Как происходит эволюция человека

Душа вначале нисходит в материю низших ментальных уровней. Сразу, в каком-то смысле автоматически, она облачается в одеяние из этой материи, представляющее точное (или возможное на этом уровне) выражение тех качеств, что уже существуют в душе.

Нельзя забывать, что каждая фаза нисхождения означает дополнительные ограничения; следовательно, выражение души на любом из низших уровней никогда не будет совершенным. Оно — лишь показатель ее качеств, так же, как картина художника — лишь плоское изображение того, что реально существует в трех измерениях. Картина передает натуру настолько верно, насколько это возможно при изображение на плоскости с использованием перспективы; но, несомненно, изображенные линия или угол будут отличаться от реальных. Так и подлинные качества души не могут быть выражены материей любого уровня; колебания более низкой материи слишком инертны, чтобы точно откликнуться на эти качества. Струна недостаточно натянута, чтобы войти в резонанс с высоко звучащим тоном. Однако, ее можно настроить так, чтобы она соответствовала этому тону, взятому октавой ниже. Мужской голос может петь в одной тональности с детским, хотя у них разные возможности.

Так и цвет, выражающий определенное качество на уровне каузального тела, будет присутствовать и на ментальном, и даже на астральном уровне, но при нисхождении он становится всё менее тонким, менее сияющим и прозрачным. Разница между октавами цветов гораздо больше, чем это можно выразить на бумаге или полотне: мы стремились передать лишь качественные отличия, поскольку даже первая октава после физической находится вне нашего понимания и опыта, ограниченного физическим восприятием. Низшие астральные цвета можно представить себе как более темные и грубые (они такие и есть, по сравнению с высшими и более чистыми оттенками), хотя при всей своей грубости они всё-таки светятся. Эти цвета не столь темны в обычном понимании, а, скорее, подобны спокойно горящему огню.

Поднимаясь на каждый последующий уровень, обнаружим, что более высокая материя способна выражать более благородные качества, постепенно утрачивая при этом способность к отражению низких качеств. Очень неприятный цвет, выражающий грубую чувственность на уровне астрального тела, невозможно воспроизвести в ментальной материи. Вы можете возразить, что такого не может быть, — у человека, несомненно, возникают чувственные мысли. Но, оказывается, это не так. Человек может иметь ментальные представления, вызывающие в нем чувственность, но при этом и мысль, и образ будут выражены на уровне астральной, а не ментальной материи. Именно в астральном теле проявятся соответствующие цвета, а на ментальном будут лишь усилены тона эгоизма, самообмана и самомнения. На уровне каузального тела не произойдет никаких перемен. Но каждая уступка страстям, вызывающая усиление цвета в низших телах, будет в какой-то мере заглушать тона и цвета, присущие добродетелям, которые по своей природе гораздо ближе к подлинной реальности.

Процесс появления цвета всегда направлен снизу вверх. Почувствовав некоторое раздражение извне, человек реагирует на него волной эмоций. Пока длятся (властвуют) эмоции, в астральном теле преобладает тип вибраций, представляющий эти эмоции (что в дальнейшем будет показано на наших рисунках). Когда эмоция затухает, соответствующий цвет бледнеет, но не исчезает полностью. Определенная часть астральной материи постоянно вибрирует на частоте, характерной для этой эмоции, и каждое новое сильное включение увеличивает эту часть. Например, все люди обладают раздражительностью, которая на уровне астрала выражена ярко-красным облаком. Когда человек раздражается, не контролируя себя, все астральное тело временно окрашивается в яркокрасный цвет. Всплеск эмоций проходит, и цвет постепенно исчезает. Но следы раздражения остаются, т.к. облако ярко-красного цвета чуть-чуть увеличивается; и вся астральная материя проявляет больше готовности откликаться (при первой возможности) на злость. Конечно, то же самое происходит и в случае других эмоций, как хороших, так и плохих. Здесь действует нравственный закон, по которому каждая наша уступка страстям влечет за собой следующую, мы становимся всё менее способными сопротивляться. Но и каждая победа над своими страстями облегчает следующую победу.

