Новый год. Составление рассказа

Цель:

1. Учить составлять рассказ по сюжетной картинке.

2. Формировать связную речь.

3. Развивать внимание, память, мышление.

4. Воспитывать эмоционально-радостное отношение к новогоднему празднику.

Оборудование: сюжетная картинка по теме, картинно-графический план рассказа (см. задание на дом 52), игрушка Дед Мороз.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Подарок Деда Мороза».

К нам на занятие пришел Дед Мороз.

— Отгадайте, какой сегодня праздник.

Дед Мороз принес нам интересную картинку. Рассмотреть сюжетную картинку, ответить на вопросы.

— Что на этой картинке?

— Про какой праздник эта картинка?

— Как вы догадались?

3. Физминутка «Новогодний хоровод».

4. Упражнение «Посмотри и ответь». Вопросы детям:

— Что наступило?

— Какая елка стоит в детском саду?

— Что делают дети около елки?

— Что делают Дед Мороз и Снегурочка?

5. Упражнение «Отгадай-ка».

Логопед показывает картинно-графическую схему предложения (см. задание на дом 52) и задает вопрос:

— Что наступило? (Наступил Новый год.)

— Какая елка стоит в детском саду? (В детском саду стоит нарядная елка.)

— Что делают дети около елки? (Дети поют песни, читают стихи, водят хороводы.)

— Что делают Дед Мороз и Снегурочка? (Дед Мороз и Снегурочка дарят детям подарки.)

6. Упражнение «Послушай, посмотри, запомни».

Логопед делает вывод, что у детей получился рассказ, и повторяет его целиком с опорой на весь картинно-графический план.

Наступил Новый год.

В детском саду стоит нарядная елка.

Дети поют песни, читают стихи, водят хороводы. Дед Мороз и Снегурочка дарят детям подарки.

Затем предлагает пересказать рассказ по картинно-графическому плану 2-4 детям.

7. Итог занятия. На дом: задание 52.

Занятие 53

Тема: Зима (знакомство)

Цель:

1. Уточнить и расширить словарь детей о признаках зимы.

2. Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов.

3. Развивать физиологическое и речевое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук, воображение, внимание, мышление, память.

4. Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе.

Оборудование: ватные шарики, картинка «Зима», сюжетные картинки о зиме, предметные картинки, игрушка Снегурочка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Построить детей в ряд. Раздать предметные картинки: снежинку, сугроб, снеговик, санки, комок, горку, елку и т.п. По одной показывать аналогичные картинки, попросить сесть на место ребенка, у кого такая же картинка.

2. Упражнение «Отгадай-ка».

В гости к детям пришла Снегурочка и просит отгадать загадку:

— Снег выпадает, вьюги завывают, Новый год встречают. Когда это бывает?

— А что еще бывает зимой?

3. Беседа по картинке.

Снегурочка принесла картинку. Рассмотреть картинку «Зима». Вопросы детям:

— Какое это время года?

— Что падает на землю?

— Где лежит снег?

— Какая погода зимой?

— Какие деревья зимой?

— Во что превращается вода?

— Что случилось с лужами, реками, прудами?

— Во что одеваются зимой люди?

— Какой праздник встречают зимой?

4. Физминутка.

Не боимся мы метели, Дети грозят пальчиком.
Рукавички мы надели. Вращают кистями рук.
Ногами мы потопаем. Топают ногами.
Руками мы похлопаем. Хлопают руками.
Побегаем кругом Бегают по кругу, взявшись за руки.
И сядем отдохнем. Садятся на корточки (при повторной игре - на свои места).

5. Упражнение «Нарисуем зиму».

Логопед предлагает детям нарисовать зимние картинки, но не карандашами и красками, а движениями рук. (Движения выполняет логопед, затем логопед и дети.)

- Посмотрите, как красиво идет снег. Снег может падать хлопьями. (Руки двигаются сверху вниз, взмахи кистями рук.)

-Снег может падать снежинками. (Руки двигаются сверху вниз, при этом пальцы совершают хаотичные движения.)

—Если я скажу: «снежинки», вы покажете, как снег падает снежинками; если я скажу «хлопья», вы покажете, как снег падает хлопьями. (Дети выполняют движения.)

—Метут метели. (Сильные круговые махи руками.)

- Наметают сугробы. (Руки двигаются от середины сверху, через стороны вниз.)

