Знакомство со свойствами снега
Логопед вместе с детьми рассматривает снег, знакомит детей с его свойствами, подбирает эпитеты
(белый, пушистый, мягкий, холодный, липкий, мокрый).
Дыхательное упражнение «Погреем ручки»
Дети, подражая логопеду, дышат на руки со звуком: «Х-х-х».
Закрепление лексики по теме
Дети по вопросам логопеда припоминают, какой бывает снег:
- Какого цвета снег? ( - Белый.)
- Когда вы трогали снег, у вас замерзли ручки, снег был какой?(- Холодный.)
- Из снега можно лепить снежки, снег какой? ( - Липкий.)
- А когда снег падает и ложится, как пух, он какой? ( - Пушистый.)
- Снег в тепле начал таять, он какой? ( — Мокрый.)
Игра с имитацией движений «Весело зимой»
Все бело-бело-бело, Много снега намело. Вот веселые деньки, Все на лыжи и коньки!
По заданию логопеда дети изображают катание на лыжах или коньках. Логопед спрашивает каждого ребенка, на чем он катается. Затем дети вместе с логопедом «играют в снежки», «лепят снеговика».
5. Итог занятия.
Задачи:активизация словаря;
практическое употребление в речи предлогов «на», «с»;
практическое употребление существительных в винительном и предложном падежах; развитие зрительного внимания, восприятия; развитие мелкой моторики.
Оборудование:картинка «Бабушка вяжет», мяч, картинка «Зимние забавы».
Ход занятия
Организационный момент
Перед детьми картинка «Бабушка вяжет». Пальчиковая гимнастика.
Бабушка очки надела Большой и указательный пальцы рук соединить
И вязанье разглядела. колечками и поднести к глазам.
Бабушка спицы взяла Изобразить процесс вязания на спицах
И носки вязать начала. вытянутыми указательными пальцами обеих рук
Дидактическая игра «На что наденешь?» (с мячом)
- На что наденешь носки?
- На ноги.
- На что наденешь шарф?
- На шею. И т.п.
Беседа по содержанию картинки «Зимние забавы»
Дети рассматривают картинку и вспоминают, на чем можно кататься зимой, что лепят из снега, откуда и на чем скатываются.
Подбор определений к слову «снег» (см. с. 64, п. 2)
Итог занятия
ТЕМА «НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК. ЕЛКА»
З а н я т и е 1
Задачи:расширение и активизация словаря;
практическое усвоение понимания предлогов «на», «под»; развитие общей моторики.
Оборудование:наряженная новогодняя елка.
Ход занятия
Организационный момент
Дети вспоминают, к какому празднику все готовятся, как он называется.
Уточнение лексики по теме
Логопед обращает внимание детей на украшения в группе: - Группа красивая, нарядная.
Подведя детей к новогодней елке, логопед показывает и называет новогодние игрушки и украшения: шары, шишки, мишура, дождик, фонарики и др.
Дидактическая игра «Что на елке? Что под елкой?»
Детям предлагается сообща перечислить то, что висит на елке; затем то, что находится под елкой (вата, снежинки, Дед Мороз, Снегурочка). Далее логопед спрашивает каждого из детей: «Что на елке?» или «Что под елкой?» В конце игры дети припоминают то, что забыли назвать (логопед подсказывает при необходимости).
4. Игра с имитацией действий «Зайки белые сидят...» (см. с. 63)
Итог занятия
З а н я т и е 2
Задачи:развитие фразовой речи;
активизация словаря признаков;
упражнение в образовании существительных множественного числа; практическое усвоение согласования прилагательных с существительными в числе; развитие тактильного и слухового восприятия; развитие логического мышления.
Оборудование:новогодняя елка, непрозрачный мешочек, пары одинаковых мелких игрушек.
Ход занятия
Организационный момент
Дети около елочки читают заученные к празднику стихи.
Закрепление лексики по теме
Логопед предлагает вспомнить, кто приходит к детям на Новый год. Дети при помощи логопеда подбирают определения к словам «Дед Мороз», «Снегурочка».
Дидактическая игра «Найди игрушку и достань»
У логопеда в руках непрозрачный мешочек с игрушками. Дети выходят поочередно и получают от логопеда игрушку. Из «волшебного» мешочка ребенок достает, нащупав рукой, игрушку, парную той, которую он получил от логопеда.
Дети достают игрушки и называют их: маленький шар - маленькие шары; большой шар - большие шары; шишка - шишки;
снежинка - снежинки;
гриб - грибы.
Игра «Что висит на елке?»
Дети поднимают руки вверх и громко говорят «Да!», если согласны с ответом. Если не согласны - молчат и руки не поднимают. Логопед предлагает детям внимательно слушать ответы:
- Что висит на елке?
- Блестящие шишки? ( - Да.)
- Картонные мишки? ( - Да.)
- Белые зайчишки? ( - Да.)
- Тетрадки и книжки?
- Яркие игрушки? ( - Да.) , t
- Бусы и хлопушки? ( - Да.)
- Разные звер ушки? ( - Да.)
- Тарелки и кружки?
- Разноцветные шары? ( - Да.)
- Мошки и комары?
- Много яркой мишуры? ( - Да.)
З а н я т и е 1
Тема«П Е Т У Ш О К С С Е М Ь Е Й »
Задачи:расширение пассивного словаря детей; упражнение в звукоподражании; развитие слухового внимания, восприятия; активизация словаря.
Оборудование:игрушки (петушок, курица, цыпленок, забор из строительного материала); раздаточный материал: картинки по теме (петух, курица, цыпленок, хозяйка).
Ход занятия
Организационный момент
На столе логопеда игрушечные петух, курица, цыпленок. Озвучивая их: «Ку-ка-ре-ку», «Ко-ко- ко», «Пи-пи-пи», — логопед спрашивает у детей:
- Кто так кричит?
Дети называют или показывают соответствующую игрушку.