Модуль 5. Режиссерский сценарий рекламного ролика

Главная и основная задача режиссерской разработки - определение визуального и звукового решения фильма. И поэтому процесс непосредственной реализации литературного сценария начинается с разработки сценария режиссерского.

При разработке режиссерского сценария руководствуются следующими принципами:

1. Рекламный фильм не требует подробного показа событий, предшествующих обыгрываемой ситуации. Никого не интересует, что делал герой фильма до того, как сел, например, в рекламируемый автомобиль и почему он сел именно в него.

2. Рекламный фильм часто не требует точного обозначения места и времени действия, если это, конечно, не способствует раскрытию основной идеи. Иными словами, никого не интересует, в каком городе герой фильма сел в рекламируемый автомобиль, если, конечно, он через несколько минут не оказался в другом городе (если идея – не показать скорость автомобиля, а продемонстрировать его другие качества).

3. Рекламный фильм допускает условное обозначение обстановки в месте действия или ее полное отсутствие, если обстановка не работает на основную идею. Ничто не должно отвлекать зрителя от главного. В противном случае при рекламировании, допустим, чайника мы будем вместо этого рекламировать кухню, на которой стоит этот чайник, а сам чайник окажется просто предметом интерьера.

4. Рекламному фильму противопоказаны персонажи, не способствующие раскрытию основной идеи. Ибо любого нового персонажа необходимо представить зрителю – врезкой на среднем или же крупном плане. А усвоить кадр мы можем только в том случае, если длится он не менее секунды. Представление персонажей затягивает действие, что негативно сказывается на его восприятии.

5. Рекламный фильм допускает гротескное представление отдельных действий и реакций персонажей. Особенно это касается драматизированной рекламы, где конфликт лучше выражать визуально, а не через простое столкновение чувств – на них у нас просто нет времени, ибо на весь ролик нам отводится всего 30 секунд.

6. Рекламный фильм, как и любая рекламная идея - это трюк, с помощью которого внимание потребителя фокусируется на том или ином товаре. А это значит, что применение кинематографических трюков органично для рекламного фильма.

7. К рекламному фильму нельзя подходить с режиссерскими мерками художественного кинематографа, он требует динамичного развития событий и предельной лаконичности в изобразительных средствах. Т.к. в среднем в рекламном фильме присутствует не более 15 кадров, в то время как в художественном фильме их – не менее 2 000.

Таким образом, если литературный сценарий - это, в первую очередь, рекламная идея фильма, то режиссерский - это партитура, на основании которой стоится вся дальнейшая работа съемочной группы.

Исходя из общего содержания картины и замысла ее, из развивающегося в ней действия, режиссер составляет план. Он как бы разбивает целое на мелкие части — кадры. При этом заранее определяются многие важнейшие стороны будущего произведения: содержание каждого кадра, его крупность, характер декораций, характер натуры, мизансцены, темп картины, ритм, отдельные куски музыки, шумы и даже некоторые монтажные ходы.

Основные параметры – это, конечно, мизансцена, атмосфера и темпо-ритм. Это те выразительные средства режиссуры, с помощью которых создается цельное произведение. Рассмотрим их подробнее.

Мизансцена — (от франц. mise enscene) — размещение на сцене. Под мизансценой понимается сумма тех движений, которые по логике действия производит на сцене актер в соответствии с текстом. Актер входит, выходит, садится, встает, подходит ближе к авансцене или уходит в глубину, подбегает к партнеру или расходится с ним. Совокупность этих простейших движений и образует мизансцену, расположение актера на сцене. В мизансцене обязательно должен быть смысл, должно быть классическое триединство – единство места, времени и, что немаловажно, действия. Это как бы миниспектакль в спектакле.

А если мы говорим о кинематографической или телевизионной мизансцене, то здесь важно помнить, что ее родителями являются, во-первых, мизансцена театральная, а во-вторых – вмешавшаяся в действие камера. И именно камера значительно меняет характер мизансцены. В театре зритель все время смотрит, как говорят кинематографисты и телевизионщики, на общий план сцены: он постоянно вынужден выделять из общего частное, постоянно должен анализировать. Режиссер ему в этом помогает, безусловно, расположением самих актеров (главные действующие в мизансцене лица, как правило, выходят на передний план, часто – на авансцену), а кроме того – освещением, звуковым решением спектакля, динамическими его характеристиками. Но, тем не менее, зритель все время видит действие целиком.

В кинематографе же за общими, средними и крупными планами, за различными ракурсами, в которых предстают главные герои, мизансцены особенно и не видно. Есть разрозненные куски мозаики, которые зритель уже складывает в единое целое. Режиссер как бы водит зрителя за руку и постоянно говорит ему: «посмотри на глаза или на руки этого героя» - и Вы уже не можете взглянуть на его фигуру в общем, на его одежду, на его прическу, наконец. Вы должны додумать, достроить в своем воображении недостающие элементы, выстроить свой образ этого героя и при этом следить за развитием действия.

Мизансцена четко выстраивается в соответствии со сценарием и в зависимости от события. Событие стоит в центре внимания зрителя, и здесь следует отметить, что до события мизансцена одна, после него другая.

