Перемещения и средства перемещения
Перемещение — способ повествования, средство соединения отстоящих в пространстве и времени блоков, способ, формирующий стиль фильма и выражающий точку зрения автора.
В жизни перемещения мало заметны — они происходят либо медленно, либо мы отвлекаемся на что-то. Повествование выделяет перемещения словами "прошло время". Перемещение может быть не только в пространстве или во времени. Скажем, за изображением пьяницы, выпивающего свое утреннее пиво в баре, следует изображение женщины, пьющей сок за завтраком; внимание в этом случае зафиксировано на разновидностях процесса. Поскольку указание времени в повествовании не всегда важно, связки между блоками могут быть явными или скрытыми. Например, словами "и прошло время" можно обозначить несогласованность двух последовательно сменившихся картин. Простая перебивка одного кадра другим может означать для зрителя смысл, выраженный словами "вот еще был случай".
Последовательное сочетание кадров, изображающих подростка, дремлющего на заднем сидении автомобиля во время долгого путешествия, резко тормозящий автомобиль и бездыханное тело мальчика — очень сильная по эмоциональному воздействию связка.
Соединяющим звеном может выступать звук. Переход от изображения лесного ландшафта к городскому пейзажу при продолжающемся пении птиц может означать, что сердце героя осталось в лесу.
Владение языком экрана подразумевает серьезное осмысление представленных в фильме событий. Те, кто долго работают в области документального кино, чувствуют экранный язык интуитивно. Новичку же необходимо концентрировать внимание на естественных процессах человеческого восприятия. Вы не совершите серьезной ошибки, если не будете оторваны от реальной жизни. Чтобы действовать осознанно, читайте Джойса и Пруста, анализируйте собственное восприятие действительности.
Камера дает эффект объективности изображения событий. Используя его, мы придаем отображаемому событию глубокий внутренний смысл.
Студентам часто кажется, что кино — род алхимии, преображающей реальность в соответствии с тем, что снято на камеру. На самом деле кино скорее рамка или магнит — оно делает правду еще более правдивой, а ложь — еще более лживой, изменяя масштаб. Любой человек, который сначала наблюдал процесс работы над фильмом, а потом посмотрел сам фильм, удивляется, насколько последнее значимее первого.
Повторим: документальный фильм — не отфильтрованная в соответствии с той или иной версией череда событий, но поток организованного автором зрительского сознания.
Жизнь учит нас пониманию основных сил, движущих миром. Если в своем фильме Вы беретесь показать, как действуют эти силы, и стараетесь выразить, что Вы чувствуете в связи с происходящим, Ваша работа принесет Вам облегчение и успокоение. Работа над таким фильмом — творческий процесс, бесконечно интересный и сближающий Вас с окружающим миром, дающий возможность выражения собственного внутреннего роста.
В документалистике процессы познания бесконечны. В начале у Вас в руках лишь нить, приводящая Вас к открытиям; открытия дают новые нити и, соответственно, требуют дальнейших усилий. Творчество — будь то работа над романом, оперой или документальным фильмом — лучший стимул для поиска нового.
Снимать кино рискованно. В работе над фильмом принимает участие множество людей, и Вы можете потерять себя среди устаревших взглядов и критичности коллег. Поэтому Вам потребуется твердое осознание Ваших творческих целей и задач.
Работая рядом с другими людьми, используйте возможность проверить, как они воспринимают Ваши идеи, учитесь прислушиваться к их мнению — иногда это может быть очень полезно.
Увы, не в каждой съемочной группе царит атмосфера взаимопонимания. Иногда внутри коллектива возникает ревностное соревнование из-за зарплаты, покровительства начальства и пр. Это может неприятно шокировать, но еще хуже, когда подобные вещи расстраивают Ваши рабочие планы.
Глава IV. ПОДГОТОВКА К СЪЕМКАМ
Подготовительный период — время принятия всех решений относительно будущего фильма. Для документалиста это значит выбрать тему, произвести необходимые исследования, собрать съемочную группу, подобрать технику, определить методику, детали и расписание съемок.
Глубина осмысления, степень предвидения проблем и возможных препятствий на этом этапе обеспечат успешность съемок, более того, эти приготовления определят, будет ли конечный результат соответствовать первоначальному замыслу. Снимать документальное кино, вопреки представлениям о спонтанности авторских поисков во время самих съемок, означает раскрыть внутреннюю сущность явления, определенную и обозначенную до начала работы.
Вернер Герцог лаконично ответил на вопрос о том, какие интеллектуальные сражения происходят в съемочный период, — "съемки — не эстетика, а атлетика".
Герцог непререкаемым тоном объяснил озадаченному слушателю, что съемки — такая изматывающая вещь, которая не оставляет места для появления редких, исключительных мыслей и находок. Франсуа Трюффо говорит о том же в своем фильме, где сам играет режиссера-постановщика. В начале работы команда горит желанием снять шедевр, но когда производственный период переваливает за половину, съемочную группу и ее руководителя беспокоит лишь одна мысль — довести работу до конца.
Моя собственная фантазия в процессе съемок превращалась в фантазии городского бакалейщика. Убедительно прошу Вас ограничить Ваше воображение и работать с реализуемыми идеями. Награды не даются за погибшие мечты, соизмеряйте ваши возможности и финансы.
Исследование темы
Каждый автор работает над исследованием темы по-своему, но есть и общие правила. Вы увидите, что исследования зависят не только от направления Ваших действий, но и от характера материала — "материал определяет метод". В определении темы следует отдать приоритет практичности: решите, действительно ли нужен фильм на эту тему, нет ли серьезных препятствий для реализации замысла, располагаете ли Вы возможностью подобрать стоящий материал для съемок. Напишите на руке: "Фильм может быть снят из того, что можно снять, а не из добрых побуждений". Обстоятельства могут изменять последовательность подготовительных действий, но всегда нужно держать в голове главную цель Вашей работы.
