Занимательные дидактические игры и упражнения.
Упражнение 1
Ребенку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию:
Пень – день обеды – победы сок – бок
Топот – кубик кабина – фонтан ком - дом
Майка – байка Таня – баня канат - вата
Фантик – бантик танк – банк кот – пот
Лифт – банан монета – нота банка – манка
Упражнение 2
Взрослый дает ребенку два кружка – красный и зеленый - и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильно – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
Баман витанин альбом кьекта
Паман митавин айбом квекта
Банан фитамин аньбом тлекта
Банам витаним авьбом кветка
Ваван витамин альпом клетка
Даван митанин альмом кьетка
Баван фитавин альном клетта
Ванан виталим аблём тлетка
Ребенок каждый раз поднимает кружок соответствующего цвета.
Упражнение 3
Взрослый предлагает ребенку назвать предметы, изображенные на картинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже.
Упражнение 4
Взрослый предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом.
Не случайно у сестрички
С фантиками две косички. (Бантиками)
Упражнение 5
Ребенку предлагается повторить за взрослым вначале по два, затем по три похожих слова в названном порядке:
Бак – так моток – каток – поток
Мак – бак – так батон – бутон – бетон
Ток – тук – так будка – дудка – утка
Бык – бак – бок нитка – ватка – ветка
Дам – дом – дым тыква – буква – будка
Ком – дом – гном клетка – плетка – пленка
Примечание. При воспроизведении слов ребенку не обязательно знать их значение. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
Упражнение 6
Из четырех слов, четко произнесенных взрослым, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:
Ком – ком – кот – ком
Канава – канава – какао – канава
Утёнок – утёнок – утёнок – котёнок
Будка – буква – будка – будка
Винт – винт – бинт – винт
Минута – монета – минута – минута
Буфет – букет – буфет – буфет
Билет – балет – балет – балет
Дудка – будка – будка – будка
Упражнение 7
Игра в лото. Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие звук Р и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквой Р. Логопед называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии звук Р, и закрывают картинку квадратиком с буквой Р, если в слове есть звук Р, и цветным квадратиком, если в слове нет данного звука.
Упражнение 8
Лото «Какой первый звук?» Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р, и соответствующие буквы. Логопед называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.
Упражнение 9
Игра «Найди картинку». Детям предлагаются две карточки. На одной из них нарисован предмет, другая пустая. Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут букву между карточками. Затем они выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладут на пустую карточку
Упражнение 10
Игра «Как называется цветок?» Детям предлагается изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка нужно узнать, если выделить из названий картинок первый звук.
Упражнение 11
Изменить первый звук слова. Логопед называет слово. Дети определяют первый звук в нем. Далее им предлагается заменить первый звук в слове на другой. например, в слове «гость» заменить звук Г на звук К, в слове «карта» заменить звук К на звук П, в слове «моль» заменить звук М на звук С, в слове «соль» заменить С на Б, в слове «зайка» заменить З на М.
Упражнение 12
Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: в один ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в середине, в третий – в конце. Примерные картинки: лампа, лыжи, пол, стол, стул, луковица, полка, палка, голубь, мыло, пенал, лодка, лось.
Упражнение 13
Игра «Светофор». Логопед называет слова. Дети ставят фишки на левую красную, желтую или зеленую правую часть полоски, в зависимости от того, где слышится заданный звук в слове.
Упражнение 14
Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками на звук Л и картонные полоски, разделенные на три части. На одной трети полоски (в начале, середине или в конце) написана буква. В ходе игры логопед называет слова. Дети определяют место звука и закрывают картинку соответствующей полоской
Упражнение 15
Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске:
к о ш к а
кот он шар ком аист
каша окна шуба коза астра
конь осень шалаш крыша арбуз
камень ослик шиповник крышка автобус
Упражнение 16
Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слово, которое получится из выделенных звуков:
Луна – стол – л
Кино – игла – и
Лампа – мышь – м
Окна – дом – о
Отругала мама зайку –
Не надел под свитер гайку. (Майку)
Пес Барбос совсем не глуп,
Но не хочет рыбный дуб. (Суп)
Хулиганам не до шутки,
Если Рекс в собачьей дудке. (Будке)