Если цвета астрального тела держатся относительно долго, это говорит о наличии какой-то непрекращающейся вибрации, которая со временем начинает воздействовать и на ментальное тело, создавая на более высоком уровне вибрацию подобного характера (при условии, что ее можно воспроизвести в более тонкой материи). Все высшие характеристики пробуждаются сходными вибрациями, преобладающими на низших уровнях, и постепенно включаются в состав каузального тела, хотя на этом уровне, к счастью для нас, можно "записать" результат проявления только возвышенных чувств.

Итак, человек в течение многих жизней развивает в себе множество качеств, как хороших, так и плохих. Однако, если каждый шаг вперед в развитии положительных качеств накапливается и отражается в каузальном теле, то плохие качества можно проявить лишь с помощью низших тел. В этом аспекте, зло относительно преходяще. В соответствии с законом божественной справедливости, каждый абсолютно точно получает последствия своих действий, какими бы они ни были, плохими или хорошими. С другой стороны, зло воспроизводит себя только на низших уровнях, поскольку его вибрации воспроизводятся исключительно материей этих уровней. Зло не имеет ничего, что могло бы вызвать отклик в каузальном теле. Значит, его силы расходуются в присущей ему плоскости и воздействуют на своего создателя в его астральной и физической жизни — или в данной, или же в будущих воплощениях.

Хороший поступок или мысль также дают результат на низших уровнях, но, кроме того, они оказывают более высокое и продолжительное действие на каузальное тело, являющееся очень важным фактором в эволюции человека. Значит, если здесь, внизу, все вибрации вызывают свои последствия и проявляются через разные преходящие тела, то лишь хорошие качества сохраняются как истинное приобретение реального человека. Человек снова и снова встречается со злом, каждый раз при очередном воплощении, до тех пор, пока не будут искоренена и стерта (во всех его телах) любая готовность откликаться на зло; до тех пор, пока человек не станет выше страсти или желания, полностью овладев самим собой.

Глава XII

О ЧЕМ НАМ ГОВОРЯТ ЕГО ТЕЛА

Процесс обучения идет постепенно, и первые проявления неразвитого человека на нижних уровнях не очень красивы. Примитивный человек, каузальное тело которого изображено на илл. 1, вероятно, обладает ментальным телом, подобным изображенному на илл. 2, и астральным телом (илл. 3).

как происходит эволюция человека - student2.ru как происходит эволюция человека - student2.ru

Иллюстрация 2 Иллюстрация 3

Необходимо понять, что все эти тела занимают одно и то же пространство и проникают друг в друга. Изучая примитивного человека, мы увидим его физическое тело, окруженное светящимся туманом овальной формы, подобным изображенному на илл. 1, или 2, или 3, в зависимости от типа ясновидения, который используем. Пользуясь нашим астральным зрением, мы увидим лишь астральное тело человека, откуда сможем узнать, какие страсти или чувства в данный момент испытывает человек и каким чувствам он чаще всего подвержен. Астрал — область проявления желаний, зеркало, в котором каждое чувство, каждая эмоция тотчас отражается и в котором видна каждая мысль, содержащая в себе всё, что касается личного "я" человека.

Из этого материала (астрала) создается телесная форма темных элементалов, которых люди создают и оживляют своими злыми желаниями и отрицательными эмоциями. Из него также оформляются доброжелательные элементалы, вызванные к жизни добрыми желаниями, благодарностью и любовью.

Естественно предположить, что явления, происходящие в астральном теле, не длятся долго; их цвет, сияние, быстрота движений постоянно меняются. Взрыв гнева заполнит всё астральное тело темно-красными проблесками на черном фоне; внезапный страх тотчас окутает его неприятной свинцовой мглой. Но всё-таки случается, что колебания астрального тела относительно затихают, и тогда оно отображает определенную палитру цветов, занимающих болееменее устойчивое положение.

Именно этот случай отражен на илл. 3, из которого, как мы потом увидим, можно получить много информации о человеке.

