Серия «Развитие и коррекция»

Юлия Александровна Фадеева (Харебашвили) Галина

Александровна Пичугина

Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием

Конспекты

Ответственный за выпуск - М. Вишневская Редактор - И. Нагибина Корректор - Н. Назарова Оригинал-макет - Д. Панин Обложка - Л. Александрова

Адрес редакции 129164, Москва, ул. Кибальчича,

6, стр. 2. Тел.: (495) 950-57-08 E-mail:

[email protected] www.knigolub.ru

Издательство ООО «Книголюб» Лицензия № 00952 от 09 февраля 2000 года. 171510, Тверская обл., г. Кимры, ул. Орджоникидзе, 34

Подписано в печать 17.08.2006. Печать офсетная. Бумага офсетная. Формат 60x90/8. Печ.- л. 18. Тираж 3000 экз. Заказ № 1159

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Домодедовская типография», г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 1

Введение

Предлагаемые конспекты подгрупповых занятий апробированы в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями речи № 174 г. Москвы.

В этой книге авторы делятся опытом логопедической работы в младшей группе для детей с речевым недоразвитием. Дидактический материал подобран и систематизирован так, чтобы работа логопедов- практиков с данной категорией детей стала результативной. Его можно использовать как в условиях специализированного детского учреждения, так и индивидуально.

У трехлетнего ребенка, подлежащего зачислению в данную группу, наблюдается:

· отсутствие фразовой речи (в отдельных случаях - аграмматичная элементарная фраза из двух слов, выражающая требование);

· скудный активный словарь, не соответствующий возрасту;

· отсутствие понимания грамматических категорий, значений предлогов;

· активное использование в речи жестов и мимики;

· несформированность ритмической структуры слова (часто произнесение вместо целого слова лишь ударного слога либо смещение ударения);

· несформированность многих артикуляционных укладов (включая нередко отсутствие

· звуков раннего онтогенеза);

· наличие в речи ребенка слов-заменителей.

Группу детей, набранную по вышеуказанным критериям, можно считать диагностической, так как в младшем дошкольном возрасте внешне сходные речевые дефекты могут иметь дети с различными патологиями: общим недоразвитием речи (обусловленным как педагогической запущенностью, так и органическими нарушениями - алалией, дизартрией, ринолалией), задержкой темпа речевого развития, задержкой психического развития, умственной отсталостью, ранним детским аутизмом, нарушением слуха. Поскольку медицинское обследование этих детей в поликлинике часто имеет поверхностный, визуальный характер, оно не отражает реальной картины развития у ребенка психических процессов. Использование дифференциальной диагностики, проводимой в течение года пребывания ребенка в данной группе, дает возможность логопеду и другим педагогам, проводящим коррекционно-воспитательную работу, зафиксировать динамику формирования речи ребенка, а также полноценность и темп развития у него когнитивных процессов.

Таким образом, в конце учебного года становится возможным отграничить детей, имеющих первичное отставание в интеллектуальном развитии, уточнить психолого-медико-педагогическое заключение и направить этих детей в другое, соответствующее их диагнозу, дошкольное учреждение.

Логопед, планируя и проводя подгрупповую коррекционную работу, ставит и решает следующие задачи:

1. Развитие психологической базы речи (внимания, восприятия,, памяти, мыслительных операций).

2. Развитие понимания речи (лексических значений, грамматических категорий).

3. Накопление и активизация словарного запаса.

4. Поэтапное формирование фразовой речи, практическое усвоение грамматических конструкций.

5. Развитие дыхания, артикуляционной моторики, голоса.

6. Развитие общей моторики, координации движений, двигательного воображения (использование подвижных игр и динамических пауз с речевым сопровождением),

7. Развитие мелкой моторики рук.

8. Развитие психоэмоциональной сферы (использование элементов психогимнастики).

9. Развитие коммуникативных навыков.

На индивидуальные занятия логопед выносит:

· фрагменты подгруппового занятия, вызвавшие затруднения у ребенка;

· уточнение артикуляционных укладов нарушенных у ребенка звуков раннего онтогенеза;

· автоматизацию спонтанно появляющихся в речи ребенка звуков;

· работу по формированию слоговой структуры слов.

Также на индивидуальных занятиях логопед решает специфические для определенных речевых патологий задачи: специальная дыхательная гимнастика с детьми, имеющими ринолалию; логопедический массаж при стертой форме дизартрии; вызывание первых форм слов при алалии.

Для детей с алалией, вызывание речи у которых обычно начинают со звукоподражаний, на этапе усвоения и воспроизведения первых слов и фраз эффективна следующая игра. В рабочей тетради ребенка нарисован

домик с пятью вырезанными окошками. По просьбе логопеда родители приклеивают на следующий лист тетради, напротив каждого окошка, фотографии ребенка и членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки). Причем фотографии нужно подобрать такие, чтобы можно было сказать, например: «У мамы бусы (киска, книжка, сумка)». На индивидуальных занятиях с этой картинкой логопед работает до тех пор, пока ребенок не научится:

1) называть себя в третьем и первом лице - Покажи, где Саша?

- Кто это? - Саша (Я). - Это ты?

- Да, это я.

2) называть членов семьи, употребляя - Кто это? - Это мама, указательное местоимение - Это папа.

3) понимать вопрос «У кого?», - Покажи, у кого газета, употреблять предлог «у» - У кого часы? - У папы, в ответе и изменять окончание существительного - У кого киса? - У мамы.

- У кого бусы? - У бабы.

4) отвечать на вопрос словом, затем фразой из двух слов - Кто дома? - Мама.

- Кто дома? - Мама дома.

5) составлять фразу из знакомых сочетаний - У кого газета? - У деды газета.

Фотографии в тетради можно заменить рисунками. Они должны быть достаточно крупными и располагаться на одном листе или развороте так, чтобы у ребенка сформировалось целостное представление о классификационной категории. Поэтому целесообразнее завести индивидуальную логопедическую тетрадь большого формата, выделив в ней три части:

1. Артикуляционная гимнастика (достаточно оставить 3 листа). Каждое упражнение иллюстрируется соответствующей названию картинкой.

2. Пальчиковая гимнастика (4-6 листов).

3. Лексические темы и задания по ним, индивидуальные задания.

Для проведения занятий можно использовать иллюстрации серий, выпускаемых Издательством «Книголюб»:

«Демонстрационный материал для фронтальных занятий», «Раздаточный материал для фронтальных и индивидуальных занятий».


Наши рекомендации