Тема 2. СИЛА ВОЛИ. НУЖНА ЛИ ОНА ЧЕЛОВЕКУ?
Цель: Дать определения понятий воля и слабоволие, раскрыть их суть; показать важность такого качества как сила воли в жизни каждого человека и необходимость воспитать его в себе самом; показать, как слабоволие мешает в жизни.
Оборудование:
Плакаты с высказываниями известных людей:
· "Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник" (В. Шекспир).
· "Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия" (И.П. Павлов).
· "Тренируя свое тело, человек становится выносливым, здоровым, ловким; так же следует тренировать свой разум, свою волю" (М. Горький).
· "Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование – главный источник воли" (В.А. Сухомлинский).
· Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Осуществляя волевое усилие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, желаний; для волевого акта характерно не переживание "я хочу", а переживание "надо", "я должен", осознание ценностной характеристики цели действия (Советский энциклопедический словарь).
ТСО, фрагменты из кинофильмов.
Музыкальное оформление.
Предварительная работа с воспитанниками:
Проведение и обработка теста "Самооценка воли".
Написание мини-сочинения на тему: "Как я понимаю, что такое сила воли" (с примерами из собственной жизни или из жизни других людей).
Работа со словарем над понятием "сила воли".
Ход занятия
Фрагмент увертюры И. Дунаевского к кинофильму "Дети капитана Гранта".
Воспитатель: Я рада приветствовать всех присутствующих. Ребята, сегодня у нас с вами необычный час общения. Во-первых, потому, что у нас сегодня много гостей, а во-вторых, мы с вами должны обсудить, на мой взгляд, очень важную тему. На стенах кабинета висят плакаты, прочитайте, пожалуйста, их внимательно.
(Кто-либо из воспитанников зачитывает высказывания известных людей).
Скажите, пожалуйста, что общего в этих высказываниях.
Воспитанники: Общее в них – слово "воля".
Воспитатель: Да, во всех высказываниях присутствует это слово.
На одном из недавних часов общения мы с вами познакомились с понятием нравственной устойчивости. Убедились, что оно состоит из многих моральных качеств. Все они очень важны, так как тесно связаны друг с другом. Давайте вспомним, какие это качества: доброта, совесть, долг, честность и так далее. Все эти качества не играют своей положительной роли, если человек не обладает силой воли. Сегодня мы поговорим об этом важном качестве – о воле.
Незадолго до сегодняшнего часа общения я вам предложила написать небольшое сочинение о том, как вы понимаете, что такое сила воли. Послушайте некоторые выдержки из Ваших сочинений:
· "Мне кажется, что сила воли – это когда человек хочет что-то сделать, но не может, просто не решается. А когда он решится и сделает – то это и есть сила воли".
· "Сила воли – это когда человек может сказать "нет". Если человек захочет бросить пить или курить, на это надо иметь силу воли".
· "Сила воли – это когда человек может бросить курить, пить, токсикоманить. Я раньше прогуливал уроки, токсикоманил. Мне это надоело, я решил лечиться. Сейчас я хожу в училище, не употребляю токсические вещества".
· "Я был обычным игроком на компьютере, хотел стать хакером. Я много старался и, наконец, добился своего. Стал суперхакером, занял первое место из тридцати. Для того, чтобы достичь этого, я очень много и долго старался. Просто я переборол себя".
· "Сила воли выражается в перестройке своих старых привычек. До учебы в училище я спала до 11 часов дня. Сейчас встаю в 7 утра. Пришлось приложить силу воли".
· "Сила воли нужна нам для того, чтобы достичь какой-либо цели".
Воспитатель: Давайте посмотрим, как понятия "воля", "сила воли" трактуются в словарях русского языка.
Словарь И.С. Ожегова:
"Воля – способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели.
Сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь (Воля к победе)".
Словарь русского языка В.И. Даля:
"Воля – желание, стремление, независимость, простор в действиях. Сила воли – мочь, могута, способность нисколько не объяснимая, но проявляющаяся без видимой вещественной силы (Сила воли над самим собой)".
Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что такое воля. Но это понятие тесно связано с другими качествами личности. Посмотрите, пожалуйста, на плакаты со структурой понятий "Сила воли" и "Слабоволие".
