Занятие 3. ХОРОШО ЛИ БЫТЬ ЗЛЫМ?
Занятие 1.
Цель: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.
1. Занятие начинается со звучания веселой музыки (В. Адигезалов «Мне очень весело»).
Детям предлагается определить ее характер и эмоции, которые они испытывали во время ее прослушивания. Во время прослушивания музыки взрослый предлагает детям передать эмоциональное состояние, соответствующее настроению музыкального произведения: расслабиться,
улыбнуться, подмигнуть.
— Опишите настроение музыки. (Веселая, праздничная, ясная.)
— Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку? (Веселье, радость.)
Взрослый отмечает, что «настроение» музыки, так же как и у человека, бывает разным.
Детям предлагается послушать второй отрывок музыкального произведения, но противоположного характера - «сердитый».
Характер мимических движений меняется: дети сдвигают
брови, хмурятся, смыкают губы.
— Что вы чувствовали, когда слушали «сердитую» музыку?
— Какая музыка вам больше понравилась? Почему?
2. Знакомство со сказочными персонажами
— В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются «драконы»: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинять боль и неприятности другим. Вот такой случай произошел с одним из волшебников.
Игровая ситуация
В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой, которые будут совершать самые разные поступки.
В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица «волшебников».
Дети определяют: какой волшебник добрый, а какой — злой (по мимике лица).
Я слабым помогать готов, А я с улыбкой не дружу
Попавшим вдруг в беду, И лишь обидам рад.
Всегда приветлив и здоров Я гневом, злостью дорожу,
И правду говорю. Кусаю всех подряд.
Не жадничаю никогда, Не пожалею никогда,
Жалею я других. Нигде и никого.
Ошибки всем прощу всегда — Люблю на свете я всегда
Забуду я о них. Себя лишь одного.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
Беседа о добрых и злых людях
— Кого называют добрым? Кого называют злым?
— Как ведут себя добрые люди? А как ведут себя злые
люди?
— Какие слова говорят добрые люди?
— Какие слова говорят злые люди?
— Кого из своих родных или знакомых вы можете назвать
добрыми людьми? Почему?
— Приведите примеры злых героев из фильмов, мультфильмов.
— Почему они злые?
Просмотр фрагмента мультфильма «Приключение кота Леопольда».
(Доктор предлагает выпить коту таблетку «озверина», чтобы тот смог «усмирить» несносных мышат.)
Обсуждение просмотра мультфильма:
— Что случилось с добрым котом Леопольдом?
— Как вел себя Леопольд во время действия «озверина»?
— Почему доктор предложил ему выпить «озверин»?
— Кто вам больше нравится в мультфильме: кот Леопольд
или мышата? Почему?
Тренинг эмоций
Детям предлагается показать: шаловливых мышат;
сердитых мышат;
веселых мышат.
По окончании тренинга взрослый подводит детей к выводу:
— Каким лучше быть: добрым или злым?
Рисование на тему: «Добрый и злой»
Волшебники предлагают детям незаконченные рисунки собственных портретов (пиктограммы) и просят детей помочь им их дорисовать. Во время рисования взрослый обращает внимание детей на передачу эмоционального состояния каждого из волшебников.
По окончании рисования дети определяют, кому из волшебников какой рисунок они подарят.
В конце занятия добрый волшебник предлагает спеть песенку В. Шаинского «Улыбка».
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей — и она к тебе
Не раз еще вернется!
Припев: И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки!
добрый
— злой
Занятие 2. НАШЕ НАСТРОЕНИЕ
Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей.
1. В гости к детям приходят волшебники и благодарят за по-
даренные им рисунки.
Выставка детских рисунков и их анализ:
— Изображение какого волшебника вам больше всего понравилось: доброго или злого? Почему?
— Какие краски вы использовали для изображения злого волшебника?
— Какие краски вы использовали для изображения доброго волшебника?
Диагностика настроения детей
Взрослый отмечает, что волшебники тоже хотят поблагодарить детей и подарить им волшебные цветы (разного цвета: от белого до черного и — всех цветов спектра).
Дети могут сами выбрать цветок, который им нравится.
— А теперь поговорим о настроении. Настроение — это душевное состояние.
