Как делать складовые игры и пособия?

Изготавливая игры и пособия для обучения чтению по складам, мы должны выделять склады, чтобы ребенок видел не только все слово, но и склады, из которых оно состоит. Так малыш постепенно познакомится с большим количеством складов, начнет узнавать их в знакомых, а затем и в незнакомых словах.

Потом, поняв принцип чтения, запомнив буквы, ребенок начнет читать слова, написанные обычным образом.

Нежелательно выделять склады, используя дополнительные знаки: ставить черточки между ними, обводить кружочками. Лучше всего маркировать склады разным цветом, а точнее, оттенками одного из цветов (чтобы текст не был слишком пестрым). Итак, подойдут темно-синий и светло-синий, изумрудно-зеленый и зеленый травяной, оранжевый и коричневый и так далее. Подберите те сочетания цветов, которые вам по душе.

Первый склад выделяете одним цветом, второй – другим, следующий – снова первым и так далее. Но! Ударный склад надо выделять ярче остальных, ведь он «ярче» слышится. Ударный склад рекомендуется писать черным цветом.

Писать слова для игр и пособий можно от руки фломастерами.

Если у вас есть компьютер и принтер, можете распечатывать слова, а потом наклеивать их на карточки. Печатать текст нужно шрифтом Arial. Если принтер цветной – любыми цветами (как и описано выше), если принтер черно-белый, то двумя оттенками серого (50 и 25 %), а ударный склад – черным.

Возраст 2–3 года

Кто как говорит?

Малыши очень любят звукоподражательные слова. Они с восторгом изображают, как мычит корова или лает собачка, как гудит паровоз или сигналит машина.

Напишите такие звукоподражательные слова на листочках картона, выделяя цветом склады (если их больше одного). Можно писать эти слова кубиками.

Подготовьте картинки или игрушки, изображающие животных и предметы, издающие нужные звуки. Если ничего этого нет, то используйте любую книжку с подходящими картинками.

Показывая малышу картинку, изображающую корову, скажите: «Как корова мычит? “МУ!”» – и покажите карточку с соответствующей надписью. Таким образом изучите все имеющиеся карточки.

Когда ребенок будет хорошо знаком с карточками, попросите его подобрать надписи к картинкам или игрушкам (молча или озвучивая надписи). Такие простые слова ребенок быстро начнет узнавать и прочитывать.

Назови слово

Эта игра развивает у детей фонематический слух и готовит их к обучению чтению.

Играть в нее можно с совсем не читающими, только начавшими обучение или уже читающими детьми.

Можно проводить игру с использованием дополнительных материалов (таблиц, кубиков) или устно.

Ведущий называет склад (открытый слог), например «КА» или «МИ». Потом называет несколько слов (из любых частей речи), в которых встречается этот склад. Он может быть в начале, в середине или в конце слова.

Нужный склад выделяется голосом, на нем как бы делается акцент, даже если склад безударный:

«КА» – «собаКА», «шКАф», «КАтя», «поКАзываю» и так далее;

«МИ» – «МИлый», «каМИн», «разМИнаю» и так далее.

После того как ведущий назвал склад и несколько слов, в которых он встречается, в игру вступают дети.

За каждое правильно названное слово игрок получает очко. За редкое, необычное слово или то, в котором такой склад встречается дважды (например «КАрточКА»), игрок получает два очка. Называя склад, взрослый может показывать нужный склад на кубике или на таблице.

После нескольких игр дети будут сами узнавать склады.

Возраст 2–5 лет

Имена и знакомые слова

Малыш, как правило, довольно быстро запоминает и начинает узнавать свое имя, написанное печатными буквами. Так же он запоминает слова «МАМА», «ПАПА», имена братьев и сестер и другие простые слова. Он любит эти слова и радуется им, как старым знакомым.

Попробуем этим воспользоваться.