целеустремленность инициативность самостоятельность настойчивость решительность смелость самообладание дисциплинированность | беспринципность безынициативность малодушие невыдержанность упрямство лень трусость конфликтность |
Воля тесно связана с такими качествами личности, как:
· целеустремленность – подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности на ее достижение;
· настойчивость – способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней;
· выдержка (самообладание) – способность постоянно контролировать свое поведение;
· решительность – способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению;
· мужество и смелость – готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия;
· дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общественным правилам;
· инициативность – внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, руководящая роль в действиях.
Воспитатель: А теперь, после того как мы ознакомились с сутью каждого волевого свойства, давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили эти понятия.
Сейчас я вам зачитаю несколько примеров, а вы постарайтесь определить, какое волевое свойство проявляется в каждом из них сильнее всего.
1. "Этот случай произошел на одном из кораблей, находившемся в северных широтах. На корабле обледенела антенна локатора, и он перестал работать. Нужно было срочно сколоть лед. Однако сделать это можно было только голыми руками, так как инструмент мог повредить антенну. Антенна находилась на высоте девятиэтажного дома. Командир ждал: кто отважится добровольно выполнить это задание? Вызвался Эдик Шкерт. Парень полез наверх. Скорость ветра достигала 45 м/сек. Эдика пронизывало жгучим ледяным ветром. Наконец – площадка. Он привязал себя к лееру, снял перчатки и начал работать. Лед, облепивший антенну, был очень крепкий. Целых 15 минут, преодолевая страшный ветер и мороз, голыми руками юноша скалывал лед. Руки его опухли, стали багровыми, нестерпимо болели от ссадин и мороза. Но он преодолел все трудности, завершил работу и благополучно спустился на палубу".
Какие волевые качества проявил Эдик Шкерт?
(Ответы воспитанников).
2. "Дубровка. Театральный центр. Заложники. Сводки новостей коротки и тревожны. Люди не спали – слушали сводки, плакали, молились. И в эту вязкую тревожную ночь вышел из дома человек. Рослый, широкоплечий. На нем была форма российского офицера. Человек размашистым шагом направился в сторону Театрального центра. Удостоверение подполковника Российской армии позволило ему миновать уже выставленные к тому времени кордоны. Он вошел в театр. Боевик в маске преградил путь. Офицер представился, показал ему удостоверение, изложил свою просьбу: "Освободите детей. Я готов остаться здесь вместо них". Его убили. С множеством огнестрельных ранений его тело бросили в подвале Театрального центра. Уже после штурма оно было найдено, и стало известно имя этого российского офицера. Васильев Константин Иванович, 35 лет".
Какие волевые качества проявил герой-офицер?
(Ответы воспитанников).
3. "Известный аргентинский футболист Марадона стал заниматься наркобизнесом, употреблять наркотики. Он был исключен из итальянской команды, в которой работал по контракту. Сильнейшего форварда, а затем наркомана нигде не брали на работу. Человек мог бы сломаться в такой ситуации, но Марадона выстоял. Он поставил перед собой цель – вылечиться, избавиться от пагубного пристрастия. И сумел выполнить взятое самообязательство. Он вернулся в большой футбол, вернулся в жизнь".
Какие волевые качества помогли Марадоне вернуться в большой спорт?
(Ответы воспитанников).
4. "Мать одного подростка рассказывала: "Мой Сеня очень увлекается лыжами. Еще маленьким ходил на прогулки с отцом, а в последнее время я заметила, что он каждый день 1,5 часа тратит на лыжи. Думала, к соревнованиям готовится. Оказывается, нет. Спрашиваю сына: "Ты и раньше ходил на лыжах, но такого еще не было, чтобы ты, как заведенная машина, в мороз и вьюгу тренировался. Ведь простудиться можно". Сеня мне ответил: "Раньше было одно, а теперь другое. Я теперь волю свою закаляю, а не для удовольствия только прогуливаюсь. Тут уж хочешь или не хочешь, а идти надо".
Какие волевые качества воспитывает в себе Сеня?
(Ответы воспитанников).