Взрослый обращает внимание детей на настроение волшебников:
— У доброго — настроение веселое, доброе, светлое, радостное, прекрасное.
— У злого — настроение мрачное, сердитое, угрюмое.
(Если дети затрудняются в характеристике эмоционального состояния сказочных персонажей, то взрослый сам знакомит детей с новыми для них словами.)
— А как вы догадались, что у доброго волшебника настроение хорошее, а у злого — плохое? (По выражению лица, мимике.)
2. Взрослый предлагает помочь злому волшебнику избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка.
Упражнение «Волшебный мешочек»
В мешочек волшебнику предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.
Взрослый предлагает детям обсудить их собственное настроение.
3. Упражнение «Расскажи о своем настроении»
Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений. Сначала взрослый выясняет, знают ли дети основные характеристики настроения человека, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребенка. (Вводятся понятия: веселое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чем-нибудь, хочется плакать).
— При помощи каких слов вы можете рассказать о своем настроении?
— Какое у тебя сейчас настроение?
— Какого цвета твое настроение?
— С каким запахом можно сравнить твое настроение?
— На что похоже твое настроение?
(Плохая погода, холод, дождь, хмурое небо — агрессивные элементы, которые свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.)
Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, взрослый им предлагает все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.
Для образца взрослый может вспомнить ситуации из своей жизни, связанные с плохим настроением, и тоже поместить эти воспоминания в мешочек.
В конце беседы взрослый обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:
— Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как веселое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.
— Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.
— А от чего зависит настроение?
— Может ли меняться настроение?
Текст для слушания.
Нюша и Маша играют во дворе. Вдруг Нюша оборачивается:
— Маша, послушай, кажется, кто-то плачет.
Около подъезда стоит маленькая девочка и глотает слезы.
Нюша и Маша подбегают к малышке.
Нюша: Что случалось? Почему ты плачешь?
Маша: Скажи, как тебя зовут? Где твоя мама?
Девочка: Моя мама потерялась. Она только что была здесь,
и вот — ее нет. А я — Оля.
Нюша: Не бойся, Оля, мама не может потеряться. Сейчас она придет за своей дочкой. Знаешь, мой брат Федя всегда сочиняет веселые стишки. Давайте и мы попробуем. Потанцуй вместе с нами. И не плачь! Ты уже большая девочка.
Девочки танцуют, а Нюша приговаривает:
— Ты не бойся и не плачь,
Миленькая Олечка.
Будем вместе маму ждать
И станцуем полечку.
Оля улыбнулась, слезы сразу высохли. А вот и Олина мама. Она спешит к дочке:
— Оля, ты здесь! Я же просила тебя постоять у булочной!
Спасибо, девочки, что побыли с моей малышкой. Как я вам благодарна!
Вопросы для беседы с детьми
— Что случилось с маленькой девочкой?
— Что чувствовала девочка, когда потерялась?
— Какими словами можно выразить ее настроение?
— Кто помог маленькой девочке?
— Изменилось ли ее настроение?
— Как Нюша и Маша помогли маленькой девочке?
— Оцените поступок девочки.
— Как можно успокоить человека, который плачет?
(Чтением или рассказом интересной истории, спокойной или веселой музыкой.)
— Как можно развеселить угрюмого, сердитого человека?
(Рассказать смешную историю, прочитать веселое стихотворение, предложить интересную, забавную игру и т.п.)
Взрослый заменяет фигурку, изображающую злого волшебника, «угрюмым волшебником».
— Посмотрите, дети, лицо у злого волшебника изменилось
— теперь оно угрюмое. Давайте попробуем его развеселить!
Взрослый предлагает игру «Жмурки».
По считалке дети выбирают «жмурку», потом раскручивают его в кругу, завязав глаза, под слова диалога:
— На чем стоишь?
— На мосту.
— Что продаешь?
— Квас.
— Ищи малышей, а не нас!
Сыграли кон, поменялся «жмурка», и детям предлагается еще одна вертушка: игроки раскручивают «жмурку» с завязанными глазами и приговаривают:
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой — топ!
А у кошки шарик — лоп!
Дружно топнули, говоря «топ!»; дружно хлопнули в ладоши, говоря «лоп!» — разбежались! Лови, «жмурка»! Игра повторяется 2—3 раза. По ее окончании взрослый обращается сначала к тем детям, у кого, например, в начале занятия было грустное, печальное настроение:
— Стало ли вам немного веселей?
