Помогите животным найти свой дом
Цели: расширять представления детей о животных, активизировать словарь, уточнять видо-родовые отношения, учить правильно использовать слова с разной степенью обобщения в речи, учить аналитическому чтению.
Оборудование: игрушечный домик (сарай), макет леса, игрушки-животные: корова, свинья, коза, лошадь, лиса, волк, заяц, белка.
Речевой материал: названия животных; дикие, домашние животные. Животные заблудились (потерялись). Помогите найти дорогу. Где живет корова (заяц...)?
Ход игрыУ педагога на столе разные животные (дикие и домашние). Педагог предлагает детям рассмотреть и назвать животных, имитировать их действия (лиса и заяц прыгают, волк бегает, корова ест траву), затем сообщает: «Уже поздно, темно. Животным нужно идти домой. Помогите им найти дорогу». Он указывает на макет сарая и леса (лучше, если макеты находятся на разных концах стола или на двух партах). Педагог предлагает детям взять разных животных и помочь им найти дом: «Где живет лиса?» Ребенок размещает лису в лесу, говорит или прочитывает предложение: «Лиса живет в лесу». Дети размещают всех животных в сарае или в лесу, уточняя, где они живут.
После того как все животные нашли свой дом, педагог уточняет: «Кто живет в лесу? Как называются эти животные?» Уточняется понятие «дикие животные». Таким же образом уточняется значение словосочетания «домашние животные».
Кто бегает, летает, прыгает, ползает, плавает?
Цели: уточнять понимание детьми обобщающего значения глаголов, учить составлять предложения с глаголами настоящего времени, учить аналитическому чтению.
Оборудование: картинки с изображениями птицы, рыбы, лягушки, бабочки, осы, жука, белки, змеи, мышки и др.
Речевой материал: Кто летает, ползает, плавает, бегает, прыгает? Птица летает, белка прыгает... и т.д.
Ход игрыИгра проводится на занятии по теме «Животные», когда дети познакомились со способами передвижения различных животных. Педагог раздает детям по несколько картинок с изображением животных, они отвечают на вопрос «Кто у тебя?» и называют животных. На доске прикреплены таблички со словами: «летает, ползает, плавает, бегает, прыгает», которые прочитываются. Педагог вызывает ребенка и предлагает ему разместить картинки под соответствующими табличками. Ребенок прикрепляет картинку под соответствующим словом и говорит: «Рыба плавает». Дети оценивают правильность выполнения задания, ребенок получает фишки по количеству правильно расположенных картинок. Таким образом размещаются все картинки. Затем педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Кто летает?» Дети отвечают: «Птичка, бабочка, оса летает». Таким же образом проводится работа и с остальными глаголами. Можно задавать и провоцирующие вопросы: «Рыба летает?», учить отвечать, используя конструкции с отрицанием или противопоставлением: «Нет, рыба плавает. (Рыба не летает, а плавает)».
Четвертый лишний
Цели: развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи, использовать сложные предложения с союзом «потому что».
Оборудование: четыре набора картинок с предметами разных тематических групп (овощи, фрукты, посуда, мебель).
Речевой материал: что лишнее? (Что не подходит?), конструкции типа: «тарелка лишняя, потому что это не мебель». Для чего нужны эти предметы?
Ход игрыПедагог размещает в наборном полотне или на фланелеграфе наборы картинок, в которых три картинки относятся к одной тематической группе, а одна - к другой. Например, в одном наборе находятся картинки с изображением стола, стула, шкафа и тарелки, в другом - помидора, сливы, моркови, лука. По такому же принципу подбираются и другие наборы картинок. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинки и сказать, что лишнее (что не подходит). Когда ребенок назвал предмет, педагог просит ребенка объяснить, почему он так считает. Взрослый помогает ребенку правильно построить сложное предложение. Можно записать предложение на доске в качестве образца. Если дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, педагог на примере одного набора картинок уточняет, к какой группе относится каждый предмет. Таким же образом проходит работа и с другими наборами картинок. Педагог не должен спешить помогать детям, сначала нужно выслушать все объяснения детей, и если они не точны, помочь детям установить правильные причинно-следственные связи.
