Использование различных перспектив
Важное событие всегда следует снимать с различных перспектив и точек съемки. Позднее, при редактировании, можно будет выбрать и/или объединить лучшие точки съемки. Сделайте сознательное усилие, чтобы снимать события с нескольких точек. Интересные события также могут происходить за спиной главных героев, или главные герой могут быть видны с обратного ракурса. Это может оказаться полезным позднее при попытке создать в фильме ощущение равновесия.
Не экономьте на крупных планах важных вещей или людей. Крупные планы на телеэкране обычно смотрятся лучше общих планов, и их хорошо использовать для создания эффектов на завершающих этапах создания.
Общие планы обеспечивают для зрителя общее впечатление и определяют место действия. Эти сцены также можно использовать для уплотнения затянутых сцен. Когда при монтаже вы переходите от крупного плана к общему, зрителю больше не видны детали, проще сделать прыжок во времени. Показ среднего плана также может ненадолго отвлечь от конкретного действия.
Всегда снимайте законченные действия, от начала до конца. Это упростит редактирование.
Переходы
В кино для появления чувства времени требуется практика. Не всегда удается полностью отснять длительные события, и их часто приходится представлять в сильно сжатой форме. Тем не менее, развитие должно оставаться логичным, а монтажные стыки почти никогда не должны привлекать внимания. Переходы отвлекают внимание зрителя от действия. Нужно различать переходы, связанные со схемой, (например, крупный план конечного продукта, создание которого теперь будет показано в фильме) и нейтральные переходы (например, крупный план сюжета, который только косвенно связан с фильмом). Кроме того, существуют также внешние переходы, показывающие что-то отделенное от действия (при съемке радостного события внутри дворца бракосочетаний вставьте его вид снаружи). Переходы должны подчеркивать идею фильма и соответствовать ситуации, чтобы не сбивать зрителей с толку и не отвлекать от действительной сюжетной линии.
Логическая последовательность действия
Связанные эпизоды при редактировании должны взаимодействовать в соответствии с происходящим действием. Если сюжетная линия не будет логичной, зритель не сможет ее отслеживать. Захватите внимание зрителя с самого начала с помощью быстро развивающегося или эффектного старта и сохраняйте этот интерес до самого конца. Зрители могут потерять интерес и/или запутаться, если сцены связаны вместе нелогично или хронологически неправильно, или если сцены слишком быстрые или короткие (меньше 3 секунд).
Заполняйте разрывы между различными местами съемки и используйте крупные планы, например, для соединения хронологических скачков: начните с крупного плана а затем, спустя 7-8 секунд, измените план на средний или общий и снова ненадолго остановитесь на этом сюжете (снова приблизительно на 7-8 секунд).
Непрерывность важна для хронологии и ситуаций. Солнечная погода не сочетается с открывшей зонтики публикой.
Темп, с которым фильм переходит от сцены к сцене, часто влияет на впечатление и настроение, создаваемые фильмом. Отсутствие конкретного эпизода и длительность эпизода – вот два пути управления впечатлением от фильма.
Избегайте визуальных рассогласований
Последовательное соединение вместе аналогичных эпизодов может привести к визуальным рассогласованиям (человек может быть сначала в левой половине кадра, а затем – сразу в правой половине кадра, или покажется в очках, а сразу затем – без них).
Не связывайте панорамные сюжеты
Панорамные сюжеты не рекомендуется соединять вместе, если у них разные направления и темп.
Эмпирические правила съемки и монтажа (Эти правила не всегда относятся к экспериментальным фильмам и видеоклипам).
Правила монтажа
§ Не связывайте вместе сцены, в которых движется камера. Панорамирование, наезды/отъезды и другие эпизоды с движущейся камерой рекомендуется разделять статическими эпизодами.
§ Идущие друг за другом эпизоды следует снимать с различных точек установки камеры. Точка съемки должна меняться, по крайней мере, на 45 градусов.
§ Последовательность лиц должна всегда сниматься попеременно с различных точек зрения.
§ Изменяйте перспективу при съемке зданий. При наличии аналогичных сюжетов одинакового типа и размера диагональ картинки должна переходить от переднего левого до заднего правого объекта и наоборот.
§ Выполняйте монтаж во время движения людей. Зритель будет отвлечен продолжающимся движением, и монтаж останется почти незаметным. Другими словами, можно вставить что-то в общий план в середине движения.
§ Делайте гармоничными монтажные стыки, избегайте визуальных рассогласований.
§ Чем меньше движения в эпизоде, тем он должен быть короче. Эпизоды с быстрым движением могут быть подлиннее.
§ Общие планы более содержательны, поэтому они также должны быть длиннее.
Правила съемки
§ Для съемок следует соблюдать все законы композиции, в частности, изображаемые объекты не должны создавать дисбаланс.
§ Взгляд объекта не должен упираться в границу кадра.
§ На пестром фоне объект легко теряется, так как фоновые объекты могут отвлечь внимание. Для важности нужно ставить объект на передний план.
§ Число элементов композиции должно быть равно числу Мюллера( 7+-2)
§ Важные события нужно снимать с разных ракурсов
§ Свет сбоку - идеально.