На каждую мизансцену должно отводиться достаточно времени для того, чтобы зритель понял и осознал ее. В идеале в рекламном видео – не менее 3 секунд, иначе основные положения могут быть не усвоены.

Атмосфера — это материальная среда, в которой живет, существует ваш образ. Сюда входят звуки, шумы, ритмы, характер, освещение, костюм, вещи и т.д. В рекламном фильме — это еще и цвет, аудиоряд (музыка), шрифт и цвет слогана.

Атмосфера – это фон мизансцены. Подобно фону на полотне живописца, она должна создать определенное настроение у зрителя для восприятия мизансцены и всего действия в целом. Настроить реципиента на определенный лад: сделать его веселым или грустным, счастливым или несчастным. А достигается это, прежде всего, колористическим решением кадра, его светотональным решением, а также звуками, музыкой, т.е. воздействием одновременно на разные органы чувств. Атмосфера порождается мизансценой и сама ее порождает. Предшествует событию и истекает из него. Причем до события атмосфера всегда одна, а после него – всегда другая.

Темпо-ритм – термин, привнесенный в театральный и кинематографический мир великий русский режиссер К.С. Станиславский. Термин вбирает в себя темп (скорость) и ритм (частота скорости).

Темп —это скорость или медленность, он является элементом ритма, характеризующим ритмический рисунок во времени.

Ритм — это соотношение движений и остановок в пространстве и времени, или ритм — это протекающие во времени действия, звуки, чувства разнообразных продолжительностей с перерывами между ними, или правильная смена движений, звуков, чувства различной интенсивности.

В темпо-ритме важно все – и движение, и остановка, акцентировка. Если остановки нет – нет и ритма, все сливается в одно непрерывное монотонное действие. Неритмичная речь усыпляет, неритмичные движения быстро надоедают.

Темпо-ритм бывает внутренним (психологическим) и внешним (физическим). Можно двигаться быстро и при этом жить в спокойном, размеренном ритме, как это делает бегун на длинные дистанции. Это внешний, физический темпо-ритм. А можно медленно двигаться и при этом жить в напряженнейшем ритме – как студент перед экзаменом, лихорадочно пролистывающий в голове конспекты лекций и пытающийся вытащить ту единственную страницу, которая спасет его от двойки. Это внутренний, психологический темпо-ритм.

Только совокупность динамики и периодических остановок в сочетании с мизансценой и атмосферой действия дает всю полноту картины, раскрывает полностью режиссерский замысел.

Все предварительные соображения записываются в режиссерском сценарии, который представляет собой как бы технический и творческий проект будущей картины.

Обычно режиссерский сценарий делится на следующие графы:

1. Номер кадра.

2. План. Если кадр снимается с неподвижной точки, не пишется ничего, кроме определения крупности; если кадр снимается с движения, то в этой графе помечается: панорама или отъезд или наезд и т. д.

3. Содержание кадра.

4. Аудиоряд, сопровождающий кадр.

5.Примечания. В этой графе обычно отмечаются технические средства съемки, необходимость операторского крана, тележки или каких-нибудь особых приспособлений. А также характер массовки, костюмы. Если сцены боевые, отмечаются дымы, взрывы, выстрелы.

Вот конкретный пример литературного (авторского) и режиссерского сценариев рекламного ролика:

1. Литературный сценарий.

Ребенок сидит под одеялом с фонариком и читает книжку. Голос за кадром: «В детстве книга была для тебя чудом. Но книга – чудо рукотворное». Та же книга рекламируется в магазине, затем показывается процесс ее создания. Голос за кадром: «Ты можешь стать одним из тех, кто продвигает книгу на рынок, пишет и редактирует текст, создает иллюстрации…». Двери аудитории, из которых выходят студенты. Общий вид здания Московского государственного университета печати. Голос за кадром: «Если будешь учиться в Московском государственном университете печати. Поверь в чудо!».

Режиссерский сценарий.

№ кадра План Видеоряд Аудиоряд Примечания режиссера
Крупный Ребенок под одеялом с фонариком читает книгу. Вид изнутри – видны складки одеяла, дрожащий лучик фонарика и завороженное лицо ребенка. Легкая чуть сказочная музыка, которая будет продолжаться на протяжении всего ролика. Голос за кадром: В детстве книга для тебя была чудом. Подсветить страницы книги, чтобы от них исходило свечение
Деталь Страница книги с иллюстрацией Но книга – чудо рукотворное.  
Общий Реклама новой книги в магазине – та же самая страница, которую мы видели в предыдущем плане. Ты можешь стать одним из тех, кто продвигает  
Средний Женщина подписывает у мужчины какую-то бумагу. книгу на рынок, пишет  
Деталь На листе крупная надпись: «В печать» и редактирует текст,  
Крупный Женщина за компьютером, на экране – та же самая страница книги. создает иллюстрации.  
Общий Дверь аудитории в институте раскрывается, из нее выходят студенты. Если будешь учиться в Московском государственном университете печати.  
Общий Адресный план здания МГУП Поверь в чудо!  

Рис.12. Пример режиссерского сценария рекламного ролика

Режиссерский сценарий, перекладывая замысел на язык системы отдельных кадров, служит режиссеру постоянным ориентиром. Чем точнее запись кадров, тем лучше работает на съемке этот ориентир.


Наши рекомендации