Взрослый определяет словесно общее настроение детей.
5. Рисование на тему «Мое настроение».
6. Заканчивается занятие пением «Песенки бременских музыкантов» (муз. Г. Гладкова):
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
Нам любые дороги дороги.
Мы свое призванье не забудем!
Смех и радость мы приносим людям,
Нам дворцов заманчивые своды
Не заменят никогда свободы.
Наш ковер — цветочная поляна,
Наши стены — сосны-великаны,
Наша крыша — небо голубое,
Наше счастье — жить такой судьбою.
Занятие 8. ССОРА
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении.
1. На дне «волшебной тарелочки» взрослый «замечает» картинку и демонстрирует детям изображения двух девочек:
— Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражения их лиц! Как вы думаете, что случилось?
ПОССОРИЛИСЬ
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала —
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
— Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки?
(Из-за игрушки.)
— А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
— А что чувствуют те, кто ссорится?
— А можно обойтись без ссор?
— Подумайте, как девочки могут помириться?
Выслушав ответы, взрослый предлагает один из способов
примирения.
— Автор так закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
Взрослый акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
2. Тренинг эмоций.
— Давайте изобразим с помощью выражения лица и движений тела подружек, которые поссорились.
— Вам нравятся лица поссорившихся девочек? Почему?
(Они некрасивые, сердитые и т.п.)
— Дети, а когда вы ссоритесь с кем-нибудь, вам хочется
сразу же помириться?
— А как вы миритесь со своими близкими, друзьями?
Затем взрослый знакомит с еще одним правилом примирения: «Дружба начинается с улыбки...»
3. Упражнение «Дружба начинается с улыбки...».
Сидящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).
4. Проблемная ситуация.
(Для проверки степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.)
Наташа с Леной играли в мяч. Мяч покатился в лужу.
Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.
— Почему заплакала Лена? (Ей стало обидно.)
— Правильно ли поступила Наташа?
— Как бы вы поступили на ее месте?
— Давайте поможем девочкам помириться.
В конце беседы взрослый делает обобщение:
— Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признавать свою вину. Вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай играть вместе».
— Почаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!
5. Рисование на тему.
Взрослый предлагает детям нарисовать красивых бабочек, которых они могут подарить своим друзьям и, может быть, тем, кто сейчас в ссоре — они помогут помириться.
В конце занятия звучит песня «Голубой вагон» из мультфильма «Старуха Шапокляк»:
Медленно минуты уплывают в даль,
Встречи с ними ты уже не жди.
Жить без приключений нам никак нельзя.
Эй, прибавь-ка ходу, машинист!
Припев: Скатертью, скатертью
Дальний путь стелется
И упирается прямо в небосклон.
Каждому, каждому в лучшее верится,
Катится, катится голубой вагон.
В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Цель: учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; развивать умение снимать эмоциональное напряжение.
1. Взрослый в начале занятия предупреждает о возможном приходе гостя — мальчика, которого зовут Антоша. Затем взрослый обращает внимание детей на то, что кто-то поет. Антоша приходит в гости и поет детям отрывок из песни старухи Шапокляк:
...Кто людям помогает,
Теряет время зря —
Хорошими делами
Прославиться нельзя.
И я вам предлагаю
Всем делать точно так,
Как делает старуха
По кличке Шапокляк.
Далее взрослый обыгрывает сценку встречи гостя:
— Здравствуй, Антоша! Познакомься с ребятами.
— А что за песню ты нам сейчас спел?
— А разве вы ее не знаете? Это песенка из моего любимого мультфильма. А какого — пусть дети сами отгадают! Дети узнают знакомый мультфильм «Чебурашка и крокодил Гена».
— Дети, а чью песенку спел Антошка? (Старухи Шапокляк.) Почему?
— Почему с ней никто не хотел дружить? (Потому что она была злой, вредной, всем мешала.)
2. Тренинг эмоций.
Покажите, как старуха Шапокляк:
— злится;
— разрушает домик и смеется при этом;
— просит прощения за свои проступки;
— улыбается.
3. Анализ конфликтных ситуаций.