Несколько правил исследования:
• Определите интересующие Вас аспекты темы.
• Обдумайте изобразительный ряд так, как будто Вы делаете немой фильм.
• Контролируйте реальность. Набросайте предварительный перечень необходимого реквизита. Помните о ценах и финансовых возможностях. Неоднократно проверяйте наличность в течение предварительной работы.
• Обращайтесь к письменным источникам — статьям, журналам, книгам по теме, анализируйте их, отбирайте важное для вас. Посмотрите уже снятые фильмы на ту же тему, чтобы знать, чего следует избегать.
• Ознакомьтесь ближе с миром, о котором будете снимать, с людьми, местами, взаимоотношениями, отметьте, что нормально для этого мира, а что нетипично.
• Постарайтесь завоевать доверие будущих героев фильма. Обобщенно разъясните им Ваши цели, мотивы, возбудите интерес к проекту.
• Развивайте рабочую гипотезу — к этому этапу она серьезно изменится. Чем полнее Вы определите цель, тем лучше будете знать, что именно нужно снимать.
• Делайте пробы, снимайте и записывайте предварительные разговоры с теми, кого Вы хотели бы видеть участниками фильма. Это поможет Вам не ошибиться в выборе персонажей.
• Сделайте окончательную проверку заявки на работу — даже если это нужно только Вам лично — будет нелишним перепроверить все еще раз до начала съемок.
• Напишите "тритмент" (сценарный план) — письменное изложение фильма, как Вы его видите — это бывает нужно при обращении за финансовой поддержкой и, кроме того, поможет Вам упорядочить собственные идеи.
• Получите письменное разрешение у тех, кого Вы хотите снимать, особенно если это касается зон особого режима.
• Определите состав съемочной группы.
• Составьте расписание съемок и список ожидаемых трудностей.
• Составьте бюджет (смету).
• Спланируйте стратегию съемок для обеспечения результата, которого Вы ожидаете.
• Проведите "пристрелочные" съемки, чтобы члены Вашей команды нашли общий язык.
Заявка
Добиться точности заявки помогают организационно-тематические исследования темы.
Четко определенная цель и план работы, в свою очередь, способствуют взаимопониманию внутри съемочной группы. Заявка и сценарный план — то и другое убеждает тех, кто их будет читать (например, потенциальных спонсоров) в том, что готовится фильм впечатляющий и стоящий. Очень оживляет заявку использование цитат из речи персонажей будущего фильма. Заявка должна показать, что в основе замысла лежит оригинальный взгляд на сложные аспекты реальной жизни.
Освещая большие и малые жизненные проблемы, документалисты используют арсенал приемов художественного кино: ярко очерченные характеры, завязка, развитие, нарастание напряжения противостоящих сил, кульминация и развязка. Заявка должна показать, как и для чего используются эти средства.
Ниже предлагается образец заявки. Постарайтесь, заполняя пункты, не дублировать информацию — заявка должна быть ясной, сжатой, свободной от повторений.
Образец заявки:
Рабочее название_____________
Режиссер____________ Оператор____________
Звукооператор_______________ Редактор_____
Другие члены съемочной группы (их фамилии)_____
______________________________________________
1. Рабочая гипотеза и интерпретация.
Ваше восприятие того мира, о котором вы хотите рассказать.
В жизни я верю в…
Мой фильм покажет это так… через...
Главный конфликт между … и ...
В целом я хочу, чтобы зритель понял...
2. Тема.
— объекты фильма (люди, группа, окружение, социальные условия и т. д.);
— необходимая звуковая информация для понимания внутренней сущности мира, который Вы хотите открыть зрителю.
3. Согласование действий.
Включите следующие пояснения:
а) какой конфликт выражен действием?
б) какова ожидаемая последовательность событий?
в) что вносит данный фрагмент в общую концепцию фильма?
г) какие факты предназначены для восприятия аудиторией?
д) какой символический ключ к проблеме Вы предлагаете?
4. Главные герои.
О каждом напишите короткий параграф, включающий следующее:
а) кто — имя героя, отношения с другими действующими лицами;
б) где — место действия;
в) что — роль героя, чем он интересен.
5. Конфликт:
— к чему стремится каждый из героев?
— каковы принципиальные разногласия героев?
— противопоставляются ли в фильме разные мнения, взгляды?
6. Убеждения аудитории.
Нужно не только раскрыть диалектику авторской мысли, но и показать те предрассудки, мнения и ожидания аудитории. Опишите:
— убеждения, взгляды зрителей;
— какие аргументы Вы собираетесь предъявить зрителю.
7. Интервью:
— имя интервьюируемого, его роль в жизни, роль в структуре фильма.
8. Построение фильма:
— как и откуда появляется необходимая по ходу фильма информация?
— какова последовательность действий?
— как последовательность действий соответствует логике развития сюжета?
9. Форма и стиль.
Сделайте специальные заметки о съемке в соответствии с обозначенными Вами стилевыми особенностями, влияющими на развитие действия: тип и количество перебивок, движение камеры и др.
10. Итог. Финал.
Опишите, как должен окончиться фильм. Сравните конец и начало — получается ли связанное повествование?
11. Бюджет. Перечень расходов на производство фильма (смета) прилагается к заявке.
Начните составлять список возможных последовательных видеопланов и встречаться с героями для неформального общения.
Представим, что Вы делаете фильм о школьном музыкальном ансамбле. Вы не просто перечисляете события в жизни коллектива, например, перемены в составе или нечто подобное, Ваша цель — показать фанатизм и полувоенную дисциплину музыкантов как причину успеха.