Музыкальная пауза: "Герои спорта" (слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой).
Воспитатель: Предлагаю вам принять участие в игре "Тайное свойство".
Встаньте в круг и вытяните руки перед собой. У меня в руках драгоценный камень, который символизирует какое-либо волевое качество, например, настойчивость.
Проходя мимо вас, я буду вкладывать свои ладони в ладони каждого из вас, добавляя к вашему имени одно из волевых свойств: "Эдик решительный, Катя смелая и так далее. Незаметно я оставлю камень в ладонях одного из вас.
Когда я пройду весь круг, один из вас будет отгадывать, у кого находится драгоценный камень. Для этого вам надо вспомнить, какими волевыми качествами я наделила всех игроков. Игроку дается три попытки отгадать, у кого находится камень.
(Рефлексия).
Воспитатель: Сейчас мы проведем небольшую музыкальную викторину. Люди искусства – художники, композиторы – в своем творчестве всегда обращались и воспевали волевые качества человека. Я вам предлагаю послушать фрагмент увертюры русского композитора М.И. Глинки к опере "Руслан и Людмила" (можно очень кратко напомнить воспитанникам ее содержание).
У вас на столах лежат карточки со словами-определениями по теме нашего часа общения:
Радостно Торжественно Энергично Приподнято Величественно Мужественно Победно Блестяще Решительно Бодро Величаво Настойчиво Ослепительно Восторженно Смело Живо Жизнеутверждающе Уверенно |
Сейчас зазвучит музыка. Слушая ее, просмотрите слова на карточках. Когда я снова включу эту музыку, пожалуйста, назовите определения, которыми на ваш взгляд можно ее охарактеризовать.
(Ответы воспитанников).
Воспитатель: Я думаю, вы понимаете, как важно суметь устоять перед соблазном, суметь выстоять в трудную минуту. Суметь сказать себе "нет". И я уверена, что каждый из вас когда-нибудь одерживал над собой маленькую победу, преодолевал хоть небольшую слабость, а значит, проявлял волю. Насколько сильна наша воля, настолько обычно плодотворна наша работа, учеба, жизнь, то есть любой вид деятельности.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что у каждого слова есть свой антипод, то есть слово, противоположное по значению. Скажите, какой антипод у слова "воля"?
Воспитанники: Слабоволие.
Воспитатель: Совершенно верно.
У меня на столе стоит черный ящик. В нем находятся различные "волевые и слабовольные качества", подходите к нему, пожалуйста, доставайте карточки с этими качествами. Постарайтесь определить, к какой группе они относятся, и коротко охарактеризуйте их. Вы самостоятельно подобрали отрицательные качества, которые присущи слабоволию:
· несдержанность;
· безынициативность;
· малодушие;
· лень;
· беспринципность;
· трусость.
Воспитатель: Хочу привести вам такой пример. Два дня назад двое ребят из нашего отделения избили сокурсника, причем избили очень жестоко – ногами, его лицо превратилось в сплошной синяк. За этой сценой наблюдали двое первокурсников. При этом они не проронили ни слова и не предприняли никаких действий. Как вы считаете, какие качества личности у них проявились?
(Ответы воспитанников).
Музыкальная пауза: "Песня о друге" (В. Высоцкий).
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент из кинофильма "Вертикальный предел".
Вы поняли, что в этом фильме речь идет о сильных, мужественных людях – альпинистах, о том, как они попадают в сложную ситуацию, опасную для их жизни, и какие нравственно-волевые решения они принимают.
(Обсуждение кинофильма).
Далее воспитанники выполняют упражнение "Самооценка воли", оценивая по пятибалльной системе свои усилия в воспитании волевых качеств. В результате чего представляют свое "Я-волевое".
Я волевое | = | · самодисциплина (требовательность к себе) · самообладание (спокойствие, уверенность) · самоконтроль · доведение начатого дела до конца · настойчивость (преодоление трудностей) · отказ от неразумных желаний, соблазнов · преодоление тревог, страхов |
(Ассистент обрабатывает ответы воспитанников).
Воспитатель: Ребята, в нашем училище вы получаете разные профессии (цветовод, штукатур). Как вы думаете, нужна ли в вашей будущей профессии сила воли? Если да, то приведите, пожалуйста, примеры из вашего личного опыта.
