Как сделать суперуниверсальное лото
Возьмите лист бумаги для черчения формата А4. Разрежьте его вдоль на две половинки. Разделите кажд ую половину с помощью линейки на три равные части. Это будут большие карты для лото. Маленькие лучше сделать из готовых покупных карточек для записей (они бывают в продаже в канцелярских магазинах), причем чем плотнее бумага, тем лучше. Подберите карточки такого размера, чтобы каждая помещалась на одной трети большой карты.
На карточки и на большие карты нужно наклеить или нарисовать парные картинки. Темы могут быть любые, главное, чтобы они были интересны именно вашему ребенку.
Можно наклеивать изображения:
• любых растений и их частей (листья, цветы, плоды);
• любых животных;
• любых предметов и объектов (это могут быть предметы обихода, игрушки, орудия труда, средства транспорта, объекты, встречающиеся на улицах: дома, мосты и так далее);
• ландшафтов (лес, поле, река и так далее);
• геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги (подпись – цвет и форма);
• флагов стран мира (подпись – не название страны, например «Франция», а «флаг Франции»);
• фрагментов географических карт;
• любых портретов (начать желательно с портретов своих близких, сфотографировав их и заказав фотографии в двойном экземпляре).
Рисовать можно:
• контуры геометрических фигур;
• ноты, музыкальные знаки;
• созвездия;
• символы планет;
• количество (точки, квадраты, другие фигуры в определенном количестве);
• буквы (но называть следует не букву, а звук, который она отображает: не «МЭ», а «М») и слоги («МА», «КО» и так далее).
Картинки можно вырезать отовсюду. Для этой цели подходят списанные учебники по природоведению, истории, биологии, географии, которых немало скопилось в любой из школьных библиотек. Остается только дойти до ближайшей школы и договориться с библиотекарем.
Можно использовать недорогие детские книжки, которых сейчас полно в продаже. Если в книге мало картинок, то вам нужно купить две (из одного экземпляра на большую карту, из второго – на карточку), а если много, то лучше купить четыре, чтобы вырезать часть картинок с четных страниц, а часть с нечетных.
Можно использовать рекламные журналы и проспекты, особенно те, которые раздают бесплатно. Берите два-четыре экземпляра и вырезайте из них прекрасные яркие картинки.
Отлично подходят наклейки-стикерсы для альбомов, которыми сейчас увлекаются младшие школьники, с фотографиями зверей, машин и так далее.
Используйте изображения, содержание которых интересно именно вашему ребенку. Не забывайте, что все ваши занятия с малышом должны быть взаимосвязаны: если вы купили книгу о музыкальных инструментах или птицах, то добавьте в лото несколько изображений на ту же тему. Если ребенок увлекается машинами или корабликами, используйте картинки с видами транспорта. Если вы учитесь читать или занимаетесь по географической карте, добавьте в лото буквы или части географических карт.
На одной большой карте лото может быть одно нарисованное и два наклеенных изображения или же все наклеенные, так как они обычно ярче и красочнее нарисованных, а нам важно, чтобы карточки были привлекательными для ребенка. Если вы делаете карты с шестью картинками – соответственно не менее четырех наклеенных картинок.
На обороте каждой маленькой карточки должна быть подпись к изображению, например: скрипка, или ЛИСТ КЛЕНА, или ворона, или острый угол, или кастрюля.
Писать подписи нужно по складам.
Когда вы будете в первый раз играть с ребенком в это лото, положите перед ним только одну большую карту. Впоследствии кладите две-три, самое большее четыре карты.
