О нравственной устойчивости личности

ИЗ ДВУХ ЗОЛ ВЫБРАЛ БОЛЬШЕЕ

Дима рос послушным мальчиком. Его мама заботилась о нем и любила его, как любят единственного ребенка в семье. Но у Димы была еще и старшая сестра, которая рано вышла замуж и жила отдельно. Она занималась мелким предпринимательством и каждый месяц ездила в Польшу за товаром. Каждый месяц у Димы новые обновки, да и денег всегда предостаточно – мама на это не скупилась, ведь Димочке нужно было ходить на дискотеки. У Димы был и папа, но он всегда был занят, а когда приходил с работы, мама отправляла Диму в гости – папе нужно было отдохнуть.

Диме шел семнадцатый год, у него появилось много друзей (у Димы всегда водились деньги), до ночи он пропадал в барах и на дискотеках. Учеба для него была большой помехой в его развлечениях. Кое-как он закончил 11-й класс, аттестат пестрел тройками. О дальнейшей учебе или работе он и не думал, а на что же были родители? Но настроение омрачала повестка в военкомат – пришла пора идти в армию. Отец у Димы был военным, кандидатом наук, начальником кафедры военного училища, и мог бы посодействовать поступлению сына в ВУЗ, о чем неоднократно просила его жена, но он отвечал: "Я не хочу краснеть за него все пять лет". Маме было очень больно расстаться с сыном на долгие два года, и она придумала выход: "Дима, наркоманов в армию не берут, ты "уколись" один раз и останешься дома", – сказала она. Дима всегда доверял маме и даже не задумался о последствиях. Наркотики достать было легко, как говорится, не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дима сделал то, о чем они говорили с мамой. Ему очень понравилось, на душе стало спокойно, даже весело. Он решил попробовать еще и еще. Домой Дима стал приходить редко, в глазах появилась полная апатия ко всему. И тут мама начала беспокоиться. Когда Дима спал, она рассмотрела его руки и ужаснулась – на них не было живого места, одни синяки от уколов. Диму устроили в лучшую больницу. После сильнодействующих лекарств у него наступила амнезия. В армию Диму так и не взяли. Сейчас Диме 23 года. Изредка их с мамой можно увидеть на проспекте, гуляющих за ручку.

· Проанализируйте действия Димы.

· Почему Дима согласился с предложением мамы?

· Как бы Вы поступили в этой ситуации?

"МОНАХ"

В 8-м классе одной из школ учился мальчик Сережа. Его родители были очень религиозными людьми и его воспитывали в том же духе. Сережа посещал церковь, носил крест, соблюдал посты. Однажды друзья узнали об этом и начали его дразнить, давать ему разные прозвища ("монах" и другие). Сережа сказал своим обидчикам: "Каждый человек имеет право выбора. Вы выбрали что-то свое, а я выбрал религию. Она помогает мне жить, а вам жить не мешает. Давайте уважать выбор друг друга".

· Как Вы оцениваете поведение Сережи?

· Как бы Вы поступили на его месте?

· Чему Вас научило поведение Сережи?

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

К ученику средней школы подошел взрослый мужчина и предложил ему хорошо заработать, продавая учащимся травку. 20% от выручки он может забирать себе, а если дело пойдет хорошо, то и 30%.

Подросток отказался, сказав, что он не торгует здоровьем друзей.

· Правильно ли поступил мальчик?

· Какие нравственные чувства двигали подростком?

· Как бы Вы поступили на его месте?

ПРОВЕРКА НА ЧЕСТНОСТЬ

Скотт Раймз работает рассыльным в аптеке мистера Тафта. Мальчик устроился на работу, чтобы накопить деньги на покупку велосипеда. Однажды, получив от хозяина пакет с лекарством, он доставил его по адресу. Миссис Таффик, которой он привез заказ, была слепой. Она вручила ему пятидолларовую банкноту в оплату лекарства, стоящего один доллар. Выйдя из дома и взглянув на деньги, Скотт сначала обрадовался, а потом вдруг остановился, подумал о чем-то и побежал назад. "Вот, – сказал он, протягивая деньги миссис Таффик, – Вы ошиблись: дали мне пять долларов вместо одного". "Ну что ж, хорошо, что вернулся, – сказала миссис Таффик. Я специально сделала это. Мне нужно было узнать, честен ли тот человек, который будет приносить мне лекарства".