—Если я скажу: «метели», вы покажете, как метут метели; если я скажу: «сугробы», вы покажете, какие сугробы бывают зимой. (Дети выполняют движения.)

Послушайте стихотворение, нарисуйте его движениями так, как вы себе представляете.

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

И летят снежинки, легкие пушинки,

В воздухе кружатся, на землю ложатся.

6. Упражнение «Ветер».

Предложить детям положить на ладошки «снежные» комочки (ватные шарики) и подуть на них, не надувая щек.

7. Игра «Вьюга».

Дети образуют круг. Расширяя круг, произносят звук «У» долго и громко. Затем дети сужают круг и произносят звук «У» долго и тихо.

8. Итог занятия. На дом: задание 53.

Занятие 54

Тема: Зимние забавы

Цель:

1. Закрепить знания о признаках зимы, зимних забавах детей.

2. Продолжать работать над формированием фразы, учить составлять предложения по картинно-графической схеме.

3. Развивать физиологическое и речевое дыхание, внимание, мышление, память, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

4. Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе, зимним забавам.

Оборудование: картинка «Зима», сюжетные картинки о зиме, предметные картинки, картинно-графические схемы, игрушка Снеговик.

Ход занятия

1. Организационный момент. (См. занятие 53.)

2.Упражнение «Отгадай-ка».

В гости к детям пришел Снеговик и просит отгадать загадки:

- Елки наряжают и в снежки играют. Когда это бывает?

- А во что еще можно играть зимой?

3. Беседа по картинке.

Снеговик принес картинку «Зима». Рассмотреть картинку, ответить на вопросы:

- Что делают дети?

- Почему можно кататься на лыжах, санках, коньках, играть в снежки?

4. Упражнение «Покажи словечко».

Предложить детям закончить фразу и подобрать нужную предметную картинку.

- Чтобы кататься с горки, нужны... (Санки и лыжи. Вот санки. Вот лыжи.)

- Чтобы кататься по льду на катке, нужны... (Коньки. Вот коньки.)

И т.д.

5. Физминутка. (См. занятие 53.)

6. Игра «Вьюга» (с изменением).

Дети образуют круг. Расширяя его, долго и громко произносят звук «У», быстро, сужая круг, долго и тихо произносят звук «И». Должно получиться сочетание «УИ» с разной силой голоса.

7. Упражнение «Подумай и ответь».

Составить предложения по сюжетным картинкам и вопросам логопеда:

- На чем катаются дети зимой? (Зимой дети катаются на санках (на лыжах, на коньках).

- Что зимой лепят ребята? (Зимой ребята лепят снеговиков.)

- Что зимой делают во дворе? (Зимой во дворе делают снежные горки.)

— Во что зимой играют дети? (Зимой дети играют в снежки.)

8. Упражнение «Прочитай» по схеме».

«Прочитай» предложения по картинно-графическим схемам. (См. задание на дом 54.)

9. Итог занятия. На дом: задание 54.

Занятие 55

Тема: Зима. Слоговая структура

Цель:

1. Формировать слоговую структуру слов.

2. Закрепить правильную артикуляцию гласных звуков «А», «У», «О», «И» и символы, которыми эти звуки обозначаются.

3. Развивать внимание, память, общую моторику.

Оборудование: изображения гномов, предметные и сюжетные картинки, барабан.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Построить детей в ряд. Каждому ребенку назвать слово и предложить ответить, с какого звука оно начинается: утка, аист, облако, ослик, осы, улей, арка, астры, Аня, Ира, игры. И т.д. Первый звук логопед выделяет голосом. (См. изображения гномов в задании на дом 55.)

2.Упражнение «Угадай по артикуляции».

К нам на занятие пришли гномы. Они живут в лесу в теплом доме, очень любят зиму и хотят поиграть с вами.

Давайте познакомимся с гномами и попробуем угадать, как кого зовут.

Одного гнома зовут Аки. Где он? Найдите его и объясните, почему так думаете.

И т.д. (Уки, Ики, Оки). Вместо рта у гномов символы гласных звуков: «А», «У», «О», «И».

3. Упражнение «Посмотри и ответь».

Гномы принесли рисунок своего дома.

Детям предъявляют карточки-картинки и просят найти картинку, которая подходит к фразе:

- Какое время года они нарисовали на картинке?

- Как вы догадались?

4. Физминутка «Сделай, как гномы».