Варианты проведения игры:
• покажите ребенку картинку; назовите ее; попросите найти на большой карте и предложите закрыть карточкой соответствующее изображение; при необходимости – помогите;
• покажите картинку, но не называйте ее, а попросите найти такую же картинку на большой карте; потом или назовите картинку, если ребенок еще плохо говорит, или попросите назвать ее, предложите закрыть карточкой соответствующее изображение;
• не показывайте изображение, но назовите; попросите найти картинку по описанию на большой карте; предложите закрыть изображение соответствующей карточкой;
• назовите изображение, показывая подпись, а потом саму картинку; предложите закрыть карточкой соответствующее изображение;
• покажите подпись; попросите угадать, что на картинке, при необходимости скажите, что там; подождав несколько секунд, предложите закрыть карточкой соответствующее изображение.
Начинать нужно с самых простых действий. Когда ребенок будет хорошо знаком с игрой, можно использовать несколько вариантов подачи карточек в течение одной игры.
Усовершенствованием и усложнением игры может служить написание слов на обратной стороне больших карт и использование их для игры в узнавание слова по картинке или по слову.
Классификация по признакам
Маленькие карточки лото можно использовать для классификации объектов по различным признакам. Разложите их на группы:
• по темам (традиционный подход) – фигуры, животные, растения, предметы и так далее;
• по другим возможным признакам: двигается – не двигается, можно взять в руки – нельзя, съедобное – несъедобное, портрет – пейзаж – предмет, звучит – не звучит, растет – не растет, сделано людьми – не сделано, твердое – мягкое;
• по материалам изготовления: деревянные, металлические, пластмассовые и многое-многое другое;
• по количеству изображенных предметов;
• по цветам (не обязательно, чтобы весь предмет был окрашен в один цвет, важно наличие цвета);
• по форме;
• по другим признакам.
Подписи на обратной стороне карточки можно раскладывать на группы:
• по количеству слов;
• по количеству складов;
• по алфавиту – по первой букве первого слова;
• по месту ударения в слове (в начале, в конце, в середине слова) и так далее.
Можно сортировать карточки по нескольким признакам, например в одну группу собирать изображения, в которых есть красный цвет, а в другую – съедобные предметы, тогда среди них окажутся изображения съедобных предметов красного цвета.
Игра «Квартет»
Для игры понадобится комплект карточек – по размеру обычных игральных карт. Причем количество карточек правилами игры не ограничено. Как и в картах, у карточек есть «рубашка» – то есть совершенно одинаковая обратная сторона.
Рубашку можно сделать, наклеив готовые карточки на кусок старых обоев или листы цветной бумаги, а потом вырезать их. Как и в картах, в этой игре есть «масти». Если квартет литературный (а именно в такой мы играли в детстве), то названием масти будет фамилия, имя, отчество писателя, если географический – название страны, биологический – название группы животных или растений (рыбы, птицы, звери; деревья, кусты, травы, грибы…) и так далее на любую интересующую вас тему.
«Масть» пишется на верхней части карточки – как заголовок. А под ним на строчках пишутся четыре названия: в литературном квартете – названия произведений, в географическом, например, названия городов какой-либо страны, в биологическом – названия четырех животных или растений и так далее.
В каждой масти – четыре карточки – «Квартет». Все четыре карточки абсолютно одинаковые. Только на первой вы подчеркнете цветным фломастером первую надпись, на второй – вторую, на третьей – третью и на четвертой, естественно, четвертую.
Итак, литературный квартет (можно давать только русскую литературу или мировую) для младших и средних школьников может состоять из таких карточек:
• Пушкин Александр Сергеевич: «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»;
• Лермонтов Михаил Юрьевич: «Герой нашего времени», «Маскарад», «Мцыри», «Белеет парус одинокий»;
• Чехов Антон Павлович: «Чайка», «Вишневый сад», «Ванька Жуков», «Ионыч»;
• Достоевский Федор Михайлович: «Подросток», «Бедные люди», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»;
• Булгаков Михаил Афанасьевич: «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Театральный роман»;
• Мольер Жан Батист: «Тартюф», «Амфитрион», «Урок женам», «Лекарь поневоле»;
• Дюма Александр… ну и так далее в том же духе. Надеюсь, вы и сами знаете, кто и что написал.
