Занятие 11. ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ

«ФИЗИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БОЛЬ»

Цель: познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.

Взрослый с помощью «волшебного яблочка» спрашивает у детей, какие добрые дела они делали в детском саду, дома, на улице.

Взрослый поощряет детей за желание помочь другим, прийти на помощь в трудную минуту.

2. На дне «волшебной тарелочки» взрослый и дети видят

изображение лягушонка.

— Дети, что случилось с лягушонком? Волшебное яблочко рассказало мне историю, которая с ним приключилась:

Лягушонок прыгал по дорожке

И о камешек поранил ножку.

«Ой—ой—ой!» — заплакал лягушонок!

Как же голосок его был тонок!

Он листочек к ранке приложил

И к лягушке-маме поспешил.

3. Тренинг эмоций.

Взрослый предлагает всем детям представить, что они лягушата. Вновь читает четверостишие. Задача детей — передать состояние лягушонка, поранившего ногу, с помощью мимики, жестов, пантомимики.

(Дети выражают боль на лице, приподнимают «пораненную» ногу, наклоняются к ноге, прикладывают к ней листочек и на одной ноге, прихрамывая, идут к «маме» (взрослому).

Беседа с детьми

— Что чувствовал лягушонок, когда ушиб ногу? (Боль.)

— А вы испытывали когда-нибудь боль? (Ответы детей.)

4. Взрослый: Боль бывает разная: есть физическая боль — больно, когда:

— падаешь;

— кто-то сильно толкнул, ударил;

— порезал стеклом ногу или руку;

— ожегся чем-то горячим;

— ужалила оса или пчела;

— кто-то укусил (комар, паук, злая собака);

— очень холодно;

А бывает боль душевная (эмоциональная) — больно, когда:

— кто-то сердито кричит;

— кто-то дразнит, обзывает;

— кто-то не хочет делиться игрушками, сладостями.

Взрослый предлагает детям определить, какую боль испытал мальчик в следующей ситуации.

Текст для чтения

Мальчики во дворе затеяли игру в прятки.

— Юрка, бежим скорее, заберемся в тот большой ящик —

там нас никто не найдет.

Юра изо всех сил побежал к ящику, но нечаянно споткнулся, упал и расшиб ногу. Он громко заплакал. Федя подбежал к Юре.

— Успокойся, пожалуйста, Юра. Потерпи. Сейчас я позову твоего папу. Вот увидишь, все будет хорошо.

Из подъезда вышел Юрин папа:

— Возьми себя в руки, сынок. Ты же мужчина, а мужчины должны держать себя в руках. Ну-ка, покажи, что там у тебя? Какие пустяки! Сейчас мы промоем ранку, перевяжем колено — и все пройдет, а пока не падай духом. Как говорят, «терпи, казак, атаманом будешь! До свадьбы заживет!»

Дети делают вывод, что мальчик ощущал физическую боль.

— Кто помог Юре почувствовать себя лучше?

— Какие слова утешения использовали друг Федя и папа Юры?

— «Потерпи!»

— «Вот увидишь, все будет хорошо!»

— «Не падай духом!»

— «Возьми себя в руки, сынок!»

— «Все пройдет.»

Беседа

— Как вы понимаете слова отца: «Возьми себя в руки»?

(Сдержать слезы, перетерпеть боль, не плакать, когда на-

хлынули слезы.)

— Когда вам больно, кто вам помогает почувствовать себя

лучше? (Родные, друзья, врачи.)

— Как можно назвать людей, которые приходят на по-

мощь? (Добрыми, настоящими друзьями.)

— Как можно назвать поступки людей, которые спешат на

помощь (Благородные, добрые дела.)

5. Тренинг эмоций.

Ой, ой, живот болит!

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем, Том и Тим!

Жалоба медвежат сопровождается музыкой М. Красева «Жалобная песенка» (из музыкальной сказки «Тим и Том»).

Выразительные движения: брови приподнять и сдвинуть, глаза прищурить; туловище согнуть, живот втянуть; руки прижать к животу.

— Дети, как вы думаете, кто может помочь медвежатам?

(Айболит.)

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

— Доктор Айболит дал медвежатам лекарство, чтобы не болел животик. А как мы можем утешить медвежат? (Закрепление в речи слов утешения.)

6. Рисование на тему: «Медвежонок выздоровел».

Взрослый предлагает детям контурное изображение медвежонка.

Задача детей — показать в рисунке чувства медвежонка после того, как он выздоровел.

Во время рисования звучит музыка В. Адигезалова «Мне очень весело».

Занятие 11. ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ - student2.ru


Наши рекомендации