Как бы ты поступил?
Коля построил замок из песка. И все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.
— Как поступил Игорь?
— Что чувствовал Коля, когда Игорь разломал его постройку? (Обиду, досаду.)
— Как бы вы поступили на месте Коли?
— Какие советы вы можете дать Игорю?
играй дружно;
не обижай товарища;
не ссорься с товарищем;
если товарищ не умеет делать то, что умеешь ты, покажи ему, посоветуй — вместе будет интереснее;
— нужно радоваться успехам других.
Если дети не смогут перечислить все эти правила, взрослый сам их называет и объясняет значение каждого правила, раскрывая нравственную сущность того или иного поступка.
4. Взрослый предлагает послушать рассказ.
Лучший друг
Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать.
Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Луков катается. Рассердился Коля и во двор побежал. «Сейчас, — думает, — отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему — сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:
— Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг —
Коля.
Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:
— Что же вы на самокате-то не катаетесь?..
Ю. Ермолаев
Беседа по содержанию
— Можно ли назвать Колю и Вову друзьями? Почему?
— Из-за чего рассердился Коля?
— Какое желание возникло у Коли, когда он увидел, что
Вова взял без спроса его самокат?
— А у вас были случаи, похожие на тот, что описан в рассказе?
— Что вы чувствовали в этой ситуации?
— Что вам хотелось сделать?
— Как вы считаете, стоит ли драться, ссориться из-за того,
что кто-то взял без разрешения вашу вещь?
— Какие советы дали бы вы друзьям в подобном случае?
5. Игра «Угадай настроение».
Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.).
После определения «настроения» каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки.
При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
6. Рисование на тему: «Мое настроение».
Детям предлагается рассмотреть рисунок, представить себя на месте изображенных детей и подумать, какое у каждого из них было бы настроение в данной ситуации.
Свое настроение дети рисуют с помощью пиктограммы.
7. В конце занятия дети слушают или поют песню:
Муз. В. Шаинского
АНТОШКА
Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку!
Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку!
Припев: Дили-дили!
Трали-вали!
Это мы не проходили!
Это нам не задавали!
Антошка, Антошка,
Сыграй нам на гармошке!
Антошка, Антошка,
Сыграй нам на гармошке!
Припев
Антошка, Антошка,
Готовь к обеду ложку!
Антошка, Антошка,
Готовь к обеду ложку!
Припев: Дили-дили!
Трали-вали!
Это, братцы, мне по силе,
Откажусь теперь едва ли!
В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Цель: учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики. Взрослый показывает детям Волшебную книгу, в которую они будут записывать добрые поступки. Беседует с детьми о тех добрых делах, которые они успели совершить, вместе с детьми анализирует их и записывает в Волшебную книгу.
1. К детям приходит мальчик Антошка, он чем-то расстроен.
Взрослый приветствует детей и обращает внимание на Антошку:
— Что случилось? Ты чем-то расстроен?
58
АНТОШКИНА ИСТОРИЯ
Сегодня я вышел во двор и увидел, как ребята играли в убегалки-догонялки.
— Можно мне с вами поиграть? — спросил я ребят. — Чур,
буду убегалка!
— Нет уж, — ответили ребята, — если хочешь, чтобы мы
тебя приняли в игру, сначала побудь догонялкой.
Я обиделся и ушел. Но потом, когда оглянулся и увидел, как весело бегают ребята и как быстро превращаются в убегалку, мне стало грустно, я подумал, что обиделся зря, и решил вернуться...
— Но почему же ты грустишь?
— Потому что я не вернулся, из-за того, что не знал, что сказать ребятам.
Взрослый, успокаивая Антошку, обращается к детям с просьбой ему помочь.
2. Дискуссия с детьми.
— Антошка признался нам, что обиделся на ребят зря. Вы согласны с этим? Почему зря?
(Дети не отказали ему в игре, но есть правило очередности.)
— Приходилось ли вам обижаться?
— На кого вы обижаетесь чаще всего?
— Что вам хочется сделать с обидчиком?
— Хотелось ли вам отомстить обидчику?
— Что вы делали для того, чтобы отомстить?
3. Чтение рассказа В. Осеевой.
ОТОМСТИЛА
Катя подошла к своему столу — и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.
