Темы, которых следует избегать
Многие темы приходят в голову только потому, что муссируются средствами массовой информации. Избегайте:
• Тем, о которых имеете смутное представление.
• Тем, касающихся Ваших нерешенных собственных проблем (не надейтесь найти во время работы над фильмом ответы на личные вопросы, тяготящие вас, лучше посетите хорошего психотерапевта).
• Всего типичного (потому что ничто типичное не может быть по-настоящему интересным).
• Проповедей, моральных назиданий любого рода.
• Тем, затрагивающих вопросы, на которые у Вас уже готовы ответы.
Перемещения и трансформации
После периода бережного самоанализа и размышлений выберите две или три темы, даже несовершенные и нуждающиеся в доработке, и начинайте думать над их развитием так, как если бы это были настоящие темы документального фильма. Если Вы исходите из собственного жизненного опыта, найдите других людей, находящихся в сходной с Вашей ситуации и переложите их истории в сценарии. Это освободит Вас от сосредоточенности на себе и позволит сконцентрироваться на драматической правде, на поиске скрытых идей.
Когда вы нашли тему и объект съемок, спросите себя:
• хочу ли я это снять?
• лежит ли у меня к этому душа?
• достаточно ли моих способностей и средств для раскрытия этой темы?
• что нового мне нужно выяснить об этой теме?
• что я покажу?
• с какими фильмами ясобираюсь соревноваться?
• что должен знать зритель, чтобы понять мой фильм?
Когда обсуждаете фильм с будущими участниками:
• спрашивайте;
• не будьте высокомерны с собеседником, добейтесь его доверия;
• не раскрывайте своих замыслов в целях получения информации;
• используйте связи, пусть вас рекомендуют;
• расспрашивайте героев друг о друге;
• делайте пробные интервью, записывая на магнитофон;
• обозначьте речь каждого участника;
• дайте характерам и ситуациям метафорические имена;
• определите, что даст тот или иной эпизод фильму;
• определите микрокосм и макрокосм фильма;
• определите, в чем внутренний смысл и каковы способы отражения этой драмы на экране.
Определяя рабочую концепцию:
• решите, какой конфликт и какие противоречия Вы хотите показать;
• решите, каково назначение каждого персонажа.
Составляя рабочее расписание:
• не сжимайте распорядок — люди должны есть и пить;
• снимайте сначала несложное;
• обсуждайте расписание;
• помните о времени на дорогу;
• раздайте всем копии расписания;
• получите разрешение властей;
• получите подписи участников на право использования их слов и изображения.
Глава III. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЭКРАНА
Не откладывайте эту главу в сторону со словами: "А, это всего лишь азбука!" На этих страницах — информация, которая поможет Вам овладеть языком экрана. Ведь снять фильм — значит вступить в диалог с аудиторией. Зритель воспринимает Вашу работу не как философскую теорию — умом, а как музыку — чувствами.
Каждый язык имеет свою грамматику, свои условности. Кино существует всего столетие, но уже через двадцать лет после своего рождения оно стало искусством, имеющим язык, который мы с успехом используем и сегодня.
Язык фильма — комплекс условий, которые позволяют рассказать о чем-либо с помощью образов, действий, звуков и слов. Этот язык обязан своим существованием общности законов восприятия и логики для всех искусств. Художественные решения опираются на инстинкт восприятия, общий для всех.
В этом разделе М. Рабигер предлагает рассмотреть различные составляющие языка кино.
Значение кадра и его расшифровка
Кадр — это запечатленный образ, несущий некую мысль.
Если Вы действительно понимаете, что в кадре, значит Вы знаете, что зашифровано в нем. Когда мы знаем о смерти оператора, то нам легко найти скрытый смысл последнего кадра (мелькает в расфокусе небо, как если бы камера упала на землю). Труднее сделать это, если перед Вами "спокойный" кадр, скажем, цветы или свеча в руке.
Расшифровка — это активность аудитории, которая зависит от того, как далеко автор ведет за собой зрителя по тропе метафорических ассоциаций.
Ось
В следующий раз, когда Вы будете рядом с двумя спорящими людьми, заметьте, как Ваше внимание переходит с одного спорщика на другого. Та воображаемая линия, по которой движутся их чувства и мысли от одного к другому, и есть ось, а Вы находитесь в положении камеры, повторяющей это движение.
Представьте себе напряженный разговор, который становится все эмоциональнее, переходя в скандал. Вы будете больше смотреть на того, кто слушает, а не кричит. Кричащего и так слышно, важнее то, что происходит со слушающим. Этот психологический эффект используется и в кинематографе.
Подтекст
Когда мы видим разговор на экране, мы не только прислушиваемся к словам, мы идем дальше, пытаясь найти ключ к пониманию мотивов, скрытых чувств и мыслей героев. Мы ищем подтекст, он-то и дает развитие драме. Сделать подтекст доступным для понимания — задача не только режиссера, но и сценариста, оператора, редактора.