Очень хорошо сделать географический квартет :
• Англия: Лондон, Ливерпуль, Бирмингем, Манчестер;
• Франция: Париж, Лион, Руан, Лилль;
• Германия: Берлин, Гамбург, Лейпциг, Мюнхен и так далее.
Можно сделать реки, горы и прочее – по материкам:
• реки Европы: Волга, Рейн, Дунай, Днепр;
• горы Азии: Гималаи, Памир, Алтай, Саяны;
• озера Северной Америки: Онтарио, Эри, Мичиган, Гурон и так далее.
Такие квартеты малышам не подойдут. Им больше понравится биологический квартет :
• цветы: роза, георгин, фиалка, нарцисс;
• грибы: сыроежка, подосиновик, опенок, мухомор;
• деревья: клен, береза, дуб, рябина;
• кусты: малина, шиповник, лещина, бересклет;
• звери: волк, белка, олень, горностай;
• птицы: дятел, сойка, филин, ласточка и так далее.
Можно давать более мелкое дробление на группы: лесные звери; полевые, болотные, садовые цветы.
Чем меньше ребенок, тем проще карточки и крупнее буквы. Естественно, для маленьких только печатные буквы, и лучше не рукописные, а компьютерная распечатка. Можно еще и снабдить карточку обобщающей картинкой. Правда, найти такую маленькую картинку на нужную тему будет довольно сложно. Но в общем, простор фантазии в изготовлении вариантов игры неограничен:
• химические элементы (металлы, щелочи, газы);
• родной город: улицы, площади, реки, монастыри, набережные, бульвары, вокзалы, мосты, храмы и так далее;
• сочетание биологии и географии: растения и животные по континентам, природным зонам или климатическим поясам;
• техника и так далее.
Как играть
Перед началом игры отберите необходимое количество карточек так, чтобы каждый играющий смог собрать хотя бы по два «Квартета», но можно и по три. Тогда вам придется играть с базаром, так как удержать в руках одновременно по двенадцать карточек очень сложно.
Раздайте карточки, как в картах, рубашкой вверх, чтобы никто не увидел чужих карточек. Раздавать можно по шесть или по восемь карточек.
Игроки смотрят, каких карточек у них больше всего. Например, попались две или даже три карты одной «масти» – грибы. Тогда игрок должен получить недостающие карточки, обменивая их на ненужные ему. Обмениваются вслепую, то есть рубашкой вверх. Два игрока обмениваются между собой, потом один из уже обменявшихся меняется со следующим и так далее по кругу. Удобнее играть хотя бы втроем. Когда игроку попались все карточки квартета (все грибы или все произведения Мольера), он объявляет об этом всем игрокам, вынимает квартет из игры и берет себе из колоды необходимое количество карточек.
Если же игра идет без колоды (в этом случае обязательно раздают на руки восемь карточек), то игрок остается со своими четырьмя карточками и продолжает искать второй квартет.
Если ребенок маленький и с трудом понимает правила игры, вам придется какое-то время играть за него. Посадите его на колени и на ушко объясняйте, что и зачем вы делаете.
География: игры и пособия
План комнаты и квартиры
Нарисуйте на большом листе бумаги план детской комнаты. Изобразите только очертания комнаты и окна-двери (постарайтесь соблюдать все пропорции). Предметы мебели, которые находятся в комнате, изобразите в нужном масштабе на отдельном листе картона и вырежьте (естественно, это будут только силуэты – виды сверху).
Рассмотрите план вместе с ребенком, покажите, как изображены окна, двери. Начните расставлять мебель: назовите ребенку силуэт, вместе определите, где этот предмет находится, и поставьте на место. Вскоре ребенок сможет самостоятельно определять место каждой вещи на плане.