Напишите на листках бумаги или картона имя ребенка, имена мамы, папы, бабушек и дедушек, братьев и сестер. На таких же карточках напишите слова: «Я», «МАМА», «ПАПА», «БАБУШКА», «ДЕДУШКА», «БРАТ», «СЕСТРА». Во всех словах должны быть выделены склады.

Несколько раз покажите карточки малышу и прочитайте все слова.

Предложите ребенку сначала из двух, а потом из трех-четырех слов выбрать одно.

Попросите ребенка назвать то или иное слово.

Разложите на полу слова «мама», «папа» и остальные. Читая эти слова вместе с малышом (если он затрудняется, читаете вы), разложите около них имена.

Во время занятий иногда прочитывайте все слово целиком, иногда, выделяя каждый склад, а только потом слово целиком. Это нужно для того, чтобы малыш запомнил склады.

Повторяйте эти игры до тех пор, пока ребенок не сможет легко прочитать любое слово.

Затем напишите склады, которые составляют данные слова, на других, маленьких листочках или карточках. Очень удобно использовать библиотечные карточки для каталогов или плотную бумагу для записей. И то, и другое можно купить в магазине канцелярских товаров.

Итак, вы написали нужные склады на маленьких карточках. Возьмите образец (слово, написанное целиком) и отдельные склады. Предложите ребенку составить из складов такое же слово, как на карточке. Затем перемешайте части двух-трех слов и предложите собрать их по образцам.

Теперь можно переходить к «сборке» одного слова без образца-подсказки. Когда ребенок будет без труда составлять любое из этих слов самостоятельно, перемешайте части нескольких слов и предложите ему сложить их без образца-подсказки.

Существует еще один вариант игры со знакомыми словами. Напишите на листе бумаги склады нужных слов, расположив их хаотично, и предложите малышу линиями соединить части слов между собой – сначала, глядя на образец, потом без подсказки.

Когда ребенок будет без ошибок произносить и узнавать все склады, участвующие в этой игре, предложите ему сложить из них какое-нибудь другое слово. Например, из частей слов «МАША», «БАБУШКА», «БРАТ» можно составить слова «КАША», «РАМА».

Возраст 3–5 лет

Соединяем склады в слова

Эта игра очень похожа на предыдущую, и играть в нее нужно именно после игры «Имена и знакомые слова».

Напишите на листке бумаги слева начальные склады двух-трех слов, а справа – окончание этих слов (но не по порядку). Слова, конечно, должны быть знаками, очень простыми, состоящими из двух складов.

Покажите и назовите все склады. Скажите, какие слова здесь «спрятались». Попросите ребенка подобрать к началу каждого слова его конец и соединить их. Если малыш затрудняется, прочитайте один склад слева, а затем прочитайте и покажите все склады справа. Возможно, после этого малыш поймет, какой именно склад из правой колонки нужен.

Когда ребенок справится с этим заданием, усложните его. Прочитайте несколько раз все склады из двух колонок, а потом попросите угадать, какие слова можно из них составить, и предложите правильно соединить все склады.

Классики

1-й вариант

Гуляя с ребенком, предложите ему поиграть в необычные классики. Форма их может быть различной – квадрат или прямоугольник, 3 5 3, 3 5 4, 5 5 5 клеток или больше. Клетки должны быть небольшими, чтобы было удобно перепрыгивать или перешагивать с одной на другую.

Заранее придумайте несколько слов, в которых повторяются одни и те же склады. Например, склады РА, МА, ГО, К, НО, Ж, КО, С, ГА, НЬ, ЛИ, Т повторяются в словах: РАМА, МАМА, ГОРА, РАК, МАК, НОЖ, КОРА, КОТ, НОС, НОГА, НОРА, КОНЬ, ЛИСТ, ЛИРА, ТРАКТ, РАНЬ.

Взрослый показывает и называет каждый склад несколько раз, после чего дети начинают прыгать по «классикам» или перешагивать с клетки на клетку. Сначала они просто перемещаются по клеткам, называя склады. Один ребенок по всем клеткам, затем следующий и так далее.

Затем взрослый называет слова, которые надо пропрыгать или пройти. Если игрок ошибся, он уступает место следующему.

