Или сказка по имени «палисад»
В 1997 году, после долгих и безуспешных поисков контактов с американской стороной, я ( В.Р. ) обнаружил одного господина, который, казалось бы, на первый взгляд, был весьма далек от темы Шенков и Голливуда.
Этот американец – обладатель кинематографического имени и фамилии и даже больше – жанрово-кинематографической фамилии. Винсент Горгилл, так его зовут, сообщил, что наши Шенки были одними из содержателей этого луна-парка. Причем, именно они подняли его известность и популярность чуть ли не до Луны.
Некоторое время Винче регулярно отвечал на мои письма, посылаемые через одного господина. Даже прислал подборку газетных статей о наших земляках. Говорил о том, что весьма заинтересован в новых исследованиях, проливающих свет на жизнь Шенкеров в России.
Когда в Рыбинске задумали провести вечер, посвященный русскому Голливуду, мы отправили ему приглашение. Он не ответил.
А совсем недавно я узнал, что нынче Винче Горгилло явяется своего рода хранителем парка «Палисад» и даже выпустил альбом на эту тему под названием «Парк развлечений «Палисад» из серии «Историческая серия почтовых открыток». Для меня самое интересное в этом альбоме то, что связано с братьями Шенк, их ролью в развитии этого уникального луна-парка.
Современный житель России хорошо хорошо представляет, насколько популярны во всем мире Диснейлэнды – эти оазисы развлечений для детей и взрослых. Доказательством их популярности служат появившиеся во многих страна Диснэйленды – клоны.
Но, оказывается, до недавнего времени в Америке существовал парк, который во многом предварял появление Дисней-лэндов. Для русских людей это особенно важный факт, поскольку появление американской индустрии развлечений напрямую связано с именами выходцев из из России.
Здесь мы позволим себе привести текст книги Винче Горгилло, повествующей о луна-парке.
«Ни один другой подобный луна-парк во всем мире никогда не вызывал большего пыла и вдохновения любителей развлечений, чем этот ЛУНА-ПАРК Палисад, занимающий 38 акров или 144 гектара в новых землях Нью-Джерси. Образ этой чудесной страны прошел проверку временем и сохранился в благодарной памяти повзрослевших ее обитателей лучше, что любой другой образ прекрасного детства. Матери нежно напевали мелодию перезвонов Палисадов вместо колыбельной своим младенцам. Другие родители пересказывали детям свои воспоминания о «Парке Палисадов» вместо сказки на ночь. Память о парке сохранилась и десятилетие спустя после его закрытия.
После публикации моей первой книги «Palisades Amusement Park: A Century of Fond Memories» («Луна-парк: Столетие Воспоминаний, полных Любви»), я получил письма от тысяч людей, содержащих их личные воспоминания. Все эти письма объединяет одно чувство – чувство любви. Все мы помним Палисады как уникальное место. Это была наша персональная детская площадка, и образ ее вошел в нашу память, чтобы сохраниться в ней в бурные годы взрослой жизни. Палисады были тихим, уютным и умиротворяющим местом, где каждый чувствовал себя комфортно, безопасно и счастливо.
Многие воспоминания отмечают одни и те же детали: отверстие в заборе, чтобы можно было «прокрасться» в парк; незабываемый аромат картофеля-фри, сдобренного уксусом; запах сахарной ваты; аттракцион механическая «"Laughing Sal"»; манекенщица, следящая за входом в старый дом приключений; звук – «щелк-щелк-щелк» - роликового устройства для подъема Циклона, медленно поднимающегося над холмом; капли морских брызг, долетающих от водопадов в плавательном бассейне.
Даже поездка к парку стала яркой страницей воспоминаний. Одни пользовались троллейбусом доставлявших к парку всех желающих со всех окраин Нью-Джерси.
Другие вспоминают поездку на пароме, пересекавшем Гудзон в районе 125 пирса Манхэттена. Автобусы Оранжевой и Черной линий доставляли пассажиров из Нью-Йорка, в то время как общественные автобусы обслуживали внутренние линии Нью-Джерси.
Дети торговали с велосипедов в миле окружности. Родители нагружали с верхом свои автомобили-универсалы, и с семьями и друзьями отправлялись в путешествие в волшебную страну.
Этих поездок с особым нетерпением ждали дети, выглядывая из машин, вытягивая шеи, чтобы увидеть при подъезде к парку первый луч, отраженный от лакированного гигантского Чертового колеса.
Местная детвора с нетерпением ждала ежегодного школьного пикника, когда каждая школа ближайшей окрестности стремится в парк в дни каникул, чтобы объединиться с другими школами в дни чудесного путешествия, веселья и щедрого питания.
Подростки копили деньги для участия в традиционном пикнике, выполняя разовые поручения. Собирали бутылки из-под содовой, найденные то здесь то там, и выручали за них по 2 цента. Они торговали пакетиками с бумажными спичками, чтобы иметь возможность посетить парк.