Пользуясь ментальным зрением, мы увидим ментальное тело примитивного человека. Оно выглядит примерно так, как изображено на илл. 2. Так как оно имеет те же цвета, можно сказать, что оно во многом соответствует астральному телу в состоянии покоя. Но в нем присутствуют и дополнительные элементы, касающиеся духовности и разума, которые в той или иной мере развиты в человеке. Правда, в случае примитивного человека это не очень заметно, но, как мы позже увидим, их присутствие увеличивается с развитием ментала. Рассматривая ментальное тело человека, мы можем сделать выводы, насколько в этой жизни он развил ментал и как им пользовался.

При более совершенной способности видения мы рассмотрим и каузальное тело примитивного человека, позволяющее узнать уровень развития его души и то, насколько продвинулось его эго на своем эволюционном пути к божественному. Очевидно, что для тренированного ясновидящего, использующего все формы видения, жизнь человека в различных ее фазах будет подобна открытой книге. На этих высших уровнях невозможно спрятаться или замаскироваться. Каждый ясновидящий (без предубеждений) видит человека таким, каков он есть. Мы говорим "без предубеждений", т.к. нельзя забывать, что каждый смотрит на другого через свои тела, и в этом аспекте он подобен человеку, смотрящему на мир через цветные очки. До того момента, пока ясновидящий не научится принимать во внимание этот фактор, часто будет происходить так, что он будет считать самым важным в человеке то, на что сам быстрее всего откликается. Но если немного потренироваться, то можно легко освободиться от искажений, исходящих из фактора личного восприятия, и тогда ясновидящий будет читать ясно и точно.

Глава XIII

ЦВЕТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Перед тем, как приступить к подробному изучению характеристик этих тел, мы должны познакомиться с общими значениями различных цветовых оттенков, приведенных в таблице.* Очевидно, что их комбинации дают бесконечное разнообразие. Мы постараемся рассмотреть цвета, максимально точно соответствующие чистым эмоциям, не смешанным с другими. Но человеческие эмоции редко проявляются в чистом виде. Таким образом, необходимо постоянно анализировать и классифицировать определенные оттенки цветов, в создании которых участвовало несколько факторов.

__________

* Цветная диаграмма с краткой расшифровкой цветов приведена в книге автора "Мыслеформы" — прим. ред.

Гнев, например, проявляется как ярко-красный цвет, а любовь — как красный с розовым. Но и любовь, и гнев часто пронизаны эгоизмом, тогда чистота соответствующего цвета будет приглушена тяжелым коричневым, характерным для этого недостатка, причем в той мере, насколько он силен.

С другой стороны, и то, и другое качество может быть смешанным с гордыней, на что будет указывать примесь ярко-оранжевого цвета. В нашем дальнейшем исследовании встретится много примеров такого смешения и мы изучим оттенки цветов, появляющиеся в результате. Но сначала надо научиться читать значения простых тонов. Здесь даются описания наиболее часто встречающихся.

Черный. Густые черные облака в астральном теле означают присутствие ненависти и злобы. Когда кто-то, к своему несчастью, дает выход сильному гневу, как правило, можно видеть витающие в его ауре страшные формы ненависти, подобные клубам тяжелого ядовитого дыма.

Красный. Ярко-красные отблески, как правило, на черном фоне, отражают гнев. В той или иной мере здесь будет присутствовать и коричневый цвет, поскольку в таком гневе более или менее выражен эгоизм. То, что иногда называют справедливым гневом, выглядит как отблески светло-красного цвета на обычном фоне ауры. Пламенный кроваво-красный цвет, который легко узнать, хотя и трудно описать, означает чувственность.

Коричневый. Темный красно-коричневый, подобный ржавчине, цвет означает скупость и, как правило, размещен параллельными полосами вдоль астрального тела, придавая ему несколько странный вид. Темный, тяжелый, серо-коричневый цвет означает эгоизм. Это, к сожалению, одна из самых частых окрасок астрального тела.

Зелено-коричневый цвет, который пронизывают ярко-красные или алые вспышки, означает ревность; этот цвет почти всегда присутствует у обычного человека, когда он влюблен.

Серый цвет. Тяжелый свинцово-серый означает глубокую депрессию. А если такое состояние часто повторяется, то он создает впечатление хмурого и грустного, трудно передаваемое словами. Этот цвет имеет очень странное качество — распределяться параллельными линиями, как и в случае скупости, поэтому и то, и другое создает впечатление, что несчастный человек заключен в форму какой-то астральной тюрьмы.