(Фрагмент из фильма "Анин колокольчик").

· Как Вы думаете, почему Скотт Раймз вернул деньги?

· Оцените его поступок.

СТАРТРЕК

С космического корабля "Энтерпрайз" похищен андроид – лейтенант звездного флота по имени Дельта. Похититель Килос Фаджо – Зимбалинский торговец, коллекционер диковинных вещей. Он всегда делал только то, что ему было выгодно. Его предложение уникально. Торговец предлагает Дельте стать очередным экземпляром в его музее, доступ в который имеют лишь избранные. Большинство экспонатов приобретены незаконным, насильственным путем. Килос Фаджо уговаривал андроида: "Ты уникальная диковина и твое место в этом музее. Став музейной реликвией, ты сможешь приятно проводить время, совершать прогулки по Галактике, ничего не делать. "Я – офицер", – сказал Дельта и категорически отказался от заманчивого предложения торговца.

· Почему лейтенант отказался от предложения коллекционера? Как бы Вы повели себя в этой ситуации?

БУДЬТЕ ДОБРЫМИ И ЧЕЛОВЕЧНЫМИ!

БЛАГОРОДНЫЙ ПОСТУПОК

Бабушка семнадцатилетнего Даниэля Хаффмана, выпускника школы, перспективного футболиста, больна. Из-за последствий диабета у неё отказывают почки. Её жизнь угасает. Единственный шанс на спасение – пересадка почки. Наиболее благополучно пересадка происходит в том случае, если почку берут у близкого родственника. Внук, видя, как она медленно умирает, решается на рискованный, но благородный поступок. Он предлагает для пересадки одну из своих почек. Отец, возражая, говорит: "Чтоб я больше об этом не слышал. Ты ещё ребёнок, ты губишь своё будущее". Все окружающие также советовали ему не делать этого, постоянно отговаривая, убеждая, что он не сможет заниматься спортом. Но Даниэль решается на операцию. В больнице бабушка отговаривает внука: "Ещё не поздно отменить операцию, я не буду любить тебя меньше. Для тебя эта операция опасна". Но Даниэль непреклонен. После операции тренер футбольной команды сказал Даниэлю: "Я очень горжусь знакомством с тобой".

· Как Вы оцениваете поступок Даниэля?

· Постарайтесь объяснить, почему у тренера такое отношение к Даниэлю?

ЖЕНЩИНА И АКУЛА

Ученые подводной лаборатории "Акватика", разрабатывая препарат от болезни Альцгеймера, находят способ генетического увеличения мозга подопытных акул. Агрессивные и злобные хищники превращаются в думающих монстров-убийц, способных перехитрить своих хозяев. Семь сотрудников подводной лаборатории, спасаясь от акул, пытаются выбраться на поверхность воды. Из семи выбираются только трое. Женщина и двое мужчин.

Лаборатория обнесена стальной решеткой, оставшаяся в живых акула пробивает ее и выбирается в открытый океан. Для того, чтобы убить акулу и спасти жизнь огромному количеству людей, нужно выстрелить в нее из гарпуна, стрела которого подсоединена к источнику электрического тока. Но длина провода меньше, чем расстояние до места, где находится акула. Женщина, находящаяся недалеко от мужчин, принимает очень мужественное решение, она делает на своем теле несколько порезов и бросается в воду. Акула, почувствовав кровь, поплыла к своей жертве. Акулу убивают (мужчины успели выстрелить), но спасти сотрудницу лаборатории не удалось – акула растерзала ее.

· Правильно ли поступила эта женщина?

· Достоин ли этот поступок уважения?

ЛЕСЛИ

Семья Эвансов собралась в командировку, в Австралию, на два года. Все вопросы, связанные с отъездом, уже решены. Остался один и очень важный – собака Сэйбл. Взять ее с собой нельзя, а оставлять чужим не хочется. Все вместе решили, что лучшего места, чем у дяди, нет. Эвансы уехали, а спустя какое-то время Сэйбл исчезла из дома. Зная, как родственники относились к своей любимице, дядя ничего им не сообщил, надеясь, что со временем они забудут о собаке и, когда узнают о ее потере, боль от утраты будет не очень сильной.