Когда дети научатся правильно выделять четвертый лишний предмет, относящийся к другой тематической группе, можно предложить картинки с предметами, более близкими по функциональному признаку, например, домашние и дикие животные, столовая и чайная посуда, летняя и зимняя одежда, верхняя одежда и белье и т.д.
Опиши предмет
Цели: учить использовать вопросный и символический планы при описании предметов, составлять описание в определенной последовательности.
Оборудование: реальные предметы или муляжи (подбор предметов определяется темой занятия), карточки-символы или схема, на которой последовательно представлены символы, передающие величину, форму, цвет предмета. В зависимости от тематической принадлежности объектов подбираются дополнительные символы (где растет, где живет, где купили).
Речевой материал: названия предметов, опиши предмет. Что это? Какой по величине? Какой по цвету? Какой по форме? Где живет? Где растет? Для чего нужен? Где купили?
Ход игрыДетям предлагается описать знакомый предмет, например овощ. На первых занятиях описание предмета строится в виде ответов на вопросы: «Что это? Какой по форме? Какой по величине? Какой по цвету? Какой по вкусу? Где растет? Для чего нужен? Где купили?» Составленное описание прочитывается детьми. Когда у них будет накоплен опыт описания предметов по вопросному плану, педагог может использовать одновременно и вопросный, и символический план. Для этого рядом с вопросом размещается карточка-символ, уточняется значение символов (предмет может быть большой или маленький, круглый, квадратный, разного цвета и т.д.).
С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать символический план. Педагог предлагает описать предмет, уточняя по схеме карточек-символов последовательность описания (о чем нужно сказать сначала, о чем потом). При необходимости вводятся новые символы, значение которых уточняется. Например, при описании одежды вводится карточка с символами разных магазинов, при описании животных - карточка с символами дома, леса, гнезда.
Посылка
Цель: учить описывать предметы и узнавать их по описанию, закреплять навыки чтения.
Оборудование: коробка, в которой в бумажных пакетах лежат овощи и фрукты (по одному в пакете). Могут использоваться предметы других групп (игрушки, одежда и др.).
Речевой материал: Почтальон принес посылку: овощи, фрукты, опиши, назови, угадай, а также слова, обозначающие свойства фруктов и овощей (форму, величину, цвет, вкус).
Ход игрыПедагог показывает детям коробку и сообщает, что рано утром почтальон принес посылку. Там овощи и фрукты. Педагог дает двум детям по пакету, предлагает заглянуть в них, а затем, не называя, что там, рассказать детям о предмете, который они получили в посылке. В случае затруднений педагог помогает ребенку с помощью наводящих вопросов: «Какого цвета фрукт? Он большой или маленький?» и т.д. Ответы ребенка записываются на доску. Когда ребенок расскажет все о фрукте или овоще в посылке, дети читают описание называют его. Отгаданные предметы кладутся на стол.
В конце игры дети, получившие посылки, угощают других детей фруктами или овощами.
Кому что надо?
Цели: уточнять представления детей о профессиях, о занятиях и трудовых действиях людей, учить называть функции и свойства предметов.
Оборудование: шапочка врача (с красным крестом), колпак повара, элементы костюмов представителей других профессий (по усмотрению педагога); коробка с игрушечными вещами - атрибутами различных профессий (шприц, лекарство, термометр, половник, ложка и др.).
Речевой материал: повар, врач, кто ты? кому что надо? Для чего нужно? Передай врачу (повару). Градусник нужен врачу. Что надо врачу (повару)?