Выполнение движений по рисункам. (См. задание на дом 55.)

5. Игра «Слушай внимательно!Хлопай старательно!».

Гномы хотят поучиться вместе с нами правильно и красиво говорить разные слова.

Эти слова надо не только проговорить. Проговаривая их, надо хлопать в ладоши. (Проговаривание слов хором вместе с логопедом.)

Аки во-да ком ел-ки мет-ла
Уки ба-ба дом ок-на ком-ки
Оки бу-сы дым сан-ки вед-ро
Ики лы-жи лес гор-ка конь-ки

6. Упражнение «Покажи и назови».

Предложить детям найти на рисунке гномов те предметы, которые только что называли, хлопая в ладоши.

7. Игра «Бей, наш барабан».

Назвать предмет, который покажет гном. (Четко произнести слово и одновременно постучать в барабан, например санки. Логопед дает образец ответа.)

8. Итог занятия. Игра «Ктоуходит». Гномы с нами прощаются.

- Кто уходит первым? (Отгадать имя гнома по символу звука, который изображен вместо рта.) (См. задание на дом 55.)

На дом: задание 55.

Занятие 56

Тема: Зима. Составление рассказа

Цель:

1. Закрепить представление о зиме, ее признаках.

2. Формировать связную речь.

3. Учить составлять рассказ по картинному плану.

4. Развивать внимание, память, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Оборудование: картинка «Зима», картинки-символы по тексту загадок, бубен, картинный план рассказа (см. задание на дом 56), игрушка Снеговик.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Отгадай-ка».

3. Игра «Подбери картинку».

К нам в гости пришел Снеговик, он принес картинки. Послушайте и отгадайте загадки Снеговика:

—Солнце не греет. Часто идет снег. Какое это время года?

—Деревья стоят без листьев. Какое это время года?

—Вода замерзает. Какое это время года?

—На земле сугробы. Какое это время года?

Новый год. Составление рассказа - student2.ru
На дорогах лед и скользко. Какое это время года?

— Часто бывают морозы. Люди надевают теплую одежду. Какое это время года?

Детям предъявляют карточки-картинки и просят найти картинку, которая подходит к фразе:

— Солнце не греет.

— Падает снег.

— Деревья стоят голые.

— На земле сугробы.

— Вода замерзает. На дороге скользко.

4. Физминутка. (См. занятие 53.)

5.Беседа по картинке. Рассмотреть картинку «Зима». Вопросы детям:

— Что совсем не греет?

— Что падает с неба?

— Что лежит на земле?

— Что происходит с водой?

— Как становится на дорогах?

— Какие стоят деревья?

— Какое это время года?

6. Упражнение «Расскажи по плану».

Логопед последовательно выставляет по одной картинки, которые являются планом рассказа (см. п. 3), и задает детям вопрос:

— Что можно сказать по этой картинке о зиме?

Когда все картинки выставлены, обводит их рукой и спрашивает:

— Какое это время года? (Это зима.)

Затем логопед предлагает детям рассказать по выставленным картинкам весь рассказ. 2-4 ребенка рассказывают.

7. Итог занятия. На дом: задание 56.

Занятие 57

Тема: Высота (продолжение)

Цель:

1. Учить устанавливать размерные отношения 4-х предметов по высоте, располагать их в порядке возрастания.

2. Формировать умение обозначать словом размерные отношения по высоте в ряду в порядке возрастания.

3. Формировать умение подбирать одинаковые предметы по высоте.

4. Продолжать обучать ориентироваться относительно своего тела.

5. Продолжать формировать фразовую речь.

6. Развивать мышление, зрительный гнозис, мелкую моторику кистей рук.

Оборудование: 4 матрешки разного размера, предметные картинки, изображения 4-х девочек разного роста, 4-х снеговиков и 4-х коробок разной высоты и др. предметов, отличающихся по высоте (пирамидки, шкафы, елки), маркеры на левую руку (одеваются перед занятием).

Ход занятия

1. Организационный момент. (См. занятие 30.)

2.Упражнение «Расставь матрешек по росту».

К нам в гости пришли матрешки. Рассмотреть матрешек и построить их по росту в порядке возрастания. Назвать каждую по высоте:

- Эта матрешка низкая (повыше, еще выше, высокая).

3. Упражнение «Кто где».

На наборном полотне — изображения девочек и коробок с подарками.