В тот день мальчик Тим Смит гулял по скверу. Вдруг он увидел голодную несчастную собаку. Умный взгляд, повиливание хвостом и надежда найти хозяина – все это побудило Тима принять решение – взять собаку к себе, иначе она пропадет. Пес не может жить без клички, и Тим дал собаке имя – Лесли. Мальчик и Лесли подружились, им было очень хорошо вместе. Мама Тима не была против нового друга сына.

Два года для Эвансов пролетели в жаркой Австралии незаметно, и вот они снова у себя дома. Но где же Сэйбл? Дядя объяснил ситуацию, но их горю не было предела, особенно переживала маленькая Лиза.

Однажды мать Эвансов увидела свою собаку у Смитов. Она узнала, что мальчик – новый хозяин, держит их собаку незаконно, без документов. Приехав домой к Тиму и его маме, Эвансы объяснили ситуацию и попросили вернуть им их собаку. Но мама Тима отказалась, так как она тоже привыкла к своей Лесли и, кроме того, ей не хотелось огорчать сына.

Тим выслушал Эвансов, долго молчал, как будто решая трудную задачу, и, наконец, принял решение: собаку надо отдать маленькой Лизе.

Расставание Тима и Лесли было тяжелым, Лесли не могла понять, почему мальчик ее отдает. Собака помнила маленькую Лизу и маму Лизы, но и с Тимом ей было хорошо. Тим отдал приказ: "Вернуться к Лизе!" – собака ему подчинилась.

· Почему Тим вернул собаку прежней хозяйке?

· Какие качества личности проявились у подростка в этом поступке?

ПОДВИГ ВО ИМЯ ДРУГОГО

Молодой аспирант спас старушку, которая, зазевавшись, едва не попала под электричку. Но, успев столкнуть с железнодорожных путей старушку, аспирант сам попал под поезд. И вот одно рассуждение: это не подвиг, а глупость. Старушка и так через два дня померла бы своей смертью, а аспирант, говорят, был талантлив.

· Как Вы думаете, оправдана ли такая жертва?

ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ

МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ

(П. Мериме)

"В 18... году я посетил Корсику, дом Маттео Фальконе, который находился в полумиле от маки (маки – густые заросли). Маттео Фальконе был довольно богатый человек по тамошним местам: он жил честно на доходы от своих многочисленных стад. Он был известен в тех краях высоким искусством владения оружием. Меткость, с которой он стрелял из ружья, была необычной даже для этого края, где столько хороших стрелков.

Его считали таким же хорошим другом, как и опасным врагом; когда-то он жестоко расправился с соперником в любви. Маттео был женат. Его жена Джузеппа родила ему сначала трех дочерей (что приводило его в ярость) и, наконец, сына, которому он дал имя Фортунато, – надежду семьи и продолжателя рода. Дочери были удачно выданы замуж: в случае чего отец мог рассчитывать на кинжалы и карабины зятьев. Сыну исполнилось только десять лет, но он подавал уже большие надежды.

Однажды ранним осенним утром Маттео с женой отправились в маки поглядеть на свои стада, которые паслись на прогалине. Маленький Фортунато хотел идти с ними, но пастбище было слишком далеко, кому-нибудь надо было остаться стеречь дом, и отец не взял его с собой. Из дальнейшего будет видно, как ему пришлось в том раскаяться.

Прошло уже несколько часов, как они ушли; маленький Фортунато спокойно лежал на самом солнцепеке, как вдруг его размышления были прерваны ружейным выстрелом. На тропинке, ведущей от равнины к дому Маттео, показался человек, покрытый лохмотьями, обросший бородой. Он с трудом передвигал ноги, опираясь на ружье. Его только что ранили в бедро.

Это был бандит по имени Джаннетто, который, отправившись ночью в город за порохом, попал в засаду корсиканских вольтижеров. Он яростно отстреливался и, в конце концов, сумел спастись от погони, прячась за уступы скал. Но он не намного опередил солдат: рана не позволила ему добежать до маки.

Он подошел к Фортунато и попросил спрятать его, объяснив, что за ним гонятся солдаты. Фортунато колебался, но когда бандит пошарил в кожаной сумке, висевшей у него на поясе, и вынул оттуда пятифранковую монету, которую он, вероятно, припрятал, чтобы купить пороху, Фортунато улыбнулся, схватил серебряную монету, сказал Джаннетто:

– Не бойся ничего.

Тотчас же он сделал большое углубление в копне сена, стоявшей возле дома. Джаннетто свернулся в нем клубком, и мальчик прикрыл его сеном так, чтобы воздух проникал туда, и ему было чем дышать. Никому бы и в голову не пришло, что в копне кто-то спрятан. Кроме того, с хитростью дикаря он придумал еще одну уловку. Он притащил кошку с котятами и положил ее на сено, чтобы казалось, будто его давно уже не ворошили. Потом, заметив следы крови на тропинке у дома, он тщательно засыпал их землей и снова, как ни в чем не бывало, растянулся на солнцепеке.

Несколько минут спустя шестеро стрелков в коричневой форме с желтыми воротниками под командой сержанта уже стояли перед домом Маттео. Этот сержант приходился дальним родственником Фальконе. Его звали Теодоро Гамба. Это был очень деятельный человек, гроза бандитов, которых он переловил немало.

– Здорово, племянничек! – сказал он, подходя к Фортунато. – Как ты вырос! Не проходил ли тут кто-нибудь сейчас?

– Почем я знаю?

– Почем ты знаешь? Черт бы тебя побрал, проклятое отродье! Я уверен, что ты видел Джаннетто. Может быть, даже спрятал его. Ребята! Входите в дом, поищите там нашего беглеца. Он ковылял на одной лапе, а у этого мерзавца слишком много здравого смысла, чтобы попытаться дойти до маки хромая. Да и следы крови кончаются здесь.

Солдаты начали внимательно осматривать двор и дом.

А Фортунато продолжал посмеиваться.

Один из солдат подошел к копне сена. Он увидел кошку и, небрежно ткнув штыком в сено, пожал плечами, как бы сознавая, что такая предосторожность нелепа. Ничто не пошевелилось, лицо мальчика не выразило ни малейшего волнения.

Сержант и его отряд теряли терпение; они уже поглядывали на равнину, как бы собираясь вернуться туда, откуда пришли, но тут их начальник, убедившись, что угрозы не производят никакого впечатления на сына Фальконе, решил сделать последнюю попытку и испытать силу ласки и подкупа.

Сержант вытащил из кармана серебряные часы, которые стоили добрых десять экю, и, заметив, что глаза маленького Фортунато загорелись при виде их, сказал ему, держа часы на весу за конец стальной цепочки:

– Плутишка! Тебе бы, наверно, хотелось носить на груди такие часы, ты прогуливался бы по улицам Порто-Веккьо гордо, как павлин, и когда прохожие спрашивали бы у тебя: "Который час?" – ты отвечал бы: "Поглядите на мои часы".

– Когда я вырасту, мой дядя капрал подарит мне часы.

– Да, но у сына твоего дяди уже есть часы... правда, не такие красивые, как эти... а ведь он моложе тебя. Мальчик вздохнул.

– Ну что ж, хочешь ты получить эти часы, племянничек? Фортунато не протянул руки за ними, но сказал ему с горькой усмешкой:

– Зачем вы смеетесь надо мной?

– Ей-богу, не смеюсь. Скажи только, где Джаннетто, и часы твои.

Говоря так, он все ближе и ближе подносил часы к Фортунато, почти касаясь ими бледной щеки мальчика. Лицо Фортунато явно отражало вспыхнувшую в его душе борьбу между страстным желанием получить часы и долгом гостеприимства. А часы покачивались перед ним, вертелись, то и дело задевая кончик его носа. Искушение было слишком велико.

Фортунато поднял левую руку и указал большим пальцем через плечо на копну сена, к которой он прислонился. Сержант сразу понял его. Он отпустил конец цепочки, и Фортунато почувствовал себя единственным обладателем часов. Он вскочил стремительнее лани и отбежал на десять шагов от копны, которую вольтижеры принялись тотчас же раскидывать.

Сено зашевелилось, и окровавленный человек с кинжалом в руке вылез из копны: он попытался стать на ноги, но запекшаяся рана не позволила ему этого. Он упал. Сержант бросился на него и вырвал кинжал. Его сейчас же связали по рукам и ногам, несмотря на сопротивление.

Лежа на земле, скрученный, как вязанка хвороста, Джаннетто повернул голову к Фортунато, который подошел к нему.

– Предатель! – сказал он скорее презрительно, чем гневно.

Мальчик бросил ему серебряную монету, которую получил от него, – он сознавал, что уже не имеет на нее права, – но преступник, казалось, не обратил на это никакого внимания. С полным хладнокровием он сказал сержанту:

– Дорогой Гамба! Я не могу идти: вам придется нести меня до города.

Пока вольтижеры были заняты – кто приготовлением носилок из ветвей каштана, кто перевязкой раны Джаннетто, – на повороте тропинки, ведшей в маки, вдруг появились Маттео Фальконе и его жена.

При виде солдат Маттео прежде всего подумал, что они пришли его арестовать. Откуда такая мысль? Совесть Маттео была чище, чем у кого-либо, ибо вот уже десять лет, как он не направлял дула своего ружья на человека, но все же он был настороже и приготовился стойко защищаться, если это понадобится.

Сержанту стало как-то не по себе, когда он увидел медленно приближавшегося Маттео с ружьем наготове и пальцем на курке, но он принял смелое решение – пойти ему навстречу и, как старому знакомому, рассказать ему обо всем случившемся:

– Я зашел мимоходом поздороваться с тобой и сестрицей Пеппой. Сегодня мы сделали изрядный конец, но у нас слишком знатная добыча, и мы не можем жаловаться на усталость. Мы только что накрыли Джаннетто Санпьеро.

– Этот негодяй защищался, как лев, – продолжал сержант, слегка раздосадованный. – Он убил одного моего стрелка и раздробил руку капралу Шардону; ну да это беда невелика: ведь Шардон – француз... А потом он так хорошо спрятался, что сам дьявол не сыскал бы его. Если бы не мой племянник Фортунато, я никогда бы его не нашел.

– Фортунато? – вскричал Маттео.

– Да! Джаннетто спрятался вон в той копне сена, но племянник раскрыл его хитрость. Я расскажу об этом его дяде капралу, и тот пришлет ему в награду хороший подарок. А я упомяну и его, и тебя в донесении на имя прокурора.

– Проклятье! – чуть слышно произнес Маттео.

Они подошли к отряду. Джаннетто лежал на носилках, его собирались унести. Увидев Маттео рядом с Гамбой, он как-то странно усмехнулся, а потом, повернувшись лицом к дому, плюнул на порог и сказал:

– Дом предателя!

Только человек, обреченный на смерть, мог осмелиться назвать Фальконе предателем. Удар кинжала немедленно отплатил бы за оскорбление, и такой удар не пришлось бы повторять.

Однако Маттео поднес только руку ко лбу, как человек, убитый горем.

Фортунато, увидев отца, ушел в дом. Вскоре он снова появился с миской молока в руках и, опустив глаза, протянул ее Джаннетто.

– Прочь от меня! – громовым голосом закричал арестованный.

Сержант подал знак к выступлению, простился с Маттео и, не получив ответа, быстрым шагом двинулся к равнине.

Прошло около десяти минут, а Маттео все молчал. Мальчик тревожно поглядывал то на мать, то на отца, который, опираясь на ружье, смотрел на сына с выражением сдержанного гнева. – Хорошо начинаешь! – сказал наконец Маттео голосом спокойным, но страшным для тех, кто знал этого человека.

– Отец! – вскричал мальчик; глаза его наполнились слезами, он сделал шаг вперед, как бы собираясь упасть перед ним на колени. Но Маттео закричал:

– Прочь!

И мальчик, рыдая, остановился неподвижно в нескольких шагах от отца.

Подошла Джузеппа. Ей бросилась в глаза цепочка от часов, конец которой торчал из-под рубашки Фортунато.

– Кто дал тебе эти часы? – спросила она строго.

– Дядя сержант.

Фальконе выхватил часы и, с силой швырнув о камень, разбил их вдребезги.

– Жена! – сказал он. – Мой ли это ребенок? Смуглые щеки Джузеппы стали краснее кирпича.

– Опомнись, Маттео! Подумай, кому ты это говоришь!

– Значит, этот ребенок первый в нашем роду стал предателем. Джузеппа бросилась к Маттео и схватила его за руку.

– Ведь это твой сын! – вскрикнула она дрожащим голосом, впиваясь черными глазами в глаза мужа и словно пытаясь прочесть то, что творилось в его душе.

– Оставь меня, – сказал Маттео. – Я его отец! Джузеппа поцеловала сына и, плача, вернулась в дом. Она бросилась на колени перед образом богоматери и стала горячо молиться. Между тем Фальконе, пройдя шагов двести по тропинке, спустился в небольшой овраг. Место показалось ему пригодным для исполнения своего замысла.

– Фортунато! Стань у того большого камня. Исполнив его приказание, Фортунато упал на колени.

– Молись!

– Отец! Отец! Не убивай меня!

– Молись! – повторил Маттео грозно. Запинаясь и плача, мальчик прочитал "Отче наш" и "Верую".

– Ты кончил?

– Отец, пощади! Прости меня! Я никогда больше не буду! Я попрошу дядю капрала, чтобы Джаннетто помиловали!

Он лепетал еще что-то. Маттео вскинул ружье и, прицелившись, сказал:

– Да простит тебя бог!

Фортунато сделал отчаянное усилие, чтобы встать и припасть к ногам отца, но не успел. Маттео выстрелил, и мальчик упал мертвый.

Даже не взглянув на труп, Маттео пошел по тропинке к дому за лопатой, чтобы закопать сына. Не успел он пройти и несколько шагов, как увидел Джузеппу: она бежала, встревоженная выстрелом.

– Что ты сделал? – воскликнула она.

– Свершил правосудие.

– Где он?

– В овраге. Я сейчас похороню его. Он умер христианином. Я закажу по нему панихиду. Надо сказать зятю, Теодору Бьянки, чтобы он переехал к нам жить".

· Какие качества личности проявились у Фортунатто?

· Оцените поступок Маттео.

УМЕНИЕ ДЕРЖАТЬ СЛОВО

В семье Эшби росло два сына. Мальчишки выросли, пришло время ехать учиться в колледж, но родители, небогатые люди, могли оплатить учебу только одного сына. Братья решили, что сначала учиться поедет Флин – старший брат, а когда он закончит обучение, то поможет получить образование и младшему брату.

Флин учился. Младший брат помогал родителям по хозяйству, а родители оплачивали учебу Флина. Прошли годы, Флин закончил учиться, женился, а о своем обещании помочь младшему брату и не вспоминал. Так и не выучился младший брат, остался без образования.

· Дайте оценку поступка старшего брата.

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

В 8 "б" классе было два друга. Они вместе ходили в походы, играли в разные игры, гуляли.

Однажды с компанией они пошли играть в футбол на задний двор школы. Дима, один из друзей, нечаянно пнул мяч в окно и разбил стекло.

Директор, конечно, вызвал мальчиков. Дима сознался во всем. Сережа, друг Димы, ничего не сказал, промолчал, испугался, хотя он мог бы сказать слово в защиту товарища. Друг, когда случилось несчастье, бросил своего друга.

· Как можно оценить поступок Сергея?

· Есть ли у него совесть?

ЖИТЬ ДОЛЖНО – КАК СЛЕДУЕТ

ДРУГ

Однажды в школе был такой случай: учитель отпустил ребят пораньше с урока, а сам зашёл к коллеге в соседний кабинет. Свой класс он не закрыл, и у Кати из сумки пропал маленький талисман. Она очень расстроилась. В этом обвинили Максима, который не всегда вёл себя так, как просил учитель. Его обещали наказать, обещали сообщить его родителям, всячески унижали мальчика, называя его предателем и вором. Виктор, наблюдая за этим, совсем забыл сказать о том, что они вместе с Максимом в это время были в столовой. Может быть, он испугался, а может быть, не хотел, чтобы его обвинили в укрывательстве. Вернувшись домой, Виктор долго не мог понять, что же его так гложет. Лишь под вечер, когда пора было ложиться спать, он понял, что должен был сказать учителю и классу, что Максим не виноват, и он, Виктор, может это подтвердить, что они были в столовой, что вместе сидели за одним столом. На следующий день Виктор пришёл в школу раньше, чем обычно, дождавшись одноклассников и учителя, он громко сказал о том, что Максим обвинён напрасно, что он не виноват в случившемся. Дома Виктор понял, что поступил правильно: выполнил свой долг по отношению к Максиму – "спас" невиновного от наказания.

· Подберите пословицы, характеризующие поступок Виктора.

· Объясните смысл этих пословиц.

СЛОВО И ДЕЛО

Две девочки – Женя и Наташа – решили принять участие в подготовке игры "Умники и умницы". Им необходимо было приготовить вопросы к завтрашнему дню. Времени было мало, а работа была сложной. Нужно было прочитать книгу М. Булгакова "Жизнь господина де Мольера" и составить задание, а также нарисовать атрибуты игры. Девочки договорились встретиться у Наташи.

Придя домой, Женя вспомнила, что сегодня у нее генеральная репетиция в музыкальной школе. Что делать? Она не могла не пойти на репетицию. Женя позвонила Наташе и сказала, что не может прийти. Наташа согласилась её выручить и пообещала все сделать.

Женя не могла переложить все на плечи подруги, тем более, что она дала ей слово еще утром, что половину сделает сама.

Женя нашла книгу и вечером, вместо просмотра любимого фильма, составила задания.

· Какое качество проявилось у Жени в данной ситуации?

· Почему Женя не могла принять предложение Наташи?

· Могла ли Женя поступить иначе?

У БОЛЬНОЙ ПОДРУГИ

Валя не пришла на занятия. Подруги послали к ней Машу.

– Пойди и узнай, что с ней. Может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Маша застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

– Ох, Валечка, – сказала Маша, присаживаясь на стул. – У тебя, наверное, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе.

– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щеку, – а мне надо бы полоскание.

– Ой, Валечка, мне тоже давали полоскание. И мне стало лучше! Как пополощу, так лучше! А еще мне помогала грелка горячая-горячая.

Валя оживилась и закивала головой.

– Да, да грелка. Маша, у нас в кухне стоит чайник.

– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!

Маша вскочила и подбежала к окну.

– Так и есть, дождик! Хорошо, что я пришла с зонтиком! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго собиралась. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

– Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду, не беспокойся!

· Можно ли сказать о Маше, что она в достаточной мере выполнила свой долг перед подругой, одноклассницей?

· Как бы в такой ситуации повел себя чуткий человек, который знает свой долг перед товарищем?

· Так что же такое долг перед товарищем?

ЗАДАЧИ НА ВЫБОР ДЕЙСТВИЯ

Подумайте и ответьте, как Вам следует поступить в следующих ситуациях.

БЕЗДОМНАЯ СОБАКА

В подъезде Вашего дома уже три дня живет собака. Она скулит по вечерам и не дает покоя жильцам. Собака красивая, но ничья. Ваши действия при этом.

· Сообщите в милицию.

· Посоветуете другу взять ее.

· Возьмете собаку себе.

· Уведете ее из подъезда далеко на пустырь и там оставите.

В ПОДЪЕЗДЕ

Возвращаясь домой, Вы увидели, что подростки из Вашего дома разрисовывают стены в подъезде.

· Пройдете мимо.

· Скажете ребятам, чтобы они прекратили это хулиганское занятие.

· Сообщите дома взрослым и призовете их на помощь.

· Сообщите родителям этих подростков.

В ТРАНСПОРТЕ

В троллейбусе давка. Вам не удалось сесть, Вас толкают. Вдобавок ко всему, пассажир, стоящий рядом, наступает Вам на ногу.

· Вы вежливо обратитесь к нему и попросите наступить вам на вторую ногу.

· В ответ Вы наступите ему на ногу.

· Шумно возмутитесь.

· Будете молча терпеть.

· Ваш вариант.

ИНТЕРЕСНАЯ ПЕРЕДАЧА

Вы делаете уроки. По телевизору началась интересная передача. Как Вы поступите?

· Будете доделывать задания до конца.

· Бросите все и пойдете смотреть телевизор.

· Попытаетесь одновременно смотреть телевизор и делать задания.

КВАРТИРА

Некая женщина, назовем ее Л.И., решила продать свою однокомнатную квартиру. Сразу нашелся покупатель – ее знакомый, назовем его Игорь. Они договорились на определенную сумму. И все бы ничего, но тут появились бывшие соседи, которые предложили Л.И. 30 тысяч рублей сверх той суммы, которую должен был отдать Игорь. Ответ Л.И. был таков: "Меня за 30 тысяч купить невозможно. Ведь Игорь для того, чтобы купить эту квартиру для себя, жены и маленького сынишки, съездил три раза в Чечню. Мы договорились с ним, я дала свое слово!"

· Как бы Вы поступили на месте Л.И.?

НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ

В соседней квартире живет неблагополучная семья, родители – алкоголики. В этой семье трое детей – учеников, которые очень страдают. Как Вы поступите, видя, что никто не интересуется детьми?

· Напишете заявление в милицию.

· Сообщите в школу, попросите принять меры.

· Останетесь сторонним наблюдателем.

· Сообщите на работу тех родителей.

ОЧЕРЕДЬ

Вы хотите сходить на интересный фильм, но у кассы большая очередь, а Вы с девушкой, с которой недавно познакомились.

Ваши действия:

· пробиваетесь без очереди, вызывая недовольство людей;

· пытаетесь найти знакомых в очереди;

· встаете в очередь;

· другие варианты.

ПОДАРОК

В День рождения отец подарил дочери часы. Но она часы не приняла, так как они были не золотые.

· Оцените поведение дочери.

· С какими другими чертами характера соседствует неблагодарность?

ПОМОЩЬ ОДНОКЛАССНИКУ

Вы хорошо учитесь. Менее сильный ученик попросил Вас помочь. Ваши действия:

· отмахнетесь и скажете, что заняты;

· откликнетесь на его просьбу и поможете;

· покажете в учебнике место, где об этом написано, и этим ограничитесь;

· сошлетесь на собственное непонимание, проявив излишнюю скромность.

ПОСЛЕ РАБОТЫ

Уставший отец пришел с работы и прилег отдохнуть. В это время начинается показ фильма по телевизору. Прибежав с улицы, не спросив разрешения, Павел включает телевизор на полную громкость. Как поступите Вы:

· так же;

· спросите разрешения;

· пойдете смотреть фильм к товарищу;

· займетесь другим делом.

ПОТЕРЯННАЯ КНИГА

Твой друг сказал, что потерял библиотечную книгу. Однако ты точно знаешь, что он ее не терял. Она лежит у него дома.

· Правильно ли было бы пойти и обо всем рассказать библиотекарю?

ПРАКТИКАНТКА

К Вам в класс на урок иностранного языка пришла практикантка. Класс вел себя вызывающе, урок срывался.

Чтобы бы Вы сделали, сознавая, что Ваши товарищи не правы?

· Призвали бы к совести одноклассников.

· Позвали бы на помощь завуча или классного руководителя.

· Промолчали бы.

РАЗБИТАЯ ВАЗА

Вы приехали в гости к тете. Интересно провели время, но в конце пребывания, в один из вечеров, Вы случайно разбили любимую тетину вазу. Но признаться в этом Вам трудно. Как Вы поступите?

· Открыто признаетесь в проступке.

· Не признаетесь, так как боитесь наказания.

· Сделаете вид, что ничего не знаете, и открыто возмутитесь: "Кто это сделал?".

· Просто промолчите.

СРЕДСТВО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

Вы просите родителей купить Вам новую "фирменную" куртку, хотя у Вас ещё хорошо выглядит Ваша "нефирменная".

Для чего Вам это?

· Чтобы выделяться среди сверстников.

· Как средство самоутверждения.

· Чтобы не "отстать от моды".

· Чтобы доказать другу, что родители для Вас могут сделать все.

· Ваш вариант ответа.

ХОЧУ ТАКИЕ ЖЕ ДЖИНСЫ

Узнав, что у Вашей подруги появились новые американские джинсы, Вам очень захотелось такие же, но родители не могут позволить себе такую покупку.

Что Вы сделаете?

· Будете настаивать на покупке.

· Спокойно согласитесь с папой и мамой.

· Постепенно вынудите их сделать эту покупку.

· Поступите как-то иначе.


Наши рекомендации