(Рассуждения воспитанников по этому поводу. Их примеры).
Воспитатель: Так что же помогает людям совершать победу над собой? Конечно, поставленные цели. А цели должны быть направлены на благо человека.
Один из наших мальчиков в своем сочинении написал, что он мечтал быть хакером (компьютерный вор), что он проводил много времени в компьютерном клубе, то есть много работал и, наконец, стал суперхакером, он стал первым из тридцати. Он пишет, что для этого приложил очень много усилий. Скажите, благородна ли его цель?
(Обсуждение примера).
А вот это сочинение мне очень понравилось: "Многие считают, – подумаешь, "сила воли", зачем она нужна мне, обойдусь и без нее, но если не будет силы воли, то мы ничего не сможем сделать. Даже для того, чтобы сделать шаг, надо сделать усилие. Если у тебя не будет силы воли, то ты ничего не сможешь преодолеть, ничего не будешь делать и, значит, не принесешь пользы, а если не приносишь пользы, то зачем ты живешь?"
Согласны ли вы с таким мнением?
(Ответы воспитанников).
Воспитатель: Сейчас мы послушаем нашего ассистента, который подвел итоги упражнения по самооценке воли.
(Сообщение ассистента).
Воспитатель: К следующему часу общения предлагаю каждому из вас составить план воспитания у себя силы воли.
Запишите рекомендации по воспитанию силы воли или пять "Надо":
"Надо 1": Понаблюдать за собой и определить, каких из перечисленных волевых качеств не достает в вашем характере.
"Надо 2": Начинать бороться с недостатками, проявляя и усиливая свои положительные качества.
"Надо 3": Убеждать себя и приказывать себе поступать правильно.
"Надо 4": Упорно контролировать свои действия.
"Надо 5": Подбадривать себя, поощрять прогулкой, отдыхом, маленьким сюрпризом самому себе.
Надеюсь, что вы начнете применять эти рекомендации с этой минуты.
В трудные моменты вам помогут формулы самовнушения.
(Звучит спокойная музыка Моцарта и звуки океана).
Воспитатель:
Примите удобное положение.
Закройте глаза, расслабьтесь.
Дышите ровно, спокойно, ритмично.
Отдыхайте.
Слушайте мой голос.
Мысленно повторяйте за мной.
· Мне спокойно!
· Мне хорошо!
· Я – отдыхаю!
· Полный покой!
Звучит музыка.
· У меня сильная воля.
· Я могу добиться того, чего хочу!
· Я верю в себя, в свои силы.
· Я люблю свое будущее.
· У меня достаточно сил для победы!
· Я добьюсь успеха.
· Я приду к цели.
Звучит музыка.
· Слушайте мой голос!
· Я хорошо отдыхаю!
· Ко мне возвращается бодрость.
· У меня хорошее бодрое настроение.
· Я бодр.
· У меня хорошее настроение.
Откройте глаза.
Улыбнитесь, подтянитесь!
На этом наш час общения закончен.
Всего вам доброго.
До свидания.
Список литературы
1. Гаврилова Т.П. Быть, значит состояться: Методическое пособие сотруднику кабинета педагогического аутотренинга. Пермь: ПГПУ, 1991.
2. Гаврилова Т.П. Игра в работе педагога (программно-методические материалы). Пермь, 2002.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1980.
4. Костицына В.С. Психология. Пермь, 2001.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1983.
6. Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. Профессиональная библиотека учителя. М.: Народное образование, 2001.
7. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Левина О.Г. Сделай себя сам. М., 2001.
8. Селевко Г.К., Назарова Г.И., Левина О.Г. Утверждай себя. Самосовер-шенствование личности. М.: Народное образование, 2001.
Тема 3. О ЧЕСТНОСТИ
Цель: Углубление понятия о честности, выявление личностной направленности подростков и их отношения к изучаемой нравственной категории, формирование установки на честные поступки.
Оборудование:
Плакаты с высказываниями известных людей:
· "Ближе всего к великому стоит честность" (В. Гюго);
· "Честность ума состоит в том, чтобы не отступать перед правдой, стремиться к ней, находить ее любой ценой, гнушаться легких и удобных половинчатых решений" (Р. Роллан);
· "Все люди одинаковы по существу, все одинаковы по рождению, знатнее тот, кто честнее по природе" (Сенека).
Рисунки-пиктограммы по теме "Честность".
Памятки-наказы, раздаточный материал, мяч для игры.
ТСО, фрагменты из кинофильмов.
Предварительная работа с воспитанниками:
Проведение анкеты "Как я понимаю слово честность?".
Разработка пиктограммы по теме "Честность".
Терминологическая подготовка к игре "Антипод".
Работа со словарем над понятием "честность".
Ход занятия
Воспитатель: Добрый день! Я здороваюсь со всеми, кто пришел на нашу встречу и готов принять в ней активное участие. Ребята, обратите внимание на тему и эпиграф нашего часа общения. На плакатах вы видите высказывания великих людей. Мы обратимся к ним позже.
Сейчас мы с вами поговорим о честности, постараемся разобраться в сути этого морального качества. Давайте посмотрим, как вы относитесь к этой нравственной категории, задумываетесь ли вы иногда, нужна ли человеку честность.
Что она значит для человека?
Почему великие писатели и ученые считают это качество одним из важнейших качеств человеческой души?
Почему оно составляет ценность в человеческой жизни?
Эти вопросы волновали и продолжают волновать сердца людей.
В процессе подготовки к нашей встрече вы приняли участие в анкетировании.
На вопрос: "Как я понимаю слово честность?" – большинство из вас смогли дать правильные ответы по сути этого понятия, однако вы затруднились дать его точное определение.
Мы с вами поработали со словарями и теперь, я надеюсь, вам будет не трудно дать точное определение слова честность.
Зачитайте, пожалуйста, то определение, которое вам понравилось больше всего.
Воспитанники:
· В словаре В.И. Даля имеется такое определение: честность – это честь, доблесть, благородство души и чистая совесть.
· В словаре С.И. Ожегова: честный – добросовестный, проникнутый искренностью и прямотой.
· В словаре по этике дается большое определение честности. Это понятие включает в себя правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убежденность в правоте проводимого дела, искренность. Противоположность честности – обман, ложь, вероломство, лицемерие.
Воспитатель: Спасибо, ребята, за ваши сообщения. А теперь, чтобы глубже познакомиться с понятием, его сутью, предлагаю защитить свою пиктограмму. Это было вашим домашним заданием. Итак, вспомним, что такое пиктограмма.
(Ответы воспитанников).
Воспитатель: Да, пиктограмма – это древнейший вид письма с рисунками. Прошу членов команд выполнить следующее задание: объясните суть пиктограммы соперника.
В пиктограммах могут быть зашифрованы и пословицы, попробуйте раскрыть их смысл.
(Ответы воспитанников).
Воспитатель: Мы разобрались с определением понятия "честность". Рассмотрели его суть, но как вы знаете, это понятие – сложное, состоит из разных свойств. Мы с вами предварительно с ними знакомились. Насколько хорошо вы их запомнили, покажет вот этот волшебный мяч.
Прошу вас выйти в круг.
Я вам буду бросать мяч и называть слова, характеризующие качества личности с положительной стороны, а вы, возвратив мне мяч, назовете слова с противоположным значением.
Игра "Антипод"
честность правдивость преданность откровенность искренность неподкупность верность постоянство открытость чистосердечность | – – – – – – – – – – | обман лживость предательство утаивание лицемерие продажность предательство изменчивость замкнутость фальшивость |
Воспитатель: Молодцы, вы неплохо потрудились. Желаю вам чаще встречаться с людьми, у которых преобладают положительные качества. (Продолжаем работать над понятием).
К сожаленью, люди совершают не только честные поступки, но и лживые, причем существуют разные виды обмана.
Прошу принять участие в рефлексивном упражнении.
В этих листках нужно подчеркнуть случаи нечестности, с которыми вы чаще всего встречаетесь в жизни.
(Раздаются листки с текстом).
списывание пропуски занятий хвастовство продажа некачественных вещей продажа по завышенной цене | одежды денег, документов личного имущества автомобилей цветных металлов |
(Идет оперативная обработка анкеты).
