Потребности в оборудовании — составляем список

Подробно говорить о технических вопросах нет смысла, они освещены в специальной литературе, дадим лишь несколько общих рекомендаций.

Составив список нужного оборудования, проверьте, не требуется ли технике ремонт.

Планируйте съемку так, чтобы художественный уровень фильма не зависел от технической сложности съемки. Не превращайте работу в практикум по испытанию возможностей Вашей аппаратуры — это может отвлечь Вас от главного. Многие технические тонкости никогда Вам не пригодятся.

Хороший фильм делает человек, а не техника — главное — внимательно прочтите все надписи на кнопках и ручках. Пусть Вас не смущает внешний вид аппаратуры — первые фильмы снимались деревянной камерой.

Резюме

В работе над документальным фильмом подготовительный период очень важен. Документалистика — дело долгое, первоначальный энтузиазм может исчезнуть. Найдите действительно близкую Вам тему:

• Мыслите кратко и точно, работайте.

• Будьте готовы к тому, что на Вас нападет страх перед исследованием.

• Найдите помощников.

• Будьте дружелюбны.

Глава V. ПРОИЗВОДСТВО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА

Автор начинает эту главу с рассмотрения проблем выбора съемочной техники.

Кинокамера, осветительная и звукозаписывающая аппаратура, технические приспособления для съемки (штатив, операторский кран, рельсы и т. п.) — вот что необходимо иметь режиссеру, приступающему к съемкам фильма.

Особое внимание М. Рабигер уделяет световому решению кадра.

Автор подчеркивает, что возможна нежелательная (отрицательная) реакция героев на дополнительный свет. Вот почему необходимо дать участникам съемки время привыкнуть к необычному освещению.

Затем М. Рабигер переходит к одному из наиболее важных направлений в работе режиссера-документалиста — к искусству брать интервью.

Интервью

Интервью — сердце документального кино, даже в том случае, если Ваш фильм содержит не одни "говорящие головы". Под словом "интервьюировать" подразумевается не только извлечение информации перед камерой, но и комплексное умение поддерживать личностные отношения с героем.

Это означает стремление внимательно и по-настоящему заинтересованно слушать ответы на вопросы, стараясь проникнуть во внутренний мир героя. Неотъемлемая часть этого процесса — сопротивление поверхностным ответам в том случае, если автор чувствует наличие скрытого, более глубокого смысла, которого герой не касается по тем или иным причинам.

В документалистике часто используют реальных людей, для чего необходимо проникновение в их жизнь. Но Вы должны не только брать, но и давать что-то взамен, быть тактичным, понимающим и одновременно настойчивым в позитивном смысле этого слова.

Думайте об искусстве интервью как о форме перемещенного авторства. Это означает, что Вам предстоит стать "повивальной бабкой" красноречия героев, особенно тех из них, кто никогда не говорил о своей внутренней жизни вслух.

Интервью выявляет силу и бессилие режиссера. Осваивая искусство интервью, Вы будете вынуждены преодолеть неестественность собственного поведения.

Кто берет интервью

В составе некоторых съемочных групп есть редактор, который занимается поиском заслуживающих внимания тем и интересных фактов, а иногда даже выбирает героев фильма. Некоторые режиссеры серьезно полагаются на опыт и суждения этих сотрудников. Подобное доверие возникает в результате лишь долгой совместной деятельности. Но далеко не каждый режиссер доверяет редактору такую ответственную работу.

Необходимо, чтобы во время первых контактов с героем редактор воздержался от подробных расспросов по интересующей теме. О самом важном лучше спросить перед камерой.

Когда приходит время снимать, нужно принять решение: кто будет общаться с героем перед камерой — редактор или режиссер. Если с героем говорит редактор, то он продолжит уже возникшие взаимоотношения. Это может привнести в разговор открытость, доверие.

Если же вопросы задает режиссер, интервью может быть более спонтанным и живым, поскольку герой беседует со свежим слушателем, а не повторяет уже однажды сказанное.

Выбор интервьюера каждый раз зависит от конкретных задач фильма.

Автор приводит пример своих съемок фильма о докторе Споке в рамках сериала Би-Би-Си "Одна пара глаз". Герой вел себя перед камерой неестественно, был очень напряжен. Съемку остановили и выяснили причину. Доктор рассказал, что как педиатр он часто и много говорил с женщинами. Тогда режиссер уступил место перед камерой своей ассистентке Розали. Отвечая на вопросы, которые режиссер задавал из другого конца комнаты, Спок обращался к Розали и выглядел более непринужденным.