- Мама купила матрешек в подарок своим дочкам к празднику. Матрешек упаковали в красивые коробки. Угадай, в какой коробке какая матрешка.

Вызванный ребенок отвечает на вопрос и показывает соответствующую коробку.

— Это низкая коробка. Здесь самая низкая матрешка. И т.д.

4. Физминутка.

Выполнить движения в соответствии с текстом.

Мы топаем ногами — топ, топ, топ. Мы хлопаем руками — хлоп, хлоп, хлоп. Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, Мы руки подаем и бегаем кругом.

5. Игра «Найди пару».

На доске вперемешку изображения 4-х девочек и снеговиков разных по высоте.

— Девочки-сестренки гуляли во дворе и слепили снеговиков. Угадай, кто какого снеговика слепил?

— Поставь снеговика рядом с той девочкой, которая его слепила. Начинай с самой низкой по росту сестренки.

— Какая это девочка? (Это самая низкая по росту девочка.)

— Какого снеговика она слепила? (Она слепила самого низкого снеговика.)

И т.д.

6. Упражнение «Покажи и назови».

Поставить на наборное полотно предметные картинки елок, коробок, шкафов, пирамидок различных по высоте. Задать вопросы:

— Где низкие предметы? (Вот низкие предметы.) И т.д.

7. Итог занятия. На дом: задание 57.

Занятие 58

Тема: Низкий - высокий

Цель:

(См. занятие 57.)

Оборудование: предметные картинки, 4 матрешки разного размера, кубики, треугольные призмы, конусы на каждого ребенка, маркеры на руку (одеваются перед занятием).

Ход занятия

1. Организационный момент. (См. занятие 30.)

2.Упражнение «Расставь матрешек по росту».

К нам в гости пришла матрешка. Предложить детям разобрать матрешку и получившихся матрешек выстроить в ряд, показать и назвать каждую матрешку.

— Эта матрешка низкая по росту (повыше, еще выше, самая высокая).

3. Игра «Построим дом для матрешек».

Раздать детям наборы по 10 кубиков, 4 треугольные призмы, 4 конуса. Задание:

а) возьмите 1 кубик и крышу — постройте дом;

б) возьмите 2 кубика и крышу — постройте дом;

в) возьмите 3 кубика и крышу — постройте дом;

г) возьмите 4 кубика и крышу — постройте дом.

Новый год. Составление рассказа - student2.ru

Предложить детям показать и сказать, какие дома они построили.

— Этот дом низкий (повыше, еще выше, самый высокий).

4. Упражнение «Где чей дом».

Детям предлагают ответить на вопрос:

— Какая матрешка в каком доме живет? (Низкая по росту матрешка живет в низком доме.)

И т.д.

5. Физминутка. (См. занятие 57.)

6. Игра «Строители».

Детям предлагают самостоятельно построить, используя кубики и конусы, 4 башни разной высоты по рисунку-схеме.

Предложить детям показать и сказать, какие башни они построили.

— Эта башня низкая (повыше, еще выше, самая высокая).

Новый год. Составление рассказа - student2.ru

7. Итог занятия. На дом: задание 58.

Занятие 59

Тема: Зима. Белый цвет

Цель:

1. Формировать понятие «белый цвет».

2. Учить согласовывать имя прилагательное «белый» с именами существительными.

3. Закрепить знание цветов: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, оранжевый.

4. Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

5. Учить строить фразу из 2—5 слов.

6. Развивать внимание, память, наглядно-действенное и логическое мышление, мелкую моторику кистей рук и тактильные ощущения.

Оборудование: предметные картинки; геометрические фигуры; сюжетная картинка «Зима», на которой ярко изображены «зимние предметы» белого цвета: сугробы, снеговик с белым ведром на голове, падающий снег, девочка в белой шубке, шапке, варежках, с белым шарфиком и т.п.; игрушка Снегурочка; рукавички из цветного картона красного, синего, зеленого, желтого, коричневого, оранжевого и белого цветов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Построить детей в ряд. Предложить каждому ребенку поочередно назвать предъявленную геометрическую фигуру и сесть на свое место.

2. Упражнение «Отгадай-ка».

В гости к детям пришла Снегурочка и хочет загадать загадку:

Все бело, бело, бело, Много снега намело. Снег везде, в снегу дома. Это к нам пришла зима. В гости к нам пришла зима. Какой цвет нам принесла?

3. Упражнение «Зимниерисунки».