День в Луна-парке Палисадов состоял из смеха, бесчисленных улыбок, забавных и полезных игр, и легкой диеты, которая состояла из содовой, сахарной ваты, картофеля-фри, хот-догов, бутербродов ростбифа, замороженного заварного крема, гамбургеров, колбасы с кетчупом, свежевыжатого лимона, и толстых Южных вафель, которые подавали со взбитыми сливками.
Посетители катались на красочных машинах, которые крутились вертелись на головокружительных скоростях и назывались совершенно очаровательно: Юла, Забавный Дом, лодка каруселей, Каспер из страны призраков, Сумасшедшие Кристаллы, Циклон, Пчелиный Улей, Дикая Мышь, Луциан, и Атомные Лодки.
Это было место, наполненное романтикой. Это было место, где пары встретились в первый раз, влюбились, и становились близкими, и даже женились в пределах его территории. Это - луна-парк, где впервые появился аттракцион с соответствующим названием - "Туннель Любви."
Люди, которые были в те годы молоды, даже через четыре года после закрытия парка могут восстановить каждую минуту своего пребывания в нем. Даже одной поездки в Палисад было достаточно, чтобы он стал потом частью вашей жизни.
Жители Нью-Йорка, путешествующие вдоль Риверсайд Драйв, никогда не забудут свечение неоновых огней, которое поднималось верх скал Палисадов.
Ясно видимый из Манхэттена, этот вид Палисадов вдохновил в 1962-м году Фредди Кеннона, сочинившего хит "Парк Палисадов."
Благодаря этому классику рок-н-ролла весь мир узнал о небольшом парке, который так дорог всем нам.
Мелодия этой песни навсегда вошла в нашу память:
Палисад умеет раскрепощать, Палисад умеет веселить. Приходи сюда!
Шоу и свободные дансинги. Здесь парковка, так давай, приходи сюда!
Палисад от берега до берега, где за десять центов можно купить много всего.
ЛУНА-ПАРК Палисад, крутится весь день и даже ночь.
Приезжай же в гости, чтобы отдохнуть в прохладных его волнах.
Ты проведешь отлично свое время, так что приходи сюда!
Парк значил много в жизни большинства своих посетителей. Колесо обозрения уносило высоко в небо. Величественные и высокие строения с красочными фасадами, девушки у входа, приглашающие войти в помещение.
Еще на полпути к парку вас настигнет небывалая смесь цветов, запахов и звуков.
«Когда Вы будете рассматривать изображения этого альбома, - пишет Винче, -я уверен – вы переживет снова те незабываемые ощущения, которые подарил вам парк и остался в вашей памяти как самое дорогое наследство».
Когда ЛУНА-ПАРК Палисадов закрывал в 1971свои ворота навсегда, небольшая часть нашей юной чистоты и невинности ушла вместе с ним. Но Палисад навсегда сохранится в наших сердцах и умах.
1898-1909 Троллейбусный парк.
В последний год 19-го столетия в Америке главным пассажирским транспортом становится электрический троллейбус, который поначалу ежедневно перевозил людей к их рабочим местам и обратно и только в рабочие дни. Троллейбус, как безрельсовый вид городского транспорта впервые появился в Германии в 1882 году. Он сочетал преимущества трамвая и автобуса. В России троллейбусное сообщение открыто в 1933.
Поскольку силовые компании в Америке брали ежемесячный денежный сбор за электричество независимо от того, были заполнены троллейбусы или нет, троллейбусный трест не видел смысла выпускать на линию машины в выходные дни.
Компаниям нужны были некоторые другие способы, чтобы увеличить объем пассажироперевозок. Поэтому они установили аттракционы, с обещанием развлечения и отдыха, которые должны были привлечь семейства.
Эти линии протянулись вдоль берега озера и тем самых удлинили маршруты семейных прогулок. Компания, кроме естественных природных видов спорта, создала свои собственные ленточные аттракционы под крышей, рощи для пикника, и холлы для танцев, чтобы привлечь пассажиров.
Эти места для развлечений стали основой для появления в будущем традицион-ного Американского луна-парка.
В том месте, где паркуются троллейбусы простые рощи украшались красивыми садами, качелями, плакатами и смотровыми площадками. Семьи прихватывали с собой ланч для пикника, садились в троллейбус и через некоторое время могли насладиться отдыхом за очень небольшие деньки. Располагая парки в конце троллейбусной линии, компании троллейбуса следили, чтобы посетители не могли миновать этот парк.
А в начале1890-го года «Компания Сцепления» Округа Бержен приобрела в Нью-Джерси 38 акров нетронутой, лесистой местности у общества «Клифсайд-Парк» и Форта Ли. Эти два города, расположенных менее чем в миле от разрастающегося метрополиса Нью-Йорк Сити, заложили в 200 футах выше Гудзона в скалах Нью-Джерси парк Палисад.
Троллейбусная компания купившая эти земли расхваливала высокие, величественные дубы и большие, бурые скалы, с которых открывался не только ближний пейзаж, но и великолепный вид на Нью-Йорк Сити.
