин.