Интервьюер и положение камеры

Существует два способа установки камеры, каждый из которых отражает определенный взгляд на функции режиссера. Посмотрев то или иное интервью, Вы легко сможете определить, какой из них применен.

Автор либо располагается позади камеры, что заставляет героя смотреть прямо на зрителя, либо находится рядом с камерой, и тогда герой смотрит мимо зрителя.

Сам М. Рабигер предпочитает оставлять публику лицом к лицу с героем, задавая те вопросы, на которые аудитория хотела бы получить ответы. Таким образом он исполняет лишь функцию катализатора общения.

Производственные проекты

Большинство режиссеров стремится запечатлеть людей в их обыденной жизни, тем самым приобретая себе головную боль. Частично это стремление избавляет публику от гипнотической силы словесных периодов. Но есть еще одна причина — мы судим о человеке в меньшей степени по тому, что он говорит, и в большей — по тому, что он делает. Действие всегда говорит громче, чем слово.

Итак, Вы, может быть, захотите снимать своего героя в его повседневной семейной жизни, на работе или в соседнем баре.

Есть одна большая помеха этому замыслу — для большинства людей раскованность наступает только тогда, когда они чувствуют, что на них никто не смотрит. М. Рабигер вспоминает, как он снимал на фабрике, производящей стеклянные двери, и одна из работниц, которая годами занималась прогонкой рам через машину, совершенно теряла способность делать что-либо, когда включали камеру. Рамы каждый раз застревали в машине. Почему? Потому что она думала о своих действиях, вместо того, чтобы просто работать. Когда человек чувствует себя предметом интенсивного изучения, он перестает ощущать себя целостной личностью. Соучастие, как мы уже говорили, является практически необходимым, ибо наша цель — захватить жизнь такой, какая она есть. Неожиданные атаки самоосознания наших героев разрушают этот процесс. Работница на фабрике, чувствуя, что должна действовать, потеряла гармоничное взаимодействие со своей машиной, и режиссеру ничего не оставалось, кроме как уверить ее, что подобное иногда случается.

Описания съемок перечисленных проектов могут быть Вам весьма полезны. Базисные категории, приведенные ниже, отражают практически все виды документального кино. Большинство режиссеров применяют смешанную форму в зависимости от цели, вкуса или ситуации. Так или иначе, все эти проекты предстанут перед Вами в чистом виде, так что Вы сможете экспериментировать с природой каждого из них раздельно. Используйте их.

Проекты группируются определенным образом.

I. Прямое или наблюдающее кино

Его иногда называют методом "мухи на стене". Камера вторгается в жизнь настолько глубоко и незаметно, насколько это возможно, и нацелена на то, чтобы давать прямой доступ к людям, создавая ощущение наблюдения жизни.

Мы можем снимать:

1) место;

2) разговор героев в интерьере;

3. процесс для эллиптического монтажа;

4) разговор на натуре;

5) сложное действие.

II. "Киноправда" или каталитическое кино(каталитический — относящийся к катализу; каталитические реакции — химические процессы, происходящие при участии катализатора, роль которого в данном случае играет режиссер)

Работая над фильмом в этом жанре, режиссер осознает, что его присутствие является частью реальности для героя, и поэтому позволяет себе вмешиваться и направлять ход действия:

6) интервью;

7) диалог — конфликт;

8) непрерывная пятиминутная история;

9) разовая съемка спровоцированного события;

10) интервью "глас народа".

III. Отражающее кино

Этот подход делает съемки частью фильма. Авторский опыт режиссера может стать центральной темой фильма. И наблюдение, и каталитические методы могут быть применены на стадии разработки.

11) автопортрет;

12) наблюдение за наблюдателем;

13) история, вопросы и мнения.

IV. Компиляция и фильм -эссе

В фильмах этого жанра дается определенная интерпретация событий. Часто такие ленты создаются из уже существующего материала.

V. Видеописьмо.

VI. Эклектическое кино

Поскольку большинство фильмов делается в смешанной технике, допустимо смешение и комбинация всех перечисленных жанров.

Описание каждого проекта

Прямое или наблюдающее кино

Место

Предположим, что фильм рассчитан на 5 минут экранного времени, снят без текста, используются лишь музыка и звуковые эффекты. Отсутствие текста заставляет зрителя сосредоточить внимание на повествовательности экранного действия.

Вы учитесь, как снимать продолжительный процесс, как применять музыку, как осуществлять съемку неконтролируемых явлений.

Возможные предметы съемки: любое место с цикличной жизнью (рынок, стройка, площадка, кафе, магазин, парикмахерская.)

Действия: используя возможности камеры, освещения и звука, снимите материал для пятиминутного фильма, который сжимает действие, происходящее по меньшей мере в течение четырех часов.

Стадии:

• Найдите визуально интересное место, которое имеет ярко выраженную цикличную жизнь.

• Проведите по меньшей мере день, наблюдая и слушая. Вы будете потрясены количеством звуков. Записывайте все, что привлечет Ваше внимание.

• На основе наблюдений составьте детальный съемочный лист и драматическую диаграмму (сценарный план) Вашего фильма. Специальное внимание уделите началу, середине и концу каждого цикла в жизни избранного места.

• Покажите преподавателю сценарий, обсудите с ним музыку, которую Вы выбрали, и возможные звуковые эффекты.

• Не используйте песню, потому что она может сыграть роль авторского текста и снизить повествовательный дух фильма.

• Снимайте запланированные кадры, а также "подарки", которые попадутся Вам на пути.

Критерии оценки:

• Хорошо показана география места.

• Задействованы различные персонажи.

• Показаны типичные циклы, необычные детали процесса.

• Образность съемки передает настроение данного объекта.

• Хорошо показано течение времени.

• Музыка подчеркивает настроение. Характер музыки перекликается с формой фильма. Звуковые эффекты стимулируют восприятие.

• Присутствует здравый смысл.

• Фрагмент точно длится 5 минут.

2. Разговор героев в интерьере

Вы учитесь снимать групповое взаимодействие с одной позиции камеры. При этом оператор не привлекает внимания участников и зрителей.

Действия: оператор должен выбрать нужную форму кадра, определить крупность плана, в котором может быть один, два или три героя одновременно. То, как Вы расположите по отношению друг к другу своих героев, определит их внутренний комфорт. Снимайте около восьми минут, чтобы сделать четырехминутный фильм. Снимайте каждого из участников разговора по отдельности и всех вместе, говорящих и слушающих в различных ракурсах.

Свет: попробуйте создать яркое световое настроение. Сделайте освещение натуральным.

Звук: разместите микрофон вне кадра. Всех участников разговора должно быть одинаково хорошо слышно. Следите за тем, чтобы микрофон не отбрасывал тени.

Критерии оценки:

• Хороший звук, микрофон не виден.

• Соблюдена композиционная пропорция в кадре.

• "Наезд" и смена ракурсов происходят гладко.

• Сохраняется ритм речи героев.

• Закадровый голос режиссера успешно использован, беседа удачно смонтирована и выглядит более осмысленно, чем в жизни.

• Участники чувствуют себя раскованно.

• Беседа имеет смысл на всем ее протяжении.

Наши рекомендации