Методика обследование грамматического строя речи
Методика обследования по Стребелевой
Средний возраст (4-5 лет)
1.Методика «Спрячь игрушку».
Цель: диагностика понимания и активного использования простых и сложных предлогов: в, на, за, под, из, с, со, из-под.
Оборудование: игрушки - зайка, машинка, коробка.
Ход обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий и ответить на вопросы. Например: «Спрячь зайку под машинку. Куда спрятал зайку? достань зайку. Откуда достал зайку? Спрячь зайку в коробку. Куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зайку» и т.д.
2.Методика «Назови много».
Цель: диагностика умения образовывать имена существительные во множественном числе.
Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов: белка - белки. кукла - куклы, письмо - письма, охотник -охотники, гнездо - гнезда, петух - петухи, колесо - колеса.
Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть и назвать картинки с изображением одного и нескольких предметов.
3.Методика «Угадай, чего нет».
Цель: диагностика умения ребенка употреблять имена существительные во множественном числе в родительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением домов, карандашей, книг, дорог.
Ход обследования: взрослый показывает ребенку картинки и предлагает рассмотреть и запомнить их. Затем просит ребенка закрыть глаза, одну картинку убирает и предлагает ему назвать картинку, которую спрятали.
4.Методика «Подбери слово».
Цель: диагностика умения ребенка правильно согласовывать существительные с прилагательными, учитывая род.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку правильно подобрать слова-признаки к заданным словам. Например, кошка - пушистая и котик у нее - лиса - рыжая и лисенок у нее - (какой)?; зайчиха - серая и зайчонок у нее - (какой)?; щенок - черный и мама собака у него - (какая)?
Старший возраст (5-6 лет)
1.Методика «Прятки».
Цель: диагностика понимания и использования предлогов:
между, из-за, из-под.
Оборудование: игрушки - зайка, две машинки.
Ход обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий и ответить на вопросы. Например: «Спрячь зайку между машинками. Куда спрятал зайку? Спрячь зайку за машинку. Куда спрятал зайку? Откуда выглядывает зайка?».
2.Методика «Угадай, чего нет?»
Цель: выявление умения ребенка образовывать имена сушествительные множественного числа в именительном и родительном падежах.
Оборудование: картинки со следующим изображением: глаз - глаза; ведро - ведра; рот - рты; лев- львы; перо - перья; окно - окна; дом -дома; кресло – кресла; ухо - уши; дерево - деревья ;стол - столы; стул -стулья.
Ход обследования:
ребенку показывают картинки и просят назвать один предмет и много. Предлагаются следующие картинки: глаз -глаза; ведро -ведра; рот -рты; лев - львы; перо - перья; окно - окна; дом - дома; кресло - кресла; ухо - уши; дерево - деревья; стол - столы; стул-стулья.
Если ребенок справился с первой частью задания, ему предлагают ответить на вопросы:
У тебя ведра, а у меня нет чего?.,. (ведер).
У тебя львы, у меня нет кого?... (львов).
У тебя деревья, у меня нет чего?... (деревьев).
У тебя яблоки, у меня нет чего’ (яблок).
У тебя кресла, у меня нет его ?...(кресел).
3.Методика «Назови ласково».
Цель: выявление сформированности умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов.
Ход обследования: ребенку предлагают назвать ласково предметы, изображенные на картинках.
Окно-... (окошечко). Зеркало-... дерево-... Ящик-... Кольцо-...Петля - ..Ухо- …Платье-...
4.Методика «Назови».
Цель: выявление сформированности правильного употребления падежных форм существительных.
Ход обследования: ребенку предлагают ответить на вопросы: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Род. пад). К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Дат. пад.) Кого ты видел в зоопарке? цирке? (Вин. пад.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Тв. пад.) На чем катаются дети зимой? (Пр. пад.)».
Старший возраст (6-7 лет)
1.Методика «Прятки».
Цель: выявление понимания и активного использования сложных предлогов: со, между, около, из-за, из-под. Оборудование: игрушка - зайка.
Ход обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий, например:«Спрячь зайку за спину». Затем ребенку задают вопросы: «Откуда выглядывает зайка?»; «Спрячь зайку под стол». «Откуда выглядывает зайка?»; «Посади зайку на стол. Зайка прыгнул на пол. Откуда прыгнул зайка?» и т.д.
2.Методика «Посчитай»
Цель: проверка уровня согласованности существительных с числительными.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку посчитать до десяти яблоки (пуговицы), при этом каждый раз называя числительные и существительные. Например, одно яблоко, два и т.д.
Фиксируется: понимание задания, умение правильно согласовывать в речи числительное с существительным.
3.Методика «Правильно назови»
Цель: выявление умения согласовывать в речи местоимения и глаголы.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку изменить данные слова (глаголы) в соответствии с местоимениями. Например: «Я иду, мы идем, они идут».