В процессе игры одно и то же слово может достаться каждому из игроков.

2-й вариант

Этот вариант повторяет игру «Соединяем склады в слова». Только склады нужно писать не на бумаге, а на асфальте мелом и не соединять их карандашом, а прыгать от первого склада ко второму.

3-й вариант

Нарисуйте «классики» необычной формы. У них будет три колонки, а строчек от пяти до десяти. В средней колонке – гласные (все десять или выборочно). Игроки по очереди подходят к началу «классиков».

Взрослый выдает карточку, изображающую согласный, или просто называет его. (Произносится не название буквы, а звук, который обозначает буква: не «БЭ», «КА», а «Б», «К» и так далее.)

Ребенок начинает прыгать по пустой левой колонке, произнося вслух получившееся сочетание. Если игроку досталось «К», то, прыгая, он должен произносить сначала: КА, КО, КУ, КЫ, КЭ, КЯ, КЕ, КЮ, КИ, КЁ.

Если все названо правильно, игрок получает пять очков. За каждую ошибку снимается одно очко. Если ошибок больше пяти, игрок не получает ни одного очка.

Когда все дети по два-три раза выполнили свою задачу, переходите к следующему этапу.

Дети разбиваются на пары. Если ребенок только один, он играет в паре со взрослым.

Далее взрослый произносит любое слово из трех букв с гласной в середине и говорит, кто из детей будет изображать тот или иной звук (выдает карточки или дает устное задание). А дети бегут и занимают нужные места в пустых клетках поля.

Вот примерный список таких слов:

Если дети правильно выполнили задание, получают два очка. Если ошибся один – одно очко, оба – ни одного.

Если дети ошибаются на том или ином этапе игры, взрослый показывает или рассказывает, как надо было выполнить задание.

Возраст 2–3 года

Складовые картинки

Складовые картинки придумал Николай Александрович Зайцев. Их можно использовать вместе с «Кубиками Зайцева» или как самостоятельное пособие.

Сделать складовые картинки очень легко. Возьмите бумагу для черчения. Каждый лист разрежьте на две или четыре части (в зависимости от величины изображений, которые вы будете наклеивать, и от желаемого размера букв). В верхней части получившихся карточек с обеих сторон напишите по складам нужное слово. На одной стороне карточки под подписью наклейте картинку, иллюстрирующую данное слово.

Чтобы игра получилась интересной, нужно не меньше десяти картинок.

Как играть?

Возьмите несколько картинок (четыре-шесть штук). Покажите их ребенку лицевой стороной (там, где наклеен рисунок). Показывать нужно довольно быстро, по одной картинке, держа в руках всю стопку, заднюю карточку перекладывать вперед – так удобнее читать слова.

Показав все картинки несколько раз, две из них положите лицевой стороной вниз перед малышом. Ему будут видны только слова, без изображений. Предложите угадать, где спрятался тот или иной персонаж или предмет. Если ребенок взял не ту карточку, не говорите, что он ошибся, просто скажите: «Здесь собака, а кошка рядом» – и переверните нужную карточку. Затем проделайте то же самое с оставшимися карточками. Если ребенку нравится игра, возьмите еще несколько пар картинок и повторите все сначала.

Угаданные карточки отдавайте ребенку, пусть он складывает их стопкой перед собой. После игры он с удовольствием будет разглядывать карточки или примется играть в них с куклами или зверюшками, изображая педагога.

Постепенно ребенок поймет: для того чтобы угадать, где кто спрятался, надо обращать внимание на подпись, запоминать ее.

Если ребенок умеет говорить, берите нечетное количество карточек. Последней должна оставаться та, название которой ребенок способен произнести. Просто положите ее перед малышом и спросите: «А здесь кто спрятался? Можешь угадать?» Малыш или узнает слово, или просто вспомнит, какой персонаж еще не вышел из игры.

