Студии «Рок» Алексея Учителя

- Расскажите, чем занимается ваша студия?

- Студия «Рок» Алексея Учителя занимается производством художественных и документальных фильмов. Я занимаюсь продажами, работаю со всеми телеканалами и с Интернет-площадками. Но предпочитаю работать через сейлз-агента, они сразу охватывают все площадки.

- А что это за игроки?

- Сейлз-агенты – это дистрибьюторы. Любая компания, занимающаяся прокатом, выступает как агент. Мы продаем только наши картины, которые производит наша студия. Если бы продавали еще и чужие, то тоже выступали бы как дистрибьюторы.

- Студии выгодно производить документальные фильмы?

- Документальные фильмы студии обходятся бесплатно, поэтому мы их и производим. Все оплачивается за счет средств Минкульта или Фонда кино. Если есть деньги, почему бы не производить. Другое дело, что эти деньги не окупаются, но это и не наши деньги. А какую-то минимальную прибыль мы имеем, хотя бы с Интернет-продаж.

- Есть ли какие-то проходные темы, режиссеры, которые могут получить гос. финансирование?

- Я этим не занимаюсь, но знаю, что мы участвуем в общем конкурсе: есть стандартные документы, мы подаем заявку со сроками и т.д. И далеко не все наши заявки выигрывают, но какие-то проходят. У нас снимается 1-2 документальных фильма в год.

- А в копродукции вы снимаете?

- Снимаем, но художественное. Франция, Германия, Канада. Недавно сняли фильм, но пока прокатная история не ясна.

- После того, как вы сняли документальный фильм, как вы начинаете с ним работать? Есть какие-то прокатные стратегии?

- Стратегии в документальном кино не работают. Все телеканалы работают под заказ, у них нет потребности покупать дополнительно документальное кино. Они примерно раз в полгода формируют сетку и понимают, сколько им нужно часов документального кино в год. И эти часы набираются из тех фильмов, которые они уже купили, если права еще не просрочены, либо из тех, которые сняли по заказу конкретно для них. И покупать извне у них необходимости нет. Поэтому, в принципе, с документальном кино нет никакой стратегии. Мы можем только дать оповещение, что у нас готов фильм, можно сделать рассылку на каналы в дирекции документального кино: у нас появился фильм, если вам интересно, мы пришлем просмотровку. Обычно откликов на это нет – дай боже, один кто-нибудь ответит. Бывают отклики на платном телевидении, там иногда покупают. Но опять же тяжело им продать: это либо должна быть очень интересная и актуальная тема, либо еще что-то, что может их зацепить. Иногда региональные каналы покупают, но за очень маленькие деньги, может, за пару тысяч рублей. Из документальных на телеканалах были только фильмы Учителя: «Последний герой» о Цое, «Рок» про рок-исполнителей того же времени. Про Цоя, например, ажиотаж два раза в год – в его день рождения и в день смерти, июнь и август, если не ошибаюсь. Бешеных денег не платят, но хоть что-то.

- По каким принципам телеканалы закупают документальное кино?

- Сложный вопрос. Могу сказать, что «Первый» канал у нас покупал только фильм про Мацуева «Музыкант», но это была личная договоренность Эрнста, заплатили нам за этот фильм копейки – тысячу рублей. Это не считается продажей, это они сделали нам одолжение, показав этот фильм. Про Мариинский театр тоже фильм был взят на таких же условиях. Может, 3 тысячи рублей нам заплатили. И тоже к юбилею приурочили. «Россия» у нас еще ни один фильм не брала, хотя у них мощная дирекция документального отдела. У других каналов, в основном, свое производство. На таких каналах, как ТНТ, «Домашний», СТС вообще нет документального кино. «Культура» покупала фильм про Захара Прилепина. Канал ОТР недавно заинтересовался фильмами. Там есть специальная программа, она идет 40 минут. Они предложили 6 тысяч рублей, пока не двигаемся никуда: «Первый канал» – это одно, а здесь больше денег уйдет на изготовление материала и на оформление документов. Нам это не выгодно. Еще платные каналы могут купить – НТВ+, всемирная сеть «Первого канала», например.

- А как вы обычно реализуете остальные права, кроме телевизионных?

- Вообще, я занимаюсь продажами фильмов по направлению прав – иногда бывает, что мы продаем все права на какую-нибудь территорию. Например, в Японию. Я продаю за твердую сумму: 20, 30, 50 тысяч долларов, как договоримся, а компании-дистрибьюторы покупают все права на своей территории. И потом они начинают его распродавать японским компаниям частично по правам – телевизионные, Интернет и т.д. Мне проще продать сразу одному дистрибьютору все права, чем распределять, пусть даже это дешевле получится, т.к. я их рынок не знаю так хорошо, как они. Вся Азия продается сразу пакетом – либо несколько фильмов, либо по одному, но все права сразу. По России нам так работать не выгодно, мы продаем индивидуально каждый вид прав. Так можно собрать намного больше денег.

- Я заметила, что на днях на некоторых VOD-сервисах появились фильмы Таисии Решетниковой, которые сняты на вашей студии. Расскажите, как вы работаете с этими площадками?

- Фильмы Таисии, действительно, мы совсем недавно продали на Интернет-площадки. Их много – Megogo, Ivy, Omlet, Tviggle. С ними я работаю через дистрибьютора, он сразу продает на 5-6 площадок пакет, в который входит и наш фильм.

- А что с кинопрокатом?

- С документальным кино выйти в прокат нереально. У нас и с художественным проблема, а с документальным еще хуже все.

- Почему?

- Бывает, фильм получает кучу наград на фестивалях, в Каннах показывают. И даже пиар есть вокруг фильма, он у всех на слуху. А в России абсолютно проваливается в прокате. Не знаю, в чем дело. Возможно, до зрителя так и не дошла информация. Обычно мы не крутим рекламу на телевидении, но крутим по радио – видимо, этого недостаточно. Из российских фильмов у нас выплывают обычно только комедии, не на комедии российскому зрителю на российский фильм ходить, видимо, не так интересно. Вообще, главная проблема в том, что найти прокатчика на некоммерческое артхаусное кино очень тяжело. Все хотят прокатывать фильмы как «Горько», а кино другого формата идет с трудом. «Утопия Пикчерс» Максима Кузьмина прокатывает такие фильмы, иногда он совершает какие-то немыслимые действия. Но это единичный случай. Вообще, снимать документальное кино, чтобы заработать деньги, - не знаю таких примеров, пока я не видела такого.


Наши рекомендации