Воспитатель: По результатам нашего рефлексивного упражнения выяснилось, что чаще всего в жизни вы сталкивались со случаями воровства. И наш дальнейший разговор мы поведем именно об этом. Предлагаю вам посмотреть фрагменты фильмов о воровстве. И ответить на вопрос: "Можно или нельзя воровать? Почему?".
(Демонстрация фрагментов фильмов "Место встречи изменить нельзя" и "Вор" с комментариями воспитателя).
Фрагмент № 1: "Вора берут с поличным".
(Из кинофильма "Место встречи изменить нельзя").
Действие происходит в послевоенной, нищей России, где царят воровство, грабежи и разбои.
Фрагмент № 2: "Кража продуктовых карточек".
(Из кинофильма "Место встречи изменить нельзя").
Особенно частыми были случаи воровства продуктовых карточек.
Фрагмент № 3: "Воров отправляют по этапу".
(Из кинофильма "Вор").
Пойманных воров после судебного приговора отправляли в лагеря.
(Ответы воспитанников на вопрос: "Почему нельзя воровать?").
Воспитатель: Действительно, даже среди животных существует одно непреложное правило: "Не тронь того, что не твое!".
1. Вор нарушает закон. Статья 35 Конституции РФ гласит: "Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества".
2. Совершив кражу, вор наносит вред, зло другому человеку, причиняет боль.
3. Наказание неминуемо: если даже вору удалось избежать тюрьмы, то он не ушел от возмездия. Самое страшное наказание – это муки совести, душевная боль, раскаяние – все это расплата за содеянное.
Давайте посмотрим отрывок "Березки" из кинофильма "Калина красная".
Воспитатель: Вор-рецидивист возвращается в родные края, на его пути – березовая роща, и он не может не остановиться около своих любимых берез, ведь они для него символ чистоты, свободы, вольной жизни. Только им он признается, что готов изменить свою жизнь. Первое, что он решает сделать, это проведать мать после 20-ти летней разлуки, чтобы хоть как-то сгладить вину за свой невыполненный сыновний долг. Но встречаться открыто он с ней не решается и просит об этом свою знакомую. Сам же в это время сидит в соседней комнате, надел темные очки, чтобы остаться неузнанным.
(Отрывок "Встреча с матерью" из кинофильма "Калина красная").
Воспитатель: Герой В. Шукшина испытывает жуткие муки совести, раскаяние. Это показано на фоне церкви не случайно, ведь люди идут в церковь, чтобы очиститься от грехов и покаяться.
Послушаем мнение нашего гостя об отношении церкви к воровству.
Выступление священника: "Не укради".
Воспитатель: Давайте обратимся к высказываниям великих людей.
(Воспитанники зачитывают высказывания).
Ответьте, пожалуйста, нужна ли человеку честность?
(Ответы воспитанников).
Воспитатель: Я хочу познакомить вас со стихотворением Эдуарда Асадова.
Это поэт нашего времени. Вы ещё раз убедитесь, что обращение к понятию "честность" актуально и сейчас.
РАЗГОВОР О ЛЖЕЦАХ
Зачем на свете люди лгут?
Причин, наверно, масса:
Одни от лжи процентов ждут,
Как вкладчик от сберкассы.
Другие веруют, что ложь,
Едва лишь миг настанет,
Сразит противника, как нож,
Или хотя бы ранит...
Иной, стремясь не оплошать,
Спешит все с той же ложью
Повыше влезть, побольше взять
И если не на мрамор встать,
То хоть присесть к подножью.
А тот, стараясь всех надуть,
Считает, между прочим,
Что честный путь, – далекий путь,
А лживый путь короче!
Привыкнув к подленькой судьбе,
Хитрит и так петляет,
Что он и сам-то уж себе
Ни в чем не доверяет...
А этот, мелок и несмел,
Готов бранить и льстить,
Чтоб ложью пятна скверных дел
Как скатертью прикрыть.
Он первым треснуть норовит,
Уверен непреклонно,
Что нападенье – лучший гид
Скандальной обороны.