Снегурочка принесла с собой картинки, которые зима раскрасила белой краской.

Предложить детям назвать все предметы со словами «белый», «белая», «белое», «белые».

Детям по одной предъявляют предметные картинки, и они вместе с логопедом произносят фразы:

Белый снег Белая снежинка Белое ведро

Белый сугроб Белая шапка Белые перчатки

Белый шарф Белая шуба Белые комки

Белый снеговик Белые варежки

Картинки остаются на наборном полотне. Логопед показывает на любую картинку и выборочно спрашивает детей:

— Какой снег?

— Какая шуба? И т.д.

4. Физминутка. Игра «Найди пару».

Раздать детям по одной цветной рукавичке. Вторую рукавичку из каж дой пары разложить на ковре. По команде: «Раз, два, три, свою рукавич ку найди!» — дети ищут рукавички, чтобы у них получилась пара.

Игру повторяют 2—4 раза.

5. Игра «Любимый цвет Зимы».

Рассмотреть картинку «Зима». (См. оборудование занятия.) Предложить детям найти и назвать все белые предметы на сюжет ной картинке.

— Вот белые снежинки.

— Вот белая шубка. И т.д.

6. Игра «4-й лишний».

Предложить детям рассмотреть ряды геометрических фигур, где:

а) среди коричневых квадратов второй — белый;

б) среди зеленых треугольников четвертый - белый;

в) среди красных прямоугольников третий — белый;

г) среди синих овалов первый — белый;

д) среди желтых кругов второй - белый.

После рассматривания каждого ряда задать вопрос:

— Какая фигура лишняя? Почему?

7. Итог занятия. На дом: задание 59.

Занятие 60

Тема: Далеко - близко, высоко - низко

Цель:

1. Формировать пространственные представления «далеко - близ ко», «высоко — низко».

2. Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов.

3. Развивать внимание, память, физиологическое и речевое дыхание, общую моторику.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, окружающие предметы, игрушки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Построить детей в круг. Выполнять движения в соответствии с текстом:

Мы подуем высоко, Дети поднимают руки вверх, тянутся за ними на носочках, дуют вверх.
Мы подуем низко, Делают наклон вниз, опуская руки к полу, дуют вниз.
Мы подуем далеко, Тянут руки вперед, дуют вдаль перед собой.
Мы подуем близко. Опускают голову и прикладывают руки к груди, дуют на грудь.

Обратить внимание детей на то, как они выполняли упражнения: — Как мы дули? (Мы дули высоко. Мы дули низко.) И т.д.

2. Упражнение «Высоко — низко».

Логопед говорит фразу, сопровождая ее картинкой. Дети должны ответить: «высоко» или «низко»:

— Самолет летит в небе...

— Жук ползет по траве...

— Птицы летят в небе...

— Гусеница ползет по траве...

— Люстра висит на потолке...

— Лампа стоит на столе...

— Птица сидит на дереве...

— Пчела сидит на цветке...

— Звезда украшает елку...

— Шарик висит на (нижней) ветке...

По ходу ответов картинки выставляются на наборное полотно в два ряда: верхний ряд - то, что высоко, нижний ряд - то, что низко. Вопросы к картинкам:

— Где самолет?

— Где жук? И т.д.

3. Упражнение «Высоко — низко».

Предложить детям ответить на вопросы при наличии зрительной опоры:

— Самолет летит низко? (Нет. Самолет летит высоко.)

— Где самолет? (Высоко.)

— Жук ползет высоко? (Нет. Жук ползет низко.)

— Где жук? (Низко.) И т.д.

4. Физминутка.

Выполнять движения в соответствии с текстом.

Самолет летит над нами высоко-высоко. Улетел самолет далеко-далеко. Над цветами жук летает низко-низко. И жужжит он очень громко близко-близко. Дети поднимают руки вверх. Разводят руки в стороны и «улетают» далеко. Прижимают локти, делают взмахи кистями рук и садятся на корточки. Собираются в тесный кружок и громко жужжат.

5. Упражнение «Далеко — близко». Рассмотреть объекты за окном, в группе.

— Где дерево?

— Где стол? И т.д.

Рассмотреть сюжетные картинки с перспективой. (См. задание на дом 60.)

— Где еж?

— Где мухомор?

— Где лес? И т.д.

6. Итог занятия. На дом: задание 60.