Постепенно, не с первого занятия, начинайте обращать внимание ребенка на склады, из которых состоит слово, – иногда прочитывайте слово по складам, голосом выделяя ударный склад и указывая на него. Просите малыша найти и показать на карточке склады, которые наиболее часто встречаются в словах.

В этом возрасте интереснее играть с группой детей. Их подзадоривает стремление к соперничеству, и они с большим усердием стараются запомнить слова.

Возьмите стопку картинок (10–15 штук), все они должны лежать лицевой стороной к детям. Перекладывая карточки с конца стопки вперед, прочитайте их по три-четыре раза. Произнося слово, выделите голосом ударный склад, потом назовите его отдельно и скажите, что это склад черный (мы договорились с вами, что ударные склады ярче слышатся и ярче пишутся). Звучать это будет примерно так: «СОБАКА – БА черное, КОШКА – КО черное…» и так далее. Таким образом вы поможете ребенку запомнить слова по ударным складам.

Когда все карточки будут просмотрены, перемешайте их, поверните стопку лицевой стороной к себе и спросите детей: «Кто это?» или «Что это?» Как правило, кто-нибудь из детей тут же даст правильный ответ. Если никто не угадал, скажите, какой склад черный. Возможно, после этого слово припомнится. Если этого не произошло, назовите слово и покажите детям следующую карточку, а к этой вы вернетесь, после того как будут угаданы все остальные.

Тот, кто отгадал слово, получает карточку.

В конце игры сосчитайте, кто сколько очков набрал. Если вы играете с одним ребенком, сравните количество карточек, набранных сегодня, со вчерашним результатом.

Можете повесить на стену лист бумаги и рисовать на нем столбиками звездочки (или другие символы), обозначающие угаданные слова. Получится своего рода диаграмма достижений.

Возраст 2–4 года

Зоопарк

Игра немного напоминает предыдущую. Необходимо сделать карточки, подобные складовым картинкам. Только изображения наклеивать не надо, лишь надписать карточки с одной стороны.

Для этой игры нужно запастись небольшими игрушками, изображающими животных (такие часто продают в магазинах и в газетных киосках целыми наборами). Потом сделать карточки с надписями, соответствующими имеющимся персонажам.

Сначала вместе с ребенком рассмотрите зверюшек. Если малыш не умеет говорить, назовите ему животных, покажите их и спросите, кто где. Если ребенок уже разговаривает, пусть расскажет все, что знает об этом животном (как говорит, где живет и что ест).

Потом разложите на полу или на столе карточки с подписями. Скажите, что это зоопарк, зверей привезли из разных мест, выделили каждому домик и любимую еду. Зверюшкам нужно попасть в свои домики. Чтобы ничего не перепутать, на каждом домике заранее сделали надписи. Теперь малыш должен помочь животным найти свои дома.

Первые два-три занятия читайте название каждого домика. Впоследствии предоставляйте малышу возможность угадать, где кто должен поселиться.

Если ребенок ошибся, возьмите на себя роль обиженного животного, изобразите грусть и скажите, что на этой клетке написано СЛОН и лев не хочет в ней жить. Выведите персонаж, предложите найти его место. Если ребенок затрудняется, помогите ему найти нужный домик. Со следующим животным ребенок должен попробовать разобраться сам.

Возраст 4–6 лет

Ребенку постарше предложите другие правила игры.

Кроме «домиков» и самих персонажей, приготовьте небольшие карточки с названиями любимой еды животных, имеющихся в наборе. Если двум-трем персонажам нужна одинаковая пища, приготовьте соответствующее количество одинаковых надписей. Для плотоядных животных, например волка, не пишите «заяц», напишите «мясо». Все надписи делайте по складам.

Разложите карточки-домики. Прочитайте два-три раза все названия, предложите ребенку расселить персонажей по домам. Помогите, если это потребуется. Затем прочитайте названия еды, спросите, кому она подходит, и предложите разложить карточки по «домикам».

От игры к игре постепенно уменьшайте свое участие, пусть ребенок самостоятельно расселяет персонажей и раскладывает карточки с названием еды.