Были высажены плантации цветов, возведены холмы для пикника, устроен удобный проход, чтобы посетители могли иметь возможность полюбоваться незабываемым видом, открывающимся от реки Гудзон. Этот уголок был открыт для публики в 1898 и позже был переименован в Парк Палисадов.
1910-1934.Братья Шенк
Родившись в Рыбинске, в России, братья Шенк переехали всем семейством в Соединенные Штаты в 1891; Джозефу было 13 и Николасу – на два года меньше. В течение небольшого времени братья зарабатывали деньги, продавая газеты. Затем, в возрасте 21, Джозеф нашел работу, во вновь открытой в Нью-Йорке аптеке. Он договорился также о работе там и для Николаса, и уже через два года предприимчивый брат приобрел собственную аптеку.
Несколько лет спустя, посещая Форт Джордж и парк развлечений на Третьей Авеню в Нью-Йорк Сити, Джозеф увидел в нем новый потенциальный источник, могущий принести неплохую прибыль. Они открыли продажу пива, чтобы обслуживать толпы людей, пока те должны ждать троллейбус, чтобы отправиться домой.
Они также инвестировали средства в добычу тростника и производство ножей в Форте Джордж. Будучи практичными бизнесменами, Шенки также видели огромный потенциал в зрелищной промышленности, и они начали вкладывать деньги в выступления водевиля в луна-парке.
Одним из постоянных клиентов в Джордже Форта был состоятельный предприниматель, называвший себя Маркус Лоу. Маркус Лоу имел часть прибыли от сети игровых автоматов, «Никельодеонов», гостиниц и Королевского театра в Бруклине. Лоу симпатизировал молодым братьям Шенк и дал им взаймы достаточно денег, чтобы они могли приобрести в пределах Форта Джордж свободную землю парка развлечений. Они дали своему Парку на новых землях название «Парадиз».
Лоу и братья Шенки стали партнерами в различных коммерческих предприятиях: инвестировали в сеть кинотеатров, установку «Никельодеонов», делали совместные вложения в недвижимое имущество, водевиль и кино. В 1910 Шенки уже готовы были к большим масштабам деятельности в сфере развлечений, чем тот масштаб, который им давали рамки Парка «Парадиз». И тогда они обратили свои взоры через Гудзон на парк «Палисад».
Они поставили своей целью – сначала приобрести этот парк, чтобы потом использовать его в основном как платформу и рекламную площадку для раскрутки их «Никельодеонов», сети гостиных и пивных.
Но Шенки понимали, что прежде чем люди захотят отдавать свои с таким трудом заработанные гроши их дешевым кинотеатрам, братья должны будут сначала вложить большие средства в создание условий для отдыха и игр.
I935-I97IЭра братьев Розенталь
В 1917 Джозеф Шенк женился на звезде немого кино Норме Талмедж и объединился с производителем фильмов Льюисом Д. Селзником для совместного выпуска фильмов в Голливуде. Николас Шенк продолжал управлять бизнесом, связанным с наиболее прибыльными программами Палисадов.
Но позже он также стал известен как выдающийся деятель Голливуда. В 1919 году Николас Шенк был назначен президентом и генеральным менеджером компании «Лоу-инкорпорейтед». А пять лет спустя он принял деятельное участие в процессе объединения кинокомпаний, в результате чего на свет появилась «Метро-Голдвин-Майер»».
После длинной и трудной Депрессии, Чертово колесо и роликовый аттракцион утратили свое значение для братьев Шенк, которые теперь были слишком заняты в Калифорнии. В 1935 году Шенки заявили, что они нашли более прибыльное дело. Они сдали в аренду принадлежавшую им собственность другой паре деловых братьев, доказавших свою деловую состоятельность - Джеку и Ирвингу Розенталь.
Ирвинг и Джек Розенталь выросли в трущобах Нью-Йоркской части Ист-Сайда, в конце 19 столетия. В возрасте 10 и 12 лет Ирвинг и Джек взяли в долг 45 долларов, чтобы приобрести ведра и лопаты, и еще 50 долларов, чтобы арендовать место в Парке Стипльчеза в Кони Айленд. Ирвинг стоял в начале пристани и подавал каждому ребенку ведро и лопату. Джек стоял на другом краю пристани и собирал пять центов с родителей ребенка после того, как они прошли сквозь парк. Они заработали на этом более чем 1,500 долларов.
Тогда подростки Ирвинг и Джек купили подержанную карусель, которая работала в «Савин-Рок-Парк». Другие предприниматели наблюдали за братьями с интересом и ожидали, что Розентали потерпят неудачу в их жалкой попытке извлечь пользу из этой устаревшей карусели. Но они снова заработал, на этот раз 11,000 долларов.
А в 1927 году они вложили уже 146,000 долларов в строительство и обслуживание аттракциона «Циклон» в Кони Айленд.
Но Розенталям нужно было что-то более масштабное и более красивое. Им нужен был свой собственный парк, В 1932, они обратились к Николасу Шенку с предложением продать парк «Палисадов» за почти в 1,5 миллиона долларов. Шенк отказался. В 1935 году Шенк пошел на сделку с Розенталями. Братья настояли на том, что они арендуют парк».