Занятие 61

Тема:Звук «Э»

Цель:

1. Учить правильно произносить звук «Э».

2. Учить владеть своим голосом.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.

Оборудование: зеркала, символы изученных звуков, символы звука «Э» — красный полукруг, экран, плоскостное изображение девочки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Построить детей в ряд. Предложить им угадать, какой гласный звук хочет произнести логопед. Ребенок по артикуляции должен угадать изученный звук («А», «У», «О», «И») и сесть на место.

2. Упражнение «Слушай внимательно! Выполняй старательно!».

Сообщить детям, что сегодня состоится путешествие в страну звуков. Но чтобы туда отправиться, надо вспомнить звуки, которые они уже знают.

Вызванный ребенок произносит изученный звук, а остальные дети поднимают символ этого звука.

3. Артикуляционная гимнастика перед зеркалами. (См. задание на дом 61.)

4. Сказка «Эмма и эхо».

Однажды Эмма пошла с подружками в лес за грибами и заблудилась. Она громко позвала девочек, но подруги ее не слышали. Вдруг из-за елки вышел маленький человечек. «Э?! Ты кто?» — спросила Эмма. «Э?! Ты кто?» — повторил человечек. «Я - Эмма». -«Я — Эхо». — «Эхо! Помоги мне, пожалуйста, найти подружек». «Поиграй со мной - помогу!» — ответило Эхо.

5. Физминутка. Игра «Эхо».

Мы в лес пойдем, Дети водят хоровод.
Грибы соберем. Кулачок одной руки накрывают ладошкой другой.
Друг друга дружно позовем. Никто не откликается, Три раза громко произносят: «Э! Э! Э!». Прикладывают ладонь к уху, прислушиваются.
Лишь эхо отзывается. Три раза тихо произносят; «Э. Э. Э.».

6. Игра «Звук «Э» и его символ».

—Поиграла Эмма с Эхом. Услышали ее подружки, нашли. И все вместе девочки пошли домой. Чтобы помочь Эмме, мы с вами произносили звук «Э».

— На что похож наш рот, когда мы произносим звук «Э»?

Произнести звук «Э» перед зеркалами, рассмотреть артикуляцию.

Познакомить детей с символом звука.

— Наш рот похож на полукруг. Вот такой. (Логопед показывает символ звука «Э».)

7. Пальчиковая гимнастика.

Поочередно соединяем большой палец с остальными на каждой руке, произносим «Э».

8. Упражнение «Смотри внимательно! Произноси старательно!».

Логопед поднимает красный полукруг - дети произносят «Э», прячет символ звука — замолкают.

9. Упражнение «Слушай внимательно!Выполняй старательно!».

Логопед за экраном произносит звук «Э» - дети поднимают символ звука.

10. Упражнение «Измени свой голосок». Предложить детям произнести звук «Э»:

а) громко;

б) тихо;

в) коротко;

г) долго;

д) спеть.

11. Итог занятия. На дом: задание 61.

Занятие 62

Тема: Обувь (знакомство)

Цель:

1. Уточнить и расширить словарь детей по теме.

2. Познакомить с обобщающим понятием «обувь» и ее назначением.

3. Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.

4. Учить составлять предложения по совершаемому действию, использовать глаголы «обуть-снять» при формировании фразы.

5. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику.

Оборудование: обувь детей, кукла, обувь для куклы, большая и маленькая плоскостные куклы, парные предметные картинки с изображением обуви большого и маленького размеров.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Игровое упражнение «Поможем кукле».

В гости к детям пришла кукла, она плачет. Логопед спрашивает куклу:

- Почему ты плачешь? (У меня ноги замерзли! Помогите мне, ребята!)

- Как нам помочь кукле?

- Для чего нужно обуваться?

3. Упражнение «Покажи и назови».

Рассмотреть с детьми предметные картинки с изображением обуви.

- Где ботинки? (Вот ботинки.)

— Где тапки (валенки, сапоги, сандалии, кроссовки, туфли)? Сказать детям: то, что мы обуваем на ноги, называется обувь.

Обвести все картинки и спросить:

— Что это? (Это обувь.)

— Для чего нужна обувь?

4. Игра «Обуй куклу».

Логопед предлагает детям обуть куклу.

Ножки мы обуем Кате поскорее, Чтобы ее ножкам стало потеплее.

Вызванный ребенок надевает на куклу обувь и составляет предложение по вопросу логопеда:

— Что обула Катя? (Катя обула тапки.)