Типы ситуаций

Интервью можно снимать в любом месте, но очень важно учитывать то, что Вас будет окружать, оказывать влияние на разговор.

Если Вы снимаете героя в привычной обстановке — дома или на рабочем месте — он будет спокоен и, следовательно, более откровенен.

Другие ситуации, как, например, поле битвы или манифестация, заставят Вашего героя сопоставлять себя с разворачивающимися или уже произошедшими событиями.

М. Рабигер подчеркивает, что все люди, включая и тех, кто берет интервью, зависят от того, что их окружает, и это нельзя не учитывать. Съемка может облагородить ситуацию или сделать ее оскорбительно публичной, может стать "горячей линией" разговора с миллионами или исповедальней.

Еще один практический аспект съемок — то, что влияет на героя перед камерой. Если Вы снимаете пожилую женщину, чей супруг постоянно вмешивается и поправляет ее высказывания, организуйте ему какое-нибудь занятие. С другой стороны, взаимоотношения двоих людей перед камерой могут быть по-настоящему интересны для понимания характеров. Однажды М. Рабигер снимал интервью с фермером и его женой. Фильм назывался "Осколок феодализма" и вышел в серии "Вчерашний свидетель" Би-Би-Си. Жена постоянно поправляла и перебивала героя, это было забавно и давало возможность лучше понять его характер.

Интервью — это не только разговор "один на один". Если привлечь к разговору двух людей противоположных взглядов, может получиться интересный материал. Можно даже интервьюировать целую группу, в которой есть люди с разными позициями. Если дискуссия разворачивается без Вашего участия, Вы можете хранить счастливое молчание и слушать, поскольку Ваша роль катализатора уже выполнена.

Обычно, когда режиссер начинает говорить с несколькими героями в общественном месте, скажем, у ворот фабрики, проходящие мимо люди останавливаются послушать и принять участие в разговоре. Если интервьюер не настаивает лишь на своем мнении, разговор может превратиться в задушевную беседу или диспут, вне зависимости от того, какую тему собирался обсудить автор. В момент поворота разговора режиссеру следует сказать что-то вроде: "Не могла бы та дама в красном жакете сказать несколько слов о политике профсоюза относительно профилактики несчастных случаев?". Скорее всего, дама откликнется на Вашу просьбу.

Существует техника, часто применяемая в уличных интервью, которая называется "глас народа". Она состоит в том, что большому количеству людей задают несколько одинаковых вопросов. Такое интервью может демонстрировать единодушие или несогласие по тому или иному вопросу. Вставки такого интервью помогут избежать занудства и назидательности, скажем, в фильме о сложной политической проблеме.

В фильме о докторе Споке мне пришлось сократить трехчасовые речи героя до объема двенадцати минут. Режиссер М. Рабигер сделал это, организовав материал как спор между Споком и людьми с улицы.

Подготовка и базовые навыки интервьюера

Интервьюер должен иметь четкое представление о том, что он хочет выяснить, то есть быть подготовленным к разговору. Но не следует готовить развернутый сценарий интервью, это может превратить героя в актера, послушно выполняющего Ваши команды.

Поддерживайте с интервьюируемым контакт невербальными средствами. Улыбка, покачивание головой, озадаченный вид покажут герою, что Вы внимательно и заинтересованно его слушаете. Пэр Моррис делал блестящие интервью, сохраняя молчание.

Как добиться естественности

Задача интервьюера — выявить личность героя, его потенциал, не допустить отклонений от темы и в то же время создать спокойную атмосферу на съемочной площадке.

Заранее обсудите с героем, о чем Вы хотите говорить перед камерой, а о чем — нет. Начинающие режиссеры часто совершенно напрасно стесняются устанавливать границы того, что их интересует. Подготовьте героя к тому, что не все интервью попадет в фильм. К примеру, можно сказать: "Мы всегда снимаем гораздо больше, чем используем. Вы не сделали ничего неправильного". Обычно обид не бывает, герой просто понимает, что режиссер берет направление беседы в свои руки.

Первые вопросы интервью должны быть шутливыми и легкими. Этим Вы даете понять герою, что ему не нужно ничего менять в своем поведении только из-за того, что включена камера. Чтобы добиться естественности от героя, будьте расслаблены сами, ведь тон интервью задает режиссер.

Подготовьте небольшой список вопросов, которые Вы хотите задать, и держите его на коленях. Это позволит Вам спокойно слушать ответы героя,зная, что всегда можно подсмотреть в список (если у вас кончатся идеи, как иногда бывает). Заканчивая интервью, удостоверьтесь, что выяснили ответы на все интересующие Вас вопросы. Обычно еще при работающей камере я спрашиваю, не упустили ли мы что-нибудь. Это дает герою право последнего слова.

Вопросы рамок

Перед тем, как идти на интервью, сформулируйте вопросы, которые собираетесь задавать. Они должны звучать естественно, четко и ясно, не допускать нескольких интерпретаций. Избегайте общих вопросов типа: "Расскажите о самом запоминающемся случае из своей жизни". Соблюдение этих правил поможет Вам вести за собой героя, а не следовать за ним.

Несколько практических советов:

• Задавайте вопросы, отвечая на которые, герой затронет интересующие Вас темы.

• Не бойтесь задавать нужное вам направление беседы.

• Поддерживайте невербальный контакт с героем.

• Если герой стремится контролировать ход интервью, позвольте ему на каком-то этапе делать это — Вы сможете выявить нечто значительное в характере персонажа.

• Помните, что делаете фильм Вы, и не теряйте полностью контроль над ситуацией.

• Полагайтесь на свою интуицию.

Интервью на сложную тему

Существует главное правило для интервьюеров: начинайте с фактических вопросов, оставляя более эмоционально насыщенные на вторую половину разговора.

Многие люди слишком горды или слишком реалистичны для того, чтобы жаловаться. Если Ваш герой — из этой породы людей, он сломает свои внутренние запреты лишь в том случае, если Вы сумеете убедительно объяснить, что его откровенность поможет спасти других от подобной участи. Без этого прекрасного и щедрого человеческого импульса многие документальные фильмы не состоялись бы.

Границы давления

Опытный интервьюер обычно начинает с вопросов, касающихся сферы, в которой герой чувствует себя спокойно и уверенно, постепенно продвигаясь на новую территорию, приглашая интервьюируемого пересечь новые эмоциональные границы. Таким образом интервью развивается по нарастающей, в соответствии с законами драматического искусства.

Чтобы интервью состоялось, герой должен на экране впервые пережить нечто важное.

Научитесь чувствовать момент, когда участник хочет сказать что-то, но не уверен, стоит ли рисковать. Ваше мягкое "и...?" или "да, продолжайте" послужит сигналом поддержки. Не бойтесь пауз. Молчание ведущего — наиболее сильное приглашение идти дальше. Только неопытный интервьюер считает молчание отказом от продолжения разговора, не видит его драматической насыщенности. Самая главная причина неудачных интервью — неумение слушать.

Правильный порядок вопросов

Единственный приемлемый порядок задаваемых вопросов тот, который имеет значение для интервьюируемого. В процессе монтажа Вы сможете организовать вопросы и ответы в соответствии с художественной концепцией.

Однажды М. Рабигер снимал фильм о двенадцатом ребенке Льва Толстого, дочери Александре Толстой. Героиня была нежеланным ребенком и узнала об этом печальном факте еще в детстве. Это наложило отпечаток не только на юность Александры, но и на всю ее жизнь. Режиссер надеялся, что сможет коснуться этой темы, и опасаясь ранить героиню, отложил наиболее острые вопросы на конец интервью. Но противоречивые чувства героини к родителям пронизывали все, что она говорила о себе. Трудно было предположить, что восьмидесятишестилетняя женщина сможет так остро переживать воспоминания детства.

Наиболее выразительные моменты в интервью — взрыв правды, то, что Жан Руш называл "исключительными моментами".

Вера в собственную власть

Запомните, что роль летописца, которую Вы на себя берете, позволяет быть требовательным и непреклонным, что в обычной жизни было бы истолковано как бестактность.

Большинство Ваших героев поймут, что Вы ставите перед собой благородные задачи, и будут помогать Вам. Если Вы сомневаетесь в собственном праве вторгаться в жизнь других людей, подумайте о том, что каждый человек сомневается в своей значимости, и Ваше приглашение стать участником съемок будет означать признание заслуг и талантов будущего героя фильма.

Одновременно Вы должны помнить о том, что профессия режиссера подразумевает такую же степень ответственности, как профессия священника или врача.

Наши рекомендации