Глаголы: шить, петь, танцевать, красить, лететь.
4.Методика «Назови».
Цель: выявление умения использовать имена существительные в правильной грамматической форме.
Оборудование: картинки с изображением леса летом, зимой, осенью, весной; зоопарка, цирка.
Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Чего много в лесу? Откуда осенью падает листья? (Род. пад). К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Дат. пад.) Кого ты видел в зоопарке (цирке)? (Вин. пад.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Тв. пад.) На чем катаются дети зимой? (Пр. пад.)
Методика обследования по Ушаковой , Струниной
Средний возраст (4-5 лет)
1.Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу), масло (в масленку), соль (в солонку)!
1) Правильно отвечает на все вопросы;
2) ответил на три вопроса;
3) выполнил только одно задание.
- Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (Показать картинку с разной посудой.)
1) Называет по цвету (или форме и величине);
2) перечисляет отдельные признаки (эта чашка — зеленая, эта — красная, эта — высокая);
3) называет одно отличие.
3. Назови, что это? Стеклянный, прозрачный — это стакан или ваза? Металлическая, блестящая — это вилка или нож? Глиняное, расписное — это блюдо или тарелка?
1) Выполняет все задания;
2) выполняет два задания;
3) выполняет одно задание.
4. Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая ... (мелкая); один стакан высокий, а другой ... (низкий); эта чашка чистая, а эта... (грязная).
1) Правильно подобрал все слова;
2) выполнил два задания;
3) выполнил одно задание.
- У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?
1) Называет ручку у 3—4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);
2) называет две ручки (у кастрюли, сковородки);
3) показывает ручку у чашки.
Картина «Собака со щенятами».
6. Воспитатель спрашивает: «Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?»
1) Ребенок обобщает: Собака — это животное; собака лает. Она пушистая;
2) называет: Это собака, она черная;
3) повторяет за взрослым одно слово.
7. Как зовут детенышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки ... (медленно). Собака лает громко, а ее детеныши ... (тихо).
1) Ребенок называет детеныша, заканчивает предложения;
2) называет детеныша словом собачонок;
3) говорит одно слово.
- Что умеет делать собака? (Лаять, бегать, грызть косточку.) Если собака увидит кошку, она ... (залает, побежит за ней).
1) Ребенок называет 3—4 действия;
2) называет два действия;
3) говорит одно слово.
- Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются. Загадки: «Большая и лохматая — это собака или щенок?», «Маленький и пушистый — это щенок или собака?»
1) Ребенок отвечает на все вопросы;
2) выполняет только одно задание;
3) называет одно-два слова.
Старший возраст (5-6 лет)
- Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)
1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет только одно слово.
- Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет одно слово.
- Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).
Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»
1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
2) называет правильно только одну форму;
3) не выполняет задание.
- 4. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок — жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).
1) Ребенок называет все слова правильно;
2) называет два-три слова;
3) говорит одно слово.
- Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.)
1) Называет более двух слов;
2) называет два слова;
3) повторяет заданное слово.
- Что называют словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?
1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;
2) называет только одно значение этого слова;
3) повторяет слово за взрослым.
- Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?
1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);
2) правильно подбирает два слова;
3) называет одно слово.
- Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);
2) называет два действия (накалывать грибы, шить);
3) называет одно действие (шить).
9. Составь предложение со словом игла.
1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);
3) называет одно слово.
10. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
1) Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки, не на ту ногу);
2) правильно исправляет два предложения;
11. Придумай предложение со словом ручка.
1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов;
2) называет два слова (словосочетания);
3) называет только одно слово (ручка).
- Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь).
1) Правильно заканчивает разные типы предложений;
2) называет два слова;
3) подбирает только одно слово.
- Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».
1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
2) называет 2—3 слова;
3) подбирает только одно слово.
14.Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)»,
1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
2) называет 2—3 слова;
3) подбирает только одно слово.
- Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)
1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет только одно слово.
- Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет одно слово.
16.Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).
Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»
1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
2) называет правильно только одну форму;
3) не выполняет задание.
- Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок — жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).
1) Ребенок называет все слова правильно;
2) называет два-три слова;
3) говорит одно слово.
- Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.)
1) Называет более двух слов;
2) называет два слова;
3) повторяет заданное слово.
- Что называют словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?
1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;
2) называет только одно значение этого слова;
3) повторяет слово за взрослым.
20. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?
1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);
2) правильно подбирает два слова;
3) называет одно слово.
- Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);
2) называет два действия (накалывать грибы, шить);
3) называет одно действие (шить).
- Составь предложение со словом игла.
1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);
3) называет одно слово.
- Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
1) Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);
2) правильно исправляет два предложения;
3) повторяет предложения без изменения.