Спрячьте в комнате игрушку, покажите на плане место, где она находится. Пусть малыш сориентируется и сам найдет спрятанный предмет. Или наоборот: спрячьте под один из силуэтов предметов мебели на плане маленький бумажный кружочек. А в комнате под шкаф или кровать на глазах у ребенка закатите мячик. Пусть малыш определит, где должен находиться мячик на плане и найдет кружочек.
Нарисуйте план всей квартиры. Рассмотрите его, выясните, где какие комнаты (или где комната, а где кухня), пройдите по квартире с планом. Пусть малыш попробует сам выяснить, где какая комната нарисована, какая около какой, и так далее. Если он не справляется, подскажите. Предложите малышу не только показать на плане комнаты, но и найти место, где вы сейчас находитесь. Попробуйте расставить мебель (силуэты) во всей квартире (на плане).
Можете сделать из плана квартиры настольную игру с фишками и кубиком – «ходилку». Для этого нарисуйте еще один план, возможно, он будет поменьше размером. Здесь предметы мебели нужно прорисовать контурами. Нарисуйте линии для ходов, как в обычной настольной игре. Чем младше ребенок, тем проще должны быть правила игры.
Если ребенок умеет считать хотя бы до трех, то кружки на линиях можно делать одноцветными, а на кубике только по одной, две и три точки (каждое количество повторяется два раза). Когда ребенок будет считать лучше, сделайте ему одну, две, три, четыре и пять точек, а на одной грани – ноль (пропусти ход). Если же ваш ребенок еще совсем не умеет считать и не понимает принципа счета, нарисуйте разноцветные кружки на линиях – чередуйте один за другим пять основных цветов (синий, красный, желтый, зеленый, коричневый), а на кубике сделайте пять цветных граней и одну белую – пропусти ход. Кубик легко сделать из картона. Чтобы он хорошо катался, заполните его нарезанной бумагой.
Проходя по плану, ребенок может говорить, где он находится: в какой комнате, около какого предмета.
На небольших кусочках картона можно схематично нарисовать те или иные предметы обихода: игрушки, одежду, посуду и прочее. Продвигаясь по плану квартиры, играющие будут подбирать валяющиеся предметы и по пути из комнаты в комнату раскладывать их по местам.
Маленькая география
Попробуйте изобразить на плане небольшой отрезок улицы рядом с вашим домом, укажите детскую площадку, соседние дома и пару переулков. Обязательно подпишите названия улиц (конечно, по складам), нарисуйте, где это нужно, светофоры (схематично) и дорожные знаки (только символы), вывески магазинов, киоски, достопримечательности, если они есть.
Дорогу тоже разделите на небольшие отрезки и играйте маленькими машинками (покупными или нарисованными на кусочках картона), бросая кубик с точками. По пути можно выполнять предписания дорожных знаков, например: около светофора остановиться, кинуть второй кубик с тремя цветами (повторяются по два раза): красный – остановка, желтый – на один ход меньше, зеленый – продолжаем движение. Если вы не можете нарисовать план своей улицы, нарисуйте любую, какую хотите, и поиграйте так же.
Мой город
Возьмите большую карту своего города. Выделите ярким маркером улицу, на которой вы живете, и улицы, на которых живут близкие родственники и друзья ребенка. Если у вас есть небольшие фотографии этих людей, наклейте их прямо на карту.
Если у вас найдется несколько совсем маленьких картинок, изображающих основные достопримечательности города (такие фото обычно печатают в путеводителях для приезжих), наклейте их на карту. Под всеми картинками сделайте соответствующие подписи.
Выделите цветом и подпишите объекты, которые могут заинтересовать ребенка: зоопарк, планетарий, цирк, несколько музеев или те, где он часто бывает. Если в вашем городе есть метрополитен, соедините станции линиями.
Повесьте карту в комнате ребенка на видном месте.