Следующему ребенку логопед предлагает разуть куклу. Ребенок снимает обувь и составляет предложение по вопросу логопеда:

— Что сняла Катя? (Катя сняла тапки.) И т.д.

5. Физминутка. (См. занятие 44.)

6. Игра «Чтоу куклы, что у куколки».

Сравнить обувь двух плоскостных кукол с использованием парных предметных картинок большого и маленького размеров. Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

— У большой куклы — ботинки.

— У маленькой куколки - ботиночки. И т.д.

7. Итог занятия. На дом: задание 62.

Занятие 63

Тема: Обувь. Развитие мышления

Цель:

1. Закрепить обобщающее понятие «обувь».

2. Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов.

3. Развивать зрительное восприятие, наглядно-действенное мышление.

Оборудование: предметные картинки, изображения обуви с наложением контура, разрезные картинки из 4-х частей горизонтально-вертикального и диагонального разреза, игрушка или изображение Гнома, бубен.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Построить детей в ряд. Предложить назвать свою обувь. Ребенок, выполнивший задание, садится на место.

2. Игра «Что в чемодане».

К нам в гости пришел Гном и принес что-то в своем чемодане. Предложить детям угадать, что лежит в чемодане Гнома.

— Гном принес то, что надевают на ноги на прогулку. Что принес Гном? (Гном принес обувь.)

- Назовите обувь, которая лежит в чемодане Гнома. (Логопед достает из чемодана предметные картинки, дети называют обувь.) (В чемодане лежат сапоги. В чемодане лежат кроссовки.)

И т.д.

3. Упражнение «Отгадай-ка».

- Однажды Гном собрался на прогулку. Достал ящик с обувью и уронил его. Рассыпалась и перепуталась вся обувь. Угадай, что лежало в ящике?

Детям предъявляют контурные изображения обуви, наложенные друг на друга. Вызванный ребенок подходит к изображению, обводит пальчиком контур обуви, называет ее.

— В ящике лежали тапки.

— В ящике лежали туфли. И т.д.

4. Физминутка.

Хором проговорить четверостишие и потанцевать под стук и звон бубна.

Ты нам, сапожник, помоги: Прохудились сапоги. Почини их поскорей, Танцевать чтоб веселей.

5. Игра «Починим обувь».

Раздать детям разрезные картинки из 4-х частей. Предложить «починить обувь» — сложить эти картинки. Спросить каждого ребенка, что он починил.

— Я починил(а) ботинки.

— Я починил(а) сандалии. И т.д.

Показать детям две пары сапог синего и красного цветов с изображениями на голенище круга, квадрата, овала и прямоугольника белого цвета и отдельные круг, квадрат, овал и прямоугольник по цвету сапог. Предложить поставить заплатку на сапоги: подобрать фигуру нужного цвета и формы для каждого сапога.

Вызванный ребенок должен объяснить свой выбор:

— Я взял синий круг. Я починил синий сапог. И т.д.

6. Итог занятия. На дом: задание 63.

Занятие 64

Тема: Обувь. Предлоги «В», «ИЗ»

Цель:

1. Учить понимать предлоги «В», «ИЗ» и правильно их использовать.

2. Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов.

3. Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику кистей рук.

Оборудование: сундучок (чемодан или баул), кукольный шкаф, коробка, обувь для куклы, предметные картинки, кукла, контурные наложения обуви, картинно-графические схемы предложений (см. задание на дом 64), плоскостные изображения девочки и мальчика.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Построить детей в ряд. Предъявлять им по очереди предметные картинки с изображением обуви. Ребенок называет обувь и садится на место.

2. Игра «Помоги Кате».

К нам пришла кукла Катя.

— Кукла Катя помыла и почистила обувь. Помогите ей убрать обувь по местам. (Логопед имитирует, как кукла Катя убирает валенки в сундук.)

—Что сделала Катя? (Катя убрала валенки в сундук.) И т.д.

3. Упражнение «Прочитай» по схеме».

Рассмотреть картинно-графическую схему. «Прочитать» по ней каждое слово вместе с логопедом:

— Катя убрала валенки в сундук.

Следующую схему «читает» вызванный ребенок и хором повторяют все дети:

— Катя спрятала сапоги в тумбочку. И т.д.

4. Физминутка. (См. занятие 44 или 63.)

5. Игра «Собираемся в детский сад».