— Алеша! — закричала Катя. — Алеша! — И закрыла лицо руками, громко заплакала.
Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.
— Ничего я тебе не сделал! — быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
— Я тебе отомщу! — кричала со слезами Катя.
Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
— Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!
— Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя. — Еще как заплачешь!
— Это я-то заплачу? — Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. — А ты сначала поймай меня. Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал. Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.
— Алеша! — кричала она. — Алеша!
Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.
— Встань! Встань!
Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.
— Не можешь? — испуганно спрашивала Катя, ощупывая
Алешины колени. — Держись за меня.
Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.
— Больно тебе?
Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.
— Что, не можешь стоять? — спросила Катя.
Алеша еще громче заплакал и прижался к сестре.
— Я никогда больше не буду трогать твои краски... никогда... никогда... не буду!
— Из-за чего Катя обиделась на Алешу?
— Как Катя отомстила брату?
— К чему привело желание Кати отомстить брату?
— Что чувствовала Катя, когда Алеша упал с дерева?
— Что чувствовал Алеша?
— Как бы вы поступили в этой ситуации?
Взрослый выслушивает детские мнения, после чего лучший
вариант обыгрывается.
4. Поведенческий тренинг.
Дети распределяются парами и демонстрируют выход из конфликтной ситуации.
Взрослый подводит детей к осознанию нравственной сущности поступков:
— Маленькие дети еще многого не знают, поэтому им нужна помощь.
Дети знакомятся еще с одним правилом доброжелательного поведения:
— Если товарищ не умеет делать то, что ты умеешь, покажи ему, посоветуй, расскажи — вместе будет интереснее.
5. Игра «Падающая башня».
Взрослый предлагает всем вместе поиграть в игру, которая помогает избавляться от злости, обиды и дает возможность повеселиться.
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника — штурмуя башню, запрыгнуть на нее, издавая победные крики типа: «А-а-а!», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгнет на башню, не разрушив ее стены. Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.
6. Рисование «Дерево радости».
Взрослый раздает детям контурные изображения дерева и
наборы цветных карандашей. Задача детей — передать «на-
строение» дерева.
— А этот рисунок раскрась так, чтобы получилось дерево
Радости.
7. В конце занятия дети поют песню:
ПУСТЬ ПАДАЮТ КАПЛИ
Если дождик идет — не значит,
Будто туча от горя плачет.
Просто хочется доброй туче,
Чтоб росли мы быстрей и лучше.
Припев: Пусть падают капли,
А мы веселимся.
Ни капли, ни капли
Дождя не боимся!
Как услышим раскаты грома,
Так вприпрыжку бегом из дома!
Мы с дождем, как и с солнцем, дружим,
Ну-ка, все босиком по лужам!
Припев.
От последней упавшей капли
Вспыхнет радуга пусть внезапно!
На умытой дождем планете
Пусть от радости пляшут дети!
Припев.
Занятие 18.
Цель: учить детей анализировать собственное поведение и поступки других; формировать позицию ненасилия; развивать воображение и снимать эмоциональное напряжение путем рисуночной терапии.
В гостях у детей — мальчик Антошка. Взрослый сообщает о том, что Антошка очень любит смотреть мультфильм «Ну, погоди!» (А вы?) Взрослый предлагает посмотреть фрагмент.
Волк приходит на стройку. Увидев Зайца, он решил его поймать. В это время Бегемот дает Волку батарею, чтобы тот отнес ее в здание. Волк относит батарею и снова встречает Зайца. Погоня за Зайцем. Заяц оказывается в тупике. И здесь Волк решил, что он его поймал. Бегемот дает волку задание заложить стену. Волк быстро выполняет
задание, думая, что теперь-то он уж точно сможет поймать зайца, но случилось неожиданное: волк сам себя замуровал в стене. Ему ничего не остается, как пробить стену. В итоге волк оказывается в больнице.
Беседа по содержанию мультфильма
— Антошке в мультфильме нравится то, как Волк постоянно ссорится с Зайцем. А вам что нравится в мультфильме? Почему?
2. Тренинг эмоций.
Покажите, как:
— сердится Волк;
— Заяц боится Волка.
Что вы чувствовали, когда изображали Волка, Зайца?
3. Сочинение новой версии очередной серии мультфильма «Ну, погоди!»