Рассмотрите ее, покажите и назовите ребенку выделенные объекты, скажите, на каких улицах они находятся, какие станции метро расположены неподалеку. Если до этих объектов можно добраться на наземном транспорте, нарисуйте карандашом маршрут и укажите номер.
После нескольких просмотров попросите ребенка показать вам ту или иную улицу или объект. Спросите, до какой станции метро надо ехать, чтобы попасть туда, и где делать переход, если это потребуется. Или предложите ребенку показать, по каким улицам надо идти или ехать на трамвае, и разработать разные маршруты от своего дома к выделенным объектам.
Через некоторое время попросите ребенка вспомнить, не глядя на карту, как добраться к бабушке или на занятия по плаванию.
Когда все вышеперечисленное будет хорошо знакомо, начните изучать другие объекты города, планируйте более сложные маршруты – например несколько пунктов назначения один за другим (из дома к бабушке, потом в музей, потом домой и так далее).
Спросите ребенка, какие улицы города, площади, набережные или станции метро он может назвать по памяти. Предложите вспомнить или найти по карте, какие улицы пересекают один из проспектов города, располагаются вдоль реки, около того или иного музея.
Научите ребенка пользоваться координатной сеткой на карте и правильно определять квадрат, в котором находится нужный объект, а также условными знаками – легендой карты.
Отправляясь в пешеходную прогулку по городу, возьмите с собой карманный атлас города.
Находясь на какой-либо улице, покажите малышу, где написано ее название. Объясните, как искать нужную улицу или улицу, на которой вы находитесь. Рассмотрите карту, прочитайте названия соседних улиц, попробуйте найти на карте ближайшую станцию метро.
Изучаем рельеф
Эта игра поможет ребенку усвоить, что такое река, гора, озеро и так далее.
В нее можно играть за городом – на дачном участке или на берегу реки – там, где есть песок, вода и возможность вымазаться с головы до ног.
Постройте сказочную страну из песка, камушков, палочек. Пусть в ней будут горы, реки, овраги. Лес можно сделать из травинок, холмы – из камней, горы – из песка, озера – выкопать. Каждому объекту дайте свое название – «Остров приключений», «Гора удачи» и так далее. Попробуйте нарисовать карту своей страны сначала карандашом, а потом раскрасьте географические объекты так, как полагается. На карту нанесите координатную сетку и потренируйтесь находить координаты нужных объектов. Придумайте игру, в которой нужно будет ходить по карте и что-либо искать (например клад).
Вариант: сделайте свою страну не из песка и камушков, а из пластилина и ненужных в хозяйстве мелочей.
Игры на карте
Можно играть и на настоящей географической карте. Это может быть карта мира, карта Европы или России.
Играем с малышом
Для игр с детьми дошкольного возраста больше всего подходит карта полушарий или зоогеографическая карта. Политическими картами можно начинать пользоваться в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Самой лучшей картой для детей двух-четырех лет является, как ни странно, «Карта полушарий для начальной школы». На ней почти нет надписей (а обилие надписей на обычных картах смущает ребенка, запутывает). Подписаны только материки и океаны. Такие карты, как правило, заламинированы, это увеличивает цену, но дает возможность делать любые надписи фломастером, а затем стирать их.
Если такая карта вам не попалась, ищите любую карту полушарий большого размера.
Карта может висеть на стене, совсем низко от пола, чтобы малыш мог ее разглядывать, рисовать на ней. Иногда можно снимать карту со стены, чтоб не примелькалась, или повесить на ее место что-то другое.
Если места на стене не хватает (а карта довольно внушительных размеров, ведь она предназначена для вывешивания на доске в классе), время от времени раскладывайте ее на полу (кстати, это можно делать и в том случае, если карта висит). Если есть возможность (квартира ваша собственная и родственники не возражают), наклейте карту прямо на пол (естественно, на паркет или линолеум), а сверху можете даже покрыть лаком для полов. Тогда уж точно карта будет вечной.
Возраст 2–4 года