Варианты игры

Если малыш равнодушен к животным (такое бывает не часто, но встречается), предложите ему развозить машины по гаражам, на которых написаны марки автомобилей. Можно раскладывать игрушки – посуду, инструменты, другие вещи – по ящичкам. Можно сортировать шахматные фигуры, засушенные листья деревьев (наклеенные на небольшой листок бумаги и заклеенные сверху скотчем) или что-либо другое, интересное для вашего ребенка.

Альбомы

Когда ребенок начинает учиться читать, у родителей возникает вопрос, а что же он будет читать? Где взять книги для маленького читателя? С крупным шрифтом, яркими картинками, да еще чтоб и текста было немного и написан он был по складам…

Пока таких книг в продаже нет, хотя, надеюсь, что скоро появятся.

Попробуйте сделать простейшие книжки самостоятельно.

Для этого вам не понадобится сшивать картонные листы и даже наклеивать картинки.

Желательно купить как минимум два, а лучше три-пять магнитных фотоальбомов (формата А4), чтобы не смотреть с утра до ночи одно и то же – и вам, и ребенку надоест. В этих альбомах картонные страницы, покрытые специальной липкой прозрачной пленкой, которая легко отделяется. Под пленку кладутся картинки и подписи. Продаются магнитные фотоальбомы в магазинах «Кодак», где принимают фотографии в печать.

Магнитные альбомы очень удобны тем, что картинки и подписи можно легко заменить – универсально, эстетично, многоразово, не надо ничего клеить. А еще – картинки защищены (их нельзя оторвать и испачкать), и картонные страницы тоже не мнутся и не отрываются, то есть альбом можно смело давать ребенку в руки.

В магнитных альбомах бывает 10, 20, 50 и даже 100 листов.

Если такие альбомы для вас слишком дороги, купите несколько маленьких альбомов, представляющих собой папочку с прозрачными кармашками. Они менее практичны (страницы иногда отрываются), в них не помещаются большие картинки, но они тоже годятся.

Можно делать тематические альбомы, подобрав несколько изображений на одну тему. Это могут быть, например:

• обитающие в вашей природной зоне животные (домашние и дикие), птицы, рыбы (пока лучше обойтись без насекомых, паукообразных, земноводных и пресмыкающихся – они довольно похожи друг на друга, а потому малыш будет скучать);

• садовые цветы, дикорастущие растения, имеющие очень характерный внешний вид (не стоит пока показывать грибы, так как они довольно однообразны);

• мебель, посуда, предметы домашнего обихода;

• портреты близких людей;

• изображения детей в действии с комментариями: бежит, ест, качается на качелях;

• лица детей крупным планом с различным выражением (улыбка, удивление, слезы и так далее) с комментариями: смеется, удивляется, плачет;

• геометрические фигуры (желательно крупные, нарисованные толстым фломастером красного цвета, только контур, незакрашенные);

• овощи, фрукты, различные блюда (можно вырезать из старых поваренных книг и дамских журналов);

• виды транспорта (но не марки машин);

• виды природы в разное время года;

• изображения городского и сельского ландшафта (комментарии к таким картинкам: лес, поле, сад, улица, дом, дворик и прочее);

• другие простые и понятные с вашей точки зрения предметы и изображения.

На каждом развороте размещайте по одной картинке, если ребенку один-три года, или по две-четыре, если он старше.

Если вы размещаете одну картинку, то подпись подставьте на вторую – свободную страницу. Если несколько, то подпись под каждой картинкой.

Подписи не делайте слишком мелкими (высотой не менее 1 см) и слишком большими (не выше 3,5–4 см), иначе их сложно будет читать.

Просматривая альбомы, внятно прочитывайте слово, написанное под каждой картинкой (можете по складам, показывая их, другой раз – все слово). После прочтения слова не спешите переворачивать страницу, расскажите малышу что-нибудь об изображении, буквально в двух-трех предложениях, чтобы не наскучить ребенку, ждущему, когда откроется следующая страница.

Наши рекомендации