Кто где живет? Что где растет?
Играть можно один на один с ребенком или с группой детей. Взрослый называет любого зверя, птицу, рыбу, насекомое. Ребенок как можно быстрее называет место обитания этого существа (если играет группа детей, вопросы задают каждому по очереди). Принимаются ответы как общие: лес, луг, озеро, море, река или норка, дупло, улей, так и более конкретные: в лесу в дупле на дереве и так далее.
Так же можно играть и загадывая растения, хотя это может оказаться сложнее для детей. В этом случае попробуйте совместить обе игры в одну, то есть загадывайте по очереди то животное, то растение.
Сложность задания, естественно, определяется возрастом детей.
Угадай, кто это?
Взрослый называет характерную особенность какого-либо животного, а ребенок пытается угадать, кто это. Если загадка не разгадана, взрослый называет еще одну особенность (до пяти подсказок). Если ребенок угадал с первого раза, получает пять очков, со второго – четыре и так далее.
Если игра проводится в группе, каждому ребенку достается свой вопрос. Подсказывать не разрешается.
Если игра идет один на один с ребенком, вы можете меняться ролями, пусть ребенок тоже попробует загадывать вам животных.
Возраст 3–4 года
Как растут растения
Проращиваем семена
Возьмите семена растений, которые быстро прорастают, например фасоль, горох, подсолнечник, горчица, кресс-салат. Налейте в пластмассовую тарелку немного воды, положите туда пару бумажных салфеток или пористую резиновую или поролоновую губку, а сверху тонким слоем насыпьте семена.
Каждый день вместе с малышом проверяйте, не проклюнулись ли зеленые росточки. И конечно, добавляйте воды, чтобы салфетки (губка) оставались влажными.
Вы можете проращивать семена какого-то одного растения. Или взять семена нескольких разных растений и разложить их по разным тарелочкам. Для детей старше пяти лет сделайте красочные таблички около каждой тарелочки. Можно просто красиво написать название растения, а можно найти изображение листа или всего растения целиком и наклеить на табличку рядом с подписью.
Понаблюдайте, с какой скоростью будут прорастать разные семена. Можно завести дневник наблюдений и записывать туда, какого числа были посажены все семена, когда проросло то или иное растение, какого размера оно достигло через два дня, через неделю, зарисовать, какой формы листики у проклюнувшихся ростков разных растений.
Или нарисовать диаграмму роста высаженных растений и повесить ее на видном месте.
Особо страстному наблюдателю за росточками очень понравится такая идея. Возьмите стеклянную банку, несколько однотонных темных салфеток (любого цвета), две-три фасолины. Выложите стенки банки намоченными в воде салфетками, под них (на высоте примерно середины банки) аккуратно поместите фасолины так, чтобы ребенку было видно их снаружи. Поставьте банку на подоконник и не забывайте, что салфетки постоянно должны быть мокрыми. Вы и ваш юный биолог сможете увидеть своими глазами, как пробивается росточек, как появляется корешок, как они растут.
Возраст 4–5 лет
Рассада и огород
Малышам трех-четырех лет будет достаточно просто увидеть, что из семян, лежащих на мокрой салфетке, появились ростки. Детишкам постарше можно предложить посадить семена в землю.
Для этого возьмите небольшой плоский лоточек, насыпьте на дно немного песка, затем слой земли.
Подержав семена пару дней на мокрой салфетке, высадите их в землю (совсем не глубоко, чтобы кончик семени чуть торчал), мелкие семена можно насыпать на влажную землю без предварительного замачивания. Если дело происходит ранней весной, то совсем скоро вы сможете посадить проросшую рассаду в открытый грунт, и малыш будет ухаживать или просто наблюдать за своим огородиком в течение лета (даже если у вас нет садового участка, высадите свои растения, вскопав крошечную грядку на газоне около подъезда).
Если на дворе стоит глубокая осень или зима, используйте выросшие росточки в качестве витаминной прибавки к салату.
Вершки и корешки
Когда ребенок хотя бы несколько раз видел, что растения растут из семян, можно рассказать и показать ему, что есть и другие способы вырастить новое растение.
Например, возьмите проросший картофель, вырежьте и посадите «глазки».
Или отрежьте верхнюю часть от морковки, свеклы, редьки и поместите в блюдце с водой. Поставьте блюдце на освещенный солнцем подоконник, и через несколько дней появятся зеленые ростки.
Достаточно традиционное развлечение, знакомое нам еще с детства – выращивание лука в баночках из-под майонеза. Просто ставите луковицу на небольшую стеклянную баночку с водой, и все. Через несколько дней у нее появляются и вершки, и корешки.
