Теплоухова Н.А., Утятникова А.Р.

Г 12Воспитываем нравственно устойчивую личность: Методическое пособие. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2005. – 57 с.

В пособии представлены методические разработки часов нравственного общения; этические задачи и тексты известных авторских песен, которые используются в работе с воспитанниками Специального профессионального училища "Уральское подворье" по формированию основ нравственной устойчивости личности.

Методическое пособие предназначено для воспитателей, социальных педагогов профессиональных училищ. Методические материалы могут быть также использованы в воспитательной работе с учащимися старших классов общеобразовательной школы, в учебном процессе педвузов для профессиональной подготовки студентов.

УДК 371.217.3

ББК 74.213

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

ã Т.П. Гаврилова, 2005

ã СПУ "Уральское подворье", 2005

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

Часть I. ЧАСЫ НРАВСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ.. 7

Тема 1. ЧЕСТЬ – ПОНЯТИЕ ВЕЧНОЕ. 7

Тема 2. СИЛА ВОЛИ. НУЖНА ЛИ ОНА ЧЕЛОВЕКУ?. 12

Тема 3. О ЧЕСТНОСТИ.. 20

Тема 4. "Я САМ!". 25

Часть II. ЭТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.. 31

ЗАДАЧИ ОЦЕНОЧНОГО ХАРАКТЕРА.. 31

О НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ.. 31

БУДЬТЕ ДОБРЫМИ И ЧЕЛОВЕЧНЫМИ! 33

ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ. 35

ЖИТЬ ДОЛЖНО – КАК СЛЕДУЕТ. 40

ЗАДАЧИ НА ВЫБОР ДЕЙСТВИЯ.. 42

Часть III. ПЕСНИ ДЛЯ ЭТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА.. 45

О ДОБРОТЕ. 45

О ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ, УПОРСТВЕ, СТОЙКОСТИ ДУХА.. 46

О ДУХОВНОСТИ.. 47

О ДОЛГЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 51

О КОЛЛЕКТИВИЗМЕ. 52

О ПАТРИОТИЗМЕ. 53

О ЧЕСТИ.. 54

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема формирования нравственно устойчивого поведения подростков. Новые подходы к её решению ориентированы на общечеловеческие ценности, слияние суждений, установок, эмоциональных переживаний.

Нравственная устойчивость – это интегративное свойство личности, которое дает возможность подростку свободно ориентироваться в окружающем мире, обеспечивает его способностью принимать нравственные решения в сложных поведенческих ситуациях, открыто противостоять различным негативным воздействиям. В то же время недостаточная сформированность у воспитанников такого качества, как нравственная устойчивость, может явиться причиной их девиантного поведения.

В результате научного поиска нами была выработана определенная технология воспитания качеств личности, лежащих в основе нравственной устойчивости, таких как гуманность, личная ответственность, чувство долга, честь и совесть, чувство собственного достоинства, самостоятельность, нравственная убежденность.

Технологическая система формирования нравственной устойчивости личности воспитанников включает в себя три блока: когнитивный, эмотивный и поведенческий.

В пособии изложен опыт работы по формированию понятийного аппарата подростков (когнитивный блок) и установок нравственно устойчивого поведения (эмотивный блок). Особое внимание уделено именно этим блокам, так как с усвоения нравственных понятий начинается формирование моральных убеждений. Знание и понимание сути моральных категорий дает подростку возможность свободно ориентироваться в мире социальных ценностей, активно участвовать в самопознании, включаясь в анализ собственных поступков и отношений с окружающим миром.

Пособие состоит из трех разделов.

Часы нравственного общения, содержащиеся в первом разделе, представляют собой технологическую цепочку, состоящую из следующих звеньев: самостоятельная работа над определениями моральных категорий; этические беседы на основе литературных сказок, легенд, библейских сказаний, басен, стихов и песен; решение этических задач, выполнение заданий оценочного, аналитического и проблемного характера; просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов нравственного содержания; этические игры; рефлексивные упражнения.

Наша работа показала, что введение в технологическую цепочку эмоциональных и проблемно-поисковых стимулов обогатило воспитательный процесс, сделало его эмоционально насыщенным, повышающим активность воспитанников.

Второй раздел содержит вербальные этические ситуации. Включение их в процесс нравственного воспитания обусловлено тем, что, решая их, подростки активно думают, проявляют волю, самостоятельно принимают этические решения. Этические ситуации подобраны в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Они представляют собой описание случаев из жизни, периодической печати, видеофильмов, художественной литературы, отвечающее задачам воспитания нравственных качеств, лежащих в основе нравственной устойчивости личности.

В третьем разделе представлены песни, которые могут быть включены как в часы общения, так и использованы в этическом песенном тренинге. Этический песенный тренинг – особая форма воспитательной работы с трудными подростками. Он является одним из способов сближения педагогических замыслов с эмоциональными потребностями воспитанников. Прослушивание песен этического содержания или непосредственное исполнение их воспитанниками, дальнейшее обсуждение ведущих идей песни позволяет соединить в воспитательном процессе сознание и чувства. Это слияние особенно важно в отрочестве, так как воспитанники в этом возрасте не могут руководствоваться только рациональным, они должны получать и эмоциональный заряд. Музыка помогает создать психологический фон для доверительной беседы, для формирования позитивного отношения к нравственным ценностям окружающей жизни, способствует зарождению у воспитанников мотивов нравственно устойчивого поведения.

Цель издания настоящего пособия – оказать методическую помощь воспитателям и социальным педагогам специальных профессионально-технических училищ, классным руководителям старших классов общеобразовательных школ, а также студентам педагогических ВУЗов. Часы нравственного общения разработаны воспитателями СПУ "Уральское подворье" Ф.В. Константиновой, Н.И. Никитиной, Н.А. Теплоуховой, А.Р. Утятниковой под руководством и при участии кандидата педагогических наук, доцента кафедры общей и социальной педагогики ПГПУ Т.П. Гавриловой.

Методические материалы были использованы в СПУ "Уральское подворье" в процессе экспериментальной работы по формированию у воспитанников основ нравственной устойчивости личности в рамках разработанной нами технологии.


Наши рекомендации