Сине-серый. Этот весьма отвратительный и страшный оттенок означает страх.

Ало-красный цвет. Этот цвет означает любовь и часто является самой лучшей характеристикой в телах "среднего" человека. Конечно, он варьируется в зависимости от типа любви. Он может быть тяжелым, приглушенным и глубоко пронизанным оттенками коричневого цвета — эгоизма, — в том случае, если так называемый любящий занят размышлениями о том, насколько любят его самого, то есть сколько он получает взамен того, что отдал. Если речь идет о любви, которая никогда не думает о себе и о том, что ей дают, а смотрит, сколько сама может дать и сколько может подарить любимому существу, то это чувство будет выражено приятным розовым цветом. В случае, когда этот розовый цвет сияет и пронизан лиловым, речь идет о духовной любви к человечеству. Между эгоистичной и духовной любовью существует бесчисленное множество оттенков, и любовь, конечно, может быть окрашена по-разному, как гордыней, так и ревностью.

Оранжевый цвет. Этот цвет всегда означает гордыню или амбиции. Он имеет столько же вариантов, как и выше упомянутый ало-красный, в зависимости от типа гордыни или амбиций. Он нередко соседствует с нервозностью и раздражительностью.

Желтый цвет. Это очень хороший цвет, обозначающий владение разумом. Его оттенки различаются и могут обогатиться добавлением других цветов. Так, он имеет глубокий приглушенный оттенок, если интеллект направлен вниз, особенно в случае эгоистичных целей. Но он становится золотым, медленно превращаясь в красивые и ясные светящиеся лимонные цвета, когда речь идет о высших и неэгоистичных целях.

Зеленый цвет. Нет цвета более разнообразного по значению, поэтому его очень трудно правильно толковать; требуется особенно серьезный подход к его изучению. В основном он свидетельствует о способности приспосабливаться, которая вначале может быть коварной и злой, но впоследствии преобразиться в благожелательную по отношению к людям и служить добрым начинаниям.

Серо-зеленый цвет означает ложь и подлость. Он доминирует в астральных телах примитивных людей. Но этот цвет нередко встречается и у цивилизованных людей, которые давным-давно должны были пройти эту фазу эволюции. С продвижением человека по лестнице эволюции серо-зеленый превращается в сияющий изумрудно-зеленый, означающий дальновидность, широту взглядов, находчивость, но всё это без намерения злоупотреблять этими качествами. Он означает развитую способность общения с людьми, но уже без обмана и хитрости, а с целью им угодить, расположить к себе, вызвать уважение, а впоследствии, при развитии сознания, — чтобы помочь им и сделать их сильнее. В конце эволюции этот цвет становится прозрачным, светящимся голубовато-зеленым (его можно иногда наблюдать при закате солнца), в этом случае он указывает на определенные высшие качества человеческой природы: сочувствие, глубокую симпатию и умение понять человека.

Светло-зеленый цвет, цвет яблока, по-видимому, всегда сопровождает сильную жизненность на ранних фазах ее развития.

Голубой цвет. Чистый, глубокий голубой цвет говорит о религиозных чувствах, но варьируется в зависимости от вида этих чувств. Они могут быть искренни или двуличны, полны эгоизма или благородства. Цвет может быть пронизан каждым из упомянутых качеств. Таким образом, мы можем увидеть любой оттенок — от индиго, с одной стороны, до интенсивно-фиолетового оттенка, с другой, вплоть до болотистого серо-голубого, который существует на уровне слепого поклонения чему-либо. Следы любви или страха, лживости или гордыни могут быть смешаны с этим цветом религиозности, тогда мы можем увидеть широкий спектр оттенков.

Светло-голубой цвет означает преданность некоторому благородному духовному идеалу, он постепенно переходит в светящийся лилово-голубой, который характеризует высокую духовность и, как правило, сопровождается золотыми светящимися звездочками, представляющими высокие духовные стремления.