Подопытные луковицы
На примере лука очень хорошо можно увидеть, что растению для нормального роста необходимы свет, вода и тепло.
Возьмите несколько одинаковых по размеру и плотности луковиц и одновременно поместите их в банки с водой, дайте начаться процессу роста вершков и корешков.
После этого все банки расставьте в разных местах квартиры так, чтобы выполнялись следующие условия:
• светло, тепло, есть вода (например на подоконнике на кухне);
• темно, тепло, есть вода (на кухне под столом);
• светло, холодно, есть вода (на балконе, если, конечно, там не жаркое лето);
• темно, холодно, есть вода (на балконе, но в шкафу или под коробкой);
• светло, тепло, нет воды (на кухне).
Понаблюдайте, где лук будет продолжать расти, а где перестанет. Где будет расти, но гораздо хуже, чем другая или другие луковицы.
Вместе с ребенком сделайте вывод, что именно необходимо растению для жизни.
Возраст 5–6 лет
Свои комнатные растения
Купите ребенку его собственное комнатное растение в небольшом горшочке и поставьте в детской комнате. Естественно, предпочтение нужно отдавать неприхотливым растениям, которые не нужно поливать и опрыскивать ежедневно.
Рядом с горшочком поставьте маленькую леечку с водой. Объясните ребенку, как надо правильно поливать растение (поставив носик лейки на край горшочка, а не задрав его над головой). Время от времени при ребенке или вместе с ним вскапывайте землю в горшочке палочкой. По весне прищипывайте растение, чтобы оно лучше росло. Объясните ребенку, для чего вы это делаете, скажите, что совсем не страшно, что вы удаляете верхушки веток, что наступает весна, и растение будет расти с новой силой. А после прищипывания оно пустит в стороны молодые сильные ветки.
Возраст от 1 года
Гербарии
Сделать гербарий очень просто. Положите собранные листья между двумя газетами и прогладьте утюгом. А затем готовые высушенные листочки можно:
• разместить в кармашках обычного маленького фотоальбома;
• наклеить на страницы магнитного фотоальбома (с самоклеящимися страницами);
• пришить к листу картона и оклеить сверху термопленкой для оклейки учебников (самый трудоемкий вариант).
Будет совсем неплохо, если около каждого листика вы разместите название растения, которому этот лист принадлежит. Можно также попробовать найти изображение растения целиком, изображение его семян или плода (все это можно найти в учебнике по природоведению для начальных классов).
Делая альбом с листиками для малыша, старайтесь, чтобы каждый следующий лист был очень не похож на предыдущий, иначе малыш заскучает и не будет рассматривать ваши гербарии.
Листая альбом, не просто говорите название растения. Обращайте внимание ребенка на форму листа (округлый, овальный и так далее), на наличие и размер зубчиков по краю, количество листовых пластинок (у сложных листьев), направление жилок и так далее. Предложите ребенку найти в альбоме два листа, имеющих одинаковые признаки (форма листа, наличие зубчиков).
Старшим детям предложите вспомнить и рассказать, что они знают об этом растении (конечно, одно-два предложения, а не целый доклад). Где они видели такое растение.
У какого известного им растения похожие листья. В какой сказке это растение упоминалось.
Если вы решили собирать гербарий весной, можно набрать несколько совсем маленьких листьев разных растений и сделать «Ботаническое лото» и даже «Ботаническое домино». Игры будут выглядеть так же, как обычные лото и домино, но вместо картинок будут высушенные листики. Готовые карты желательно обтянуть термопленкой или, на худой конец, целлофаном, а маленькие карточки обернуть широким скотчем.
Изготовление такой игры, несомненно, потребует и времени, и некоторых усилий. Но зато такой игры не будет больше ни у кого. И конечно, она принесет вашим детям огромную пользу.
Возраст от 3 лет
Слушаем живую природу
Ни для кого не секрет, что дети – довольно шумные создания. Но все-таки стоит потратить немного времени, чтобы научить их молча слушать звуки живой природы.
Придите с малышом на опушку леса. Разложите покрывало, усядьтесь поудобнее и тихо посидите. Когда вы услышите какой-то звук, шепотом обратите на него внимание ребенка. Предложите ребенку самому назвать какой-либо хорошо слышный или даже едва различимый звук. Повторяя эту игру снова и снова, и вы, и ваш малыш будете более внимательно прислушиваться к звукам леса.
Возраст 3–4 года