Ход игрыПедагог вызывает двух детей, на одного надевает шапочку врача, на другого - колпак повара. Уточняет названия профессий, занятия врача, повара. Детей усаживают за стол лицом к другим детям. Затем педагог приглашает одного ребенка, предлагает ему достать из коробки вещь, назвать ее, рассказать, для чего она нужна, и передать ее по назначению. Например: «Это лекарство. Врач дает лекарство детям» или «Это нож. Ножом режут овощи, мясо. Нож нужен повару». Состав участников игры меняется. Можно ввести другие профессии: парикмахер, строитель, учительница и др.
Магазин
Цель: учить детей пользоваться побудительными конструкциями, описывать предметы, согласовывать слова в роде, числе, падеже; использовать слова с обобщающим значением «одежда», «обувь», «игрушки».
Оборудование: «магазин» с отделами «Одежда», «Обувь», «Игрушки». В каждом отделе «продается» по пять-шесть игрушечных вещей. Желательно иметь в каждом отделе несколько одинаковых вещей, отличающихся по цвету, размеру, например, платья или туфли разного цвета. Машина, в которую складывают купленные вещи.
Речевой материал: Что Вы хотите посмотреть? Что вам показать? Покажите мне, пожалуйста, красное платье ( синюю рубашку, черные туфли..., зеленый мяч...). Одежда, обувь, игрушки. Я купил(а) черные сапоги... Сапоги - это обувь.
Ход игрыПедагог продавец сообщает детям, что открылся новый магазин, и что они могут купить в магазине одежду, обувь, игрушки для кукол. Он вместе с детьми рассматривает предметы в каждом отделе, уточняет, почему данный предмет продается в этом отделе, вместе с детьми называет цвет, размер предметов.
Затем педагог предлагает детям что-нибудь купить, спрашивает: «Что Вам показать?» Покупатель отвечает: «Покажите мне, пожалуйста, красное платье в полоску». Вопросы и ответы могут быть записаны на табличках или на доске. После рассматривания вещи продавец спрашивает: «Вы хотите купить платье?»
Купленные вещи продавец кладет в отдельные бумажные пакеты, на которых пишет имя и фамилию покупателя. Все пакеты с купленными вещами складываются в машину. В конце игры машина с покупками приезжает к детям. Педагог предлагает детям прочитать имя, фамилию покупателя, спрашивает, что он купил. Можно спросить, в каком отделе куплена вещь или к какой группе предметов относится вещь («платье - это одежда»). Затем покупки раздаются покупателям.
Волшебная корзина
Цели: учить составлять описание животных по плану, расширять словарь по теме «Животные».
Оборудование: картинки с изображением диких и домашних животных, маски животных, конверты по числу детей, корзина, салфетка, написанный на большом листе бумаги вопросный план.
Речевой материал: вопросы плана, описания животных. Кто это? Расскажи о волке (собаке...). Я рассказывал о волке...
Ход игрыПедагог показывает детям большую корзину, накрытую салфеткой, и предлагает посмотреть, что там. В корзине лежат конверты по числу детей, маски животных, лист бумаги, свернутый в трубочку и перевязанный ленточкой. Педагог достает конверты и раздает их детям. Каждый ребенок вынимает из своего конверта картинку с изображением домашнего или дикого животного. Педагог достает из корзины лист бумаги, разворачивает его и закрепляет на доске. На листе бумаги написаны вопросы. Педагог сообщает детям: «По этим вопросам вам нужно рассказать о своем животном».
План
1. Кто это?
2. Домашнее или дикое животное?
3. Где он живет? Как называется его дом?
4. Какие части тела есть у него?
5. Чем питается? (Что ест?)
6. Как называют детей (детенышей)?
Один ребенок описывает животное, изображенное на его картинке, по этому плану. Педагог может записать описание на доске. После составления описания ребенок закрепляет свою картинку в наборном полотне, описание прочитывается.