Легко понять, что количество комбинаций и модификаций этих цветов может быть бесконечно, так что даже самые тонкие черты характера или мимолетные эмоции можно выразить с большой точностью. Чтобы полнее расшифровать значение того, что наблюдает ясновидящий, нужно обратить внимание на характерное свечение астрального тела и на относительную определенность или неопределенность его контуров, а также на свечение энергетических центров. Следует упомянуть, что психические способностиа, которые уже развиты или находятся в развитии, выражаются цветами, находящимися вне видимого спектра, поэтому их невозможно изобразить известными нам физическими цветами. Ультрафиолетовые оттенки означают более высокий и чистый уровень развития, а грубые комбинации инфракрасного раскрывают коварство человека, занимающегося злыми и эгоистичными формами колдовства. Духовное развитие выражается не только в цвете, но и в сиянии определенных тел, увеличении их объема и более четких контурах.

Глава XIV

ДВОЙНИК

Есть нечто, что следует упомянуть по отношению к нашим иллюстрациям, прежде чем начнем их последовательное изучение. Заметим, что внутри овальной формы ауры тонкой линией намечен контур физического тела, чтобы читатель мог получить представление о различиях между его размерами и размерами туманных облаков. Необходимо помнить, что речь идет лишь об иллюстрации, а не о точном изображении. На самом деле астральный и ментальный двойники физического тела более четко выражены и легко определяются. Рисунок, изображающий всё в одной плоскости существования, не может точно воспроизвести все аспекты фигуры, относящейся к совершенно другой области существования. Поэтому некоторые качества высших тел преднамеренно не указаны или приспособлены к нашей цели — объяснению того, как эволюция человека выражается цветом в разных его телах.

Мы не ставили перед собой задачу, например, изобразить форму и внешний вид семи чакр — энергетических центров, хотя они есть во всех телах и в определенных случаях были бы ярко выражены. Художник и не пытался изобразить чудесные светящиеся цвета поверхностного слоя овальной ауры, а также густые облака мыслеформ, стеной окружающие каждого человека; не изображена и внутренняя структура, имитирующая физические формы, что требует дополнительного объяснения.

Если на астральном плане взглянуть на нашего бодрствующего соседа, мы увидим, что он выглядит как обычно, и при этом окружен слегка светящимся туманом, где при внимательном рассмотрении обнаруживается постоянная игра множества цветов. Возникает вопрос: как мы можем видеть его лицо, руки, ноги, зная, что астральная материя нашего тела не способна реагировать на физические вибрации? Дело в том, что мы видим не его физическое тело, а его двойника в астральной материи. Когда человек покидает свое физическое тело либо временно, во сне, либо навсегда, после смерти, астральный двойник сохраняет свою форму. Рассмотрим, как это происходит.

Рис. 1 показывает, что астральная материя имеет семь состояний, или уровней плотности, которые соответствуют уровням физической материи. Это больше, чем обычное совпадение, ибо существует и сильное взаимопритяжение видов материи. Каждая частица твердой физической материи проникнута астральной материей самого низкого уровня и обладает двойником. Самый низкий уровень астрала для лучшего понимания можем назвать "твердой" астральной материей, хотя это звучит нелогично, ибо астральной субстанции нельзя приписать "твердость" в обычном смысле этого слова. Подобным же образом, каждая жидкая частица физической материи имеет двойника в "жидком астрале", и эти двойники трудно отделить друг от друга.

При нисхождении в воплощение человек собирает вокруг себя материю тех уровней, через которые проходит. Собрав свой ментальный и астральный материал, он принимает форму яйца, являющегося выражением формы его каузального тела на низших планах. Когда налаживается связь с физическим телом, оно начинает действовать на неорганизованную до сих пор астральную и ментальную материю. Сильные вибрации более тонких частиц с трудом поддаются контролю, но с ростом ребенка влияние усиливается, так что у взрослого человека девяносто процентов материи астрального и ментального тела заключено внутри пространства его физического тела. Мы не утверждаем, что в нём постоянно присутствуют одни и те же частицы, ибо, находясь в состоянии быстрого движения, они то покидают его, то возвращаются обратно, но соотношение между частицами "снаружи" и "внутри" физического тела более-менее постоянно. И поэтому, когда мы смотрим на нашего друга, мы реально видим человеческий облик, оформленный из густой, и на первый взгляд, прочной субстанции, вокруг которой имеется яйцеобразное облако прозрачного тумана. И так как каждая черта его облика воспроизведена верно, мы узнаем человека сразу и безошибочно.