Есть в мире разные лжецы
На все цвета и вкусы,
Но все лжецы, как подлецы,
Отчаянные трусы.
Увы, каким же должен быть
Могучим чародей,
Чтоб вдруг от лжи освободить
Всех страждущих людей!
Но только нет волшебных слов
Для таинств исцелений,
Как нет от лжи ни порошков,
Ни электролечений
А если так, то надо нам,
Чтоб чище в мире жить,
Непримиримый бой лжецам
Со всею страстью тут и там
Упрямо объявить.
А чтоб с тем злом, как мир, седым,
Иметь нам право биться,
Нам в жизни следует самим,
Как ни заманчив хитрый дым,
До лжи не опуститься,
Чтоб в сердце каждый человек
Нес правду, словно знамя,
Чтоб подлость таяла, как снег,
И мира не было вовек
Меж нами и лжецами.
Вопросы по стихотворению:
· К чему призывает нас автор?
· Почему важно говорить правду, вести себя честно?
· Как автор относится к лжецам?
· Какими качествами наделяет он лжецов?
· Какие чувства хотел пробудить поэт?
· Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
Воспитатель: Конечно, честность – это одно из важнейших нравственных качеств. Оно нужно всем нам, чтобы уйти от соблазна взять чужое и твердо сказать "Нет!".
Человеком может называться тот, для кого честность не пустое слово. Именно честными людьми держится и движется мир. А закончить нашу тему я хочу высказыванием Д. Рескина: "Никому не нужны прикрасы и украшения, а всем нужна честность. И все прекрасные изобретения, какие только можно себе представить, не искупают даже и одной лжи. Пусть стены вашего жилища будут голы, как гладкие доски, пусть они будут воздвигнуты из обожжённой грязи с рубленой соломой, только не скрепляйте их ложью".
Я желаю вам быть открытыми, правдивыми, жить с незапятнанной совестью и совершать только добрые поступки.
На память о нашей встрече я дарю вам "наказы народной мудрости" – русские пословицы (раздаются памятки).
Наказы народной мудрости:
1. Будь гол, да не вор, а беден, да честен!
2. Не ищи, где полегче, а ищи, где почестней!
3. Встречай не с лестью, а с честью!
4. Честное дело делай смело!
5. Честных почитай, а лживых презирай!
6. Не живи свой век богато, а живи честно!
Список литературы
1. Асадов Э. Разговор о лжецах. Стихи. М.: Просвещение, 1988.
2. Гаврилова Т.П. Диагностика личности старшего подростка в процессе формирования нравственной устойчивости (методическое пособие); Перм. гос. пед. ун-т. Пермь: ПГПУ, 2002.
3. Гаврилова Т. П. Изучение личности подростка в процессе формирования нравственной устойчивости. Пермь, 2000.
4. Гаврилова Т.П. Формирование основ нравственной устойчивости у трудных подростков. Часы общения. Пермь, 2002.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1980.
6. Кузьмин Л. Золотая колыбель. Пермь, 1982.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 18 изд. М.: Русский язык, 1987.
8. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989.
9. Энциклопедия мысли. Книга первая. СПб., 1997.
Тема 4. "Я САМ!"
Цель: Углубление понимания категории "самостоятельность", продолжение выработки установок на принятие самостоятельных решений, развитие умений самостоятельно принимать решения.
Оборудование:
1. Плакаты с высказываниями известных людей:
· "Обстоятельства переменчивы, принципы – никогда" (О. Бальзак);
· "Кто стремится к великой цели, уже не должен думать о себе» (И.С. Тургенев);
· "Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком" (И. Гете).
2. Иллюстрации к историческим событиям, портреты выдающихся личностей; плакат с результатами тестирования.
3. ТСО, фрагменты видеофильма.
4. Словари (С.И. Ожегов, В.И. Даль).
Ход занятия
Воспитатель: Многие из нас мечтают о самостоятельности, но задумывались ли вы о том, что это значит? Хочется услышать ваше мнение. Итак, что же такое "самостоятельность"?
Самостоятельность – это… (мнения воспитанников фиксируются на доске):
· умение обходиться без посторонней помощи;
· наличие навыков самостоятельного труда и поведения;
· наличие собственного мнения по различным вопросам;
· полная ответственность за последствия своего решения.