— Представьте себе, что в вашей новой серии мультфильма «Ну, погоди!» Волк должен подружиться с Зайцем. Волк долго думает, но не знает, с чего начать.
А как вы думаете, с чего должен начать примирение Волк? Взрослый выслушивает ответы детей, выбирает оптимальный вариант и предлагает провести «репетицию съемки» новой серии мультфильма.
4. Поведенческий тренинг.
Распределяются роли, и дети демонстрируют сцену примирения Волка и Зайца с помощью диалога, мимики, жестов.
— Какой Волк вам больше нравится: злой, сердитый или
внимательный, добрый? Почему?
— Какие вы знаете мультфильмы, где Волк совершает добрые поступки? («Осенние корабли», «Волк и лиса», «Самый маленький гном».)
— В каких мультфильмах Волк причиняет вред, боль другим? («Три поросенка», «Красная шапочка», «Семеро козлят».)
— Какие поступки Волка вам больше нравятся? Почему?
Взрослый, обращаясь к Антошке:
— Тебе понравилась новая серия мультфильма «Ну, погоди! » (Да!)
С помощью сказочного персонажа взрослый делает вывод:
— Добрый волк очень симпатичный, потому что он умеет
дружить, никого не обижает, с ним весело.
Взрослый обращает внимание детей на то, что сегодня они сделали все вместе одно доброе дело: подружили Волка с Зайцем, и этот поступок они могут записать в Волшебную книгу.
(Берет ручку и на одной из страниц делает очередную запись.)
5. Анализ собственных поступков.
Вопросы к детям
— А приходилось ли вам совершать недобрые, плохие поступки?
— Какие поступки можно назвать плохими? Хорошими?
— Что вы чувствовали, когда поступали плохо?
— Что вы чувствовали, когда совершали хорошие поступки?
— Что чувствовали те, кому вы помогали?
6. Игра «Хорошо-плохо».
Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?
Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.
Примерный перечень детских поступков для игры:
Плохие Хорошие
1) порвал блузку; 1) защитил слабого;
2) обидел друга; 2) проведал больного друга;
3) поссорился с мамой; 3) обогрел и накормил
4) толкнул ногой щенка; 4) помог младшей сестре
5) ударил котенка; одеться и др.
6) разрушил птичье гнездо.
7. Рисование «Графическая музыка».
Детям предлагается с закрытыми глазами проводить по бумаге разнообразные линии в соответствии с восприятием музыки.
По окончании рисования дети должны найти в линиях образы птиц, животных и т.д.
Каждый увиденный образ ребенок обводит карандашом дру-гого цвета.
Занятие № 21. НАШИ МЕЧТЫ
Цель: продолжать закреплять знания о поведении в конфликтных ситуациях; учить сознательно управлять своими эмоциями (обидами); формировать дружелюбное отношение к окружающим; способствовать формированию адекватной самооценки.
1. Антошка пришел в гости к детям, чтобы поблагодарить их за то, что они научили его правильно общаться со взрослыми и детьми: не обижать, не угрожать, уступать, уважать ит.п.
— Спасибо, ребята, вам за вашу помощь и советы, которые помогли мне найти друзей, жить весело, дружно, обходиться без ссор. Но я знаю одну сказку, в которой друзья поссорились и теперь никак не могут помириться — им нужна наша помощь.
СКАЗКА «ЛИСА И ЗАЯЦ»
Жили-были два друга: зайчик Серый Хвостик и лисица Рыжий Хвостик.
Построили они себе домики и стали друг к другу в гости ходить.
Чуть только лисица к зайчику не идет, зайчик бежит к лисице и кричит: «Рыжий Хвостик! Что с тобой?»
А если зайчик к лисице не идет, лисица к зайчику бежит и кричит: «Серый Хвостик! Что с тобой?»
Как-то зайчик Серый Хвостик
Прибежал к лисице в гости.
— Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!
Вдруг он слышит: — Что за стук?
Видишь: поздно, скоро ночь.
Уходи-ка лучше прочь!
Зайчик думает: «Постой,
Я ведь тоже не простой!»
Вот лисица Рыжий Хвостик
Прибегает к зайцу в гости.
— Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!
Отвечает зайчик вдруг:
— Нет, голубушка, шалишь!
