Ирина Шаталова, директор киноклуба «ДОКер»

- По каким принципам вы отбираете документальные фильмы для показа?

- Когда проект "ДОКер" образовывался три года назад, мы выработали три основных и важных для нас, как отборщиков, принципа, они указаны на сайте "ДОКера" и звучат следующим образом. «Проект «ДОКер» умышленно не делит фильмы на направления и школы, а отбирает картины для просмотра по трём простым принципам: 1) в словосочетании «документальное кино» слово «кино» несёт основной смысл; 2) есть миллион способов создания документального фильма, но одно в нем обязано быть неизменным - он должен обладать драматургией и быть интересным; 3) изображение и звук важны для неигрового кино не меньше, чем для игрового. Из звуков и образов состоит киноязык, которым рассказывается история, а если он будет скудным, то историей никто не проникнется». Но, безусловно, за время работы проекта у нас появились и другие принципы, которыми мы руководствуемся. Мы почти перестали показывать короткометражное кино, поскольку нам интересно тестировать аудиторию именно на предмет потенциально "прокатных", то есть полнометражных картин. Для нас стало важным, чтобы фильм, который мы выбираем, не был выложен в открытый доступ в Интернете - это не табу, но очень желательный для нас фактор, и связан он с нашей уверенностью в том, что документалистам необходимо выработать и придерживаться определенного индустриального стандарта. Грубо говоря, премьера у фильма должна состояться на фестивале, затем должен пройти определенный круг кинопоказов на большом экране - на фестивалях и таких площадках, как наша, затем, если повезёт, кинопрокат, затем - опять же, если повезет – ТВ, и только потом - открытый доступ в сети. Прописанных правил такого поведения у отечественных документалистов, по сути, еще нет, но каждый автор доходит до них сам и постепенно. У "ДОКера" есть и другие причины для выбора фильмов - иногда это совместные акции с культурными центрами и кинофестивалями, когда авторы проекта выбирают фильм из предложенной программы.

- Пользуются ли документальные фильмы популярностью у аудитории?

- Бесспорно, пользуются, иначе "ДОКер" бы не продержался свои 6 сезонов. О популярности документального кино объективно говорят многие уже свершившиеся факты: открытие Центра Документального Кино в Москве; зрительская популярность фестивалей документального кино, таких как "Россия" в Екатеринбурге (залы полные с 10-ти утра и до позднего вечера всю неделю фестиваля), "Флаэртиана" в Перми (к слову, в этом городе существует многозальный Киноцентр "Премьер", где документальное кино показывается на протяжении всего года в одном из залов), "Артдокфест" в Москве, "Саратовские страдания" в Саратове, "Послание человека" в Петербурге и т.д. За последние годы в России появилось много новых фестивалей документального кино - какие-то из них пока существуют на почти безбюджетной основе, но активно ищут финансирование. Телеканал "24_DOC" за последние пару лет очень изменился в лучшую сторону, поменял облик, аудитория канала, насколько я знаю, растёт. На канале "Культура" тоже уже около 2-3 лет существует программа "Смотрим... Обсуждаем...", в рамках которой каждую субботу транслируется какой-нибудь документальный киношедевр. Если бы у всех этих начинаний не было аудитории, то они бы уже перестали существовать.

- А с чем связана популярность документалистики?

- Думаю, связана эта популярность с вполне обыденными факторами - человек не всегда хочет видеть на экране выдумку, экшн, хоррор, спектакль, игру по правилам и так далее. Ему также хочется на время окунуться в реальность - чью-то реальность, может быть, далёкую от себя самого, а, может быть, и близкую. Неигровое кино объективно даёт возможность вздохнуть и оторваться от мощнейшего потока информации, который обрушивается сейчас на каждого из нас. Документалистике есть, что возразить и миру развлечений, и миру СМИ, и компьютерным играм, и социальным сетям - в ней есть то, чего нет во всех перечисленных областях, - реальности, которой можно доверять и которая надолго способна поселиться в сердце такого зрителя, которому её, может быть, не хватает.

- Платите ли вы авторам фильма за показ?

- К сожалению, пока нет. Связано это с тем, что "ДОКер" не является коммерческим проектом, а все, кто на нём работает, в том числе и я, - всё это время являемся волонтерами. Деньги, которые собираются за билеты, полностью идут в кассу площадки, на которой устраивается показ. То есть можно сказать, что зритель таким образом оплачивает аренду зала. Важно отметить, что никто из отечественных авторов ни разу не интересовался этим вопросом, поскольку не привык к тому, что показы его фильмов могут оплачиваться. Проект "ДОКер", в свою очередь, нацелен на выход из области общественно-профессиональной организации в сторону коммерческой, потому что наше глубокое убеждение состоит в том, что развитие документалистики возможно, опять же, если следовать стандартам и законам рынка. Если у нас получится найти финансовую поддержку, то первой строкой в нашем бюджете будет плата авторам за показы.

- Какую роль играют специальные документальные проекты, киноклубы в судьбе документального фильма?

- Вариантов много. Автор может иметь премьеру или один из первых показов на подобной площадке - обсуждение со зрителями может дать ему хорошее понимание того, как воспринимает аудитория его фильм и что ждать от следующих показов. Такие проекты, как наш, стараются очень активно анонсировать показ, писать о нем в блогах и социальных сетях, рассылать пресс-релизы. Для кого-то из авторов это может стать аккумуляцией информации о его фильме и даже его заявление в информационной среде. Кто-то из авторов нередко использует докеровские афиши к своему фильму в дальнейшем его продвижении. Мы рады, что наши материалы пригождаются документалистам впоследствии. Кроме того, после показа мы нередко публикуем фото-отчет и подробную расшифровку дискуссии со зрителями, что опять же привлекает внимание к фильму. Иногда я даже встречаю цитаты из наших разговоров после показов в статьях о фильме, если он делает какие-то дальнейшие успехи. Кроме того, мы стараемся работать с прессой - на некоторые показы-события мы приглашаем кинокритиков и журналистов, и после показа выходят материалы о картине. Так, например, было с закрытым показом фильма "Непал форева" Алены Полуниной, после которого вышло шесть или семь полноценных рецензий и два интервью с автором. А через длительное время фильм выиграл главный приз во второй по значению программе Римского МКФ. Тогда все журналисты встрепенулись, полезли в Интернет выяснять, что это за фильм, а там уже по итогам нашего показа - страница в «Википедии» и все необходимые ссылки. Помню, что ко мне тогда обращалось много журналистов, которые никак не могли найти Алёну Полунину, чтобы взять у неё комментарий.


Наши рекомендации