Назови несколько предметов одни словом

Цель – учить определять многозначность слова.

Учитель называет слова, имеющие несколько значений, заранее предупредив ребят, что каждым из этих слов называют несколько предметов, явлений, например: лист, крыло, кабина, голова, автомат, герой, журавль, земля, картина, каша, класс, ключ, кожа, колено, конь, лес, линия, мир, молоко, нос, окно, стол. Ученики должны описательно или словосочетаниями объяснить, какие предметы названы.

Наете ли вы русские народные сказки?

Цель –учить подбирать синонимы.

В русских народных сказках, которые вы читали, очень часто рассказывается об удивительных чудесах. Попробуйте сопоставить их с теми достижениями науки и техники, которые вам знакомы.

В одном из двух конвертов находятся карточки с описанием сказочных чудес (конек-горбунок, ковер-самолет, золотой петушок, сани-самокаты, чудо-зеркальце, перо жар-птицы, клубок ниток, указывающий путь; Садко с гуслями на дне морском), а в другом карточки с названиями машин, приборов

Тот, кто сделает сопоставления правильно и прочтет вслух, будет считаться победителем.

Отгадайте загадки

Цель — уточнить многозначность слов.

Отгадайте загадки:

Пионерское - в школе ,

Полеводческое - в поле

И в любой цепи оно

Называется ...(звено)



Я в дверях, я в замке

Я и в нотной строке,

Я и гайку отвинчу

И могу, если хочу,

Телеграмму передать

И загадку разгадать....

(ключ)

Нас много в играх набирают,

И часто на нос надевают.

(очки)

Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей.

(нос).

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я,

Бывают на сосне, на ёлке,

А называются ....(иголки)

В тетради я бываю

Косая и прямая,

В другом своем значении

Я планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.

(линейка)

В воде он медленно плывет,

В станке летает взад-вперед.

(челнок)

Антонимы

Цель – учить подбирать антонимы.

Пары слов, которые мы можем подобрать по противоположному признаку- это антонимы. Дополните рифмы.

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылках лимонада

А зовут меня...( прохлада)

Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама.

Потому что я ...(зима)

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я ...(конец).

Я антоним к слову смех

Не от радости, утех

Я бываю, поневоле.

От несчастья и от боли.

От обиды, неудач.

Догадались? Это ...(плач)

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна.

Да и в школе я нужна,

Называюсь ....(тишина)

Вставь слова в стихотворные строчки

Цель –учить подбирать антонимы.

Подберите антонимы – рифмы:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь ...(низко)

Скажу я слово «далеко»

А ты ответишь ...(близко)

Скажу тебе я слово «трус».

Ответишь ты ...( храбрец)

Теперь «начало» я скажу

Ну, отвечай ...(конец).

Акончи сам народные пословицы

Цель– учить подбирать антонимы.

Подставьте слово – антоним, завершающее пословицу:

Ученье- свет, а не ученье-...(тьма)

Знай больше, а говори ...(меньше)

Корень ученья горек, да плод его ...(сладок)

Не бойся врага умного, бойся друга...(глупого)

Лучшая вещь новая, лучший друг ...(старый)

Выбери поговорки о трудолюбивых людях

Цель –учить анализировать предложения сантонимами по мотивированному значению.

Объясните смысл пословиц, найдите в них антонимы:

1. Встанешь пораньше - шагнешь подальше.

2. Кончил дело - гуляй смело.

3. Рыбка да рябки - потеряй деньки.

4. Много спать - мало жить.

5. Ему лень лениться, а не только шевелиться.

6. Скучен день до вечера, когда делать нечего.

7. Глаза боятся, а руки делают.

8. Кукушка не ястреб, неуч не мастер.

9. Одна мучка, да не одни ручки.

10. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

11 .Бегает от работы, как собака от мух.

12.Белые ручки чужие труды любят.

13.Лодыри да бездельники празднуют и в понедельники.