Но это еще не всё. Очень важную роль играет навык, и астральные и ментальные частицы продолжают сохранять форму физического тела даже после его уничтожения, так что узнать человека после его смерти не тяжелее, чем это было при жизни. Правда, возможны и кратковременные отклонения (ибо и случайные мысли могут придавать форму этой материи, но как только пленившая ее мысль перестает влиять на материю, она возвращается обратно в свою привычную форму).

Есть и слабые, но оказывающие сильное влияние мысли, при условии, что их действие долговременно. Никто не воображает себя дряхлым, старым, сгорбленным или слабым, и хотя после физической смерти астральное тело воспроизводит все эти характеристики, неосознанное влияние представления о себе начинает возвращать астральному телу человека нечто от того, как он выглядел в свои лучшие годы. Поэтому, если умерший человек предстанет перед своими близкими, он может удивить их, показавшись им значительно помолодевшим после своей смерти.

Мысли других людей также влияют на сохранение формы астрального тела после смерти. Думая о человеке, его друзья воображают его таким, каким его знали. А поскольку каждая мысль является формирующей силой, совместный результат действия этих сил поддерживает форму астрального тела умершего неизменной.

Из всего этого читатель поймет, что кроме изображенного на рисунках он сможет увидеть и многое другое, когда приобретет способность смотреть на астральное тело. Особенно заметным станет факт, что двойник физического тела не является каким-то бледным контуром, а очевидно, наиболее выраженным элементом.

Так, без сомнения, произойдет в случае неопытного видящего, поскольку астральное видение редко бывает совершенно развитым. Естественно, вначале он открывает самый грубый и низкий аспект астрального восприятия, наиболее близкий физическому видению, так что может оказаться, что начинающий ясновидящий будет способен чувствовать лишь самые густые виды астральной материи. Именно эти виды более всего сконцентрированы в двойнике, так как соответствуют материи физического тела. И яйцеобразная форма будет казаться ему более слабой и менее заметной, чем это есть на самом деле. Если его астральное видение хоть сколько-нибудь превосходит обычный уровень, он увидит, если будет внимателен, некоторые из упомянутых цветов. Напряжение, подобное напряжению физических глаз, вызывает повышение вибраций астрала самого видящего и результатом будет расширение его кругозора, и он увидит не только тот подплан, который изучает, но и более высокие уровни. Правильно тренированный в ясновидении человек обучается, конечно, пользоваться этой способностью как на каждом отдельном подплане, так и видению их всех вместе. Обычно спрашивают, выглядит ли астральное тело одетым и если так, то откуда у него одежда. В силу того, что эта тонкая материя принимает формы, придаваемые ей мыслью, человек выглядит таким, каким себя представляет, и может "одеть" себя в те одежды, которые ему нравятся. Если его внимание полностью занято чем-то другим, то разум автоматически воспроизводит любую известную этому человеку одежду, и весьма вероятно, что он появится в той одежде, в которую чаще всего одет. У меня есть друг, который долгое время на астральном уровне появлялся в вечернем костюме, но сам он никогда не добивался этого. Предполагаю, что такое происходило потому, что для него было естественным видеть себя в это время в такой одежде. Второй всегда был в красивом желтом одеянии буддийских монахов, и кажется, что в начале это было его намерением, а потом стало навыком.

Двойник существует как в астральной, так и в ментальной материи, так что в течение своей небесной жизни человек во многом сохраняет образ и воспоминания своей последней личности. Даже на уровне каузального тела имется форма человеческого тела, но оно не относится ни к какому из воплощений, а является соединением самых лучших характеристик всех воплощений. Это и есть аугоэйдос или небесный человек, в котором проявляется настоящее эго. Но так как условия этого уровня существенно отличаются от предыдущих, пытаться описать их безнадежно.

Глава XV

Наши рекомендации