После того, как все или несколько детей описали по плану своих животных, педагог достает из корзины маски. Он показывает одну маску и спрашивает: «Кто это? Кто рассказывал о волке?» В случае правильного ответа ребенок описывавший волка, получает маску. Когда все дети ответят на вопрос и получат маски, педагог организует с ними игру в хоровод.
На следующем занятии можно использовать составленные детьми описания животных и записанные на доске или на табличках для проведения игры «Угадай, кто это». Педагог раздает детям в случайном порядке картинки с изображением животных, которых дети описывали на предыдущем занятии. Затем он предлагает детям прочитать описание животного и угадать, кто это. Педагог заранее закрывает в тексте описания название животного. Дети читают описание, называют животное и подкладывают картинку с его изображением.
В качестве одного из вариантов игры на следующем занятии можно использовать рисование животного по описанию. Дети читают описание, называют животное и по представлению рисуют.
Аналогии
Цели: учить строить предложения по аналогии, пользуясь образцом; использовать союзы при построении сложного предложения.
Оборудование: картинки, на которых изображены животные и их детеныши. Например, на картинке-образце в верхней части изображена корова, а под ней внизу (или рядом) теленок. Подбираются соответствующие пары картинок (лошадь и жеребенок, свинья и поросенок, мышка и мышонок коза и козленок и т.д.). Можно использовать готовое пособие «Аналогии», в котором даны карточки с картинками.
Речевой материал: названия животных, их детенышей предложения типа: «У коровы теленок. У лошади жеребенок», «У коровы теленок, а у лошади...»
Ход игры
1-й вариант. Педагог раздает детям карточки, в верхней части которых находится изображение животного (козы, свиньи, кошки и др.). Картинки с изображениями детенышей выставлены в наборном полотне или лежат на столе. Педагог показывает первую картинку, на которой изображена корова, и подкладывает к ней картинку с изображением теленка. По этой паре картинок педагог составляет предложение-образец, например: «У коровы теленок». Затем предъявляет карточку с изображением лошади, просит подобрать соответствующую картинку с изображением жеребенка, задает вопрос: «Кто у лошади?». По аналогии составляется предложение « У лошади жеребенок».
2-й вариант. Для детей с более высоким уровнем речевого развития игра может быть усложнена. Педагог предъявляет сразу две пары картинок и задает вопрос: «У коровы теленок, а кто у лошади?» Вместе составляется образец предложения: «У коровы теленок, а у лошади жеребенок». Затем детям раздаются по две карточки с картинками, на одной из которых есть изображение животного и детеныша, а на второй только изображение животного. Ребенку необходимо подобрать соответствующее изображение детеныша и составить предложение по образцу.
3-й вариант. Детям предлагается дополнить написанные на доске предложения: «Бабочка летает, а жук...», «Лягушка прыгает, а волк...» «Змея ползает, а белка...»
Подбери пару
Цели: учить детей понимать функции предметов, использовать слова в правильной грамматической форме.
Оборудование: картинки с изображением предметов, которые могут использоваться в одной ситуации (карандаш и тетрадь, молоток и гвоздь, иголка и пуговица, нож и продукты питания, ложка и суп и др.).
Речевой материал: что это? Подбери пару. Для чего нужен (нужны)? Названия предметов. Образцы предложений: «Карандашом рисуют в тетради», «Ложкой едят суп»...
Ход игрыКаждому ребенку дается картинка с изображением одного предмета. Педагог демонстрирует одну из картинок (например, с изображением карандаша), спрашивает у детей, что это, и предлагает подобрать другую картинку («Что подходит?»). Картинки с изображением парных предметов находятся на столе педагога или в набор, ном полотне. Дети подбирают к изображению карандаша картинку с изображением альбома. Составляется предложение: «Карандашом рисуют в альбоме». Затем каждый ребенок должен подобрать картинку с изображением со. ответствующего парного предмета и сказать, для чего она нужны. Педагог помогает детям составить предложения: «Ножом режут колбасу», «Иголкой пришивают пуговицу» и др.