Да, вы в основном имеете представление о сути понятия "самостоятельность", но какие имеются научные определения слова "самостоятельность"?
Мы это посмотрим в словарях.
(Воспитанники зачитывают определения из разных словарей).
Определения слова "самостоятельность":
· существует отдельно от других; независимый [1];
· решительный, обладающий собственной инициативой [5];
· совершаемый собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи [1].
Воспитатель: Итак, самостоятельность – волевое свойство человека, его способность систематизировать, планировать и активно осуществлять свою деятельность без постороннего руководства. Это отсутствие у человека боязни самому принимать решения, способность не поддаваться чужому влиянию, если оно расходится с его взглядами и убеждениями.
Самостоятельность означает, что человек, с одной стороны, стремится самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, а с другой, проявлять стойкость в своих убеждениях, стремлениях, проявлять принципиальность – то есть верность своим принципам.
Кроме того, самостоятельность – это способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи.
Эта способность проявляется:
· в самостоятельном принятии решений;
· в осуществлении намеченного;
· в самоконтроле;
· во взятии на себя ответственности за дела и поступки.
Самостоятельность – это не простое качество, а сложное, состоящее из нескольких свойств. Самостоятельность проявляется в деятельности или в принятии нравственных решений и характеризуется такими свойствами, как целеустремленность, инициативность, самоконтроль, собранность, сосредоточенность, стойкость к негативным влияниям, самообладание.
Воспитатель: Сейчас внимательно прослушайте ситуации из жизни наших современников и попробуйте определить, какие свойства самостоятельности им присущи.
"Железный конь" полыхнул прямо на дороге.
"Двенадцать человек спас водитель Николай Миланин. В рейсовом пассажирском автобусе, следующем из Перми в Кудымкар, вспыхнул пожар. Несчастье случилось в 25 км от столицы Коми-Пермяцкого автономного округа. Примерно в половине одиннадцатого утра сидевший за рулем Миланин заметил неполадки в работе дизельного двигателя. Остановив автобус на обочине дороги, Николай заглянул под капот, створки которого открывались прямо с водительского места. Из моторного отсека полыхнуло и повалил густой дым. Николай тут же нажал на кнопку аварийного открывания дверей, обеспечив безопасную эвакуацию пассажиров. Убедившись, что люди благополучно выбрались на воздух, Миланин выскочил следом за ними. Пока пожарные добрались до автобуса, он уже полностью сгорел [3]".
Какие свойства самостоятельности проявил шофер Миланин? (самообладание, самоконтроль, собранность, инициативность).
Занятия по метанию гранат.
Солдат Денис Лобашев положил гранату и запал в подсумок и побежал по узкой тропинке на боевой рубеж. Там, у кирпичного бруствера, стоял Игорь Якунин, его комбат. На глазах у командира Лобашев дернул чеку, и вместо того, чтобы, развернувшись, кинуть гранату… выпустил ее из рук. Через четыре секунды должно было рвануть. Четыре удара сердца, которое грохнуло в груди со всей силы. Тук – выкинуть гранату за бруствер не успеть… Тук – но можно спасти лопоухого салагу… Тук – вон как он вытаращил глаза… Тук – закрыть мальчишку, тук…
– Взрыва долго не было, – вспоминает начмед Екатерина Ивановна, – потом прогремело. Я сумку схватила – и туда.
Лица у командира практически не было. Правая рука от локтя болталась на кусочке кожи, весь бушлат и ватные штаны стали красными. Весь объем взрывной волны комбат принял на себя". Так не стало комбата Игоря Якунина, закрывшего собой от взрыва солдата-первогодка" [3].
Какие свойства самостоятельности можно выделить у комбата Якунина? (целеустремленность, стойкость, самообладание, самоконтроль, сосредоточенность).
Фрагмент из фильма "Восхождение".
(По мотивам повести В. Быкова "Сотников", режиссер-постановщик Л. Шепитько).
Два солдата идут на задание. Попадают в плен. Когда пришло время выбирать: или с честью погибнуть, или любым путем выжить, они принимают совершенно разные решения.
Что вы можете сказать <