14.Не то забота, когда работа, а то забота, когда ее нет.

Амени слово похожим по значению

Цель – учить подбирать синонимы.

Учитель называет слово (армия, блестеть, большой, бороться, бояться, бросать, быстрый, вежливый, горячий, греметь, дети, доктор, есть, интересный, красивый, мерзнуть, одежда, плакать, победить, работа, радоваться и др.) Дети подбирают синонимы (войско, сиять, громадный, сражаться и т.д.). Выигрывает тот, кто назовёт синоним последним.

Крылатые слова

Цель - уточнить мотивированное значение предложения - фразеологизма.

Вариант первый.

Учитель говорит фразеологизм, а дети его объясняют

Вариант второй.

Учитель произносит фразу, передающую значение какого-нибудь фразеологизма, а дети должны назвать этот фразеологизм.

Назови несколько предметов одни словом - student2.ru Назови несколько предметов одни словом - student2.ru Водить за нос врать. Работать спустя рукава небрежничать

Необычное в обычном

Цель– учить раскрывать «переносный» смысл слова.

Учитель просит подобрать к слову:

золотой

тяжелый

свежий

слова обычные, прямые по значению, связанные с ним в речи, и необычные -переносные по значению.

Профессия

Цель – уточнить семантику слова.

Дети загадывают какую-нибудь профессию и перечисляют действия, с ней связанные. Другие ученики должны отгадать и назвать загаданную профессию.

Украсить слово

Цель- уточнить семантику слова.

Надо существительное украсить прилагательными. Команды по очереди, не повторяясь, называют прилагательные, которые к нему подходят. Выигрывает та команда, игроки которой назовут больше прилагательных.

Слово наоборот

Цель – учить производить звуко-буквенный анализ слова и уточнить понятие «слова» как смысловой единицы речи.

Учитель называет быстро слова. Дети должны записать их, наоборот переставив буквы. И обратная ситуация - учитель называет перевернутое слово, дети записывают его нормальное значение.

Каламбуры

Цель –учить различать омонимы.

Омонимы - это разные по смыслу, но одинаково звучащие и пишущиеся слова. Каламбур - игра слов, шутка, основанная на комическом обыгрывании сходства равнозначных слов. Детям читается стихотворение Я. Козловского «Рак и гусь»:

Раку гусь твердил ОДНО:

-Ты ударь клешней О ДНО

И на берег ИЗ РЕКИ

Вылезь, мудрость ИЗРЕКИ!

Я послушать ВЫЙДУ, РАК...

Рак ответил: - ВЫ ДУРАК!

Найдите в нём омонимы. Что они обозначают?

Перевод»

Цель –учить подбирать синонимы.

Попросить детей сделать «перевод» строки песни, стиха, рассказа на «другой язык». Необходимо заменить слова в строке на другие, сходные по смыслу (синонимы), так, чтобы общий смысл сохранился.

Например,

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной...»

«Перевод»

Деревья с разноцветною листвой в солнечный

осенний день на опушке напоминают дворец.

Негатив»

Цель – учить подбирать антонимы.

Попросить детей сделать «негатив» строки из песни, стиха, рассказа, т. е. заменить смысл на противоположный, используя антонимы.

Например, «Мороз и солнце»! «Негатив»: Луна, но жара!

День чудесный! Ночь мрачна.

Еще ты дремлешь, Я все не сплю

Друг прелестный?! И, как враг, живу

Проснись, открой И уснуть хочу,

Сомкнуты негой взоры...» Но закрыть глаза

Никак не могу,

И в том моя беда.

Бестолковый словарь»

Цель – учить словотворчеству, «открывать новую» семантику слова.

Надо обыкновенное слово объяснить по-новому, придумать остроумное значение.

Например, сторож - митинг

бездарь - человек, которому в день рождения не сделали подарок

горизонт - пляжный зонтик

изверг — вулкан

Наши рекомендации