Слишком рано ты стучишь!
И с тех пор два лучших друга
Вечно злятся друг на друга.
Вопросы для обсуждения
— Почему в начале сказки зайчика и лисицу называли друзьями?
— Как заботились друзья друг о друге? (Ходили в гости, интересовались самочувствием.)
— Почему поссорились зайчик и лисица? (Из-за обиды, неумения уступить, помириться.)
— Какие слова могли обидеть зайца? (Уходи прочь!)
Взрослый предлагает детям помочь зайцу и лисице помириться.
2. Моделирование детьми сцены примирения зайца и лисы.
Выслушиваются детские версии примирения, выбирается наиболее удачный вариант, и взрослый предлагает разыграть сценку.
3. Мальчик Антошка знакомит детей со своим другом Ёжиком и предлагает посмотреть мультфильм «Осенние корабли».
Главный герой мультфильма Ёжик мечтает о море и корабле. Ему очень одиноко, а потому и грустно.
Идя к реке за водой, он встречает Волка, склонившего голову над сапогом и мечтающего о самоваре. Услышав мечту Ёжика, Волк сделал ему маленький кораблик. От неожиданной радости Ёжик даже взлетел в небо. Придя домой, он опустил кораблик в воду и заснул крепким сном.
4. Беседа по содержанию.
— От чего Ёжик взлетел в небо? (От радости, от того, что сбылась его мечта.)
— Кто помог сбыться мечте Ёжика?
— Как можно назвать поступок Волка?
— А какие добрые поступки вы совершили вчера, сегодня
(дома, в детском саду и т.п.)?
Добрые поступки детей взрослый записывает в Волшебную книгу и обращает их внимание на то, что книга выросла. В ней появляются все новые и новые записи о добрых поступках. (Их можно перечитывать, поощряя детей.)
— А были ли случаи, когда вы обижали кого-то?
— Что нужно делать, если вы сами начали ссору, причинили боль другому?
(Взрослый закрепляет правила поведения во время конфликта и в доброжелательной обстановке.)
— Вам когда-нибудь хотелось взлететь в облака, летать (от счастья, радости)?
— О чем вы мечтаете?
— Исполняются ли ваши мечты?
— Кто вам помогает в исполнении мечты?
5. Игра «Цветик—семицветик».
Взрослый предлагает детям взять «волшебный» лепесток и загадать только одно желание. Детям раздаются также красные и желтые фишки.
Рассказать о желании другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей, ребенок получает желтую фишку; если оно имеет общественное значение — красную. Повторное проведение этой игры позволяет судить об изменениях в уровне нравственного развития группы.
6. Рисование на тему: «Моя мечта».
7. Занятие заканчивается исполнением танца Утят.
ТАНЕЦ УТЯТ
На шагающих утят
Быть похожими хотят,
Быть похожими хотят
Не зря, не зря...
Можно хвостик отряхнуть
И пуститься в дальний путь,
И пуститься в дальний путь,
Крича «кря-кря!»
И природа хороша!
И погода хороша!
Нет, не зря поет душа,
Не зря, не зря...
Даже толстый бегемот,
Неуклюжий бегемот
От утят не отстает,
Кряхтит: «Кря-кря!»
Припев: На мгновенье надо
Детство возратить...
Мы теперь утята!
И так прекрасно на свете жить!
На веселых на утят
Быть похожими хотят,
Быть похожими хотят
Не зря, не зря...
Даже бабушка и дед,
Сбросив восемьдесят лет,
За утятами вослед
Кричат: «Кря-кря!»
Вместе: солнце, речка, дом —
Кружат в танце озорном,
Кружат в танце озорном
Не зря, не зря...
Неуклюжий бегемот
Ничего не разберет,
Но старательно поет:
«Кря-кря! Кря-кря!»
Припев.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Г.Я. Я хочу ! — СПб,
1996.
2. Богусловская Е., Купина М.А. Веселый этикет. — Екате-
ринбург, 1997.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.в. Учим детей общению. —
Ярославль, 1997.
4. Крейри Элизабет. Я злюсь: Для дошкольного и младшего
школьного возраста. — СПб.: НО и Комплект, 1995.
5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. —
Ярославль, 1996.
6. Лаврентьева