Составить предложения по совершаемому действию с использованием предлога «ИЗ».

- Катя и Дима собираются в детский сад. Надо им помочь. Логопед показывает плоскостное изображение куклы Кати, достает из кукольного шкафа туфли и спрашивает:

- Что сделала Катя? (Катя достала туфли из шкафа.)

Логопед показывает плоскостное изображение куклы Димы, достает из кукольной тумбочки сапоги и спрашивает:

- Что сделал Дима? (Дима достал сапоги из тумбочки.) И т.д.

6. Упражнение «Прочитай» по схеме».

«Прочитать» предложения с предлогом «ИЗ» по картинно-графическим схемам (проводится аналогично пункту 3).

- Дима достал валенки из сундука.

- Дима вытащил сандалии из пакета.

- Катя взяла туфли из коробки. И т.д.

7. Игра «Что мама убрала в тумбочку».

Предъявить детям контурные изображения двух пар обуви, наложенные друг на друга на фоне контурного изображения тумбочки. Попросить их внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопрос:

- Что и куда убрала мама?

8. Игра «Что папа достал из шкафа» (проводится аналогично предыдущей).

9. Итог занятия. На дом: задание 64.

Занятие 65

Тема: Звук «Э» (продолжение)

Цель:

1. Продолжать учить правильно произносить звук «Э».

2. Закреплять изученные гласные звуки.

3. Учить владеть своим голосом.

4. Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, символы изученных звуков, экран, плоскостное изображение мальчика.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Построить детей в ряд. Предложить им угадать, какой гласный звук хочет произнести логопед. Ребенок по артикуляции должен угадать изученный звук («А», «У», «О», «И», «Э») и сесть на место.

2. Игра «Слушай внимательно! Выполняй старательно!».

Мы отправляемся в путешествие в страну звуков. Но чтобы отправиться в это путешествие, надо вспомнить звуки, которые мы уже знаем.

Вызванный ребенок произносит изученный звук, остальные дети поднимают символ этого звука.

3. Артикуляционная гимнастика перед зеркалами. (См. задание на дом 61.)

4. Пальчиковая гимнастика.

Поочередно соединять большой палец с остальными на каждой руке, произнося при этом звук «Э».

5. Физминутка. (См. занятие 61.)

6. Игра «Слушай внимательно! Выполняй старательно!».

Подними символ, когда услышишь звук «Э».

7. Игра «Смотри внимательно! Произноси старательно!».

Произнеси звук «Э», когда увидишь символ этого звука.

8. Упражнение «Измени свой голосок». Предложить детям произнести звук «Э»:

а) громко;

б) тихо;

в) коротко;

г) долго;

д) спеть.

9. Игра «Угадай имя».

Перед детьми плоскостное изображение мальчика, рот которого изображен полукругом.

— Угадайте, как зовут мальчика?

— Какой звук он произносит?

— Какое имя мальчика может начинаться со звука «Э»?

10. Игра «Подарим Эдику подарки».

Перед детьми выставляют по одной предметные картинки с изображением этажей, экрана, экскаватора, эскимо, электрички. Логопед проговаривает слова, четко выделяя звук «Э», дети хором повторяют слова за логопедом. Затем детям предлагают подарить эти подарки Эдику. Вызванный ребенок выбирает подарок, ставит рядом с плоскостным изображением мальчика и говорит:

— Я подарю Эдику эскимо. И т.д.

11. Итог занятия. На дом: задание 65.

Занятие 66

Тема: Обувь. Пересказ

Цель:

1. Учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картинке.

2. Формировать связную речь.

3. Развивать внимание, память, мышление.

4. Воспитывать эмоциональное отношение к содержанию рассказа.

Оборудование: сюжетная картинка по теме, картинно-графический план рассказа (см. задание на дом 66), плоскостное изображение мальчика.

Ход занятия

1. Организационный момент. (См. занятие 63 или 64.)

2. Игра «Как Митя ухаживает за обувью».

К нам в гости пришел мальчик Митя. Митя принес картинку и расскажет нам о том, как он ухаживает за своей обувью.

3. Беседа по картинке.

Предложить детям рассмотреть картинку. Прочитать детям рассказ от лица Мити:

Осенью я гулял в парке. В парке было грязно. Я вернулся домой в грязных ботинках. Дома я обул тапки, вымыл и почистил грязные ботин

Наши рекомендации